Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов имеет следующую структуру:
1) планируемые результаты изучения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12 2015 года и «Положением о разработке рабочей программы в ШКОЛЕ 25».
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.12.2014);
3. ООП СОО ШКОЛЫ 25;
4. Учебного плана ШКОЛЫ 25 на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа по истории реализуется на основе концентрической системы изучения данного предмета, по которой учащиеся обучались до 9 класса. Концентрическая система предполагает изучение всего курса истории именно до 9 класса, а затем его повторение в средней школе, т.е. переход на линейную систему в данный момент невозможен, так как материал был ранее уже изучен. Кроме того, на момент окончательного перехода основой и старшей школы на новые учебники по линейной системе дается 3 года. Школа начала переход на линейную систему в 2015-2016 учебном году, т.е., в этом 2018-2019 учебном году учащиеся 8-х классов изучают историю по линейной системе.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО школы, с учетом программ, включенных в ее структуру.
Обучение ведется по учебно-методическому комплексу, который включает в себя:
10 класс:
1. Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России. С древнейших времён до конца XIX в.» учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: проф. уровни.- М.: Просвещение, 2016.;
2. Уколова В.И., Ревякин А.В., Несмелова М.Л. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» новейшая история: учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни.- М.: Просвещение, 2016;
3. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: ВАКО, 201431. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. 8 класс. М., Просвещение, 2017 г.
4. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. М., Просвещение, 2017 г.
5. Атлас и контурные карты по Истории России. XIX век. М., Просвещение, 2017 г.
11 класс:
6. Шестакова В.А. История России XX – начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2017;
7. Улунян А.А., Сергеева Ю.И. Всеобщая история. Новейшая история. Базовый и профильный уровни. 11 класс. М.: Просвещение, 2017.
8. Улунян А.А., Сергеев Ю.И. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран». 9 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016;
10. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;
11. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;
12. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Тематические задания повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2014, что соответствует Перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, № 253 от 31.03.2014г, с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015, № 1529 от 28.12.2015; № 38 от 26.01.2016, № 459 от 21.04.2016; № 1677 от 29.12.16;. № 535 от 08.06.2017, № 629 от 05.07.2017
Дополнительные источники:
Электронные ресурсы:
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cb695233-25c5-4bc1-8a7a-f5f08ba09537/
http://videouroki.net/index.php?subj_id=7&klass=10
http://www.1sentember. ru
http://www.uroki.ru
http://www.metodiki.ru
http://www.school-collection.edu.ru
Количество часов на изучение предмета: в неделю 4 часа в 10 классе, 140 часов в год; в 11 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год. Всего за 2 года обучения- 276 часов, что соответствует учебному плану школы на 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражают:
личностное самоопределение учащихся, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные результаты отражают, освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Предметные результаты отражают, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Изучение предметной области "Общественные науки" обеспечит:
Требования к предметным результатам освоения базового курса истории отражают:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории включают требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражают:
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Содержание учебного предмета
Класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. (58 часов).
Введение (2 часа)
Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. Понятие «Всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Современные концепции исторического развития. Периодизация истории, историческая хронология.
Класс
Новейшая история
Введение (1)
Основные концепции исторического развития: цивилизационная, формационная, теория модернизации, теория «длинных волн». Проблема соотношения общего и особенного, закономерного и случайного в истории. Роль личности в истории.
Класс
История России. (82 часа)
Введение (1 час)
Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофактовый подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпоха в развитии страны.
Тема 1. Предыстория народов России. Начало Руси. (11 часов)
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства. Норманны — варяги — Русь.
Характер Древнерусского государства в IX—X вв. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей. Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Тема 2. Русь в XI - XII вв. (8 часов)
Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб –князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава. Конец междоусобиц. Объединение Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
Эволюционное развитие русских земель в XI—первой половине XII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Русская Правда как юридический памятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами». Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.
Тема 3. Русь в XIII - XV вв. (7 часов)
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства.
Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государств Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
Социально-экономическое развитие России. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.
Тема 4. Россия в XVI в. (7 часов)
Борьба альтернативных вариантов развития страны. Характер Московского государства в XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства.
Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
России в европейской политике в XVI в. Западное направление внешней политики России в XVI в. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики.
Культура XVI в. Научные знания. Литература. Публицистика – царь Иван Грозный и его оппонент А. Курбский. Живопись - московская и новгородская школа, строгановское письмо.
Тема 5. Россия в XVII в. (11 часов)
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле. Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Тема 6. Россия в конце XVII - XVIII в. (18 часов)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е. Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.
Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Тема 7. Россия в первой половине XIX века. (13 часов)
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в. (11 часов)
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860–1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-е гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России с древнейших времен до конца XIX века. (1 час)
Класс
История России
Тема 1. Россия в начале XX в. ( 17 часов)
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения.
Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики.
Роль государства в экономической жизни страны, j Монополистический капитализм в
России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг.
Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX —
начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II.
Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские
волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их
формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных
партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и
меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения
(П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между
державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение.
Вооруженное восстание в Москве и других городах. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III
Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма.
Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения.
Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи».
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Тема 2. Расколотая страна (революция и Гражданская война. 1917-1922 гг.) (10 часов)
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в
Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и
буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры.
Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране. Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции. Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования
большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на
местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного
собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы.
Конституция РСФСР. «Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение. Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на
исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Тема 3. Становление советской модели общества в 20- 30-е годы ХХ века. (9 часов)
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с
неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и
искусство.
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин. Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации
кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Тема 4. СССР на международной арене (20-30-е гг. ХХ в.) (3 часа)
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики. Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Тема 5. Великая Отечественная война (9 часов)
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.
Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР.
Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии
летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные
действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном
направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства.
Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания
антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Всеобщая история.
№ | Темы | Количество часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность. | 1 |
3 | Древний мир. | 11 |
4 | Средневековье. | 13 |
5 | Западная Европа на пути к Новому времени. | 2 |
6 | Экономика и общество. | 10 |
7 | Духовная жизнь общества. | 8 |
8 | Политические отношения. | 5 |
9 | Международные отношения. | 4 |
10 | Итоговое повторение. | 2 |
Итого | 58 |
История России.
№ | Темы | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Предыстория народов России. Начало Руси. | 11 |
3 | Русь в XI-XII веках. | 8 |
4 | Русь в XIII-XV веках. | 7 |
5 | Россия в XVI веке. | 7 |
6 | Россия в XVII веке. | 11 |
7 | Россия в конце XVII- XVIII в. | 12 |
8 | Россия в первой половине XIX века. | 13 |
9 | Россия во второй половине XIX века. | 11 |
10 | Итоговое повторение. | 1 |
Итого | 82 | |
Итого: 140 часов в 10 классе |
3. Тематическое планирование. 11 класс
Новейшая история.
№ | Темы | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Мир в начале XX века. | 8 |
3 | Первая мировая война (1914 – 1918 гг.). | 8 |
4 | Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров. | 5 |
5 | Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е гг. XX века. | 4 |
6 | Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. XX века. | 3 |
7 | Распад Версальско-Вашингтонской системы. | 1 |
8 | Начало, ход и этапы Второй мировой войны. | 3 |
9 | Международные отношения во второй половине XX века. | 1 |
10 | Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40-х – 90-х гг. XX века. | 2 |
11 | Развитие стран Восточной Европы в 40-90-е гг. XX века. | 12 |
12 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века. | 4 |
13 | Наука, культура и спорт в XX веке. | 2 |
14 | Общие черты и закономерности развития мира в XX веке. | 1 |
15 | Итоговое повторение по курсу «Мир в XX – начале XXI века. | 1 |
Итого | 56 |
История России.
№ | Темы | Количество часов |
1 | Россия на рубеже XIX – XX веков. | 17 |
2 | Расколотая страна (революция и Гражданская война 1917 – 1922 гг.). | 10 |
3 | Становление советской модели общества в 20-30-е гг. | 9 |
4 | СССР на международной арене (20-30-е гг. XX века). | 3 |
5 | Великая Отечественная война. | 9 |
6 | Послевоенная страна (1945 – 1985 гг.). | 1 |
7 | «Холодная война». | 13 |
8 | Перестройка в СССР и «новое мышление». | 6 |
9 | Судьба государств и народов в составе России и СССР | 3 |
10 | История современной России. | 7 |
11 | Отечественная культура и наука в XX веке. | 1 |
12 | Итоговое повторение по курсу «История России в XX – начале XXI века». | 1 |
Итого | 80 | |
Итого: 136 часов в 11 классе |
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (58 часов)
Календарно-тематическое планирование по истории России (82 часа)
№ | Дата | Тема урока | Кол- во часов | Вид контроля | Д/З | Корректировка | ||
Введение (2 часа). | ||||||||
1. | Введение. | 1 | Вводный тест | Стр.3-5 | ||||
2. | История в системе гуманитарных наук. | 1 | Фронтальный опрос | Стр.5-12 | ||||
Тема 1. Предыстория.
3.
Раздел 2. Древний мир (11 часов).
Тема 2. Древний Восток.
4.
