3.1. Сбор материалов для курсовой (выпускной квалификационной) работы является одним из важнейших этапов ее написания. От того, насколько тщательно и ответственно он будет проведен во многом будет зависеть качество конечного продукта исследовательского проекта.
3.2. Все материалы, необходимые для успешного написания курсовой или квалификационной работы можно условно разбить на четыре большие группы: 1) учебные, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях; 2) научные, содержащиеся в монографиях и научных статьях; 3) нормативные (международно-правовые акты, национальные законы и подзаконные акты); 4) прикладные (статистические данные, материалы периодической печати, судебная практика). Каждая из них выполняет свою роль в процессе написания работы:
· учебные материалы должны быть положены в основу проводимого исследования. Их изучение и анализ позволит лучше сориентироваться в существе рассматриваемой проблемы, уяснить содержание основных источников права, применяемых для регулирования соответствующих общественных отношений;
· научные материалы необходимы для ознакомления с основными точками зрения отечественных и зарубежных ученых и практиков, высказываемыми в доктрине относительно предмета исследования. Их изучение позволить студенту ознакомиться с аргументацией «за» и «против» позиции того или иного автора, лучше обосновать и правильно сформулировать собственную позицию;
· изучение нормативных материалов в процессе работы необходимо, так как, в большинстве случаев, они либо являются теми инструментами, при помощи которых достигается цель исследования, проводимого в работе, либо сами выступают в качестве объекта или предмета такого исследования
· прикладные материалы призваны проиллюстрировать обоснованность, значимость и правильность тех положений, выводов и рекомендаций, которые найдут отражение в курсовой или выпускной квалификационной работе, позволят составить представление о практической стороне применения норм права.
3.3. Нельзя сказать точно, какое количество нормативных, учебных или научных источников необходимо для написания хорошей курсовой или выпускной работы. Желаемый результат определяется здесь не количеством, а качеством использованных материалов. Однако, в любом случае, их общее количество и содержание должны быть достаточными для полного раскрытия заявленной темы, характеристики и анализа всех основных точек зрения и концепций, посвященных исследуемому вопросу, глубокого изучения динамики его нормативного регулирования с использованием необходимой временной и территориальной выборки.
Приветствуется использование не менее 20 специальных (кроме учебной литературы и комментариев) источников для разработки темы курсовой работы и не менее 50 источников – для выпускной квалификационной работы.
3.4. При сборе материалов для работы необходимо искать доктринальные и учебные источники, отражающие самые современные взгляды теоретиков и практиков на рассматриваемую проблему, равно как и практические примеры и статистические данные, наиболее приближенные по времени к моменту написания работы. Важно также отметить, что при ее подготовке студент должен опираться только на действующее законодательство. Использование устаревших редакций нормативно-правовых документов, а тем более отмененных законов и подзаконных актов (за исключением случаев написания работ сравнительно-исторической направленности) в тексте недопустимо.
3.5. Для формировании базы необходимых материалов студенту следует осуществить их поиск в библиотечных каталогах, а также провести самостоятельную выборку источников посредством изучения содержания специализированных журналов и каталогов ведущих российских юридических издательств, по крайней мере, за последние 5 – 7 лет. Большую помощь в этой работе могут оказать данные, размещенные сети Интернет.[1] Быстро и оперативно получить информацию о статусе и содержании необходимых международных и национальных нормативно-правовых актов, а также судебной практики можно через специализированные электронные базы данных «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и другие.
3.6. Большую помощь студенту при написании курсовой и выпускной квалификационной работы могут оказать полнотекстовые материалы, размещенные в сети Интернет. Вместе с тем их не следует использовать в качестве основы или базы для написания всей работы. Они должны служить, по общему правилу, источником конкретной фактической информации, подтверждающей высказывания автора, или содержать дополнительную аргументацию в пользу той или иной точки зрения.
3.7. Студенту, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием собранных источников, но и методологическими основами их оценки, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы.
Поэтому в процессе обработки полученных данных студент должен использовать диалектический метод научного познания, а также применять комплексный системный подход к анализу фундаментальных понятий и категорий общей теории права, теории международного права, отраслевых дисциплин. При написании работы он должен также опираться на комплекс общенаучных и специальных правовых методов исследования, включая системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, синергетический методы, а также методы логического анализа и синтеза, перехода от простого к сложному и от абстрактного к конкретному.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
4.1. В структурном плане курсовая и выпускная квалификационная работа должны состоять из следующих составных частей: титульный лист; содержание (оглавление); введение; основная часть, состоящая из нескольких глав, разбитых на параграфы; заключение; список использованных источников. При необходимости она может также включать приложения, в которых, как правило, отражается вспомогательный материал, необходимый для обеспечения полноты восприятия работы (схемы, таблицы, иллюстрации, диаграммы, графики и т.п.) и на который в обязательном порядке должны быть сделаны ссылки в тексте работы. Приложения не нумеруются.
