Тема 3. ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Функция спроса. Закон спроса.

Покупатель испытывает потребность, то есть желание получить физическое или моральное удовлетворение от потребления блага. Однако рынок реагирует не на потребность вообще, а только на платежеспособную потребность.

Потребность, представленная на рынке и подкреплённая деньгами, получила название спроса. Функция спроса – это функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена. Чтобы определить, как меняется объем планируемых покупок в зависимости от цены, от остальных факторов, которые называют неценовыми, можно абстрагироваться. Поэтому спрос определяют как количество товаров или услуг, которые потребитель готов купить по определённой цене за определённый промежуток времени при прочих равных условиях.

Спрос обозначается буквой D  (demand ― спрос). Спрос может быть выражен:

· в виде таблицы (шкала спроса)

  А B C D E F G
Р price - цена 85 50 35 25 17 10 5
Q quantity - объем (количество) 1 2 3 4 5 6 7

· графически (кривая спроса); для упрощения кривую спроса можно изобразить прямой с отрицательным наклоном.

· уравнением; для упрощения – линейным уравнением Pd = b – a ∙ Q 

· где b – точка пересечения графика спроса с осью ординат; 

  a – тангенс угла наклона графика спроса к оси абсцисс (угла α).

Коэффициенты «а» и «b» в уравнении отражают изменение спроса под воздействием неценовых факторов. Если меняется величина «а», изменяется угол наклона графика спроса. Если меняется величина «b», происходит параллельный сдвиг графика спроса.

Движение  от одной строки  шкалы или одной точки  кривой спроса к другой называется изменением объёма (величины) спроса. Оно отражает зависимость объема спроса от цены на товар. Под изменением спроса понимают переход к другой шкале или другому графику спроса. При увеличении спроса кривая сдвигается вправо вверх, при уменьшении – влево вниз. Изменение спроса происходит под действием всех остальных факторов:

1.Цены на сопряжённые (связанные в потреблении) товары.

1) Субституты – взаимозаменяемые товары. Прямая связь между ценой на один и спросом на другой. Если растет цена на один товар, увеличивается спрос на другой.

2) Комплементы – взаимодополняющие товары. Обратная связь между ценой на один и спросом на другой. Если растет цена на один товар, снижается спрос на другой.

2. Изменение доходов населения. (На доходы влияют налоги и дотации).

3. Число покупателей.

4. Изменение вкусов и предпочтений покупателей. (Мода, сезонность)

5. Ожидания потребителей. (Самые важные – инфляционные ожидания).

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос – это сумма индивидуального спроса всех потребителей, представленных на рынке.

Закон спроса отражает обратную связь между величиной спроса на товар и его ценой. Если цена товара повышается (при этом все прочие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Закон спроса иллюстрируется графически отрицательным наклоном кривой спроса (слева направо вниз).            

Отрицательный наклон кривой спроса принято объяснять:

1. Эффектом дохода. Он означает, что при снижении цены на определённый товар покупатель по отношению к этому товару становится богаче. Его доход как бы возрастает, и он может приобрести больше единиц товара.

2. Эффектом замены. При снижении цены на один товар он становится относительно дешевле по сравнению с другими товарами и покупатель старается приобретать больше единиц именно этого товара.

3. Законом убывающей предельной полезности. Формулировка закона: в одном акте потребления каждая следующая единица потребляемого блага дает человеку меньшую полезность, чем предыдущая. Предельная полезность MU – это полезность каждой следующей единицы блага (товара или услуги). С каждой дополнительной единицей

потребляемого блага общая полезность TU возрастает, а предельная полезность MU убывает. 

 

 

Если на оси ординат предельную полезность MU заменить на цену Р, то график убывающей предельной полезности станет графиком индивидуального спроса.


3.2. Функция предложения. Закон предложения. Рыночное равновесие.

Предложение – это такое количество товаров и услуг, которое производитель готов продать на рынке по определённой цене за определённый промежуток времени при прочих равных условиях. Предложение обозначается буквой S (supply ― предложение).

Предложение может быть выражено:

· в виде таблицы (шкала предложения);

  А B C D E F G
Р price - цена 20 24 30 38 50 65 90
Q quantity - объем 1 2 3 4 5 6 7

· графически (кривая предложения); для упрощения – прямой с положительным наклоном.

· уравнением; для упрощения – линейным уравнением Р s = b + a ∙ Q (на рисунке – прямая S 1 ) или Р s = – b + a ∙ Q  (прямая S 2 ).

Движение от одной строки шкалы или одной точки кривой предложения к другой называется изменением объёма (величины) предложения. Оно отражает зависимость объема предложения от цены на товар. Под изменением предложения понимают переход к другой шкале или другому графику предложения. При увеличении предложения кривая сдвигается вправо вниз (от S1 к S2), при уменьшении – влево вверх (от S2 к S1).

На изменение предложения влияют следующие неценовые факторы:

1. Издержки производства. Чем выше уровень затрат на производство продукции, тем меньше будет ее предложение.

• Технологии.  Новые технологии, более эффективные и экономичные, обычно снижают затраты на единицу выпускаемой продукции.        

• Цены на ресурсы. Если ресурсы становятся дороже, предложение сокращается. Если дешевле – увеличивается.            

• Налоги (сокращают предложение) и дотации (увеличивают предложение).

2. Число продавцов.

3. Ожидания производителей.

Закон предложения отражает прямую связь между ценой и объёмом. Чем выше цена на товар, тем больше его будет предложено к продаже при прочих равных условиях в данный момент времени. Закон предложения иллюстрируется графически положительным наклоном кривой предложения (слева направо вверх).  

Предложение бывает индивидуальным (одной фирмы) и рыночным.  


Рыночное равновесие.

 Если наложить друг на друга графики спроса и предложения, то в одной общей точке кривые пересекутся. Точка пересечения кривых называется точкой рыночного равновесия. Она характеризуется равновесным объёмом и равновесной ценой.

При цене равновесия количество продукции, которое готово покупать большинство потребителей,  будет соответствовать тому количеству продукции, которое намерено про-

давать большинство продавцов. В точке равновесия Q E = Q D = Q S и P E = P D = P S Произведение цены на количество (затемненный прямоугольник на рисунке) − это общие расходы покупателей и, одновременно, общий доход (выручка) продавцов. Общая выручка продавцов TR = P x Q   

Равновесие будет продолжаться до тех пор, пока не изменится хотя бы один неценовой фактор на стороне спроса или предложения. При этом происходит нарушение старого и формирование нового равновесия.

Отклонение от равновесия возникает тогда, когда спрос и предложение не меняются, а цена удерживается  на уровне выше или ниже равновесного.

Если цена выше равновесной, то Qs > Qd. На рынке возникает избыток товаров (перепроизводство, затоваривание). По высокой цене производители будут предлагать к продаже больше продукции, но объем спроса уменьшится

Если цена ниже равновесной, то Qd > Qs. На рынке образуется дефицит товаров. Покупатели готовы приобретать больше товара по низкой цене, но производители будут предлагать к продаже меньше продукции. Для многих производителей такая цена не компенсирует затраты на производство.

Объем продаж при неравновесных ценах определяется по правилу «короткого плеча» (расстоянием от оси ординат до ближней к ней точке графиков спроса или предложения): при избытке товаров – объемом спроса, при дефиците – объемом предложения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.