Организация инженерного обеспечения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общевойсковой командир принимает личное участие в организации инженерного обеспечения боя. Он обязан: учитывать и использовать данные инженерной обстановки при принятии решения; определять важнейшие задачи инженерного обеспечения боевых действий и доводить их до подчиненных, а также рассматривать и утверждать решение начальника инженерной службы на организацию ин­женерного обеспечения боя; организовывать взаимодействие между подразделениями родов войск и инженерными подразделениями; контролировать ход выполнения задач инженерного обеспечения.

Участие общевойскового командира в организации инженерного обеспечения боя начинается с получения задачи.

Общевойсковой командир в зависимости от характера предстоящих действий при оценке обстановки и принятии решения учитывает: имеющиеся инженерные данные о противнике; выполненных и выполняемых ими инженерных мероприятиях; состояние местности в районе предстоящих действий; возможности подчиненных подразделений по выполнению задач инженерного обеспечения.

При подготовке наступления с прорывом обороны противника общевойсковому командиру и штабу для всесторонней оценки обстановки необходимо иметь достаточно полные данные о характере и степени инженерного оборудования опорных пунктов (районов обороны) противника. Прежде всего, им важно знать места и виды сооружений, укрытий и инженерных заграждений противника. Наличие таких данных позволит выбрать наиболее целесообразное направление главного удара, более эффективно организовать огневое поражение противника, точнее определить подразделениям участки прорыва, места проделывания проходов в заграждениях и пути выхода подразделений к этим проходам.

Оценивая свои силы, командир должен знать возможности подразделений по проделыванию проходов в заграждениях и оборудованию переходов через естественные препятствия, а также о их возможностях по обеспечению продвижения подразделений в обход зон разрушений и заражения, которые могут быть созданы противником.

При оценке местности в районах предстоящих действий общевойсковой командир особое внимание обращает на ее проходимость на направлениях наступления подразделений и подступах к переднему краю обороны противника, в том числе по существующим дорогам и вне дорог, на характер естественных препятствий и возможные способы их преодоления на направлениях наступления.

В зависимости от характера вероятных действий противника и своих войск может возникнуть потребность и в других данных, которые необходимы командиру при принятии решения на бой. Эти данные могут быть уточнены при работе на местности или же в результате заслушивания подчиненных должностных лиц.

В результате всесторонней оценки обстановки общевойсковой командир в своем решении на наступление с прорывом обороны противника по вопросам инженерного обеспечения должен отразить: количество, места, время и способы проделывания и обозначения проходов в минно-взрывных заграждениях, разрушениях и переходов через препятствия для каждого атакующего подразделения; районы навешивания минных тралов; порядок преодоления заграждений подразделениями, не участвующими в атаке; состав, задачи и место обеспечивающих наступление инженерных подразделений.

При постановке задач приданному инженерному подразделению командир мотострелкового (танкового) батальона должен указать места и время проделывания проходов в заграждениях перед передним краем обороны противника и устройства переходов через имеющиеся препятствия на направлениях выдвижения и атаки переднего края, а также порядок их обозначения; место и направление перемещения инженерного подразделения в ходе наступления; порядок проделывания проходов в заграждениях противника при бое в глубине его обороны.

В интересах предстоящего форсирования водной преграды общевойсковой командир должен оценить ее характер, ему необходимо знать: как противник использует водную преграду в системе оборонительных позиций и районов; степень инженерного оборудования обороны на подступах к водной преграде и на противоположном берегу; возможные места для оборудования переправ; данные о самой водной преграде (ширина, глубина, скорость течения, состояние подходов, берегов); возможности подразделений по переправе самостоятельно и наличие приданных переправочных средств.

В решении на форсирование водной преграды общевойсковой командир наряду с другими вопросами определяет: способ, участки и порядок форсирования; порядок выдвижения и переправы подразделений; распределение имеющихся переправочных средств; вид и количество оборудуемых основных и запасных переправ, время их готовности; организацию комендантской службы; меры по охране и обороне переправ.

Приданным инженерным подразделениям с переправочными средствами общевойсковой командир указывает: задачи по ведению инженерной разведки мест переправ, время их оборудования и порядок содержания; направление, порядок подготовки и обозначения путей к переправам и места расположения контрольно-пропускных пунктов; место переправочных средств при выдвижении подразделений к водной преграде; порядок восстановления переправ при выходе их из строя.

При организации обороны общевойсковой командир в ходе оценки обстановки должен: учесть возможности противника по преодолению минно-взрывных заграждений и разрушений; исходя из оценки местности и наиболее вероятных направлений наступления противника, определить скрытые подступы к переднему краю обороны и районы, от удержания которых будет зависеть устойчивость обороны; изучить возможности использования защитных и маскирующих свойств местности при выборе и оборудовании позиций и районов расположения обороняющихся подразделений; уточнить время на выполнение задач инженерного оборудования района обороны.

