Дайте определение сущности, материальных основ, принципов и видов государственных (публичных) финансов. Раскройте функции, роль и особенности государственных финансов на современном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дайте определение сущности, материальных основ, принципов и видов государственных (публичных) финансов. Раскройте функции, роль и особенности государственных финансов на современном этапе.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным(публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации и учреждения, граждане – с другой стороны.

Для государственных финансов характерно действие распределительной концепции, поэтому они выполняют распределительную и контрольную функции. Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить следующие подфункции, вытекающие из необходимости регулирующих действий государства:

1. размещения;

2. перераспределительная;

3. стабилизации.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных учреждений и предприятий. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные.

 

Раскройте понятие, принципы, функции, правовые основы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов

Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждой из них являются функции контроля.

Разнообразие финансовой деятельности государства определяется особенностями построения финансовой системы. Государство осуществляет функции по созданию, распределению и использованию бюджетных ресурсов, финансовых средств государственных предприятий, распространяя свое воздействие на различные централизованные и децентрализованные денежные фонды, а также на денежные средства субъектов хозяйствования других форм собственности.

Финансовая деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов:

задач государства на конкретном этапе его функционирования;

форм собственности, на которых основана деятельность субъектов финансового права;

источников государственных доходов;

целей использования денежных средств;

соотношения между поступившими в распоряжение государства средствами и потребностями в них.

 

Укажите международные соглашения по вопросам финансов и финансовой деятельности государства

Цели выпуска ГЦБ

1. Финансирование дефицита республиканского бюджета на неинфляционной основе (без дополнительного выпуска денег в обращение).

2. Финансирование целевых государственных программ (жилищное строительство, социальное обеспечение и др.).

3. Регулирование экономической активности (денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, экономический рост, направления инвестирования и т. д.).

4. Предоставление для всех участников рынка ценных бумаг надежных и высоко ликвидных средств сбережения своих финансов (доходность по ГЦБ превышает уровень инфляции).

Резидент-участник валютной операции обязан обратиться за получением лицензии до открытия счета или до начала исполнения обязательств по договору одной из сторон, либо в течение тридцати календарных дней с даты истечения срока, указанного в части второй пункта 5, в пункте 7 статьи 20 и подпункте 2) пункта 3 статьи 25 настоящего Закона.

3. Резиденты для получения лицензии, помимо документов, определенных в соответствии с Законом Республики Казахстан "О лицензировании", представляют в Национальный Банк Республики Казахстан документы из предусмотренных в подпунктах 1)-8), 10) части первой статьи 10 настоящего Закона на условиях и в порядке, установленных нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан вправе запросить дополнительно документы, на которые имеются ссылки в представленных документах.

4. Национальный Банк Республики Казахстан в нормативном правовом акте устанавливает требования:

1) в отношении объемов валютных операций, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона;

2) в отношении условий сделки между резидентом и нерезидентом, имеющим право на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по законодательству государства, где он зарегистрирован, предусматривающей совершение нерезидентом по поручению, в интересах и за счет клиента-резидента операций, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона;

Представления обоснования отсутствия возможности осуществления валютных операций через счета в уполномоченных банках по операциям, подлежащим лицензированию в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

5. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) непредоставление документов либо иной информации, предусмотренных в соответствии с настоящим Законом;

2) несоответствие проводимой операции законодательству Республики Казахстан;

3) несоответствие проводимой валютной операции и (или) заявителя требованиям, установленным в соответствии с настоящим Законом;

4) наличие налоговой задолженности, просроченной задолженности по кредитам, выданным за счет бюджетных средств, правительственных внешних займов, и по требованиям, возникшим в силу исполнения государственных гарантий, - в отношении валютных операций, подлежащих лицензированию в соответствии со статьями 22 и 25 настоящего Закона;

Нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан устанавливаются минимальная сумма валютной операции, подлежащей лицензированию, а также формы и порядок предоставления информации по валютной операции в соответствии с выданной лицензией.

 

Примените законодательство для решения задачи: При проведении специальной проверке в период испытательного срока Комитетом было обнаружено, что гражданин К., при проверке на государственную службу скрыл тот факт, что в отношении него было принято судебное решение о привлечении к административной ответственности за занижение суммы налогооблагаемых доходов. Разъясните, каковы основания для отказа в приеме гражданина К. по принятию его на государственную службу.

