Но следует им знать, что не все войдут в радость Господа. Ведь Его распятие будет результатом беззакония начальников народа. "Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет [его], – спасения, но оно далеко от нас. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим – яростью, врагам Своим – местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его – на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. И придет Искупитель Сиона и [сынов] Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века" (Ис.59:11-21). Значит при заключении Нового Завета враждовавшие на Христа будут отвержены.
И дальше говорится о том, что спасение будет открыто для всех народов через явление славы Иерусалима: "Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою" (Ис.60:1), – то, что мы с вами будем петь на Пасху: "Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия". Здесь мы снова вспоминаем о "горе Дома Господня". Эта новая слава Иерусалима перекликается уже с тем, что говорится в Апокалипсисе о славе Нового города: "Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (Ис.60:2). Произойдет разделение грешников и праведников. "И придут народы к свету твоему, – то есть Иерусалима, – и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Богатство моря обратится к тебе, и достояние народов придет к тебе" (Ис.60:3).
В центре всемирной проповеди – Христос. "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы" (Ис.61:1), – это те слова, которые Христос Сам читал в синагоге в Назарете перед тем, как проповедовать.
Еще одно пророчество о победе над адом мы уже упоминали в связи с мессианским пророчеством, произнесенным патриархом Иаковом. При благословении своих сыновей, он говорит об Иуде, что тот моет в вине ризы свои, и омывает в крови гроздов одеяние свое (Быт.49:11).
"Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего, но помогла Мне мышца Моя; и попрал Я народы во гневе Своем и сокрушил их в ярости Моей" (Ис.63:1-6), – под этими народами Едомом, Восором, которые попирали Иерусалим, и под отмщением на них понимается, конечно, попрание диавола и всего воинства его и освобождение людей от их власти. Омытие одежд кровью – восстановление человеческой природы [7].
И вот, таким образом все враги Царства Небесного оказываются попранными, и Господь говорит: "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною" (Ис.63:3, ср. 51:18), то есть действительно, на кресте Господь один совершил это спасение.
И затем, когда Церковь основана и устроена, Господь говорит о новом призвании язычников: "Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот, Я! вот, Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному.., к народу, который постоянно оскорбляет лице Мое" (Ис.65:1-3). И вот, когда Его не признает этот народ, который Он создал, Господь открывается людям, не вопрошавшим о Нем и не искавшим Его – язычникам, которые не чаяли этого спасения. Вдруг им открывается Господь: "вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем… Там не будет более малолетнего и старца…" (Ис.65:17-20).
Итак перед нашим взором уже предстают новое небо и новая земля. Что же они собой представляют?" [8] – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя… А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим" (Ис.66:1-2). Опять открывается временность ветхозаветных установлений. Для служения Богу не нужен ни храм, ни место, но смиренное и сокрушенное сердце, в котором и совершается это жертвоприношение и в котором совершается это служение встречи с Богом. То что открывается пророку относится к реальности будущего века. Об этом свидетельствует Откровение св. Иоанна Богослова: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны" (Откр.21:1-5).
В этой главе одно из пророчеств снова относится к Божией Матери: "Еще не мучилась родами, а родила; прежде, нежели наступили боли ее, разрешилась сыном" (Ис.66:7), – о рождении без истления, без страдания.
Заключительные пророчества
Конец последней 66-й главы посвящен суду над теми, кто не раскается, над теми, кто не пожелает войти в церковь: "Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. […] Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу […] на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь" (Ис.66:15-16,18-21). Тоже очень важное пророчество о том, что священники и левиты Господь будет брать не только из колена Левия, не только даже из израильтян, но из всех народов, которые будут собраны на гору Господню, Господь будет поставлять священников. "Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти" (Ис.66:22-24). Здесь показано грядущее торжество праведников и вечная мука грешников. Слова о черве и огне, которые Господь неоднократно повторял в Своей проповеди (ср. Мк. 9 гл.), тоже должны были напомнить Его слушателям пророчества Исаии.
Таким образом, мы бегло, пропуская много замечательного, прошли от первой до последней главы этой великой книги, и теперь вполне можем себе позволить ответить и на вопрос: почему пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом? Не только потому, что у него есть удивительное пророчество о рождении Еммануила от Девы, и не только даже потому, что такой высоты откровения о крестном подвиге и описании его обстоятельств и значения нет ни у кого больше из ветхозаветных писателей. Но если охватим взглядом всю книгу, то, что мы увидим? И святого Иоанна Предтечу, и рождество Христово, и проповедь в Галилее, и крестные страдания, и излияние Святаго Духа, утверждение Церкви, Страшный Суд, и изображение нового неба и новой земли. То есть весь Новый Завет от Евангелия до Апокалипсиса как бы предстает перед нашим взором, когда мы читаем этого величайшего и удивительного пророка. И поэтому, конечно, невозможно отказать ему именно в этом названии, ветхозаветного евангелиста.
Из службы пророку Исаие: "Обновитеся островам рекл еси приточно, языческим церквам, божественнаго духа исполнен, славне, таинник неизреченных быв" [9] (ср.: Ис.24:15; 41:1).
