Отграничение гражданского права от смежных отраслей права.
Во-первых, гражданское право является отраслью частного права и поэтому по особенностям метода регулирования оно будет отличаться от таких отраслей публичного права, как административное, финансовое, налоговое. Предмет административного права и гражданского права является аналогичным, но субъектом административного права выступает государственный орган управления, который пользуется властью в отношении другой стороны, т.е. здесь налицо властно-подчиненные отношения. Этим прежде всего и отличаются отрасли публичного права от частного.
Во-вторых, гражданское право тесно связано с отраслями частного права, некоторые из них входили в гражданское право в качестве подотраслей и сравнительно недавно стали самостоятельными. Прежде всего, это относится к семейному праву.
Специфика семейного права заключается в том, что, во-первых, правоотношения складываются между близкими родственниками, а не посторонними людьми; во-вторых, несмотря на рост значимости имущественных отношений на современном этапе, преобладают в семье лично-правовые отношения; в-третьих, семейно-брачные права и обязанности неотчуждаемы, т.е. их нельзя как в гражданском праве передать другим лицам; в-четвертых, семейные отношения носят лично-доверительный характер.
Вместе с тем, существует и взаимосвязь между гражданским и семейным правом. Так, семейное законодательство ввело ст. 13: Брачный договор (КоБС), что приводит к гражданско-договорным отношениям между супругами. В свою очередь в ГК включены нормы об опеке и попечительстве (ст. 32-36 ГК), о совместной собственности супругов (ст. 259 ГК) и др.
При отграничении гражданского права от смежных отраслей права следует, что «семейные, трудовые, земельные отношения, отношения по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающие признакам, указанным в частях первой и второй настоящего пункта, регулируются гражданским законодательством, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное». И п. 4 «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
4. Принципы гражданского права.
Принципы гражд. права - руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.
ст. 2 ГК основные принципы гражданского права:
Ø равенства участников гражданских правоотношений;
Ø неприкосновенности собственности;
Ø свободы договора;
Ø добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений;
Ø недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
Ø беспрепятственного осуществления гражданских прав;
Ø обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
Ø диспозитивности.
Гражданское законодательство
Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданной с момента его государственной регистрации.
Юридическое лицо действует на основании учредительных документов: устава, либо учредительного договора и устава, либо учредительного договора, либо положения.
Юридическое лицо должно иметь наименование. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Реорганизация юридического лица:
Слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению собственника, суда, регистрирующего органа, иных органов.
23. Классификация (виды) юридических лиц.
Организационно-правовые формы юридических лиц: Хозяйственные товарищества: полное и коммандитное.
Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Наименование полного товарищества должно содержать имена всех участников, либо нескольких с добавлением слов «и компания», «полное товарищество». (Объединение труда).
Коммандитное товарищество - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. (Объединение труда и капитала). Наименование должно содержать имена всех полных товарищей либо не менее одного с добавлением слов «и компания» и «коммандитное товарищество».
Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью - учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества.
Акционерное общество - общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники общества (акционеры) несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество - акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц.
Закрытое акционерное общество - акционерное общество, участники которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц.
Производственный кооператив (артель) - коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Количество членов кооператива - не менее 3.
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно принадлежит собственнику и находится у предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Казенное предприятие - созданное по решению правительства унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления..
Некоммерческие организации.
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Фонд (в гражданско-правовым смысле) - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Ассоциация (союз) - некоммерческая организация, созданная коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. В ассоциацию (союз) могут также объединиться некоммерческие организации.
24. Государство и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права.
Республика Беларусь, административно-территориальные единицы отличаются от граждан и юридических лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать их как особые субъекты гражданского права.
Государственные органы издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст. 120-122 Конституции Республики Беларусь.
П р а в о с у б ъ е к т н о с т ь государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.
Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.