Ответ:

Закон РК «О государственной службе Республики Казахстан».

Примените законодательство для решения задачи: Предприятие заключило договор с адвокатским бюро. Адвокат постоянно бывает на предприятии, оказывает юридическую помощь. Налоговая инспекция считает, что так как юрист не является штатным работником предприятия, то все расходы на оплату его услуг относятся на прибыль предприятия и подлежат налогообложению. Правильно ли это?

 

Договор Предприятия с Адвокатской конторой и расходы относятся на прочие расходы предприятия, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу налога на прибыль. Поэтому налоговая инспекция права. ???

 



Примените законодательство для решения задачи: Гражданин К., купил автобус на 12 посадочных мест у Юридического лица «Ю» в апреле 2011 года. Летом этого же года при оплате налогов на транспортные средства выясняется, что на данный автобус не были уплачены налоги с июня 2009 года. Каковы действия гражданина К., кто будет оплачивать неуплаченные налоги и решите дело по существу неуплаты налогов на транспортное средство.

Ответ:

Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено настоящей статьей.

Неуплаченные налоги должно оплатить юр лицо «Ю», так как на период с июня 2009 года по апрель 2011 года, автобус находился в собственности и состоял на учете у юр лица «Ю». Неуплаченные налоги оплачиваются в соответствии с п. 2 ст. 368 НК РК. При передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на объекты налогообложения в течение налогового периода сумма налога исчисляется в следующем порядке:

1) для передающей стороны:

по транспортным средствам, имеющимся на начало налогового периода, сумма налога исчисляется за период с начала налогового периода до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство;

по транспортным средствам, приобретенным в течение налогового периода, сумма налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором было приобретено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство;

2) для приобретающей стороны - сумма налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором приобретено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до конца налогового периода или до первого числа месяца, в котором приобретающей стороной впоследствии было передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на указанное транспортное средство.

 

43   Примените законодательство для решения задачи: ООО "Фебус" было зарегистрировано в налоговом органе г. Семипалатинска 15 марта 2009 года. Налоговый орган потребовал уплаты налога на прибыль за весь первый квартал 2009 года по расчетам бизнес плана созданного предприятием ссылаясь на необходимость пополнения бюджета. Дайте мотивированную консультацию ООО"Фебус" о налоговом периоде.

Ответ:

В соответствии со статьей 30 Налогового кодекса Республики Казахстан под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет. Для различных видов налогов установлены разные налоговые периоды.

Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря (статья 148 Налогового кодекса).

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года. При этом днем создания организации считается день ее государственной регистрации в органе юстиции.

I кв. - 2 мая

II кв. - 31 июля

III кв. - 30 октября

IV кв. - 30 января

 

Примените законодательство для решения задачи: Сравните правовой статус налогоплательщика- физического лица и налогоплательщика-организации : налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Что у них общего и в чем различия?

Налогоплательщик - лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет. Под налогоплательщиком - юридическом лицом Налоговый кодекс понимает организацию, созданную в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (иностранное юридическое лицо). Плательщиками сборов являются физические и юридические лица, в интересах которых регистрирующие органы производят регистрационные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Таким образом, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются органи

 

зации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РК. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения. Субъективное право налогоплательщика - это предусмотренная налогово-правовой нормой мера дозволенного поведения, обеспеченная соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и гарантированная мерами административной и судебной защиты. НК РК закрепляет права налогоплательщиков. Согласно НК РК плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. В НК закреплено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 

Примените законодательство для решения задачи: 31 августа 2009г. Инспекция НС приняла решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Стелла» по НДС за 2005, 2006, 2007 и 2008 гг., с которым и был ознакомлен налогоплательщик. Общество отказало должностным лицам инспекции ФНС в предоставлении документов за 2005 г. Правомерны ли действия налогоплательщика? Дайте ссылку на соответствующую норму права. Каковы могут быть действия ООО «Стелла» в случае несогласия с привлечением его к ответственности за совершение налогового правонарушения?