4.2. Титульный лист является первой страницей работы. Он должен быть оформлен в соответствии с образцами, представленными в Приложениях № 2-4и содержать информацию о вузе, курсе, группе и программе, на которой обучается автор работы; о его фамилии, имени и отчестве; о наименовании и виде работы; о научном руководителе; о допуске работы к защите. В конце титульного листа указывается также место и год написания работы.
4.3. Содержание (оглавление – для курсовых работ) приводится в работе после титульного листа и включает в себя наименования структурных частей выпускной квалификационной (или курсовой) работы с указанием их начальных страниц (Приложение № 5).
Формированию содержания (оглавления) должно предшествовать составление плана структуры квалификационной или курсовой работы. План представляет собой составленный в определенном порядке (наряду с введением и заключением) перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.
Правильно составленный план служит основой для процесса подготовки студентом квалификационной и курсовой работы; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения. План работы студент определяет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.
План работы имеет динамичный характер. В процессе разработки темы исследования план может уточняться путем расширения отдельных глав и параграфов, введения новых параграфов с учетом собранного материала либо сокращения структурных элементов работы.
Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана квалификационной или курсовой работы приобретает статус ее содержания (оглавления) и утверждается научным руководителем.
4.4. Введение является вступительной частью работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 2-3 страницы. Во введении следует обозначить актуальность избранной темы, сформулировать цель и задачи предстоящего исследования. Установить объект и предмет исследования и, исходя из этого, определить круг проблем, нуждающихся в изучении. Указать на основные источники для разработки темы исследования (прежде всего, нормативные), сделать ссылки на авторов, занимающихся разработкой избранной темы, определить периодические издания, содержащие работы по избранной теме, и на этой основе определить степень ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных специалистов. Здесь же следует уточнить, использовались ли при написании работы материалы юридической практики, если да – то какие, и каков их источник. Перечислить методы исследования, использованные автором. Введение следует завершить указанием на структуру работы и кратко определить содержание каждой главы.
4.5. Основная часть работы – это своеобразное «ядро» исследования, его «экспериментальная площадка». Именно здесь автор должен всесторонне и глубоко проанализировать все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрыть заявленную тему. Каждая из составных частей основной части (глава) должна быть посвящена раскрытию одного из важнейших составляющих аспектов темы и, в то же время, быть органически связана с другими главами работы. В основной части выпускной квалификационной работы, как правило, должно быть 2-3 главы, которые, в случае написания выпускной квалификационной работы, для удобства преподнесения материала должны быть разбиты на 2-3 более мелкие по объему структурные части – параграфы. Главы курсовой работы на параграфы могут не разбиваться. Все главы работы должны быть сопоставимы друг с другом по объему: 10- 25 страниц для выпускной квалификационной работы и 7-8 страниц для курсовой работы.
4.6. В заключении работы должны содержаться основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано, избегая обилия общих слов и бездоказательных утверждений. Заключение, как правило, не должно превышать 3-4 страниц. В него также не следует помещать новую (дополнительную) информацию, не ставшую объектом научного анализа в основной части работы.
4.7. Список использованных источников помещается в конце работы и состоит из перечня нормативных правовых актов (международные договоры, национальные законы, подзаконные акты) и иных официальных документов, доктринальных источников (учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, справочники, сборники, депонированные научные работы и т.п.), судебной практики и т.п. При составлении списка, как и при оформлении научного аппарата работы, необходимо руководствоваться нормативными требованиями, принятыми в данной области (смотри раздел 7 настоящего пособия).
4.8. Все основные структурные части работы (введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы, а их наименование (название) писать заглавными буквами и выделять жирным шрифтом. После названия раздела работы (главы, параграфа) точка не ставится.
4.9. Написание выпускной квалификационной (курсовой) работы целесообразно осуществлять последовательно (введение → основная часть → заключение) после глубокого и всестороннего изучения имеющейся литературы и нормативных правовых актов. В работе должны быть детально освещены основные вопросы исследуемой темы, включая критический анализ существующих нормативных и доктринальных источников.