Органы, через которые государство и административно-территориальные единицы реализуют свою гражданскую правоспособность, весьма разнообразны. Большинство из них являются юридическими лицами, а поэтому могут выступать в гражданском обороте как от имени Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, так и от своего собственного имени, приобретая тем самым гражданские права и обязанности для себя, а не для государства или административно-территориальных единиц соответственно. Другие органы (в частности, Совет Министров) юридическими лицами не являются и способны участвовать в гражданских правоотношениях только от имени Республики Беларусь или административно-территориальной единицы.
Обладая признаками, общими для коллективных гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права, а в других — специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др.
Непосредственное участие государства во внутреннем хозяйственном обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Это вытекает из ст.125 ГК, согласно которой в отношениях, регулируемых гражданским законодательством от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде как представительные, так и исполнительные органы Республики Беларусь: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.
Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени.
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность. Однако это не исключает значительного разнообразия общественных правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.
Как собственники своего имущества, государственные образования — Республика Беларусь и административно-территориальные единицы — обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими государственных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов права и в обязательственных отношениях.
Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью (приватизация объектов государственной собственности).
Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.
Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств. Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества.
25. Понятие и юридическая классификация объектов гражданских правоотношений. Вещи как объекты гражданских прав их классификация.
Под объектами гражданских прав понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают субъективные права и обязанности участников гражданских правоотношений.
Виды объектов гражданских прав:
1 вещи, включая деньги и ценные бумаги;
2 работы и услуги;
3 охраняемая информация;
4 нтеллектуальная собственность;
5 нематериальные блага.
Статья 129 ГК подразделяет объекты на три группы: объекты, которые обращаются свободно; объекты ограниченно оборотоспособные; объекты, изъятые из оборота.
Изъятие объектов из гражданского оборота означает, что объекты вообще не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданских правоотношений. Изъятие объектов гражданских прав из оборота возможно только на основании закона (дороги, архивные материалы, недра, водные ресурсы, имущество Вооруженных Сил РБ и др.)
К ограниченным в обороте относятся объекты, которые, во-первых, могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо, во-вторых, их приобретение допускается только на основании специальных разрешений. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой оборот таких объектов допускается законодательством о земле и других природных ресурсах (п.3 ст.129 ГК).
Вещи - это предметы окружающего материального мира, способные удовлетворить потребности субъектов гражданских правоотношений.
Правовой режим вещи - это нормативно установленный порядок приобретения, пользования и распоряжения вещами как объектами гражданского права.
Классификация вещей:
Недвижимые и движимые вещи.- к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания. ряд движимых по своим естественным свойствам объектов, а именно: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Правовой режим недвижимого имущества отличается от правового режима движимого имущества прежде всего тем, что обращение недвижимости связано с выполнением определенных формальностей. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, возникновение таких прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Делимые и неделимые вещи. Делимые вещи, которые в результате их физического деления на отдельные части не утрачивают своей сущности, свойств и хозяйственного по назначения (лимонад в бутылке можно разлить в стаканы, он останется тем же, чем был в бутылке). Когда же вещь в результате ее раздела в натуре утрачивает свое прежнее назначение, она считается неделимой (ст.133 ГК) (бутылка сама по себе неделима, деление равнозначно уничтожению вещи). Неделимые вещи не подлежат разделу, выделяющийся собственник имеет право на денежную компенсацию.
Потребляемые и непотребляемые вещи. К потребляемым относятся вещи, которые уничтожаются в процессе их использования (продукты питания, бензин и т.п.). Непотребляемые вообще не уничтожаются (земля) или допускают более или менее длительное использование с сохранением назначения (книги, машины, мебель и т.п.). Предметом некоторых видов сделок могут быть только непотребляемые вещи (аренда, лизинг).
Простые и сложные вещи. Простые вещи определены однородными признаками и назначением (столы, книги и т.д.). Сложная вещь представляет собой совокупность разнородных вещей, которые физически не связаны между собой и каждая из них может быть, как правило, использована по тому же назначению, что и сложная вещь в целом (мебельный гарнитур, сервиз). сложная вещь является неделимой.
Главная вещь и принадлежность.( продажа телевизора одновременно предполагает передачу пульта управления, картина продается в раме и т.п.)
