Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков

Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.

Начало новой эпохи

Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание.

Особенно ярко выделяется литература Серебряного века- этот период открыл новую эпоху в русской литературе и искусстве. Многое литература сумела сохранить, а некоторые темы и традиции - раскрыть еще полнее и более фундаментально.

Суть проблемы преемственности

1.Основой преемственности литературы XIX- XX веков стали гуманистические традиции- черта русской классической литературы. 2.Идейные и мировоззренческие элементы Серебряного века опирались на достижения реализма прошлого века. 3.Литература начала XIX в отрицала грубый материализм и своеобразный нигилизм. 4.Литературные деятели ориентировались на "чистое искусство" и совершенно по-новому преподносили традиционные философские, нравственные и религиозные концепции. 5.На развитие литературы XX века повлияло наследие литературных направлений, которые возникли на рубеже веков. 6.Литература напрямую связана с историей, она ее не просто отображает, она ее фундаментально осмысляет.

Новое осмысление действительности

Многообразие исторических событий, драматических и непредсказуемых, отложили отпечаток на становление общего литературного процесса этих веков. Сохраняется последовательная преемственность гуманизма и историзма как и русского, так и мирового искусства. Эстетические и нравственные ценности сохранили свое влияние и трансформировались в другие категории.

Основной причиной этого стало ограничение литературной свободы во время Советского Союза, и желание власти контролировать любую сферу культурной жизни населения.

Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке

К. XIX – н. XX вв. - период расцвета русской литературы, называют «серебряным веком». Он подарил русской культуре настоящих мастеров искусства.

Культуре того периода были присущи революционные мотивы и глубокие противоречия. Поэтому часть говорят о трагической судьбе литературы этого времени.

Золотой и Серебряный век русской литературы

В истории русской литературы есть два знаменательных периода, о которых знают все. Это - Золотой и Серебряный век. Они принадлежат к разным историческим периодам, но главное, что их объединяет - это многообразие талантливых писателей.

Эстетические и нравственные ценности

Менялись обстоятельства и менялись взгляды на окружающий мир и на жизнь, соответственно - менялась и литература.

Золотой век русской литературы - это романтизм, подкрепленный реализмом, это поиск нравственной глубины человека, поиск личности человека и его душевных чувств.

Те ценности, которые были присущи литературе Серебряного века, показывают, насколько поменялось мировоззрение людей. Глубины человеческого "я" значительно переосмысляются, и поэты Серебряного века смотрят на человека и его отношение к жизни с совершенно разных сторон.

 

Самостоятельная работа

Задание 1.

- Каков смысл определения «серебряный век»?

- Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

Задание 2 .

- Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?

- В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?

Задание 3 .

- Что отличает модернизм от реализма?

- Что сближает разные течения модернизма?

Задание 4 .

- Каковы особенности прозы начала века?

- В чем причины возникновения различных литературных группировок?

Ответ

- Каков смысл определения «серебряный век»?

- Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

1. Каков смысл определения «Серебряный век»?

Серебряный век – это эпоха развития русской литературы с 1890 по 1910-е годы. Она ознаменовалась трагическими социальными и культурными событиями. Большая часть интеллигенции уехала за границу, а политически настроенные поэты, писатели и художники продолжали работать на родине. Они стремились к творческому и духовному преображению мира.

В эпоху серебряного века не произошло серьезных художественных прорывов, однако отчетливо сформировались некоторые философские и политические течения.

Связь

Связь художественной словесности и классической литературы начала века определялась катастрофичным положением общества: основной его массы – крестьян, рабочих. Сторонниками революции поднимались вопросы свободы, тяжелого положения трудящихся масс, разоблачения «хозяев жизни».

В классической литературе в это время также обращается внимание на «измельчение жизни», потерю высоких духовных идеалов. Большинство литераторов и художников понимают необходимость творческого преображения мира. Вместе они: как творцы художественной словесности, так и классики стремились воссоздать утраченную связь между поколениями.

Различия

Различия художественной словесности и классической литературы кроются в различных целях этих направлений искусства. Классики стремились найти и воспеть истинную красоту вещей, природы и человека, духовно преобразить личность.

Деятели художественной словесности же пытались поднять на всеобщее обозрение проблемы простого народа, они не стремились открывать новые грани литературного искусства. Также их идеи отличались приобщением к религиозным идеям.

 Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?

Трагизм событий начала века для интеллигенции заключался в утрате дворянской культуры, в погружении в однообразное существование, в нравственном упадке общества. Это объяснялось необходимостью проявлять насилие, всеобщими человеческими страданиями.

Некоторые авторы узрели и оптимистичные события, происходивших в начале века. К примеру, Анненский говорит о появлении «тяги к творящему духу», которая появляется в результате страданий и размышлений.

Прозе XIX в. всегда был свойствен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавший заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой - носитель представлений самого художника. Тут чув­ствовалась традиция Н. В. Гоголя, а особенно А. П. Чехова.

 «Смешанным» оказался и внут­ренний облик персонажей писателя.

Задание 3.

- Что отличает модернизм от реализма?

- Что сближает разные течения модернизма?

Общими процессами в искусстве начала века объяснялось и размежевание литературных кругов, и внутреннее их сближение. С начала 1890-хгг. группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма, ошибочно отождествив его с материализмом и объективизмом. С тех пор и началось противоборство двух художественных направлений.

Модернисты подозревали чуждых себе писателей (даже самых одаренных, скажем, И. Буни­на) в неспособности проникнуть в сущность явления, в су­хо-объективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощренные формы новейшей поэзии.

При всем различии между собой обе группы полемистов были несправедливы друг к другу. Более того, не вызывает сомнения, что по своему глубинному смыслу творческие поиски и тех и других обладали общей устремленностью.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, ищущего и обретающего исти­ну искусства. Причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Задание 4.

- Каковы особенности прозы начала века?

- В чем причины возникновения различных литературных группировок?

В литературе начала века нет следа поучительных или пророческих интонаций. Нелегкое освоение действительности не давало однозначного ответа. Читатель как бы привлекался к сопознанию, сотворчеству. В этом заключается феноменальная особенность реалистической прозы; она звала к дискуссии.

Многие прозаики (Куприн, Горький и др.) тяготели к рассказу в рассказе, когда повествователь вступает в диалог с лицом, передающим свою историю. Была достигнута со­ всем необычная структура изложения - «молчаливого спора», т. е. внутреннего противостояния разных точек зрения.

Сложное мироощущение писателей не укладывалось в структурах последовательного реализма. Интерес к микросостояниям души вызвал повествование, которое Б. Зайцев назвал творчеством в «импрессионистическом духе».

Одновременно прозе начала века было свойственно укрупнение, символизация образов и мотивов. Пристальный анализ реальных процессов совмещался со смелой романтической мечтой, нередко с романтизацией отдельных настроений и героев; с условными, фантастическими фигурами.

Русский реализм порубежного времени предвосхитил или преобразил разнонаправленную поэтику, близкую романтизму, импрессионизму, символизму, экспрессионизму. Критик Е. Котлоновская писала: «Старый вещественный реализм, достигший у больших художников пышного расцвета, отжил свое и в целом невозвратим. Лите­ратор нащупывает теперь возможность нового одухотворенного реализма». Однако молодые писатели испытывали страстное влечение к классическому наследию России. Реалистам рубежа веков была дорога сущность русской литературной классики, потому так свободно объединились разные ее традиции в их творчестве.

 

Особенности новейшей поэзии

Модернизм: путь к новой гармонии. Литературный процесс начала XX в. отмечен взаимодействием главных направлений - реализма и модернизма. Их выразители, как известно, не принимали друг друга, вступали в острую полемику между собой. Эстетическая борьба опиралась на существенные позиционные различия реалистов и модерни­стов, но она отнюдь не исключала глубинных контактов двух направлений.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способ­ного прогнозировать путь новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства была чужда реалистам.

Они, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии и красоте, к созидательному чувству. Русская литература рубежа веков обладала общим стимулом разви­тия. В глубинах потрясенной страданиями или болезненно искаженной души открывались ее спасительные природные возможности. Здесь нужно искать источник и сближения разных русел искусства, и его образно-стилевого новаторства. Литературные течения модерна, противостоящего реа­лизму, долгие годы называли упадочническими, декадентскими.

Термины «декаданс» и «модернизм» отнюдь не од­нозначны, даже антиномичны.

Декаданс (лат., упадок) был вызван состоянием безна­дежности, неприятия общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир .

