Правовая характеристика финансовой системы государства, ее институты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовая характеристика финансовой системы государства, ее институты.

Финансовая система это:

А) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

Б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Институты финансовой системы:

1) бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципальных образований;

2) внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

3) имущественное и личное страхование;

4) государственный и банковский кредит;

5) финансы хозяйствующих субъектов.

Финансовая система в правовом аспекте характеризуется рядом свойств и принципов, базирующихся на Конституции РФ:

1) разделением на подотрасли, содержащие определенные правоотношения, регулируемые нормами права (бюджетное право, налоговое право, банковское право)

2) принцип федерализма обусловлен наличием собственной финансовой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

3) принцип законности

4) принцип единства финансовой политики и денежной системы

5) принцип разделения функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

6) принцип гласности

7) принцип плановости

 

2. Правовые основы финансовой деятельности государства: сущность и содержание.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это деятельность уполномоченных органов, направленная на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, в том числе части национального дохода общества, путем создания, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий)

 

Правовое регулирование финансовой деятельности государства – нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочивания, развития и охраны в соответствии с потребностями общества.

1) Важнейшей составляющей правового регулирования является норма права.

2) Финансово правовые акты – решения компетентных органов государственной власти или муниципальных органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств.

3) Финансово плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию финансов на определенный период.

 

Наука финансового права.

Совокупность знаний, положений, категорий, выработанных ученными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм.

 

Объекты финансовых правоотношений.

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового прав: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др.

 

 

Контрольные полномочия Министерства финансов.

Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Минфин осуществляет финансовый контроль за:

● целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

● поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

● доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;

● обеспечением платежеспособности страховщиков;

и т.д.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля - при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

 

Правовое положение Федерального казначейства.

Казначейство выполняет следующие функции:

● обеспечивает учет всех доходов бюджета;

● подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;

● осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Контрольные полномочия Федеральной налоговой службы.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 72, от 27.05.2006 N 318, от 24.02.2009 N 154, от 13.04.2016 N 300, от 12.11.2016 N 1173, от 30.03.2017 N 357)

(см. текст в предыдущей редакции)

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Финансовая ответственность.

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим и физическим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспеченияюбществен-ных и государственных финансовых интересов.

Правовая характеристика финансовой системы государства, ее институты.

Финансовая система это:

А) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

Б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Институты финансовой системы:

1) бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципальных образований;

2) внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

3) имущественное и личное страхование;

4) государственный и банковский кредит;

5) финансы хозяйствующих субъектов.

Финансовая система в правовом аспекте характеризуется рядом свойств и принципов, базирующихся на Конституции РФ:

1) разделением на подотрасли, содержащие определенные правоотношения, регулируемые нормами права (бюджетное право, налоговое право, банковское право)

2) принцип федерализма обусловлен наличием собственной финансовой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

3) принцип законности

4) принцип единства финансовой политики и денежной системы

5) принцип разделения функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

6) принцип гласности

7) принцип плановости

 

2. Правовые основы финансовой деятельности государства: сущность и содержание.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это деятельность уполномоченных органов, направленная на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, в том числе части национального дохода общества, путем создания, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий)

 

Правовое регулирование финансовой деятельности государства – нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочивания, развития и охраны в соответствии с потребностями общества.

1) Важнейшей составляющей правового регулирования является норма права.

2) Финансово правовые акты – решения компетентных органов государственной власти или муниципальных органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств.

3) Финансово плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию финансов на определенный период.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1343.