Плоды, продукция, доходы. Плоды - это результат естественного развития вещей. Это приплод скота, плоды фруктовых деревьев, пчелиный мед и т.п. Под продукцией понимаются объекты, полученные в результате целенаправленного производственного использования вещей (производимые предприятием товары). Доходы представляют собой денежные и иные поступления от участия в гражданском обороте (проценты по вкладу, арендная плата и т.п.).Индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками. Индивидуально-определенными признаются вещи, обладающие особыми, только им присущими признаками, позволяющими отличить их от других вещей. (например, картина-подлинник). Родовые вещи характеризуются признаками общими для всех вещей данного рода. Способом их определения служит установление числа, веса, меры (20 литров бензина, 4 кг яблок). Предметом ряда договоров могут быть только индивидуально-определенные вещи (договор имущественного найма), других - только родовые вещи (договор займа).
Метод регулирования общественных отношений в гражданском праве.
Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.
Выделяют два метода правового регулирования:
§ метод власти и подчинения (метод субординации, императивный метод);
§ метод равенства участников правоотношений (метод координации, диспозитивный метод);
Первая разновидность характерна для публичного права, вторая — для частного, в том числе для гражданского.
Основными признаками метода гражданско-правового регулирования являются:
§ юридическое равенство участников гражданских правоотношений;
§ автономия воли участников;
§ имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;
Гражданско-правовой метод представляет собой такой способ воздействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон.
Основными и наиболее важными чертами метода гражданско-правового регулирования являются следующие:
1. равенство участников гражданских отношении. Субъекты гражданского права — физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные образования — имеют равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения. Например, права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ), т. е. речь идет о равенстве правового положения участников гражданского оборота;
2. автономия воли участников гражданско-правовых отношений, означающая способность и возможность лица самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Так, физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). ГК РФ содержит открытый перечень оснований возникновения прав и обязанностей: из судебного решения, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие причинения вреда другому липу, вследствие неосновательного обогащения и ряда иных (ст. 8). Однако в основании возникновения большей части отношений между участниками гражданского оборота как равными и свободными в своем волеизъявлении субъектами лежит соглашение, т. е. их инициативный волевой акт;
3. имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений, обусловленная характером этих отношений. Это означает, что в большинстве имущественных отношений они выступают в качестве обладателей обособленного имущества, наделенных распорядительной самостоятельностью. Так, право обладать имуществом и совершать сделки с ним входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Что касается юридического лица, то его имущественная обособленность закреплена законодателем в качестве конституирующего признака (абз. 1 п. 1 ст. 48 ГК РФ);
4. защита нарушенных гражданских прав как мера возможного поведения управомоченного лица, которая включает ряд возможностей, обеспечивающих реализацию субъективного права на различных ее этапах и в различных ситуациях. Участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты. В частности, в этом проявляется равенство участников и диспозитивность норм гражданского права. Так, участники гражданских правоотношений могут защищать свои нарушенные права непосредственно в момент их нарушения посредством самозащиты (сг. 14 ГК РФ) либо путем применения предусмотренных законом мер оперативного воздействия по собственной инициативе. Кроме того, закон предусматривает судебную защиту гражданских прав (ст. 11 Г К РФ) как основной способ защиты нарушенных прав, когда спор между сторонами разрешает орган, не связанный в административном отношении ни с одной из сторон. При этом потерпевший, обращаясь в компетентные государственные или общественные органы с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, может задействовать механизм гражданско-правовой ответственности. Зашита гражданских прав в административном порядке применяется в виде исключения;
5. гражданская ответственность характеризуется тем, что имеет компенсационную направленность, отвечающую принципу полного возмещения убытков или вреда, т. е. воздействие оказывается не на личность правонарушителя как таковую, а на его или указанных в законе третьих лиц соответствующие имущественные сферы. Аналогичным требованиям отвечает защита личных неимущественных прав, которая предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например, денежную компенсацию (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Иными словами, для гражданского права важны не штрафные меры, а восстановление имущественно- или личностно-правового положения, которое существовало до факта правонарушения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.