В своем решении на оборону, а также в ходе рекогносцировки общевойсковой командир определяет: характер, очередность и сроки инженерного оборудования позиций и районов, занимаемых подчинен­ными подразделениями, начертание траншей; места, виды инженерных заграждений и время на их устройство; объекты, которые должны быть подготовлены к разрушению; проходы, оставляемые в заграждениях.

Оценивая обстановку в целях организации марша, общевойсковой командир особое внимание обращает на состояние назначенного для движения пути, наиболее трудных участков на нем и на определение порядка их преодоления; на характер местности, наличие естественных масок на маршруте движения и в районе дневного (ночного) отдыха и возможность их использования подразделениями. Это позволит ему определить, а затем и провести дополнительные мероприятия по подготовке подчиненных подразделений к маршу в заданных темпах с соблюдением требований маскировки, а также к инженерному оборудованию районов привалов и отдыха. Командир должен учесть возможности противника по дистанционному минированию путей и районов отдыха, применению высокоточного оружия, а также действия его десантно-диверсионных сил по разрушению дорожных сооружений и определить контрмеры, способствующие сохранению боеспособности подразделений и успешному совершению марша.

Таким образом, в ходе оценки обстановки, при принятии решения на наступление, оборону или марш общевойсковой командир выявляет и учитывает влияние инженерных мероприятий противника и условий местности на предстоящие действия своих подразделений, определяет наиболее важные задачи инженерного обеспечения. В последующем эти задачи доводятся до подчиненных в боевом приказе или распоряжениями.

Значительную часть инженерных данных о противнике и местности, учитываемых при принятии решения, общевойсковой командир и штаб обычно получают от НИС в ходе заслушивания предложений по инженерному обеспечению предстоящих действий. При этом командир может уточнить содержание и порядок выполнения задач инженерного обеспечения.

Для уточнения решения, принятого по карте, общевойсковой командир проводит рекогносцировку с командирами подчиненных и приданных подразделений, где заслушивает НИС по наиболее важным вопросам организации инженерного обеспечения. Это, прежде всего, относится к тем задачам, успешное выполнение которых общевойсковыми и инженерными подразделениями окажет существенное влияние на ход боевых действий.

Например, при подготовке наступления общевойсковой командир уточняет с командирами подразделений:

характер инженерного оборудования опорных пунктов и позиций огневых средств противника;

направления подготавливаемых путей, порядок их обозначения, время готовности и кто их готовит;

характер заграждений и препятствий у противника, места проходов, обозначение, время готовности и кто их проделывает, кто прикрывает действия саперов, порядок пропуска по проходам подразделений, время и места оснащения танков катковыми минными тралами;

места и виды переправ, время готовности, кто их оборудует и содержит, порядок переправы подразделений, меры по обороне переправ.

В обороне уточняются, прежде всего, места, виды и количество устанавливаемых заграждений, готовящиеся к разрушению объекты, время их готовности, кто выполняет эту задачу, кому и когда эти объекты передаются под охрану, задачи и объем фортификационного оборудования и другие вопросы.

На основании решения общевойскового командира на бой начальник инженерной службы и командиры подразделений на местности определяют порядок прикрытия огнем действий инженерных подразделений в районах выполнения задач, места этих подразделений в боевом (предбоевом, походном) порядке, сигналы взаимодействия, порядок связи и другие вопросы, диктуемые конкретной обстановкой.

В боевом приказе общевойсковой командир указывает инженерному подразделению задачи, которые должны быть выполнены при подготовке и в ходе боя, направление перемещения, с кем и как поддерживать связь.

Важным вопросом, который решается общевойсковым командиром после принятия решения и отдачи боевого приказа, является организация взаимодействия, в том числе подразделений родов войск с инженерными подразделениями, которые придаются им на усиление или действуют в их интересах.

Взаимодействие между подразделениями, выполняющими общую задачу, осуществляется непрерывно в ходе всего периода совместных действий. С изменением условий выполнения задач при необходимо­сти уточняется и порядок взаимодействия.

При подготовке и в ходе боевых действий общевойсковой командир и штаб осуществляют контроль за выполнением подразделениями задач инженерного обеспечения, ибо результаты качественного и своевременного решения этих задач могут существенно отразиться на действиях общевойсковых и других подразделений.

Контроль осуществляется заслушиванием докладов командиров подразделений и начальника инженерной службы при личном общении, с помощью средств связи, анализом донесений, а также непосредственным выездом к месту выполнения задачи. Выезд является наиболее предпочтительным способом контроля, в этом случае командир или офицер штаба может на месте не только убедиться в правильности и своевременности выполнения задачи, но и при необходимости оказать помощь подчиненным.

Инженерное обеспечение организуется одновременно с принятием решения и планировани­ем общевойсковым штабом боевых действий.

При ограниченном времени первейшей заботой начальника инженерной службы должна быть быст­рая подготовка данных по вопросам инженерного обеспечения, необходимых командиру для принятия обоснованного решения на бой. В таких условиях командир или начальник штаба, заслушав предло­жения и расчеты начальника инженерной службы, уточняет, в каком районе (на каком направлении) и на выполнении каких задач должны быть сосредоточены основные усилия по инженерному обеспече­нию.

