Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Для поддержания порядка Государственная дума в этот день сформировала Временный комитет Государственной думы, а 1 марта — Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному собранию. 27 февраля 1917 г. издан Указ о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля. В этот же день собрался Совет министров, пославший царю просьбу о своей коллективной отставке. Совет министров перестал существовать.
По всей стране начали образовываться советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Уже в начале марта их число превысило 600.
Депутаты Думы подчинились царскому Указу о роспуске Думы, но собрались 27 февраля на неофициальное заседание, на котором создан Временный комитет Государственной думы «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Председателем комитета был избран октябрист М.В. Родзянко, в состав членов вошли бюро «прогрессивного блока»
2 марта 1917 г., еще до начала работы Временного правительства, распоряжением Совета рабочих и солдатских депутатов был опубликован «приказ № 1» по Петроградскому военному гарнизону и войскам Петроградского военного округа.
В приказе говорилось об образовании во всех воинских подразделениях выборных комитетов из нижних чинов и о подчинении этих комитетов по политической части Совету рабочих и солдатских депутатов.
Председатели губернских и земских управ были предупреждены о создании в ближайшее время Временного правительства.
Городская дума Петрограда (по поручению Временного комитета) начала формировать отряды милиции.
Временный комитет начал переговоры с исполкомом Петроградского совета о создании правительства, которое было сформировано в ночь на 2 марта.
2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. По закону о престолонаследии царствующий император не вправе был отказываться от престола в чью-либо пользу, он мог произвести отказ лишь по отношению к собственной персоне, предоставляя воцарение лицу, имеющему на то законное право. Поэтому Николай II передал власть брату Михаилу, но тот не имея гарантий сохранения власти в условиях нараставшей революции, отказался принять престол и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.
Многопартийный состав Временного комитета Государственной думы затруднял его работу. Внутренние политические и идеологические противоречия отразились и на деятельности созданного Комитетом Временного правительства.
Одним из последних указов императора князь Львов был назначен председателем ответственного перед палатами (Государственной думой и Государственным советом) правительства и тем самым нес на себе преемственность власти, делегированной ему от лица еще не свергнутой верховной власти (он же был руководителем Всероссийского Земского союза). Поэтому именно его кандидатура оказалась наиболее приемлемой при избрании председателя Временного правительства.
8 марта Совет министров был переименован во Временное правительство (и здесь подчеркивались правопреемственность и легитимность).
В составе Министерства внутренних дел были упразднены штаб отдельного Корпуса жандармов, Департамент полиции и Главное управление по делам печати. Было создано Главное управление по делам милиции. Функции уголовного розыска передавались Министерству юстиции. Политический розыск был передан Осведомительному отделу Главного управления.
После упразднения Главного управления по делам печати регистрация изданий стала осуществляться Всероссийской книжной палатой.
В составе Министерства внутренних дел был образован отдел по делам местного управления, руководивший деятельностью комиссаров Временного правительства. В тесном сотрудничестве с отделом находилось Особое совещание по местной реформе, готовившее законопроекты о комиссарах, милиции, административной юстиции, земствах и т.п.
В марте была объявлена полная амнистия, отменялась смертная казнь, национальные и вероисповедальные ограничения.
Отменялись все нарушения финляндской конституции, предполагалось созвать Сейм, на котором будут обсуждены основные законоположения и конституция Финляндии. Провозглашалась полная независимость Польши, которая оставалась связанной с Россией лишь «свободным военным союзом». Санкционировать эти решения должно было Учредительное собрание. Предполагалось значительное расширение административной автономии Литвы и Украины.
В самой России на местах власть губернаторов переходила к председателям губернских и уездных управ. Однообразных директив и установлений не существовало, создавались многочисленные комитеты и советы из представителей разных общественных групп. В деле строительства органов местного самоуправления осуществлялось самое широкое многообразие.
Программа Временного правительства
Временное правительство возглавил председатель «Всероссийского земского союза» Г.Е. Львов. Правительство выдвинуло программу: политическая амнистия, отмена смертной казни и ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23—28 февраля.Первый состав Временного правительства включал представителей крупного капитала, руководителей военно-промышленных комитетов, видных земских деятелей, руководителей кадетской партии. Единственным представителем социалистов был А.Ф. Керенский (министр юстиции).
Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть, ранее распределенную между царем, Советом министров, Государственной думой и Государственным советом.
Сенат, Синод, особые совещания были подчинены Временному правительству.
Вскоре создается Совещание товарищей министров Временного правительства, призванное рассматривать широкий круг вопросов, подготовленных Канцелярией Временного правительства.
Акты об отречении императора от престола рассматривались в заседании Сената. Там же Временное правительство принесло присягу. Тем самым подчеркивались преемственность и легитимность новой власти. Продолжало действовать большинство статей Основных законов Российской империи.
Прекратила свое существование Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Бездействовал Государственный совет.
После образования Временного правительства Временный комитет Государственной думы во главе с Родзянко продолжал свое существование в качестве общественной консультативной организации. В состав некоторых ведомств и учреждений были включены представители общественных организаций, советов, профсоюзов, кооперации и т.п.
В Петрограде возникло двоевластие: Временное правительство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имевший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря поддержке рабочих и солдат. Между ними сразу же проявились кардинальные разногласия по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.
10 марта Совет рабочих и солдатских депутатов образовал «контактную» комиссию для координации совместной работы с Временным правительством. Исполнительный комитет Петроградского совета пытался оказывать влияние на правительство, опираясь на демократические организации: советы, профсоюзы, партийные организации левого толка и т.п.
Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание, назначенные на сентябрь, реформу местного самоуправления, земельную реформу, в апреле создало систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-заводских комитетов. Будучи временной властью, правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы: на местах оно не имело надежного административного аппарата.
В июне 1917 г. около 390 местных Советов прислали своих делегатов на Всероссийский съезд Советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики.
Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсрочки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти Советов в массах не способствовало авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания.
Подготовку к выборам в Учредительное собрание проводила специальная комиссия (Всевыборы), составлявшая списки избирателей.
3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. Во втором коалиционном правительстве социалисты оказались в большинстве.
Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л.Г. Корнилов, популярный в патриотических кругах.
Корниловский мятеж
Глава коалиционного правительства А.Ф. Керенский издал указ об аресте генерала Корнилова и принял на себя верховное командование армией.
После корниловского мятежа министры-кадеты ушли из правительства. 1 сентября, вплоть до создания нового кабинета, управление государством приняла на себя Директория во главе с Керенским.
На основании решений Демократического совещания (сентябрь 1917 г.) Керенский сформировал третье и последнее коалиционное правительство.
Временное правительство, потерявшее авторитет в патриотических и консервативных кругах после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов.
1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. 14 сентября созвано Демократическое совещание из представителей советов, кооперативов, земств и армейских организаций.
Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако кризисы в правительстве привели к переформированию его состава: первое коалиционное правительство было образовано 5 мая, второе — 24 июля, третье — 25 сентября 1917 г. За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования); Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия; Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 335.