При этом работа должна быть подготовлена студентом самостоятельно, иметь аналитический, а не описательный характер, содержать научно-исследовательские элементы. Принимая во внимание это обстоятельство, а также ограниченный объем работы в ней следует избегать ненужного длинного цитирования нормативных и доктринальных источников, повторений, упоминания примеров и фактов, не имеющих прямого отношения к теме исследования.
4.10. Необходимо помнить, что нормативно установленный объем работы не может служить оправданием для неполного раскрытия темы, равно как и превышение студентом этого объема не может быть объяснено потребностью лучшего освещения проблемы. Эти факты могут лишь свидетельствовать о неспособности студента раскрыть заявленную тему в рамках установленного объема работы.
4.11. Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной (курсовой) работы, на основе которых во многом будет определяться ее оценка являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения основных результатов и выводов, их научная и/или практическая значимость, наличие и обоснованность личных предположений, выводов и рекомендаций автора.
Содержание работы должно отражать не только позиции отдельных авторов по конкретной проблеме исследования, их критический анализ, но и свидетельствовать о формировании у выпускника собственной научной позиции, в связи с чем работа не должна страдать наличием внутренних противоречий, вытекающих из неоднородности научных воззрений и правоприменительной практики.
4.12. Научный руководитель квалификационной (дипломной) работы:
● осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования материалов и написания работы;
● рекомендует студенту-выпускнику необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;
● проводит необходимые консультации в установленные часы в соответствии с графиком консультаций кафедры;
● проверяет выполнение работы (по частям и в целом).
4.13.Как правило, черновой вариант работы студента представляется на проверку научному руководителю после выполнения всех ее содержательных частей. Представлять материал на проверку следует с учетом того, что на ознакомление с ним требуется определенное время, которое, как правило, составляет не менее 7 календарных дней с момента передачи материала преподавателю.
Студент обязан учитывать рекомендации и замечания научного руководителя. В противном случае преподаватель вправе либо не допускать работу к защите (если необходимость исправления замечаний имеет, по его мнению, принципиальное значение), либо допустить к защите с указанием на имеющиеся недостатки.
Ответственность за содержание выпускной квалификационной работы и достоверность всех приведенных в ней данных несет студент – автор работы.
4.14.Первоначально вопрос о готовности работы к защите решает научный руководитель путем проставления соответствующей отметки и своей подписи на титульном листе работы. Руководитель магистерской диссертации должен также оформить на нее письменный отзыв (Приложение № 6). В случае, если научный руководитель не рекомендует работу к защите, такое решение может быть обжаловано студентом заведующему кафедрой.
Завершенная и подписанная автором выпускная квалификационная работа, допущенная научным руководителем к защите, направляется на рецензию (Приложение № 7). При этом кандидатуры рецензентов определяются, как правило, самим научным руководителем или заведующим соответствующей кафедры. В качестве рецензентов могут выступать члены профессорско-преподавательского состава ДВФУ, других высших учебных заведений, сотрудников профильных научных и практических организаций и учреждений.
После рецензирования заведующий кафедрой принимает решение о допуске работы к защите, делая соответствующую запись на титульном листе выпускной квалификационной работы. Если же заведующий кафедрой считает невозможным допустить определенную работу к защите выпускной квалификационной работы, то этот вопрос должен быть рассмотрен на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента-выпускника.
Выпускная квалификационная работа с рецензией направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты. При этом следует иметь в виду, что в любом случае к защите в ГАК не могут быть рекомендованы и допущены работы, полностью или частично представляющие собой плагиат.
НАУЧНЫЙ АППАРАТ РАБОТЫ
5.1. Правильное библиографическое оформление (научный аппарат) работы является одним из обязательных условий ее допуска к защите и положительной оценки. Кроме того, оно выступает в качестве дополнительного свидетельства глубокого, вдумчивого и ответственного отношения студента к написанию выпускного квалификационного или курсового проекта. Именно поэтому студент должен со всем вниманием изучить существующие на этот счет нормативные требования и постараться в максимальной степени воплотить их на практике при подготовке работы.
5.2. Студент в обязательном порядке должен приводить ссылки на все источники, материалы из которых были использованы им при написании работы. При этом в случае дословного цитирования необходимо проставление кавычек.
5.3. Оформление сносок должно осуществляться в виде подстрочных ссылок с постраничной нумерацией и проставлением верхнего индекса. Во всех случаях автор работы обязан указывать в ссылке номер страницы или адрес в Интернете, откуда заимствована та или иная информация.
