24. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные(собственные) и консолидированные. Их виды и назначения.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления(ст.6 БК РФ)
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами(ст. 6 БК РФ)
Структура (составные части) бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит. Понятие и краткая характеристика.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ):
1. налоговые доходы
a. доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов,
b. пени и штрафы по налогам.
2. неналоговые доходы:
a. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
b. доходы от продажи государственного имущества;
c. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
d. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
e. средства самообложения граждан;
f. иные неналоговые доходы
3. безвозмездные поступления.
a. дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
b. субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
c. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
d. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
e. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Виды финансовой помощи:
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
В случаях нецелевого использования субсидии и субвенции, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами (от англ. "transfer" = "перевод"). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет.
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.
Собственные доходы бюджета – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.
Расходная часть бюджета
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:
1. оказание государственных услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты гос. собственности; закупки товаров в государственный материальный резерв и др.);
2. социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ, услуг;
3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;
4. предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
5. предоставление межбюджетных трансфертов;
6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7. обслуживание государственного долга;
8. исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Единым для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:
1. общегосударственные вопросы;
2. национальная оборона;
3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4. национальная безопасность;
5. жилищно-коммунальное хозяйство;
6. охрана окружающей среды;
7. образование;
8. культура, кинематография, средства массовой информации;
9. здравоохранение, физическая культура, спорт;
10. социальная политика;
11. межбюджетные трансферты
Можно сказать вышеуказанное деление является функциональным делением расходов бюджета.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета.
Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Сокращение профицита осуществляется в следующей последовательности:
- сокращение доходов от продажи государственной собственности,
- сократить доходы от продажи государственных запасов и резервов,
- предусмотреть дополнительное погашение долговых обязательств,
- увеличить расходы, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.
Дефицит рассматривается как временный, если он составляет 3% от ВВП, до 10% – допустимый дефицит, свыше 20% – критический.
Источниками погашения дефицита являются:
Внутренние:
- кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте России;
- государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.
Внешние:
- государственные займы в валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 294.