Философские взгляды выдающихся русских медиков и биологов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русская материалистическая философия и передовая отечественная наука, в том числе и медицина, находились в состоянии взаимовлияния, тесной взаимосвязи друг с другом. Лучшие представители философии и медицины 19 – начала 20 веков часто решали единые, общие проблемы. К ним следует отнести проблему взаимоотношения организма и среды, проблему происхождения и сущности психики человека и многие другие. Выдающиеся отечественные ученые (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, С.П. Боткин, И.П.Павлов ) подходили к этим проблемам с целью изучения их конкретного естественнонаучного механизма.

Менделеев Дмитрий Иванович – великий русский ученый, химик. Д.И. Менделеев признавал тесную взаимосвязь науки и философии в исследовании разнообразных проблем человека. Он считал, что научные факты, составляющие основу научных выводов, связаны с человеком, его личностью. Д.И. Менделеев применил главные идеи эволюционной концепции развития природного мира к проблемам развития общества. Он считал, прогрессивное развитие общества обусловлено его эволюционным развитием. Все социальные изменения должны происходить без резких скачков, без революционных потрясений. Только тогда они будут эффективными. Эти выводы Сеченов И.М. обосновывал не только примерами из социальной жизни, но и из истории природного мира. В основе прогресса общества, по мнению Д.И. Менделеева, должен быть прогресс естественно-научный, технический, промышленный. Интенсивное освоение природных ресурсов Менделеев считал реальным путем достижения подлинного прогресса. Д.И. Менделеев был материалистом. Он активно выступал против распространенного в конце 19 – начале 20 века спиритизма – религиознофилософского направления, в котором развивались идеи возможности общения с потусторонним миром и разрабатывались соответствующие методы. В своей работе «Материал для суждения о спиритизме» (1876) он показал связь спиритизма и мистики.

Сергей Петрович Боткин – выдающийся врач, создатель крупнейшей в России терапевтической школы, заложивший основы клиникоэкспериментального направления в отечественной медицине. По мнению С.П. Боткина, целостность жизнедеятельности организма обеспечивается нервной системой. В таком подходе к пониманию жизнедеятельности организма проявляется принцип целостности. С.П. Боткин ввел в медицину новый метод исследования – клинический разбор больных. В его основе лежит отношение к болезни как к явлению, затрагивающему не какой-либо отдельный участок, а весь организм в целом. Порядок клинического разбора предусматривал выявление хода заболевания с последовательным и подробным описанием симптоматики. Диагноз ставился после анализа всей совокупности признаков заболевания. С.П. Боткин обращал особое внимание на посмертное подтверждение диагноза. Обязательное проведение аутопсии после каждого случая смерти больного в клинике внесло значительный вклад в процесс научного познания медицинских проблем. Боткин утверждал, что окружающая среда не только формирует структуру и функции организма, но и при определенных условиях наносит им вред, т.е. выступает в роли этиологического фактора болезни. По его мнению, любая болезнь тем или иным образом связана с воздействием внешнего раздражителя, который является первопричиной патологических процессов в организме. Он выступал против взглядов на болезнь как самостоятельный процесс, не связанный с окружающей средой. Таким образом, в своих работах С.П. Боткин высказывал идеи, важные для формирования материалистической концепции болезни как специфического состояния человека, имеющего определенные материальные причины своего возникновения и развития.

В.И. Ленин как философ

Марксизм в России начинает распространяться в конце 80-х годов. Его главные теоретики - Г.В. Плеханов (1856-1918), позже В.И. Ленин (1870- 1924). Был идеологом большевистского марксизма. В 1883 г. в Женеве русские эмигранты организовали первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». В.И. Ленин творчески переосмысливает марксизм, разрабатывает теорию социалистической революции и осуществляет ее на практике. Ленин начинает пересмотр марксизма и привязывает его к российским условиям. Прежде всего он отвергает идею Маркса о международной коммунистической революции. Победа социализма возможна «первоначально в одной или нескольких странах». Обосновывает он это законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками. Слабость русского капитализма увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции. Творчески развивая марксизм, Ленин делает целый ряд важных уточнений. Ленин подходит и к проблеме материи. Открытие делимости атома вызвало полемику в рядах марксистов и стремление некоторых из них заменить онтологию Маркса па другие учения. Возникла опасность отказа от материализма (если атом делим — значит «материя исчезла», считали многие ученые) Решение проблемы, предложенное Лениным, таково: «исчезает» не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые считались абсолютными. Главное же свойство материи, с которым связан философский материализм, «есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Особо важное значение имеет вывод Ленина о «неисчерпаемости» электрона и безграничности познания.

Большое внимание Ленин уделял изучению диалектического метода. Он критиковал Богданова за отказ от гегелевской диалектики, а Плеханова за узкое понимание ее как «скачкообразного» развития. По мнению идеолога большевизма, диалектика есть всеобщий закон развития мира и его познания. При этом он придавал большое значение применению диалектики в политической борьбе.

Исторические законы, установленные Марксом, Ленин воспринимал как всеобщие. Однако он не исключал, что развитие конкретных наций и государств имеет свою специфику и не вписывается в мертвую «букву» теоретических выкладок общих законов. Революция в Азии или России не может быть похожа па революцию в Европе.

Значительное место в творчестве Ленина занимает теория государства. Позицию анархистов он не принимает. После уничтожения эксплуататорского государства социалистической революцией необходимо построение нового — советского государства. Пока оно существует, полной свободы быть не может, признает Ленин. Однако оно есть необходимое временное образование на пути к бесклассовому, свободному, лишенному какой-либо государственности коммунистическому обществу. Ленинское учение о диктатуре пролетариата как фазе государственного строительства имело как положительные, так и отрицательные последствия для практики государственного строительства, стоило многих неоправданных жертв

24 Софиология В.С. Соловьего, и ее последующее влияние на русскую философию литературу

Софиоло́гия — религиозно-философское учение, включающее философскую теорию «положительного всеединства», понимание искусства в духе мистической «свободной теургии», преображающей мир на путях к его духовному совершенству, концепция художественного выражения «вечных идей» и мистическое узрение Софии как космического творческого принципа.

Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900). Основными идеалами его философии были:

• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);

• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;

• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

• идея Бога как выражения добра;

• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;

• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 810.