5.4. Список работ и других источников, указанных в подстрочных ссылках, должен находиться в строгом соответствии со списком материалов, содержащихся в списке использованных источников. Поэтому в этот список нельзя включать источники, которые не были оформлены в виде подстрочных ссылок в основном тексте работы, и наоборот.
5.5. Более подробные требования к оформлению подстрочных сносок и списка использованных источников с соответствующими примерами приведены в разделе 7 настоящего учебно-методического пособия.
ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТЫ
6.1. Курсовая и выпускная квалификационная работы оформляются в виде текста с приложением в случае необходимости графиков, таблиц и других материалов, иллюстрирующих их содержание. Работы набираются на компьютере, распечатываются и брошюруются.
6.2. При выполнении текста работы следует придерживаться следующих параметров страницы:
- шрифт – Times New Roman, размер (кегль) – 14, стиль (начертание) – обычный, цвет шрифта – черный;
- поля: левое –2.5 - 3,0 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2,0 см; междустрочный интервал – 1,5;
– выравнивание – по ширине; красная (первая) строка (отступ) – 1,25 см; межстрочный интервал – 1,5;
- размер шрифта сносок – 10 пт; выравнивание – по ширине.
6.2. Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, студент может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.
6.3. Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики.
Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно вводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник, а также заимствования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования, курсовая или выпускная квалификационная работа может быть не допущена к защите или снята с нее.
При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.
Цитирование не должно быть избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование, при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них, снижает научную ценность работы.
6.4. Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы в правом нижнем углу. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц работы.
6.5. Подготовленная и оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями курсовая работа подписывается студентом в конце, с указанием даты исполнения, и представляется в установленные сроки на кафедру для регистрации и последующей передачи научному руководителю с целью ее проверки и выставления оценки.
Законченная и оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями выпускная квалификационная работа подписывается студентом в конце, с указанием даты исполнения, и представляется научному руководителю для передачи ее рецензенту.
6.6. После подписания студентом завершенной работы в нее не могут быть внесены никакие изменения или дополнения.
6.7. Порядок и сроки рецензирования выпускных квалификационных работ, а также их передачи на защиту в государственную аттестационную комиссию, равно как и самой защиты, определяются ФГОС ВПО и внутренними нормативными документами Юридической школы и ДВФУ.
6.8. Студент должен быть готов к тому, что в процессе защиты выпускной квалификационной работы ему будет необходимо в коротком (до5-10 минут; 10-15 минут при защите магистерской диссертации) устном выступлении изложить комиссии ее основные положения и выводы. Для успешного решения этой задачи студенту следует заблаговременно подготовить и, по возможности, согласовать со своим научным руководителем тезисы такого выступления.
6.9. В оптимальном варианте выступление на защите работы должно состоять из трех основных частей. В первой из них должна быть показана актуальность и значимость темы исследования, а также поставлена проблема, решению которой посвящена работа. Вторую следует посвятить краткой характеристике проделанного исследования, его доктринальной и нормативной базе. А в третьей должны быть представлены основные выводы и предложения, сделанные автором работы.
При выступлении не следует подробно останавливаться на структуре и повторять наименования составных частей работы, так как члены комиссии имеют возможность ознакомиться с этой информацией самостоятельно. Не рекомендуется превращать свое выступление в зачитывание заранее подготовленного текста, так как комиссия в этом случае может усомниться в том, что студент в должной мере владеет информацией, относящейся к работе.
6.10. В процессе защиты следует четко, ясно и кратко отвечать на задаваемые вопросы, избегать ненужных пауз и затягиваний ответов. Лучше признаться в отсутствии ответа на конкретный вопрос, чем молчать или говорить о предмете, не имеющем к этому вопросу никакого отношения.
6.11. Во время ответа на вопросы и замечания рецензента не следует превращать его во второе выступление. Не стоит также давать отдельные ответы на каждое его замечание, особенно если таких замечаний много и (или) студент согласен с ними. Для удобства восприятия ответов они могут быть оформлены в виде соответствующих тематических блоков, что способно еще раз подчеркнуть то обстоятельство, что студент хорошо знает суть проблемы и способен свободно и самостоятельно оперировать необходимой информацией.
6.12. Выступление студента на защите, характер и стиль его ответов на вопросы и замечания рецензента способны существенно повлиять как в позитивном, так и в негативном смысле на итоговую оценку работы, поскольку она должна быть не только написана, но и защищена на должном уровне.
