Библейский рассказ о сотворении мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Повествование книги Бытия начинается с сотворения мира: "В начале сотвори Бог небо и землю". Я не стану с вами разбирать подробно состав каждого дня творения, в надежде, что это для вас вещи известные, и вы сдавали уже это все на вступительном экзамене год назад и ничего из этого не забыли, поэтому акцентирую ваше внимание на наиболее важных вещах. Во-первых, нужно отметить само слово "бара". "Берешит бара Элогим" - начинается этот отрывок по-еврейски. Здесь для "сотворил" употребляется глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то действиям человеческим, то есть тем самым, в рамках доступных для нас языковых средств, нам внушается та мысль, что действительно произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание на творение из ничего. А если мы посмотрим на греческий текст: "эн архи эпоэсон о феос тон уранон кэ тин гин", - то здесь для обозначения творения употребляется глагол "ипоэсон", - то есть глагол, который употребляется также для обозначения поэтического творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель, как поэт, художник, который творит этот мир. Эти слова: "В начале сотворил Бог небо и землю" - напоминают нам первые стихи Евангелия от Иоанна: "В начале бе Слово" и дальше там говорится "вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин.1:1,3). Мы в праве с вами, Ветхий Завет позволяет нам, видеть не случайность в одинаковости этого названия, потому что есть в других ветхозаветных книгах более прямые указания на непосредственное участие Второго Лица Святой Троицы - ипостасной Премудрости Божией в творении. Так, в книге Притчей Соломоновых, в восьмой главе, мы с вами можем прочитать следующее: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны", - речь идет от лица Премудрости, - "когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими" (Прит.8:22-31). И поэтому неслучайно в прологе Евангелия от Иоанна мы видим указание: "вся Тем быша", то есть все Словом Божиим сотворено. Кроме того, выражение "в начале" показывает, что, по слову преп. Максима Исповедника, "время от создания мира и земли исчисляется". Таким образом, "Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем" [18], которое есть изменчивость бытия.

Если мы с вами отвлечемся только от первых стихов книги Бытия и посмотрим, что еще мы можем увидеть в Священном Писании, то одно из важнейших указаний, которое подтверждает наше вероучение, содержится во второй книге Маккавейской в седьмой главе, где говорится о том, что все Богом сотворено из ничего. Об этом говорит мать своим детям, когда укрепляет их перед лицом гонителей, она предлагает им посмотреть на все сотворенное и познать, что "всё сотворил Бог из ничего" (2Мак.7:28). Затем в книге Псалтирь мы с вами можем увидеть в 103-м псалме весьма поэтичное описание. Цитирую в русском переводе, непривычном для слуха: "Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешъ над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра" (Пс.103:2-3) и так далее. "Той повеле и быша, той рече и создашася" - то же говорится в Псалтири. "Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его - вся сила их" (Пс.32:6). То есть учение о творении из ничего, причем именно художественного творения мира Богом, прослеживается на всех страницах Священного Писания.

В первых стихах книги Бытия также указывается некоторая последовательность сотворения мира, причем принципиальным образом подчеркивается небожественность твари и отсутствие теогонии (происхождения богов), которую мы встречаем в разных языческих религиях: здесь нет какой-то борьбы богов, рождения мира, пожирания одних богов другими и так далее. Все творится простым речением Божиим: "И сказал Бог: да будет..., и стало так". В частности, подчеркивается, например, небожественность светил и их функциональное назначение, что они поставлены для освещения и для разделения ночи и дня.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.