Порядок и конкретное содержание работы НИС находятся в прямой зависимости от вида предстоя­щих действий, характера выполняемых задач инже­нерного обеспечения, условий обстановки, наличия времени, установленного порядка работы команди­ра, штаба, служб и от других факторов.

С по­лучением боевой задачи основными этапами работы НИС по организации инженерного обеспечения бое­вых действий обычно являются:

принятие решения на организацию инженерного обеспечения и доклад его общевойсковому коман­диру;

участие в рекогносцировке, проводимой общевой­сковым командиром;

планирование инженерного обеспечения и доведе­ние задач до подчиненных;

управление инженерными подразделениями и осу­ществление контроля за ходом выполнения ими за­дач при подготовке и в ходе боевых действий;

организация инженерно-технического обеспечения;

представление донесений по инженерному обес­печению боя.

При принятии решения на организацию инженер­ного обеспечения НИС определяет замысел инже­нерного обеспечения, задачи подразделениям родов войск и инженерных войск, основные вопросы вза­имодействия между ними и основы организации уп­равления.

Задачи и замысел инженерного обеспечения пред­стоящих действий определяются на основе уяснения боевой задачи и замысла боя, указаний общевой­скового командира и вышестоящего инженерного на­чальника по инженерному обеспечению и оценки об­становки.

Уясняя боевую задачу (замысел боя), на­чальник инженерной службы должен понять место подразделений в боевом порядке и общий характер предстоящих действий, направление наступления или районы, где сосредоточиваются основные уси­лия, порядок разгрома противника; определить на­личие времени на организацию боевых действий и их инженерное обеспечение. Во время уяснения бое­вой задачи начальник инженерной службы может получить от общевойскового командира или началь­ника штаба дополнительные указания о подготовке к предстоящим действиям. Все это дозволит началь­нику инженерной службы, используя свою рабочую карту и нанесенные на нее данные, при тактичес­ком ориентировании более детально представить рай­он предстоящих действий, возможный состав и рас­положение элементов боевого порядка и характер задач инженерного обеспечения, вытекающих из спо­собов действий подразделений при подготовке и в ходе боя.

Если к этому времени будут получены указания старшего инженерного начальника или распоряже­ние вышестоящего штаба по инженерному обеспече­нию, начальник инженерной службы должен будет уяснить: какие задачи, где и когда в интересах под­разделений будут выполнены силами и средствами старшего инженерного начальника; состав инженер­ных подразделений, придаваемых на усиление, место и время их прибытия; выделяемые средства инже­нерного вооружения (инженерные боеприпасы, иму­щество), время и место их получения и другие воп­росы.

На основании уяснения полученной боевой зада­чи и замысла боя, указаний общевойскового коман­дира по инженерному обеспечению и распоряжения (указаний) старшего инженерного начальника на­чальник инженерной службы производит расчет вре­мени на организацию инженерного обеспечения, при необходимости отдает предварительные распоряже­ния для ориентирования подчиненных ему штатных и приданных командиров подразделений о предсто­ящих задачах и о подготовке подразделений и ма­териальной части к действиям, а также ставит за­дачи на заготовку материалов и инженерных кон­струкций, на получение инженерных боеприпасов и инженерного имущества.

В целях выявления всего состава задач инже­нерного обеспечения и условий их выполнения НИС обобщает имеющиеся данные об обстановке и про­изводит ее оценку.

Оценку обстановки начальнику инженерной служ­бы целесообразно производить в такой последова­тельности: оценить противника, характер проводимых им инженерных мероприятий, состав его инженер­ных сил и средств, их возможности; оценить мест­ность в районе боевых действий, начиная со своего расположения и далее в районе, занимаемом про­тивником; оценить имеющееся время, состояние по­годы, влияние других факторов; оценить возможно­сти своих сил и средств по выполнению задач инже­нерного обеспечения предстоящих боевых действий. Завершить оценку обстановки следует определением задач и замысла инженерного обеспечения предстоя­щих действий.

В ходе оценки обстановки по всем ее элементам НИС постоянно должен иметь в виду выявление тех данных, которые прежде всего необходимо доло­жить общевойсковому командиру в целях использо­вания их при принятии им решения, а также вскры­тие тех условий, которые будут оказывать решающее влияние на объемы и способы организации выпол­нения задач инженерного обеспечения и действия подразделений инженерных войск.

Начальник инженерной службы при оценке про­тивника выявляет, что им сделано в инженерном отношении, а после установления состава и возможно­стей его инженерных подразделений определяет наи­более вероятные места и способы выполнения других инженерных задач.

В условиях предстоящего наступления важно знать: возможна ли установка ядерных мин против­ником, а если она возможна, то в каких конкретно местах и сколько (предположительно) за сутки боя; участки и рубежи, на которых могут быть установ­лены минно-взрывные заграждения, их наибольшую плотность, объекты, подготовленные к разрушению, характер минных полей (состав, глубину); какие участки, районы и места могут подвергнуться дистанционному минированию противником. Анализ таких данных позволит начальнику инженерной службы обоснованно определить условия и целесооб­разные способы выполнения задач по разведке и уничтожению ядерных мин, устройству проходов в различных заграждениях, а в дальнейшем и распре­делить по этим задачам имеющиеся инженерные си­лы и средства.