6.13. Критериями оценки качества курсовой и выпускной квалификационной работы являются:
● самостоятельность выполнения работы;
● глубина анализа и обоснованность разработанных предложений;
● грамотность и логичность изложения;
● умение свободно излагать содержание работы и отвечать на вопросы;
● научное и практическое значение предложений и выводов, содержащихся в работе;
● наличие (отсутствие) правоприменительной практики;
● использование в работе отмененных или утративших юридическую силу нормативных правовых актов как действующих;
● наличие (отсутствие) фактических ошибок;
● качество оформления.
6.14.В соответствии с указанными критериями курсовая и выпускная квалификационная работы могут быть оценены на оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
В том случае, если в процессе защиты в ГАК выпускной квалификационной работы будет установлено, что она полностью или частично является плагиатом, то она должна быть снята с защиты, а ее «автор» лишен возможности защищать выпускную квалификационную работу в ГАК в текущем учебном году. По общему правилу защита выпускной квалификационной работы таким студентом будет возможна только через год и по другой теме.
ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО
АППАРАТА РАБОТЫ
ССЫЛКИ
7.1.1. Общая характеристика:
Оформление ссылок должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления».
Основные требования к оформлению ссылок:
1) Все ссылки должны быть подстрочными, то есть вынесенными из текста вниз страницы в сноску.
2) Ссылки должны быть оформлены единообразно. Недопустимо смешивать требования различных ГОСТОВ и рекомендаций по оформлению ссылок или изобретать собственные правила их оформления.
3) Знак сноски ставится перед знаками препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
4) Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль цитируемого автора. Если вся страница представляет собой мысли цитируемого автора (что должно быть исключением), то знаки сносок ставятся после каждого абзаца.
5) Ссылки ставятся автоматически с использованием функции«Ссылки», «Вставить сноску», положение «Внизу страницы», формат номера «1, 2, 3», нумерация «постраничная».От основного текста сноска автоматически отделяется сплошной чертой. В некоторых случаях (при слишком объемных ссылках) текст ссылки перемещается на следующую страницу. Этого нужно, по возможности, избегать. Также необходимо следить за сохранением правильной нумерации сносок, которая проверяется после печати текста работы, и в случае выявления подобных технических погрешностей, последние в обязательном порядке должны быть устранены, а соответственные страницы заново выведены на печать.
6) Текст ссылки набирается шрифтом Times New Roman, 10 (без курсива, подчеркивания и жирного выделения), интервал 1, выравнивание по ширине, отступа нет.
7) В соответствии с п. 4.9.1 ГОСТ Р 7.0.5-2008. допускается предписанный знак «точку и тире», разделяющие области библиографического описания заменять точкой. В настоящем пособии рекомендуется оформлять единообразно - без тире.
Пример:
В сноске:
Конституционное право России/ отв.ред. А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин. М., 2007. С. 15.
ВМЕСТО:
Конституционное право России/ отв.ред. А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин. – М., 2007. – С. 15.
7.1.2. Ссылки на положения нормативно-правовых актов, других официальных документов и материалов юридической практики:
Обратите внимание, что при использовании в тексте положений нормативно-правовых актов, других официальных документов и материалов юридической практики (далее – акты) следует избегать их не прямого цитирования.
Прямое цитирование положений актов не требует кавычек. Вместо них рекомендуется использовать обороты «в соответствии с…» «согласно…» и далее указывать подпункт, пункт, часть, статью используемого акта либо после цитирования в скобках указывать подпункт, пункт, часть, статью используемого акта. При этом допустим пропуск слов, предложений, абзацев с целью выделения необходимой правовой нормы без искажения ее смысла. Обратите внимание, что указание на подпункт, пункт, часть, статью используемого акта производится в тексте, а не в сноске. Слова «подпункт», «пункт», «часть», «статья» указываются сокращенно как «пп.», «п.», «ч.», «ст.» кроме тех случаев, когда с ним начинается предложение. Слова «глава», «раздел» не сокращаются.
Пример:
В соответствии со ст.1 Конституции РФ ….
НО (!)
Статья 1 Конституции РФ закрепляет, что …
Основы конституционного строя РФ определяются главой 1 Конституции РФ.
При первичном использовании акта в тексте следует приводить его вид, наименование и другие реквизиты, оговаривая в скобках его сокращение, которое будет использоваться далее. Недопустимо произвольно на протяжении всей работы воспроизводить название и реквизиты актов не единообразно. В сноске повторяется полное описание акта, а также указывается источник его официальной публикации.