В соответствии с НК РК: налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов налоговой службы при исполнении ими служебных обязанностей, а также на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением. Непредоставление ООО «Стелла» затребованной налоговым органом документов за 2005 г. является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной НК РК, а должностных лиц - Кодекса РК об административных правонарушениях. Каковы могут быть действия ООО «Стелла» в случае несогласия с привлечением его к ответственности за совершение налогового правонарушения? – предоставить информацию о документе за 2005 год и не препятствовать органам налоговой службы.

 

Примените законодательство для решения задачи: В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган сделал выводы об экономической неоправданности расходов организации – налогоплательщика, а именно, расходов на услуги юриста, поскольку в штате организации есть собственная юридическая служба. Результатом данной проверки явилось доначисление налога на прибыль и привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правомерно ли решение налогового органа? Какую позицию при решении данного вопроса занимают арбитражные суды?

 

Ответ: (глава 82 НК РК).

Камеральный контроль - контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика. Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Цель камерального контроля - предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 587 НК и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, имеющихся в налоговых органах, друг с другом:

1) налоговой отчетности;

2) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;

3) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Согласно ст. 587 НК РК в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

По нарушениям с высокой степенью риска уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов:

1) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

2) пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего требованиям, установленным настоящей статьей;

3) жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению такого уведомления.

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в налоговые органы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет один из следующих документов:

1) пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе - в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

2) жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - в вышестоящий налоговый орган.

 

По нарушениям со средней степенью риска извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; (Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения и не является обязательным для исполнения.)

Примените законодательство для решения задачи: гражданин С. купил квартиру за 100 000 дол. США через 2 года продал ее за 120 000 дол. США денежные средства от продажи разместил на депозит в коммерческом банке. Должен ли гражданин С. заплатить налог на доходы физ. лиц? Если да, то в какой сумме и в каком размере? Изменится ли решение задачи, если он продаст квартиру через 3 года после приобретения?

 

Ответ:

Статья 177. Доходы, не облагаемые у источника выплаты

К доходам, не облагаемым у источника выплаты, относится Имущественный доход.

Статья 180. Имущественный доход

К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится:

Доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, имущества, указанного в статье 180-1 настоящего Кодекса;

Примените законодательство для решения задачи: Иностранный гражданин приехал в РК на 3 месяца для чтения лекций и проведения мастер-классов по договору с коммерческим вузом, в результате осуществления этой деятельности ему убыло уплачено 6 тыс. долл. США. Должен ли иностранный гражданин в данном случае уплатить налог на доходы физ.лиц и если да, то в каком размере?

Ответ:

По условиям ст. 189 и ст. 190 Налогового кодекса РК, данный иностранный гражданин является нерезидентом. По договору, иностранный гражданин оказывал услуги для коммерческого вуза по чтению лекций и проведению мастер-классов, за что получил доход в размере 6 тыс. долл США и должен уплатить ИПН. Данный вид дохода, входит в перечень доходов указанных в ст. 192 Налогового кодекса «Доходы нерезидента из источников в РК». Доходы физического лица-нерезидента, определенные статьей 192, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 194, по которому иностранный гражданин подлежит налогообложению по ставке в 20%, что составляет 1200 долл США.

 

49   Примените законодательство для решения задачи: Гражданин Р.О. Зотов, проживающий в г. Астана, обратился к знакомому студенту юридического факультета Ю.Ю. Славину с просьбой прояснить ситуацию. Суть дела заключалась в том, что за торговлю на оптовом рынке без контрольно-кассовой машины Р.О. Зотов был незаконно, по его мнению, подвергнут штрафу в размере 7 МРП сотрудником районной налоговой инспекции. Р.О. Зотов высказал намерение обжаловать в суде действия инспектора, на что Ю.Ю. Славин заявил, что право на судебное обжалование появится у Р.О. Зотова только после рассмотрения его заявления в вышестоящей налоговой инспекции. Правильно ли разъяснил Р.О. Зотову его права студент-юрист?

Ответ:

В соответствии со статьей 13 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налогоплательщик вправе обжаловать в установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Возникающие между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом) споры рассматриваются в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан.

Действующее налоговое законодательство предусматривает обжалование уведомления о результатах налоговой проверки в вышестоящий орган налоговой службы, а также обжалования в суд.