Модернизм (фр., новейший, современный), тоже отрицая социальные ценности, избрал совершенно иную цель - создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. Декадентская эстетизация замкнутой в себе, часто порочной личности противоречила такому побуждению.  
Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: ­

 символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Символизм

В русском символизме существовало два потока.

В 1890-егг. заявили о себе так называемые «старшие символисты Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт. Их идеологом был Д.Мережковский, учителем В.Брюсов.

В 1900- е годы на арену вышли “младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, С.Соловьев, Вяч. Иванов.

     

Теоре­тиком этой группы стал Андрей Белый.

Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии:«мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

В художественном творчестве К. Бальмонта была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, кра­сок, звуков», выразить этими средствами невнятные, затаенные начала космоса.

В. Брюсов считал, что искусство –это откровение. А символизм понимал как особую литературную школу.

А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. Необходимо приблизиться к Мировой Душе, передать в субъективно лирических излияниях Ее голос. Мечты о грядущем скоро прояснились.

Отечественная литературная классика дала символистам главное - понимание человека и своей родины, ее культуры. В творчестве XIX в. были обретены эти священные ценности.

Отметим некоторые из них.

1. В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством божественной гармонии. 2. Особой властью обладала «демоническая» тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. 3. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в ее неостановимом движении к грядущему. 4. В философско-религиозных откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к «тайному тайных»по-иному отвечали Тютчев, Фет, Полонский. Фет был дорог образом художника, покидающего «родные пределы» (Блок) в стремлении к идеалу, преображающему скучную явь не­удержимой мечтой.

Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьев. В реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не дает осуществляться ее смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной. Особая роль в подъеме к таким высотам отводи­лась искусству («земному подобию творчества Божественного»), поскольку в нем «упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью».

Акмеизм

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кров­ные узы соединяли его с «Цехом поэтов». «Цех» стал школой приобщения к новейшему словесному искусству.

В январе 1913 г. появились в журнале «Аполлон» декларации организаторов акмеистической группы Н. Гумилева и С. Городецкого. В нее вошли также А. Ахматова, О. Ман­дельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.

Акмеизм (по-гречески «высшая степень чего-то, цвет, цветущая пора»).

Гумилев утвердил необходимость для акмеистов «угадывать то, что будет следующий час для нас, для нашего дела, для всего мира». Пре­емственность между программами символистов и акмеистов была явной.

Русская классика оказала неизмеримо большее влияние на творческий поиск нового объединения. Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над «временем и пространством» (А. Ахматова). Баратынский - верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков. Тютчевское слово заставляло звучать «голос мате­рии» «членораздельной речью». О. Мандельштам заметил: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого, Тургенева, Достоевского и Лескова».

Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский. «Исток поэзии Гумилева,- писала Ахма­това,- не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду свое „начало" от стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.

Футуризм

В декабре1912 г. в сборнике «Пощечина общественному вкусу» вышла первая декларация футуристов. Они хотели «сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали «непреодолимую ненависть к существовавшему языку», называли себя «ли­цом Времени», создателями нового «самоценного (самовито­го) Слова». В 1913 г. была конкрети­зирована эта скандальная программа: отрицание граммати­ки, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание «тайны властной ничтожности».

Подлинные же стремления футуристов, т. е. «будетлян», раскрыл В. Маяковский: «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определенной сфере - «большого города» - приближался «день рождения нового человека».

Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.

С конца 1912 г. сложилось объединение «Гилея» (кубофутуристы): В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Камен­ский.

В1913 г.- «Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев, И.Аксенов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству (неологизмы как форма выражения переживаний). Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал...Чехова-урбаниста.

 

   

 

Проблема преемственности в литературе XIX–XX веков

Для любого культурного явления характерны резкие и противоречивые перемены и трансформации во время рубежа веков. Этот период обостряет и глобальные проблемы бытия, и одновременно создает новые, более актуальные вопросы.

Начало новой эпохи

Зачастую обостряются те вопросы, которые воспринимались, как традиция и уже относились к вечными, тогда культура нового времени заставляет людей взглянуть на них по-новому. Поэтому изучению литературы переломных веков уделяют особенное внимание.

Особенно ярко выделяется литература Серебряного века- этот период открыл новую эпоху в русской литературе и искусстве. Многое литература сумела сохранить, а некоторые темы и традиции - раскрыть еще полнее и более фундаментально.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 650.