Строго следуя правилам, необходимо указывать все изменения, дополнения и редакции, а также источники их официального опубликования (Собрание законодательства РФ, Российская газета, Парламентская газета, Вестник Банка России, Вестник Центральной избирательной комиссии РФ, Бюллетень международных договоров и др.). Однако, учитывая то, обстоятельство, что нормативно-правовые акты в России меняются слишком часто, оправдано и допустимо указывать дату и источник принятии первой редакции, а также дату принятия и источник публикации последних внесенных изменений. Вместе с тем, в тех случаях, когда количество изменений не превышает трех, следует указывать все изменения и источники их публикации. Указывать в качестве источника публикации электронные ресурсы допустимо в следующих случаях:
1)если акт (изменения к нему) опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru .
2)если акт (изменения к нему) не были опубликован в официальных источниках. При этом в качестве электронных ресурсов выступают, как правило, правовые базы «Гарант», «КонсультантПлюс».
3) если акт опубликован на официальном сайте Российской газеты http://www.rg.ru/ или Парламентской газеты http://www.pnp.ru/.
Если акт, как правило, Конституция РФ или конституции (уставы) субъектов РФ, а также кодифицированные федеральные законы, вышли в печать в качестве самостоятельного издания, при этом после издания изменения в них не вносились, допустимым является указание на соответствующее издание.
Пример:
В тексте:
В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
В сноске:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (по состоянию на 1 января 2014г.). М.: Юрист, 2014. С.15.
При повторном и последующем цитировании положений этого же акта используется его ранее оговоренное сокращение, а в сноске приводится только источник публикации.
Примеры первичных и повторных ссылок на нормативно-правовые акты:
Первичная ссылка
В тексте:
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее по тексту ФКЗ о Конституционном Суде РФ) Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В сноске:
О Конституционном Суде Российской Федерации : федер.конст.закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447; 2013. N 14. Ст. 1637.(с посл. изм. и доп. от 05.04.2013).
Повторная сноска
В тексте:
В соответствии со ст. 2 ФКЗ о Конституционном Суде РФ полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
В сноске:
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447; 2013. N 14. Ст. 1637.
Аналогичные правила используются при ссылках на материалы юридической практики. При первом упоминании судебного акта в тексте необходимо сделать полную ссылку на приведенный акт. При дальнейшем использовании данного акта в тексте достаточно указания на его краткое название, а в сноске на источник публикации.
Пример первичной ссылки:
В тексте:
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного Кодекса РФ, ч. 2 ст. 85 и ст.222 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова» (далее по тексту – Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П).
В сноске:
По делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного Кодекса РФ, ч. 2 ст. 85 и ст.222 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова: постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 12. Ст. 1458.
Пример повторной ссылки:
В тексте:
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П также отмечается, что ….
В сноске:
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 12. Ст. 1458.
При использовании материалов неопубликованной судебной практики по конкретным делам следует указать:
В тексте:
Подтверждением данного вывода является правовая позиция, высказанная в Определении судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2006г.
В сноске:
Архив Приморского краевого суда. 2006. Д. 1232. Л. 15.
Официальным изданием Конституционного Суда Российской Федерации является «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», его решения также опубликованы в Российской газете и Собрании законодательства РФ. Решения Верховного Суда Российской Федерации публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликованы в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Указывать в качестве источника публикации материалов судебной практики электронные ресурсы допустимо, если судебный акт:
1) размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru .(решения Конституционного Суда РФ).
2) размещен на официальном сайте соответствующего суда. Международные суды также имеют официальные сайты в сети «Интернет» на рабочих языках.
3) не был опубликован в официальных источниках. В этом случае, как правило, ссылаются на Консультант плюс.
Часто судебные акты помещаются в тематические сборники и выходят в печать в качестве самостоятельного издания или в качестве приложений к учебному, научному изданию, хрестоматии и т.п. , ссылка на такой сборник является допустимой.
Пример:
В тексте:
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 октября 2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова»
В сноске:
Избирательное права и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. 2000-2007. В двух томах. Т.1. М., 2008. С. 443.
Решения международных судов, как правило, публикуются на русском языке в форме сборника.
7.1.3. Ссылки на специальную литературу (учебники, монографии, статьи в журналах и т.п.):
Если в тексте имеет место прямое или не прямое цитирование из учебника, монографии, статьи в журнале, иное издание на бумажном носителе, то указываются страницы, с которых идет воспроизведение.
П ример:
В сноске на учебник:
Конституционное право России/ отв.ред. А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин. М., 2007. С. 15.
В сноске на монографию:
Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989. С. 13-15.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 204.