5.
6.
Тема 3. Античность.
Часть 1. Древняя Греция.
7.
8.
9.
10.
Часть 2. Древний Рим.
11.
12.
13.
14.
Раздел 3. Средневековье (13 часов).
Тема 20. Встреча миров.
Тема 7. Россия в первой половине XIX века (13 часов).
Тема 8. Россия во второй половине XIX века (11 часов).
Итоговое повторение (1 час).
Итоговое повторение (2 часа).
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов имеет следующую структуру:
1) планируемые результаты изучения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 – 11 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12 2015 года и «Положением о разработке рабочей программы в ШКОЛЕ 25».
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.12.2014);
3. ООП СОО ШКОЛЫ 25;
4. Учебного плана ШКОЛЫ 25 на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа по истории реализуется на основе концентрической системы изучения данного предмета, по которой учащиеся обучались до 9 класса. Концентрическая система предполагает изучение всего курса истории именно до 9 класса, а затем его повторение в средней школе, т.е. переход на линейную систему в данный момент невозможен, так как материал был ранее уже изучен. Кроме того, на момент окончательного перехода основой и старшей школы на новые учебники по линейной системе дается 3 года. Школа начала переход на линейную систему в 2015-2016 учебном году, т.е., в этом 2018-2019 учебном году учащиеся 8-х классов изучают историю по линейной системе.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО школы, с учетом программ, включенных в ее структуру.
Обучение ведется по учебно-методическому комплексу, который включает в себя:
10 класс:
1. Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России. С древнейших времён до конца XIX в.» учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: проф. уровни.- М.: Просвещение, 2016.;
2. Уколова В.И., Ревякин А.В., Несмелова М.Л. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» новейшая история: учеб. для I0 кл. общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни.- М.: Просвещение, 2016;
3. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: ВАКО, 201431. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. 8 класс. М., Просвещение, 2017 г.
4. Атлас и контурные карты по Всеобщей истории. Новая история: 1800-1900. М., Просвещение, 2017 г.
5. Атлас и контурные карты по Истории России. XIX век. М., Просвещение, 2017 г.
11 класс:
6. Шестакова В.А. История России XX – начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2017;
7. Улунян А.А., Сергеева Ю.И. Всеобщая история. Новейшая история. Базовый и профильный уровни. 11 класс. М.: Просвещение, 2017.
8. Улунян А.А., Сергеев Ю.И. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран». 9 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016;
10. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;
11. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 11 класс. М.: ВАКО, 2016;
12. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Тематические задания повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2014, что соответствует Перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, № 253 от 31.03.2014г, с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015, № 1529 от 28.12.2015; № 38 от 26.01.2016, № 459 от 21.04.2016; № 1677 от 29.12.16;. № 535 от 08.06.2017, № 629 от 05.07.2017
Дополнительные источники:
Электронные ресурсы:
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cb695233-25c5-4bc1-8a7a-f5f08ba09537/
http://videouroki.net/index.php?subj_id=7&klass=10
http://www.1sentember. ru
http://www.uroki.ru
http://www.metodiki.ru
http://www.school-collection.edu.ru
Количество часов на изучение предмета: в неделю 4 часа в 10 классе, 140 часов в год; в 11 классе 4 часа в неделю, 136 часов в год. Всего за 2 года обучения- 276 часов, что соответствует учебному плану школы на 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражают:
личностное самоопределение учащихся, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные результаты отражают, освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Предметные результаты отражают, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Изучение предметной области "Общественные науки" обеспечит:
Требования к предметным результатам освоения базового курса истории отражают:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории включают требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражают:
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Содержание учебного предмета
Класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. (58 часов).
Введение (2 часа)
Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. Понятие «Всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Современные концепции исторического развития. Периодизация истории, историческая хронология.
Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность. (1 час)
Понятие «предыстория человечества» и «первобытное общество». Периодизация первобытности. Современные концепции происхождения человека и общества. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Присваивающее и производящее хозяйства. Разделение труда. Неолитическая революция. Власть и управление в догосударственный период. Возникновение религии, морали, искусства. Предпосылки перехода к цивилизации. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Раздел 2. Древний мир. (11 часов)
Современные концепции возникновения древнейших цивилизаций. Гипотезы о происхождении государства, города, письменности.
Ближний Восток-колыбель древнейших цивилизаций. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Собственность, рабство на Древнем Востоке.
Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы. Складывание первых мировых империй. «Картина мира» в культурах древних цивилизаций. Осевое время. Возникновение иудаизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, зороастризма. Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.
Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: расцвет, кризис, падение.
Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность.
Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 316.