Судебный порядок рассмотрения заявлений об оспаривании результатов налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы регулируется главой 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Установленный частью первой статьи 294 ГПК срок обращения с заявлением в суд исчисляется: в случае оспаривания уведомления о результатах налоговой проверки непосредственно в суде - со дня его вручения, а в случае предварительного обжалования в вышестоящий орган налоговой службы - со дня, когда налогоплательщику стало известно о решении этого органа об оставлении его жалобы без удовлетворения полностью или в части. Если по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вынесено новое уведомление, срок его обжалования исчисляется заново со дня вручения в установленном порядке.

 

Примените законодательство для решения задачи: Военнослужащие Г.М. Митрофанов и В.Т. Фролов, уволенные с военной службы по достижении выслуги лет, с семьями взяли в аренду отдельный участок и технику для ведения фермерского хозяйства. Районная налоговая инспекция обложила налогом землю и технику, а так же по истечении пяти лет доходы, полученные членами фермерского хозяйства. Фермеры обжаловали решение налоговой инспекции военному прокурору, ссылаясь на то, что доходы военнослужащих не подлежат обложению налогом. Дайте юридический анализ ситуации. Есть ли нарушения в действиях налоговой инспекции?

Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" предусмотрено распространение на работников и пенсионеров по выслуши лет органов внутренних дел всех льгот и преимуществ, устанавливаемых актами Республики Казахстан для военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны и Комитета национальной безопасности.

доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению - адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.

Согласно п. 2 ст. 361 Налогового кодекса, плательщиками налога на имущество не являются следующие физические лица:

- военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы (учебы);

 

Согласно этому действия действия налоговой инспекции являются не законными.

 

Примените законодательство для решения задачи: В 2010 году налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку у ИП Иванова. В 2011 году Управление налоговой службы отменило решение нижестоящей инспекции по выездной проверке предпринимателя и провела повторную проверку, ссылаясь на том, что во время предыдущей проверки налогоплательщик сдал уточненную налоговую декларацию, в которой указана сумма налога в меньшем размере, чем ранее заявлено. По результатам этого мероприятия были доначислены налоги и выписаны штрафные санкции. Предприниматель решил, что действия управления нарушают его права, т.к. в связи с отменой решения инспекции отсутствует нормативный правовой акт, подлежащий контролю со стороны налогового органа. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ:

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Согласно ГПП РК отмена решений налогового органа может происходить только по решению суда, при этом заинтересованное лицо должно быть уведомлено об этом в письменной форме.

 

Примените законодательство для решения задачи: Организацией было подано в районный отдел НК РК по г. Алматы заявление о возврате излишне уплаченной суммы арендной платы за пользование землей. Однако ответа не последовало. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ:

Нет, не правомерны. Излишне уплаченной суммой налога, платы, сбора и пени является положительная разница между уплаченной в бюджет (с учетом зачтенных и возвращенных сумм) и исчисленной, начисленной (с учетом уменьшенной) суммами налога, платы, сбора и пени в бюджет за налоговый период с учетом расчетов по данному виду налога, платы, сбора и пени за предыдущие налоговые периоды.

В соответствии со статьей 599 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) зачет излишне уплаченной суммы налога, платы, сбора и пени производится по представленному налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому заявлению на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, таможенных платежей, пеней и штрафов.

Излишне уплаченная сумма налога, платы, сбора и пени не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности другого налогоплательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13-16 статьи 599 Налогового кодекса.

В случае продления срока представления налоговой отчетности зачет излишне уплаченной суммы не проводится до даты ее представления.

Срок проведения зачета составляет десять рабочих дней. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, сбора пени производится в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления на возврат, если иное не установлено Налоговым кодексом.

 

Примените законодательство для решения задачи: Налоговый комитет РК провел комплексную проверку АО «Таусу» и через пол года вновь пришли с проверкой, объяснив это тем, что на администрацию данного АО поступило заявление от некого физического лица о том, что администрацией скрывается большая часть получаемых доходов путем сокрытия производимой продукции. Правомерны ли действия НК и какие проверочные мероприятия они должны провести?

Ответ:

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1. Документальная проверка.

2. Хронометражное обследование.

Документальная проверка, в свою очередь, делится на следующие виды:

· комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

· тематическая проверка — проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления;

· встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами;

· дополнительная проверка – проверка, проводимая по решению налоговой службы, рассматривающего жалобы налогоплательщика по результатам налоговой проверки.