В интересах инженерного обеспечения форсирова­ния НИС должен иметь данные о водной преграде по конкретным ее участкам, о наличии и характере минно-взрывных заграждений, установленных про­тивником на подступах к водной преграде, ее берегах и в воде; о возможностях противника по попуску во­ды из водохранилищ; о местах и видах действующих переправ противника и другие сведения.

В обороне начальнику инженерной службы важно знать: какими средствами располагает противник для преодоления заграждений и проделывания в них проходов, каким образом можно затруднить ему выполнение этой задачи; возможности противника по применению дистанционных средств минирования, диверсионно-разведывательных групп.

Оценка местности в районе боевых действий яв­ляется весьма ответственным этапом работы началь­ника инженерной службы, влияющим па определение состава, объемов и условий выполнения боль­шинства задач инженерного обеспечения боя. Мест­ность может способствовать или затруднять передви­жение и маневр войск, организацию обороны, скрыт­ность расположения сил и средств, добычу воды и т. п. Начальник инженерной службы при оценке ме­стности должен уметь анализировать и выявлять те ее условия, которые могут способствовать действиям войск или затруднять их, и свои выводы об этом до­кладывать командиру. Кроме того, он должен уметь прогнозировать, как может измениться местность, ее проходимость при применении противником раз­личного оружия, и особенно ядерного.

В зависимости от вида предстоящих боевых дейст­вий НИС оценку местности осуществляет по-разному.

В наступлении главное внимание уделяется оцен­ке проходимости местности и условиям преодоления естественных препятствий, в том числе водных пре­град, которые могут оказать решающее влияние на темпы наступления. Оценивая местность, начальник инженерной службы определяет: наличие и состояние дорожной сети в исходном районе и на направле­ниях предстоящего наступления; возможность ис­пользования путей для выдвижения, развертывания и ведения наступления подразделениями с учетом на­личия на них полей невидимости; на каких участках (местах) потребуется выполнение задач по дообору­дованию путей с привлечением подразделений инже­нерных войск и родов войск; возможные способы уст­ройства переходов через препятствия и разрушения или направления их обхода. При наличии на направ­лении наступления водной преграды появляется за­дача по оборудованию и содержанию переправ для обеспечения форсирования преграды наступающими подразделениями. Оценивая водную преграду, НИС должен определить наиболее целесообразные места и способы переправы подразделений.

В обороне, а иногда и в исходном районе для наступления при выборе позиций, участков траншей, районов обороны или расположения начальнику ин­женерной службы необходимо: учитывать возмож­ность использования естественных препятствий в интересах обороны, а также тесно увязывать эти препятствия с создаваемыми заграждениями на направлениях, доступных для наступления против­ника; определить, какие дороги, ведущие, в глубину обороны, могут быть использованы противником для наступления, где и каким образом необходимо под­готовить разрушения; оценить грунт, его свойства и определить условия использования средств механи­зации для фортификационного оборудования пози­ций и районов, занимаемых подразделениями. Иног­да требуется оценить водообеспеченность района, глубину залегания грунтовых вод, наличие местных материалов для возведения фортификационных соо­ружений, возможность использования построек, име­ющихся в населенных пунктах, особенно при низких температурах.

При оценке имеющегося времени следует опреде­лить сроки на организацию инженерного обеспечения и на выполнение его задач, как при подготовке, так и в ходе боя. Учет метеорологических условий, времени суток даст возможность уточнить нормативы на вы­полнение предстоящих задач подразделениями. Все это позволит начальнику инженерной службы при организации инженерного обеспечения боя выявить наиболее целесообразные условия и способы выпол­нения задач.

Однако, чтобы можно было в целом составить замысел инженерного обеспечения предстоящих бое­вых действий, НИС должен оценить возможности своих сил и средств (инженерных, общевойсковых, а при необходимости и других подразделений родов войск) по выполнению предстоящих задач инженер­ного обеспечения. Для этого ему необходимо с уче­том создавшейся обстановки определить возможные сроки выполнения каждой основной задачи (они мо­гут быть различными для разных подразделений), принимая во внимание укомплектованность и уро­вень тактической, инженерной и специальной подго­товки подразделений. Такие содержание и порядок оценки обстановки являются типовыми.

На основании уяснения полученной задачи, за­мысла боя, указаний командира и распоряжения (указаний) старшего инженерного начальника, оценки обстановки и выявленных задач инженерно­го обеспечения НИС формулирует замысел ин­женерного обеспечения. Суть замысла заключается в том, чтобы определить, на выполнении каких важ­нейших задач, в какие сроки и на каком направле­нии (в каком районе) сосредоточить основные усилия по инженерному обеспечению, какие силы и средства необходимо выделить для выполнения этих задач.

Сформулированный замысел инженерного обеспе­чения дает возможность НИС отдать предваритель­ные боевые распоряжения подчиненным подразделе­ниям.

