Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность. (1 час)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов имеет следующую структуру:

1) планируемые результаты изучения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12 2015 года и «Положением о разработке рабочей программы в ШКОЛЕ 25».

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; 

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.12.2014);

3. ООП СОО ШКОЛЫ 25;

4. Учебного плана ШКОЛЫ 25 на 2018 – 2019 учебный год.

Рабочая программа по истории реализуется на основе концентрической системы изучения данного предмета, по которой учащиеся обучались до 9 класса. Концентрическая система предполагает изучение всего курса истории именно до 9 класса, а затем его повторение в средней школе, т.е. переход на линейную систему в данный момент невозможен, так как материал был ранее уже изучен. Кроме того, на момент окончательного перехода основой и старшей школы на новые учебники по линейной системе дается 3 года. Школа начала переход на линейную систему в 2015-2016 учебном году, т.е., в этом 2018-2019 учебном году учащиеся 8-х классов изучают историю по линейной системе.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО школы, с учетом программ, включенных в ее структуру.

     Обучение ведется по учебно-методическому комплексу, который включает в себя:

10 класс:

1. Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России. С древнейших времён до конца XIX в.» учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: проф. уровни.- М.: Просвещение, 2016.;

2. Уколова В.И., Ревякин А.В., Несмелова М.Л. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» новейшая история: учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни.- М.: Просвещение, 2016;

3. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: ВАКО, 201431. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. 8 класс. М., Просвещение, 2017 г.

4. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. М., Просвещение, 2017 г.

5. Атлас и контурные карты по Истории России. XIX век. М., Просвещение, 2017 г.

 

11 класс:

 6. Шестакова В.А. История России XX – начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2017;

7. Улунян А.А., Сергеева Ю.И. Всеобщая история. Новейшая история. Базовый и профильный уровни. 11 класс. М.: Просвещение, 2017.

8. Улунян А.А., Сергеев Ю.И. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран». 9 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016;

10. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;

11. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;

12. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Тематические задания повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2014, что соответствует Перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, № 253 от 31.03.2014г, с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015, № 1529 от 28.12.2015; № 38 от 26.01.2016, № 459 от 21.04.2016; № 1677 от 29.12.16;. № 535 от 08.06.2017, № 629 от 05.07.2017

Дополнительные источники:

Электронные ресурсы:

http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cb695233-25c5-4bc1-8a7a-f5f08ba09537/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=7&klass=10

http://www.1sentember. ru

http://www.uroki.ru

http://www.metodiki.ru

http://www.school-collection.edu.ru

 

Количество часов на изучение предмета: в неделю 4 часа в 10 классе, 140 часов в год; в 11 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год. Всего за 2 года обучения- 276 часов, что соответствует учебному плану школы на 2018-2019 учебный год. 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражают:

личностное самоопределение учащихся, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  Метапредметные результаты отражают, освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

   Предметные результаты отражают, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 Личностные результаты отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Изучение предметной области "Общественные науки" обеспечит:

  • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы учащихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
  • понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Требования к предметным результатам освоения базового курса истории отражают:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

 Требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории включают требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражают:

1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;

2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.

 

Содержание учебного предмета

Класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. (58 часов).

Введение (2 часа)

Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. Понятие «Всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Современные концепции исторического развития. Периодизация истории, историческая хронология.

Класс

Новейшая история

Введение (1)

Основные концепции исторического развития: цивилизационная, формационная, теория модернизации, теория «длинных волн». Проблема соотношения общего и особенного, закономерного и случайного в истории. Роль личности в истории.

Класс

История России. (82 часа)

Введение (1 час)

Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофактовый подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпоха в развитии страны.

Тема 1. Предыстория народов России. Начало Руси. (11 часов)

Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства.  Норманны — варяги — Русь.

Характер Древнерусского государства в IX—X вв. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей. Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Тема 2. Русь в XI - XII вв. (8 часов)

Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб –князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава. Конец междоусобиц. Объединение Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 

Эволюционное развитие русских земель в XI—первой половине XII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Русская Правда как юридический памятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами». Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.

Тема 3. Русь в XIII - XV вв. (7 часов)

Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства.

Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.

Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государств Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.

Социально-экономическое развитие России. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.

Тема 4. Россия в XVI в. (7 часов)

Борьба альтернативных вариантов развития страны. Характер Московского государства в XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Многонациональный характер русского централизованного государства.

Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

России в европейской политике в XVI в. Западное направление внешней политики России в XVI в. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики.

Культура XVI в. Научные знания. Литература. Публицистика – царь Иван Грозный и его оппонент А. Курбский. Живопись - московская и новгородская школа, строгановское письмо.

Тема 5. Россия в XVII в. (11 часов)

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле. Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Тема 6. Россия в конце XVII - XVIII в. (18 часов)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е. Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Тема 7. Россия в первой половине XIX века. (13 часов)

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.

Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.

Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.

Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.

 

 Тема 8. Россия во второй половине XIX в. (11 часов)

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860–1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-е гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

 

Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России с древнейших времен  до конца XIX века. (1 час)

 

Класс

История России

Тема 1. Россия в начале XX в. ( 17 часов)

Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения.

Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики.

Роль государства в экономической жизни страны, j Монополистический капитализм в

России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг.

Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX —

начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.

Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II.

Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские

волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их

формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных

партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и

меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения

(П. Н. Милюков, П. Б. Струве).

Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между

державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.

Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение.

Вооруженное восстание в Москве и других городах. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.

  Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III

Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма.

Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения.

Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи».

Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.

Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.

Тема 2. Расколотая страна (революция и Гражданская война. 1917-1922 гг.) (10 часов)

По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в

Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и

буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры.

Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.

От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране. Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.  Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования

большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на

местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного

собрания.

Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы.

Конституция РСФСР. «Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.

  Начало «культурной революции», ее сущность.

Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение. Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.).

Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на

исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.

Тема 3. Становление советской модели общества в 20- 30-е годы ХХ века. (9 часов)

 

Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.

Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.

Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.   

Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.

Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с

неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и

искусство.

Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин. Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации

кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.

Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.

Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».

Тема 4. СССР на международной арене (20-30-е гг. ХХ в.) (3 часа)

Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики. Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.

Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.

Тема 5. Великая Отечественная война (9 часов)

Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.

Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР.

Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии

летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные

действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном

направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.

Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.

Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.

Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства.

Политика и культура.

СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания

антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.

Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.

Всеобщая история.

 

Темы Количество часов
1 Введение. 2
2 Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность. 1
3 Древний мир. 11
4 Средневековье. 13
5 Западная Европа на пути к Новому времени. 2
6 Экономика и общество. 10
7 Духовная жизнь общества. 8
8 Политические отношения. 5
9 Международные отношения. 4
10 Итоговое повторение. 2
  Итого 58

История России.

Темы Количество часов
1 Введение. 1
2 Предыстория народов России. Начало Руси. 11
3 Русь в XI-XII веках. 8
4 Русь в XIII-XV веках. 7
5 Россия в XVI веке. 7
6 Россия в XVII веке. 11
7 Россия в конце XVII- XVIII в. 12
8 Россия в первой половине XIX века. 13
9 Россия во второй половине XIX века. 11
10 Итоговое повторение. 1
  Итого 82

 Итого: 140 часов в 10 классе

3. Тематическое планирование. 11 класс

Новейшая история.

Темы Количество часов
1 Введение. 1
2 Мир в начале XX века. 8
3 Первая мировая война (1914 – 1918 гг.). 8
4 Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров. 5
5 Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е гг. XX века. 4
6 Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. XX века. 3
7 Распад Версальско-Вашингтонской системы. 1
8 Начало, ход и этапы Второй мировой войны. 3
9 Международные отношения во второй половине XX века. 1
10 Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40-х – 90-х гг. XX века. 2
11 Развитие стран Восточной Европы в 40-90-е гг. XX века. 12
12 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века. 4
13 Наука, культура и спорт в XX веке. 2
14 Общие черты и закономерности развития мира в XX веке. 1
15 Итоговое повторение по курсу «Мир в XX – начале XXI века. 1
  Итого 56

История России.

Темы Количество часов
1 Россия на рубеже XIX – XX веков. 17
2 Расколотая страна (революция и Гражданская война 1917 – 1922 гг.). 10
3 Становление советской модели общества в  20-30-е гг. 9
4 СССР на международной арене (20-30-е гг. XX века). 3
5 Великая Отечественная война. 9
6 Послевоенная страна (1945 – 1985 гг.). 1
7 «Холодная война». 13
8 Перестройка в СССР и «новое мышление». 6
9 Судьба государств и народов в составе России и СССР 3
10 История современной России. 7
11 Отечественная культура и наука в XX веке. 1
12 Итоговое повторение по курсу «История России в XX – начале XXI века». 1
  Итого 80

Итого: 136 часов в 11 классе

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (58 часов)

Календарно-тематическое планирование по истории России (82 часа)

Дата Тема урока Кол- во часов Вид контроля Д/З Корректировка

Введение (2 часа).

