Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

24. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные(собственные) и консолидированные. Их виды и назначения.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления(ст.6 БК РФ)

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами(ст. 6 БК РФ)

Структура (составные части) бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит. Понятие и краткая характеристика.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ):

 

1. налоговые доходы

 

a. доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов,

 

b. пени и штрафы по налогам.

 

2. неналоговые доходы:

 

a. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

 

b. доходы от продажи государственного имущества;

 

c. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

 

d. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

 

e. средства самообложения граждан;

 

f. иные неналоговые доходы

 

3. безвозмездные поступления.

 

a. дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 

b. субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

 

 

 

c. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

 

d. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 

e. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

Виды финансовой помощи:

 

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

 

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

 

В случаях нецелевого использования субсидии и субвенции, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет.

 

Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами (от англ. "transfer" = "перевод"). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет.

Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

Собственные доходы бюджета – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.

Расходная часть бюджета

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:

1. оказание государственных услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты гос. собственности; закупки товаров в государственный материальный резерв и др.);

2. социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ, услуг;

3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;

4. предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

5. предоставление межбюджетных трансфертов;

6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7. обслуживание государственного долга;

8. исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Единым для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

1. общегосударственные вопросы;

2. национальная оборона;

3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4. национальная безопасность;

5. жилищно-коммунальное хозяйство;

6. охрана окружающей среды;

7. образование;

8. культура, кинематография, средства массовой информации;

9. здравоохранение, физическая культура, спорт;

10. социальная политика;

11. межбюджетные трансферты

Можно сказать вышеуказанное деление является функциональным делением расходов бюджета.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Сокращение профицита осуществляется в следующей последовательности:

- сокращение доходов от продажи государственной собственности,

- сократить доходы от продажи государственных запасов и резервов,

- предусмотреть дополнительное погашение долговых обязательств,

- увеличить расходы, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.

Дефицит рассматривается как временный, если он составляет 3% от ВВП, до 10% – допустимый дефицит, свыше 20% – критический.

Источниками погашения дефицита являются:

Внутренние:

- кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте России;

- государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.

Внешние:

- государственные займы в валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 294.