Предварительные боевые распоряжения по фор­ме и содержанию носят характер боевых распоря­жений. Отдаются они для того, чтобы подразделе­ния имели как можно больше времени на подготов­ку к боевым действиям и на выполнение поставлен­ных задач.

В предварительном боевом распоряжении под­разделению инженерных войск обычно указывается боевая задача подразделения (что, где, какими си­лами и средствами, к какому сроку выполнить) или место и время поступления на усиление общевойско­вого подразделения.

Если подразделению в предварительном боевом распоряжении ставится боевая задача в общем ви­де (в порядке ориентирования), то в дальнейшем в результате проведенных расчетов она может быть конкретизирована и уточнена в деталях, особенно после доклада начальника инженерной службы об­щевойсковому командиру своего решения на инже­нерное обеспечение боя. Предварительные боевые распоряжения отдают устно подчиненным команди­рам или по техническим средствам связи и через связных.

После отдачи предварительных боевых распоря­жений, доклада командиру (начальнику штаба) тре­бующихся данных из оценки обстановки и результа­тов предварительно выполненных расчетов НИС про­должает работу по принятию решения на организа­цию инженерного обеспечения боя.

В полном объеме содержание решения НИС на организацию инженерного обеспечения боя, как пока­зывает опыт, может включать: замысел инженерного обеспечения; задачи подразделениям родов войск и инженерных войск по инженерному обеспечению; вопросы организации взаимодействия подразделений инженерных войск; управление подчиненными под­разделениями.

Решение на организацию инженерного обеспече­ния оформляется на рабочей карте с краткими по­яснениями (при необходимости) на свободных полях этой карты или в рабочей тетради.

На карте, прежде всего, (еще при уяснении за­дачи и оценке обстановки) показываются: передний край своих войск и войск противника; разграничи­тельные линии; данные об инженерных силах и средствах противника, выполненных и выполняемых им инженерных мероприятиях, которые могут ока­зать влияние на действия наших подразделений (особенно о минных полях, подготовленных к разру­шению объектах); районы (позиции), занимаемые подразделениями, а при необходимости их боевые задачи. Затем (по ходу принятия решения) на кар­ту наносят организацию выполнения основных задач инженерного обеспечения (показывают место, объ­ем, срок выполнения, кто выполняет). Целесообразно на карте показывать, например, характер инженер­ного оборудования районов и позиций; места уста­новки минных полей и рубежи минирования; пути, которые используют подразделения при подготовке боевых действий и в ходе их, с выделением наиболее труднопроходимых участков и характера переходов через естественные препятствия; задачи инженерно­го обеспечения, выполняемые силами старшего инже­нерного начальника в интересах своей части (под­разделения); места и способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях, время, выделен­ные силы и средства с указанием, кто их проделы­вает; места пунктов добычи и очистки воды их дебит; районы заготовки лесоматериала. На карте могут быть пока­заны и другие задачи инженерного обеспечения, их объемы, сроки и силы для их выполнения. Боевое при­менение инженерных подразделений может быть дано в виде таблицы. Распределение инженерных средств также дается в виде таблицы (таблица 1), в которой ука­зывают наличие к определенному времени инженер­ных средств, сколько (когда) их поступает и как они распределяются по подразделениям.

 

Таблица 1

Боевое применение подразделений инженерных войск

Подразделения

Боевое применение

роты взводы и отделения при подготовке наступления в ходе боя
вир     иср оир     исв     ИНП № 1,2     Устройство узла заграждений……… …….. ИРД №     Содержание узла заграждений…    
Приданное инженерное подразделение ….. ……… ……..

 

 

В рабочей тетради, а иногда и на свободных по­лях рабочей карты НИС обычно записывает крат­кие выводы из оценки обстановки, особенно те, ко­торые должны быть учтены при принятии команди­ром решения на бой, необходимые расчеты по за­дачам инженерного обеспечения, а также вопросы по организации взаимодействия и по управлению подчиненными подразделениями, которые требуется уточнить с общевойсковыми командирами, особенно при работе на местности. На карте или в рабочей тетради может быть показана схема связи с подчи­ненными подразделениями.

Наличие этих документов позволяет начальнику инженерной службы обоснованно и коротко доло­жить общевойсковому командиру главное из реше­ния на организацию инженерного обеспечения. До выезда на рекогносцировку он также должен быть готов ответить на отдельные вопросы командира, начальника штаба и записать их дополнительные указания. Если эти указания не вносят принципи­альных изменений в доложенное начальником ин­женерной службы решение на организацию инже­нерного обеспечения, то общевойсковой командир его утверждает, а начальник инженерной службы продолжает планировать организацию выполнения наиболее важных задач инженерного обеспечения и готовится к работе на местности. Однако в зависи­мости от условий обстановки общевойсковой коман­дир может заслушать и утвердить решение на орга­низацию инженерного обеспечения и после реког­носцировки на местности.

