Понятие профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любая деятельность на рынке ценных бумаг характерна лишь для данного рынка, а потому и является своего рода профессиональной деятельностью. Следовательно, даже эмитенты и инвесторы — самые главные участники рынка ценных бумаг — по отношению к участникам других рынков (кроме собственного) являются профессиональными участниками.

Другой аспект состоит в разделении деятельности внутри данного рынка на профессиональную и непрофессиональную. Критерием здесь является объект вложения капитала со стороны участника рынка ценных бумаг, т. е. имеет место вложение капитала в сами ценные бумаги или же в тот или иной вид услуг (как результат коммерческой деятельности), оказываемых участникам данного рынка. Под профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг понимается деятельность, основанная на вложении капитала не в самое ценную бумагу, а в услуги, оказываемые эмитентам и инвесторам, т. е. тем участникам рынка, капитал которых непосредственно связан с существованием ценной бумаги.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.

 

На рынке можно выделить три группы участников, которые преследуют каждый свои цели. Это профессиональные участники, эмитенты и инвесторы.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности:

• брокерская;

• дилерская;

• по управлению ценными бумагами,

• по определению взаимных обязательств (клиринг),

• депозитарная;

• по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

• по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Общепризнанными принципами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются:

· добросовестность и честность по отношению к клиенту;

· отделение собственной коммерческой деятельности от коммерческой деятельности в пользу клиента;

· приоритетность интересов клиентов над собственными интересами в случае возникновения конфликта (ситуации противоположности) этих интересов;

· обязательное уведомление клиента о возможных рисках на рынке, если таковые могут иметь место;

· выплата клиенту части выгоды от хранения его активов у профессионального участника;

· возмещение клиенту убытка, причиненного действиями профессионального участника;

· ответственность (в соответствующих ситуациях) по обязательствам клиента перед другими профессиональными участниками рынка.

Брокерская деятельность

 

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

Результаты нормального функционирования брокерской деятельности, следующие:

1) организация эффективного механизма портфельного инвестирования;

2) реализация инструментов фондирования и управления рисками для корпоративных клиентов;

3) обеспечение ликвидности рынка.

Можно уверенно говорить о том, что на российском фондовом рынке сложилась работоспособная и эффективная система брокерского обслуживания. Существующих участников можно разделить на 4 типа:

1) ведущие брокерские компании, занимающие верхние строчки по оборотам на основных двух российских торговых площадках;

2) банки, которые в линейке продуктов последовательно развивают или хотя бы поддерживают брокерское обслуживание;

3) компании, фактически ориентированные на дилерские операции акционеров и предлагающие сопутствующие брокерские продукты;

4) небольшие региональные компании, работающие со сформировавшейся клиентской базой и до недавнего времени активно приобретавшие у населения пакеты акций, которые сохранились со времен приватизационных процессов.

Брокерская деятельность может осуществляться на основе следующих договоров:

· договор поручения;

· договор комиссии;

· договор агентирования.

В соответствии с договором поручения брокер является лишь посредником в заключении договора купли-продажи ценной бумаги, но не посредником в движении денег и ценных бумаг.

Главное отличие договора комиссии от договора поручения: права и обязанности по сделке, совершенной брокером как комиссионером, возникают непосредственно у самого брокера, даже если клиент назван в сделке и вступил в отношения с третьим лицом по исполнению сделки.

В соответствии с договором комиссии брокер является "функционирующим" посредником, так как непосредственно через него осуществляется движение денег и ценных бумаг.

Договор агентирования представляет собой комбинацию в одном договоре сразу двух договоров — поручения и комиссии, поэтому в зависимости от характера взаимоотношений между брокером и клиентом на него распространяются нормы то первого, то второго вида договора.

Договор на брокерское обслуживание, или брокерский договор заключается в одной из указанных ранее юридических форм (поручения, комиссии, агентирования), и его содержание является, с одной стороны, специфичным именно для данной брокерской компании, а с другой — в значительной мере типичным для брокерской деятельности вообще.

Брокерский договор может иметь существенные различия в зависимости от вида клиента (индивидуальный или институциональный, мелкий или крупный, надежный или не очень и т.п.), вида операций с ценными бумагами, ради которых он заключается, и сроков (разовый договор или договор на какой-то продолжительный период).

Дилерская деятельность

 

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т. е. в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг.

Необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств.

По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством. Маркет-мейкер — это дилер, который отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее. Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг.

У дилера в обычном случае должно всегда иметься необходимое количество бумаг (собственный "портфель"), чтобы удовлетворять все изменения спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка "избыточное" количество этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 171.