1.

  Введение. 1 Вводный тест Стр.3-5

2.

  История в системе гуманитарных наук. 1 Фронтальный опрос Стр.5-12

Тема 1. Предыстория.

3.

  Предыстория. 1 Фронтальный опрос §1

Раздел 2. Древний мир (11 часов).

Тема 2. Древний Восток.

4.

  Современные концепции возникновения древнейших цивилизаций. 1 Фронтальный опрос §2

5.

  Ближний Восток-колыбель древнейших цивилизаций. 1 Фронтальный опрос §2

6.

  Восточная деспотия. 1 Тест §3

Тема 3. Античность.

Часть 1.  Древняя Греция.

7.

  Крито-микенская эпоха. Архаическая Греция. 1 Фронтальный опрос §4  

8.

  Классический период истории Древней Греции. Древнегреческое язычество. 1 Фронтальный опрос §5  

9.

  Кризис полиса. Походы Александра Македонского. 1 Фронтальный опрос §5  

10.

  Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция» 1 Тест §4-5  

Часть 2. Древний Рим.

11.

  Римская цивилизация как часть античной цивилизации. 1 Фронтальный опрос §6

12.

  Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. 1 Работа по карточкам. §7

13.

  Культура Древнего Рима. 1 Фронтальный опрос §7

14.

  Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний мир» 1 Тест §6-7

Раздел 3. Средневековье (13 часов).

Тема 20. Встреча миров.

110.

 

Встреча миров. 1 Фронтальный опрос §26 111.

 

Европейское равновесие XVII-XVIII вв. 1 Фронтальный опрос §27

 Тема 7. Россия в первой половине XIX века (13 часов).

112.

 

Россия в начале XIX века. 1 Фронтальный опрос §55 113.

 

Павел I на троне. 1 Фронтальный опрос §56 114.

 

Александр I и его «молодые друзья» 1 Фронтальный опрос §56 115.

 

Наполеоновские войны. 1 Фронтальный опрос §57 116.

 

Внешняя политика России в начале XIX века. 1 Работа по карточкам §56 117.

 

Отечественная война 1812 г. 1 Фронтальный опрос §57 118.

 

Заграничные походы русской армии. 1 Тест §58 119.

 

Александр I и декабристы. Декабристы в Сибири. 1 Фронтальный опрос §59 120.

 

Николай I и его намерения. 1 Фронтальный опрос §60-62 121.

 

Крымская война. 1 Фронтальный опрос §63 122.

 

Образование и наука. 1 Фронтальный опрос §64-66 123.

 

Русская православная церковь. 1 Фронтальный опрос §67 124.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века» 1 Тест §55-67 125.

 

Сибирь в первой половине XIX века. 1 Фронтальный опрос Конспект

Тема 8. Россия во второй половине XIX века (11 часов).

126.

 

Эпоха освобождения. 1 Фронтальный опрос §68,69 127.  

 

 

Реформы 60-70-х гг. XIX века. 1 Работа по карточкам §70 128.

 

Реформы 60-70-х гг. XIX века. 1 Фронтальный опрос §71 129.

 

Внешняя политика России в 60-80 е гг. XIX века. 1 Фронтальный опрос §72,73 130.

 

Развитие хозяйства в пореформенной России. 1 Фронтальный опрос §74,75 131.

 

Драма после освобождения. 1 Фронтальный опрос §76,77 132.

 

На рубеже XIX- ХХ века. Александр III. 1 Фронтальный опрос §78,79 133.  

 

 

Россия в первые годы правления Николая II. 1 Работа по карточкам §80 134.

 

Россия в первые годы правления Николая II. 1 Работа по карточкам. §80 135.

 

Культура России XIX века. Просвещение и наука. 1 Фронтальный опрос §81-83 136.

 

Сибирь во второй половине XIX века. 1 Фронтальный опрос §84 Конспект

Итоговое повторение (1 час).

137.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века» 1 К/Р §68-84 138.