Рекогносцировка на местности является одним из ответственных этапов, на котором уточняют реше­ние, принятое по карте. Она организуется и прово­дится общевойсковым командиром. Штаб составля­ет план ее проведения, в который включает вопросы решения на бой и его всестороннего обеспечения, подлежащие уточнению на местности, а также то, что должно быть согласовано при выполнении бое­вых задач подразделениями.

Начальник инженерной службы, зная порядок, время и места остановок (точек) для работы на ме­стности, исходя из принятого по карте решения на организацию инженерного обеспечения, готовит свой план работы на местности, в который включает те задачи и вопросы, которые должны быть им уточ­нены и согласованы с командирами соответствую­щих подразделений. Начальнику инженерной служ­бы необходимо хорошо знать задачи общевойсковых подразделений и способы их действий, исходя из чего, согласовывать порядок организации и выполнения задач инженерного обеспечения.

Возможный состав задач и вопросов, которые потребуется уточнить и согласовать, порядок их вы­полнения даны при рассмотрении содержания рабо­ты общевойскового командира в ходе рекогносци­ровки.

После завершения общей рекогносцировки и сог­ласования в ходе ее с командирами общевойсковых подразделений всех вопросов, относящихся к поряд­ку выполнения задач инженерного обеспечения, на­чальник инженерной службы при необходимости про­водит рекогносцировку с командирами инженерных подразделений. Основными целями ее являются: де­тальное рассмотрение способов выполнения задач инженерными подразделениями, выработка или уточ­нение исходя из условий местности инженерно-техни­ческих решений; согласование действий расчетов, экипажей, отделений, других инженерных подразде­лений по задачам, месту и времени их выполнения.

В ходе рекогносцировки    начальник инженерной службы более детально изучает местность в районах выполнения задач, что позволяет ему при необходи­мости внести уточнения в решение на организацию инженерного обеспечения.

Постановка задач подразделениям и разработка боевых документов являются составной частью рабо­ты НИС.

Постановка задач общевойсковым подразделениям и подразделениям других родов войск по вопросам инженерного обеспечения боя осуществляется обычно устно путем предварительных и боевых распоряжений, а также в боевых приказах. Задачи командирам под­разделений ставит общевойсковой командир или на­чальник штаба.

В боевой приказ начальник инженерной службы готовит и дает: данные об усилении подразделений родов войск инженерными силами и средствами; со­став, задачи и место в боевом (походном) порядке инженерных подразделений. Задачи командирам об­щевойсковых и других подразделений могут ставиться при объявлении решения общевойсковым команди­ром или в ходе рекогносцировки. Не исключено также доведение до командиров отдельных задач и раньше, особенно тех задач, которые относятся к инженерно­му оборудованию районов, предназначенных для за­нятия подразделениями при подготовке боевых дей­ствий.

Планирование инженерного обеспечения обычно завершается после объявления решения общевойско­вого командира на предстоящие действия.

В этот период НИС должен главное внимание со­средоточить на завершении расчетов по выполнению задач инженерного обеспечения и распределении имеющихся инженерных сил и средств. В ряде слу­чаев расчеты могут быть выполнены в виде таблиц на обороте или на свободных полях рабочей карты либо в рабочей тетради. Расчеты, где это необходимо, следует заканчивать инженерно-техническим решени­ем по принимаемому способу выполнения конкретной задачи в виде схемы, например: схемы разрушения моста; эскиза на устройство перехода через препят­ствие с использованием табельных или местных средств; схемы проходов в минно-взрывных заграж­дениях с показом данных о способах выполнения этой задачи, используемых силах и средствах; схемы под­готовки объекта к разрушению с показом требующих­ся сил и средств.

Инженерно-технические решения могут быть на­мечены начальникам инженерной службы уже в ходе оценки обстановки. К разработке решений он может привлекать командиров инженерных подразделений, особенно в ходе рекогносцировки.

Разработка таких документов позволяет началь­нику инженерной службы более конкретно предста­вить способы выполнения задач подразделениями и дать им соответствующие указания, рекомендации.

Основным планирующим документом по инженер­ному обеспечению у НИС является его рабочая кар­та, 'подготовленная при принятии решения на орга­низацию инженерного обеспечения. При завершении планирования на этой карте должны быть нанесены данные по организации выполнения задач инженер­ного обеспечения с учетом изменений, которые были внесены общевойсковым командиром при докладе ему решения.

В некоторых случаях, особенно при наличии вре­мени (заблаговременном планировании), рабочая карта может быть оформлена как план инженерного обеспечения. План подписывается начальником шта­ба и начальником инженерной службы и утверждает­ся общевойсковым командиром. Приложением к пла­ну может быть расчетная таблица организации вы­полнения задач инженерного обеспечения или поясни­тельная записка.

В пояснительной записке в виде текста и таблиц могут отражаться выводы из оценки обстановки, за­мысел на организацию инженерного обеспечения, ор­ганизация выполнения основных задач, распределение имеющихся и поступающих средств, боевое приме­нение инженерных подразделений и управление ими.

