Формирование цифровой компетентности (медиакомпетентности)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Солдатова Г., Зотова Е., ЛебешеваМ., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. —М.: Google, 2013. —165 с.

 

Информационная безопасность личности зависит от того, научился ли человек жить в информационном обществе, осознаёт ли он риски, возникающие в информационной сфере, обладает ли он цифровой компетентностью.

 

Под цифровой компетентностью мы понимаем основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также готовность индивида к такой деятельности.

Цифровая компетентность включает в себя информационную и медиакомпетентность, коммуникативную, техническую и потребительскую компетентность. В каждом из этих направлений можно выделить соответствующие риски.

Основные риски для личности в информационной сфере.

1. Контентные риски – риски, связанные с контентом, т.е. с содержанием.

Конте́нт (англ. content—содержимое). Контентные риски в Интернете -возникают в процессе использования находящихся в Сети материалов (текстов, картинок, аудио-и видео файлов, ссылок на различные ресурсы). Не смотря на запреты, в сети можно встретиться с противоправной, негативной информацией: подталкивающей к самоубийству; рекламирующей и распространяющей наркотики; разжигающей национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); пропагандирующей девиантные формы поведения; вовлекающей в секты; пропагандирующей антипатриотичные настроения; формирующей ложный взгляд на историю России; наличие порно сайтов и т.д.

 

2. Коммуникационные риски в Интернете -возникающие в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в Сети.

Незаконные контакты (груминг, сексуальные домогательства), знакомства в Сети и последующие встречи с интернет - знакомыми в реальной жизни; кибербуллинг-оскорбления, унижения или преследование в Сети.

С кем общается Ваш ребенок?

2. Коммуникационные риски в Интернете - возникающие в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в Сети.

3. Потребительские риски в Интернете, связаны с потребительской активностью пользователя, покупками в интернете. Мошенничество в сети и по телефону. Риск приобретения товара низкого качества, различных подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции; потерю денежных средств без приобретения товара или услуги. (Интернет мошенничество: Онлайн покупки, Мы нашли ваши документы, Привязка карты, Вирусная атака, Выплата процентов, Покупка авиабилетов, Просьба перевести какую-то сумму от вашего знакомого, у которого взломали аккаунт. Телефонное мошенничество: Ваша карта заблокирована, Ваши родственники в беде, Вы выиграли, Вирусная атака, Вам положена компенсация, Ошибочный перевод средств, Услуга, якобы позволяющая получить допуск к смс и звонкам другого человека)

4. Технические риски в Интернете -определяются возможностями повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или взлома аккаунтов, хищения паролей и персональной информации посредством вредоносных программ (вирусов, троянских коней, шпионских программ, ботов и др.).

5. Неумение управлять персональными данными в сети. Распространение излишней информации о себе и своей семье при общении с незнакомцами. Формирование негативной цифровой репутации, которая может повлиять на судьбу человека в будущем, т.к. данные остаются в сети.

6. Неуважительное отношение к частной информации и информационным правам других людей.

7. Негативное влияние компьютера, интернета, гаджетов на психическое и физическое здоровье человека, его зрение, осанку, общее самочувствие. Нарушение режима дня.

8. Возникновение зависимости от компьютерных игр, проблема изменения психики человека-игромана, формирование у него тождественности виртуального и реального мира, снижение инстинкта самосохранения, повышение агрессивности и др.

9. Возникновение зависимости от гаджетов, интернета, социальных сетей, селфи.

10. Опасное селфи. Постоянное желание выкладывать в сеть информацию о себе и при этом удивлять зрителя приводит к рискованным для жизни селфи.

11. Проблема достоверности информации –наличие большого количества ложной, непроверенной, недостоверной информации, фейков. Неумение отличать правдивую информацию от ложной. (Пример: Под Краснодаром появилась ферма мини-жирафов)

12. Проблема соблюдения авторского права.

13. Проблема информационной перегрузки

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.