Любая деятельность на рынке ценных бумаг характерна лишь для данного рынка, а потому и является своего рода профессиональной деятельностью. Следовательно, даже эмитенты и инвесторы — самые главные участники рынка ценных бумаг — по отношению к участникам других рынков (кроме собственного) являются профессиональными участниками.
Другой аспект состоит в разделении деятельности внутри данного рынка на профессиональную и непрофессиональную. Критерием здесь является объект вложения капитала со стороны участника рынка ценных бумаг, т. е. имеет место вложение капитала в сами ценные бумаги или же в тот или иной вид услуг (как результат коммерческой деятельности), оказываемых участникам данного рынка. Под профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг понимается деятельность, основанная на вложении капитала не в самое ценную бумагу, а в услуги, оказываемые эмитентам и инвесторам, т. е. тем участникам рынка, капитал которых непосредственно связан с существованием ценной бумаги.
Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.
На рынке можно выделить три группы участников, которые преследуют каждый свои цели. Это профессиональные участники, эмитенты и инвесторы.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности:
• брокерская;
• дилерская;
• по управлению ценными бумагами,
• по определению взаимных обязательств (клиринг),
• депозитарная;
• по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
• по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Общепризнанными принципами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются:
· добросовестность и честность по отношению к клиенту;
· отделение собственной коммерческой деятельности от коммерческой деятельности в пользу клиента;
· приоритетность интересов клиентов над собственными интересами в случае возникновения конфликта (ситуации противоположности) этих интересов;
· обязательное уведомление клиента о возможных рисках на рынке, если таковые могут иметь место;
· выплата клиенту части выгоды от хранения его активов у профессионального участника;
· возмещение клиенту убытка, причиненного действиями профессионального участника;
· ответственность (в соответствующих ситуациях) по обязательствам клиента перед другими профессиональными участниками рынка.
Брокерская деятельность
Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.
Результаты нормального функционирования брокерской деятельности, следующие:
1) организация эффективного механизма портфельного инвестирования;
2) реализация инструментов фондирования и управления рисками для корпоративных клиентов;
3) обеспечение ликвидности рынка.
Можно уверенно говорить о том, что на российском фондовом рынке сложилась работоспособная и эффективная система брокерского обслуживания. Существующих участников можно разделить на 4 типа:
1) ведущие брокерские компании, занимающие верхние строчки по оборотам на основных двух российских торговых площадках;
2) банки, которые в линейке продуктов последовательно развивают или хотя бы поддерживают брокерское обслуживание;
3) компании, фактически ориентированные на дилерские операции акционеров и предлагающие сопутствующие брокерские продукты;
4) небольшие региональные компании, работающие со сформировавшейся клиентской базой и до недавнего времени активно приобретавшие у населения пакеты акций, которые сохранились со времен приватизационных процессов.
Брокерская деятельность может осуществляться на основе следующих договоров:
· договор поручения;
· договор комиссии;
· договор агентирования.
В соответствии с договором поручения брокер является лишь посредником в заключении договора купли-продажи ценной бумаги, но не посредником в движении денег и ценных бумаг.
Главное отличие договора комиссии от договора поручения: права и обязанности по сделке, совершенной брокером как комиссионером, возникают непосредственно у самого брокера, даже если клиент назван в сделке и вступил в отношения с третьим лицом по исполнению сделки.
В соответствии с договором комиссии брокер является "функционирующим" посредником, так как непосредственно через него осуществляется движение денег и ценных бумаг.
Договор агентирования представляет собой комбинацию в одном договоре сразу двух договоров — поручения и комиссии, поэтому в зависимости от характера взаимоотношений между брокером и клиентом на него распространяются нормы то первого, то второго вида договора.
Договор на брокерское обслуживание, или брокерский договор заключается в одной из указанных ранее юридических форм (поручения, комиссии, агентирования), и его содержание является, с одной стороны, специфичным именно для данной брокерской компании, а с другой — в значительной мере типичным для брокерской деятельности вообще.
Брокерский договор может иметь существенные различия в зависимости от вида клиента (индивидуальный или институциональный, мелкий или крупный, надежный или не очень и т.п.), вида операций с ценными бумагами, ради которых он заключается, и сроков (разовый договор или договор на какой-то продолжительный период).
Дилерская деятельность
Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.
Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т. е. в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг.
Необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств.
По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством. Маркет-мейкер — это дилер, который отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг.
У дилера в обычном случае должно всегда иметься необходимое количество бумаг (собственный "портфель"), чтобы удовлетворять все изменения спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка "избыточное" количество этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 191.