Во время планирования инженерного обеспечения и постановки задач начальник инженерной службы согласовывает отдельные вопросы с другими должно­стными лицами. Согласование может потребоваться по организации инженерной разведки, совместным действиям инженерного подразделения и противо­танкового резерва, организации переправы подраз­делений через водную преграду, содержанию путей и пропуску войск через труднопроходимые участки и по другим вопросам.

К моменту постановки задач должна быть завер­шена подготовка подразделений, началом которой яв­ляется время получения предварительных боевых рас­поряжений. Естественно, чем выше тактико-специаль­ная и специальная подготовка инженерных подраз­делений и инженерная подготовка подразделений родов войск, готовность средств инженерного вооруже­ния к применению, тем меньше времени потребуется подразделениям для подготовки к выполнению кон­кретных задач.

Личный состав подразделений родов войск дол­жен быть полностью укомплектован шанцевым инст­рументом, табельными средствами маскировки и дру­гим инженерным имуществом. Весьма полезными яв­ляются заранее подготовленные памятки по способам выполнения отдельных задач инженерного обеспече­ния. В зависимости от характера предстоящих боевых действий памятки могут быть разработаны по само­окапыванию и устройству укрытий для личного соста­ва и боевой техники, инженерно-техническим приемам маскировки, устройству и преодолению заграждений, в том числе устанавливаемых противником дистан­ционными системами минирования, и по другим за­дачам.

Особое внимание должно быть уделено подготовке инженерной техники к выполнению задач. Важным является достижение высокого уровня технической готовности техники, навесного оборудования и меха­низмов, умение экипажей правильно их эксплуатиро­вать. Несмотря на то что эти вопросы входят в обя­занности командиров подразделений, начальник ин­женерной службы должен лично убедиться в готов­ности средств инженерного вооружения к применению.

На успешное выполнение задач инженерного обес­печения боя в решительной мере влияет не только уровень тактической, тактико-специальной и специ­альной подготовки солдат, сержантов и офицеров. Этот успех, как показал опыт вооруженных конфликтов, пря­мо зависит от морально-психологического обеспечения Личный состав инженерных подразделений дейст­вует, как правило, рассредоточенно (иногда в составе расчета или отделения), выполняя задачи, требую­щие большого физического напряжения. Следова­тельно, морально-психологическое обеспечение должно быть направлено, прежде всего, на то, чтобы мобилизовать все физические и духовные силы личного состава, побудить его действовать при выполнении задач ин­женерного обеспечения боя настойчиво, ответственно и инициативно, эффективно используя средства ин­женерного вооружения.

При подготовке и в ходе боя начальник инженер­ной службы осуществляет твердое и непрерывное уп­равление подразделениями инженерных войск.

Управление подразделениями инженерных войск НИС осуществляет, как правило, с пункта управле­ния общевойскового командира, используя для этого имеющиеся средства связи, а также через связных от подразделений и путем личного выезда в подраз­деления. Последний способ наиболее эффективен и применяется обычно тогда, когда подчиненные под­разделения выполняют наиболее ответственные или сложные задачи: устройство минно-взрывных заграж­дений или проделывание в них проходов; оборудова­ние переправ; строительство переходов через препят­ствия и разрушения; устройство фортификационных сооружений на пункте управления; восстановление боеспособности инженерных подразделений.

В ходе боевых действий в соответствии с изме­няющейся обстановкой начальник инженерной служ­бы должен быть постоянно готовым доложить обще­войсковому командиру свои выводы из ее оценки и решение на выполнение новых задач инженерного обеспечения. Для этого он непрерывно собирает, изучает и анализирует данные, поступающие из раз­личных источников, об изменениях, которые происхо­дят в действиях инженерных подразделений против­ника и своих войск, а также о происшедших измене­ниях на местности. Все то, что может повлиять на действия подразделений наших войск и противника, он немедленно докладывает общевойсковому коман­диру или начальнику штаба. В случае неясности для него обстановки в каком-то районе он организует по­лучение дополнительных инженерных данных через командиров подразделений, или высылает инженерный разведывательный дозор, или с разрешения общевой­скового командира лично выезжает в этот район.

После доклада общевойсковому командиру реше­ния по изменившейся обстановке начальник инженер­ной службы, если это требуется, уточняет ранее по­ставленные задачи командирам подразделений или доводит до них новые задачи. При необходимости с разрешения командира он осуществляет маневр имею­щимися инженерными силами и средствами, снимая их с участков, где (ранее поставленные задачи выпол­нены, или же передает эти задачи подразделениям, подчиненным старшему инженерному начальнику.

В современных условиях успех выполнения задач инженерного обеспечения находится в прямой зави­симости от состояния инженерной техники, организа­ции инженерно-технического обеспечения. Основу его составляют технически правильное использование, об­служивание, содержание (хранение), ремонт и эва­куация средств инженерного вооружения, а также обеспечение подразделений инженерных войск, родов войск и специальных войск средствами инженерного вооружения, в том числе запасными частями, инже­нерными боеприпасами и имуществом.