Внеплановые налоговые проверки осуществляются:

· по заявлению самого налогоплательщика;

· по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК;

· в случае представления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности за ранее проверенный налоговый период с целью проверки достоверности отраженных сведений в такой дополнительной налоговой отчетности;

· в случае получения ответа, не поступившего в ходе предыдущей налоговой проверки, по ранее направленным запросам органов налоговой службы;

· в случае неисполнения налогоплательщиком уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в порядке, установленном статьей 608 Налогового Кодекса;

· в связи с реорганизацией путем разделения или ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента;

· в связи с прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности в РК, осуществляемой через постоянное учреждение;

· в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката;

· в связи со снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании налогового заявления налогоплательщика;

· в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;

· по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута;

· по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством РК;

· на основании требования налогоплательщика в декларации по налогу на добавленную стоимость по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;

· на основании налогового заявления нерезидента на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения;

· по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, контроль за исполнением которых возложен на органы налоговой службы;

· по вопросам определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;

· по вопросам определения налогового обязательства по сделке, совершение которой признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;

· в связи с жалобой налогоплательщика на уведомление о результатах налоговой проверки – по вопросам, отраженным в такой жалобе;

· в связи с обращением нерезидента о повторном рассмотрении налогового заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения;

В период осуществления налоговых проверок не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода.

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:

· налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;

· вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы за 30 календарных дней до начала проведения плановой комплексной и плановой тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику за исключением налоговых проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией, прекращением деятельности юридического лица, снятием с регистрационного учета на основании заявления налогоплательщика.

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Таким образом, налоговые органы могут и не направлять в адрес компании извещения о проведении налоговой проверки, мотивируя наличием риска сокрытия или уничтожения налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки. Данное обстоятельство служит дополнительным основанием для подготовки и предварительной проверки документации, не надеясь на возможность исправления ошибок в налоговой отчетности в течение 30 дней после получения извещения.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

 

Примените законодательство для решения задачи: Гражданка К. вышла на пенсию и выяснилось, что АО «Тенгиз», в котором она проработала последние 3 года не в полном размере перечисляла ее пенсионные взносы. Кто будет привлечен к ответственности? Каковы должны быть действия гражданки К.

Ответ:

Статья 88. Нарушения законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом, юридическим лицом или его должностными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, совершенное в виде:

непредставления в налоговый орган списков вкладчиков накопительных пенсионных фондов, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным пенсионным взносам;

непредставления в налоговые органы расчетов по исчисленным, удержанным (начисленным) и перечисленным суммам обязательных пенсионных взносов в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

неведения первичного учета исчисленных, удержанных (начисленных) и перечисленных обязательных пенсионных взносов по каждому работнику в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан;

непредставления вкладчикам сведений об исчисленных, удержанных (начисленных) и перечисленных обязательных пенсионных взносах в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

несвоевременного и (или) неполного исчисления, удержания (начисления) и (или) уплаты (перечисления) обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

непрекращения всех расходных операций по кассе по распоряжению налоговых органов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, —

влечет штраф на физических лиц в размере 15 МРП, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов — в размере 30 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями — в размере 75 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 150 МРП.

 

Ответ:

В соответствии со статьей 30 Налогового кодекса Республики Казахстан под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет. Для различных видов налогов установлены разные налоговые периоды.

Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря (статья 148 Налогового кодекса).

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года. При этом днем создания организации считается день ее государственной регистрации в органе юстиции, а не составление безнес плана.

I кв. - 2 мая

II кв. - 31 июля

III кв. - 30 октября

IV кв. - 30 января

 

Дайте определение сущности, материальных основ, принципов и видов государственных (публичных) финансов. Раскройте функции, роль и особенности государственных финансов на современном этапе.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным(публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации и учреждения, граждане – с другой стороны.

Для государственных финансов характерно действие распределительной концепции, поэтому они выполняют распределительную и контрольную функции. Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить следующие подфункции, вытекающие из необходимости регулирующих действий государства:

1. размещения;

2. перераспределительная;

3. стабилизации.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных учреждений и предприятий. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 389.