 

Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России с древнейших времен до конца XIX века. 1 Тест  

Итоговое повторение (2 часа).

139.

 

Национальные  войны. 1 Работа по карточкам §28 140.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основные итоги Всеобщей истории к концу XIX века» 1 Тест                    

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов имеет следующую структуру:

1) планируемые результаты изучения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12 2015 года и «Положением о разработке рабочей программы в ШКОЛЕ 25».

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; 

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.12.2014);

3. ООП СОО ШКОЛЫ 25;

4. Учебного плана ШКОЛЫ 25 на 2018 – 2019 учебный год.

Рабочая программа по истории реализуется на основе концентрической системы изучения данного предмета, по которой учащиеся обучались до 9 класса. Концентрическая система предполагает изучение всего курса истории именно до 9 класса, а затем его повторение в средней школе, т.е. переход на линейную систему в данный момент невозможен, так как материал был ранее уже изучен. Кроме того, на момент окончательного перехода основой и старшей школы на новые учебники по линейной системе дается 3 года. Школа начала переход на линейную систему в 2015-2016 учебном году, т.е., в этом 2018-2019 учебном году учащиеся 8-х классов изучают историю по линейной системе.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО школы, с учетом программ, включенных в ее структуру.

     Обучение ведется по учебно-методическому комплексу, который включает в себя:

10 класс:

1. Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России. С древнейших времён до конца XIX в.» учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: проф. уровни.- М.: Просвещение, 2016.;

2. Уколова В.И., Ревякин А.В., Несмелова М.Л. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» новейшая история: учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни.- М.: Просвещение, 2016;

3. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: ВАКО, 201431. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. 8 класс. М., Просвещение, 2017 г.

4. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. М., Просвещение, 2017 г.

5. Атлас и контурные карты по Истории России. XIX век. М., Просвещение, 2017 г.

 

11 класс:

 6. Шестакова В.А. История России XX – начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2017;

7. Улунян А.А., Сергеева Ю.И. Всеобщая история. Новейшая история. Базовый и профильный уровни. 11 класс. М.: Просвещение, 2017.

8. Улунян А.А., Сергеев Ю.И. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран». 9 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016;

10. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;

11. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;

12. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Тематические задания повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2014, что соответствует Перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, № 253 от 31.03.2014г, с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015, № 1529 от 28.12.2015; № 38 от 26.01.2016, № 459 от 21.04.2016; № 1677 от 29.12.16;. № 535 от 08.06.2017, № 629 от 05.07.2017

Дополнительные источники:

Электронные ресурсы:

http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cb695233-25c5-4bc1-8a7a-f5f08ba09537/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=7&klass=10

http://www.1sentember. ru

http://www.uroki.ru

http://www.metodiki.ru

http://www.school-collection.edu.ru

 

Количество часов на изучение предмета: в неделю 4 часа в 10 классе, 140 часов в год; в 11 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год. Всего за 2 года обучения- 276 часов, что соответствует учебному плану школы на 2018-2019 учебный год. 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражают:

личностное самоопределение учащихся, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  Метапредметные результаты отражают, освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

   Предметные результаты отражают, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 Личностные результаты отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Изучение предметной области "Общественные науки" обеспечит:

  • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы учащихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
  • понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Требования к предметным результатам освоения базового курса истории отражают:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

 Требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории включают требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражают:

1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;

2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.

 

Содержание учебного предмета

Класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. (58 часов).

Введение (2 часа)

Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. Понятие «Всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Современные концепции исторического развития. Периодизация истории, историческая хронология.

Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность. (1 час)

Понятие «предыстория человечества» и «первобытное общество». Периодизация первобытности. Современные концепции происхождения человека и общества. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Присваивающее и производящее хозяйства. Разделение труда. Неолитическая революция. Власть и управление в догосударственный период. Возникновение религии, морали, искусства. Предпосылки перехода к цивилизации. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Раздел 2. Древний мир. (11 часов)

Современные концепции возникновения древнейших цивилизаций. Гипотезы о происхождении государства, города, письменности.

Ближний Восток-колыбель древнейших цивилизаций.  Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Собственность, рабство на Древнем Востоке.

Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы. Складывание первых мировых империй. «Картина мира» в культурах древних цивилизаций. Осевое время. Возникновение иудаизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, зороастризма. Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: расцвет, кризис, падение.

Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.

Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность.

Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.