При организации инженерно-технического обеспе­чения начальник инженерной службы в соответствии с решением общевойскового командира на бой опре­деляет основные задачи этого вида обеспечения, силы и средства, привлекаемые для их выполнения; пред­усматривает мероприятия по обеспечению средства­ми инженерного вооружения подразделений, опреде­ляет количество средств, места и сроки их подачи, порядок организации технического обслуживания и ремонта средств инженерного вооружения.

Мероприятия по инженерно-техническому обеспе­чению должны являться составной частью организа­ции инженерного обеспечения боевых действий.

Особенность действий инженерных подразделений в современном бою состоит в том, что обычно они выполняют задачи не в полном составе в одном ме­сте, а расчетами, отделениями, взводами, находясь на значительном удалении друг от друга. Поэтому ко­мандир инженерного подразделения, начальник ин­женерной службы, готовя подразделения к выполне­нию задач, должны предусмотреть и меры по инже­нерно-техническому обеспечению. Прежде всего, должно быть своевременно проведено техническое об­служивание техники, обеспечен необходимый запас моторесурсов, произведено укомплектование ЗИП.

Поврежденную инженерную технику восстанавливают на месте выхода ее из строя сами расчеты (эки­пажи), используя комплекты запасных частей, по­мощь им оказывают войсковые ремонтные органы. Технику, требующую среднего и капитального ремон­та, эвакуируют на сборные пункты поврежденных ма­шин эвакуационные подразделения.

Ремонт и эвакуацию техники в инженерных под­разделениях, а также обеспечение ее запасными частями организует начальник инженерной службы в тесном взаимодействии с автомобильной и бронетан­ковой службами.

Подвоз средств инженерного вооружения с инже­нерного склада, подчиненного старшему инженерному начальнику, производится в соответствии с нормами обеспечения или по заявке начальника инженерной службы обычно централизованно вышестоящим орга­ном или по распоряжению старшего инженерного начальника транспортом подчиненных подразделений. Кроме подвоза запасных частей, расходных материа­лов, как показывает опыт, чаще всего потребуется подавать к месту выполнения задач инженерные бое­припасы, табельные фортификационные сооружения, а иногда и дорожно-мостовые конструкции и поковки, которые подвозят, как правило, транспортом подчи­ненных подразделений.

Начальник инженерной службы должен учитывать возможности использования местных строительных материалов при выполнении задач инженерного обес­печения, о чем он должен указывать командирам под­разделений при постановке им задач. В ходе боевых действий для выполнения задач инженерного обеспе­чения могут найти применение соответствующие тро­фейные инженерные средства. Однако прежде чем использовать трофейные боеприпасы, их необходимо проверить, чтобы предупредить возможные несчаст­ные случаи.

В соответствии с табелем срочных донесений на­чальник инженерной службы обязан ежедневно раз­рабатывать и представлять вышестоящему инженер­ному начальнику донесение по инженерному обеспе­чению за истекшие сутки боя. В этом донесении он обычно указывает:

выявленные новые данные о составе и действиях инженерных подразделений противника, о выполнен­ных и выполняемых им инженерных мероприятиях;

места, сроки и объемы выполненных задач инже­нерного обеспечения, способы выполнения);

выполняемые задачи, районы расположения инже­нерных подразделений, их потери в личном составе и технике;

расход инженерных боеприпасов и других средств, потребность ,в них для обеспечения дальнейших дей­ствий.

В заключение донесения он может указать вопро­сы, требующие решения старшего инженерного на­чальника, в том числе необходимость дополнительно­го усиления инженерными подразделениями и инже­нерными средствами.

В качестве приложений к донесению могут быть даны описания и фотоснимки новых средств инженер­ного вооружения противника. Кроме донесения по инженерному обеспечению начальник инженерной службы представляет в штаб обобщенные данные по инженерному обеспечению для включения их в боевое донесение и в журнал боевых действий. Как в донесении, так и в обобщенных дан­ных следует показать отличившийся личный состав подразделений, наиболее поучительные эпизоды, про­исшедшие при выполнении поставленных задач.

В ходе боевых действий начальник инженерной службы должен внимательно изучать все новое в вы­полнении задач инженерного обеспечения подразде­лениями войск противника и своих войск. Начальника инженерной службы должны интересовать методы работы подчиненных командиров при организации выполнения задач, действий подразделений, выполнения мероприятий МПО. Наиболее поучительное необходимо оперативно дово­дить до подчиненных; это будет способствовать даль­нейшему развитию теории и практики инженерного обеспечения, повышению боевой готовности своих войск.

Организация инженерного обеспечения современ­ного общевойскового боя — процесс сложный и мно­гоплановый, и от его результатов во многом зависит достижение успеха в бою.

Задачи инженерного обеспечения выполняются подразделениями инженерных войск и родов войск. Поэтому наряду с другими вопросами важное значе­ние приобретает уровень тактико-специальной подго­товки личного состава инженерных войск и инженер­ной подготовки личного состава родов войск, нали­чие знаний и умений у командиров эффективно при­менять имеющиеся в их распоряжении инженерные силы и средства, а также использовать в своей рабо­те все передовое, новое, что добывается на основе опыта боевых действий.

 

 


Глава 2


Дата: 2019-02-02, просмотров: 1282.