Примечания
4. Служба пророку Исаие. Минея, май, 9-й день. Канон, песнь 9, тропарь 2.
5. По-славянски: "Масло и мед снесть, прежде, неже разумети Ему, или изволити злая, изберет благое" (Ис.7:15). "Еммануил употребляет по плоти детскую пищу – масло и мед. Впрочем, находясь во младенческом еще состоянии, по обитающей в Нем благости, прежде совершенного возраста, отвергает Он лукавое и избирает благое. […] Восходя к написанному в книге Бытия о "разуметельном добраго и лукаваго" (Быт.2:9), найдешь там состояние Адама до греха близким к описанному теперь; […] Почему и Господь в детском состоянии подражал невинному и неповрежденному состоянию Адама; а тем, что отвергнул лукавство, вознаградил преслушное законопреступление" [8, ч.2, с.228].
6. По тексту Елизаветинской Библии – "ревность".
7. "Восприемлему Тебе Христе от горы Масличныя, силы зряще, друг другу вопияху: кто есть Сей? И глаголет к ним: Сей есть державный и сильный, Сей есть сильный в брани, Сей есть воистинну Царь славы. И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит, еже есть плоти. Ты же Сам яко Бог одесную сед величествия, послал еси нам Духа Святаго, да наставит и спасет души наша" (Вознесение Господне, на великой вечерне, стихира на стиховне).
8. Прп. Максим Исповедник: "Писание обозначает словом "небо" еще и небесные силы, согласно речению: Небо престол Мой (Ис.66:1), поскольку Бог почивает среди святых и нетелесных естеств" [34, кн.2, с.138]
9. Служба пророку Исаие. Минея, май, 9-й день. Канон, песнь 4, тропарь 3.
Глава 4. Книга пророка Михея
Содержание
4.1. Суд над Израилем
4.2. Обличение князей и лжепророков. Наказание и утешение
4.3. Рождество Христово
4.4. Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога
Книга пророка Михея датируется им самим. Пророк говорит о том, что его служение было во времена царей Иоафама, Ахаза и Езекии Иудейских, то есть приходилось на середину VIII века. Таким образом, он был современником пророков Исаии, Амоса и Осии. Указывается также в книге и место, откуда он происходит. Он называется Морасфитянин, то есть из Морешеф-Гефа - селения, находящегося в 40 км к югу от Иерусалима. Его отличают от пророка Михея, упоминающегося в третьей книге Царств, жившего во времена царя Ахава, соответственно в IX веке, а не в VIII, то есть на сто лет раньше.
По причине сходства тем и пророчеств можно сказать, что книга пророка Михея, в каком-то смысле, является дополнением к книге пророка Исаии. Следует отметить сходство Михея с Исаией в пророчествах о разрушении и запустении Иерусалима (Мих.3:12; Ис.32:13-14), о горе Господней (Мих.4:1-4; Ис.2:2-4) и о Богородице (Мих.5:2; Ис.7:14).
По-видимому, пророчества книги расположены не хронологически, а систематически. В книге прослеживается четкое чередование слов о возмездии и слов утешения.
Суд над Израилем
Первая часть (1–2 главы) носит характер самого общего обличения народа. В ней говорится о том, что начнется суд дома Израилева, то есть Северного царства и Самарии.
Господь говорит: "Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего! […] От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли? Кто устроил высоты в Иудее? не Иерусалим ли? За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее" (Мих.1:2,5-6), что и случилось, очевидно, уже во времена этого пророка. Хотя здесь упомянуты и Самария и Иерусалим, однако пока что возвещается о разрушении только Самарии, до Иерусалима дело дойдет несколько позже. Во 2 главе пророк Михей показывает конкретную вину людей: "Горе, замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов, - и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие" (Мих.2:1-2), - это указывается в качестве самой первой причины гибели, которую Господь наводит на Израиль.
Пророк Михей обращает речь к истинным пророкам, говоря: "Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие. О, называющийся домом Иакова! разве умалился Дух Господень? таковы ли действия Его? не благотворны ли слова Мои для того, кто поступает справедливо?" (Мих.2:6-7). Пророки открывают израильтянам и иудеям волю Божию. Заповеди Божии спасительны, в этом они многократно уже имели возможность убедиться. Поэтому здесь пророк Михей говорит пророкам перестать пророчествовать, поскольку это вызывает только их посрамление и страдание, израильтяне не желают их слушать: "Народ, который прежде был Моим, восстал, как враг" (Мих.2:9).
Когда беззакония названы, Господь им говорит: "Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким разорением" (Мих.2:10). Так просто и буднично говорится – встаньте и уйдите. Говорить больше не о чем. "Если бы какой-либо ветренник выдумал ложь и сказал: "Я буду проповедовать тебе о вине и сикере", то и он был бы угодным проповедником для этого народа" (Мих.2:11).
Но сразу же после этого Господь говорит: "Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, […] как стадо в овчем загоне; […] и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь" (Мих.2:12-13). Это уже слова утешения, относящиеся к возвращению из плена.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 325.