III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
I.1. Что такое философия?…………………………………………….10
I.1.1. Философия в обычном словоупотреблении……………………10
I.1.2. Философия: взгляд изнутри……………………………………..13
I.1.3. Философы о философии…………………………………………17
I.1.4. Философия в первом приближении…………………………….28
I.1.5. Философия как теория и «теоретический»
образ жизни……………………………………………………...31
I.1.6. Философия и наука………………………………………………35
I.1.7. Философия и мировоззрение……………………………………38
I.1.8. Философия и ценности…………………………………………..41
I.1.9. Место и роль философии в культуре…………………………...48
I.2. Возникновение философии……………………………………….51
I.2.1. Традиционное общество и
мифологическое сознание………………………………………52
I.2.2. Мир и человек в мифе…………………………………………..58
I.2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и
Гесиода…………………………………………………………..70
I.2.4. Ситуация «потери Пути»………………………………………..77
I.2.5. Предфилософия: Гесиод………………………………………...80
I.2.6. Мудрость и любовь к мудрости………………………………...86
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ
II.1. Характерные черты античной философии.
Натурфилософия античности.
Первая историческая форма диалектики………………………..91
II.2. Классическая греческая философия…………………………….96
II.2.1. Сократ……………………………………………………………98
II.2.2. Платон……………………………………………………………99
II.2.3. Академия Платона…………………………………………….103
II.2.4.Аристотель……………………………………………………...105
II.3. Философия эпохи эллинизма…………………………………...109
II.3.1. Эпикуреизм…………………………………………………….110
II.3.2. Стоицизм……………………………………………………….113
II.3.3. Общая характеристика античной философии……………….117
II.4. Философия древней Индии и Китая. ………………………….122 II.4.1. Философия древней Индии…………………………………...126
II.4.2. Буддизм………………………………………………………..131
II.4.3. Три драгоценности буддизма………………………………...134
II.4.4. Чань-буддизм………………………………………………….137
II.5. Философия древнего Китая……………………………………145
II.5.1. Даосизм: ………………………………………………………147
II.5.2. Конфуций………………………………………………………157
II.5.3. Сократ – Конфуций …………………………………………..166
II.6. Философия в средние века…………………………………….169
II.6.1. Античная культура и христианство………………………….169
II.6.2. Религиозный характер философии средневековья.
Патристика и схоластика……………………………………...178
II.7. Философия Нового времени. .Выдающиеся
европейские философы XVII-XVIIIвв. .
Русская философия XVIIIв……………………………………183
II.8. Немецкая классическая философия.
Вторая историческая форма диалектики…………………….196
II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма
диалектики……………………………………………………..208
II.10. Философский иррационализм…………………………………216
II.10.1. Шопенгауэр…………………………………………………..216
II.10.2. Ницше…………………………………………………………224
II.11. Русская философия XIXв……………………………………...236
II.12. Панорама философии ХХ века………………………………..249
II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры………..249
II.12.2. Советская философия………………………………………..256
II.12.3. Неопозитивизм……………………………………………….261
II.12.4. Феноменология……………………………………………….266
II.12.5. Экзистенциализм…………………………………………….268
II.12.6. Герменевтика…………………………………………………273
ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
КАРТИНЫ МИРА
III1. Понятия «картина мира» и «парадигма».
Естественнонаучная и философская картины мира…………….278
III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности……….280
III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой
натурфилософии. Учение о первоначалах мира.
Миропонимание пифагореизма………………………………280
III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой
натурфилософии. Возникновение атомистики.
Научное наследие Аристотеля……………………………….283
III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой
натурфилософии. Развитие математики и механики………..287
III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии.
Продолжение идей атомистики и геоцентрической
космологии…………………………………………………….289
III.3. Естественнонаучная и математическая мысль
эпохи средневековья…………………………………………..290
III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена
типов миропонимания…………………………………………292
III.4.1. Научные революции в истории естествознания…………….292
III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической
картины мира…………………………………………………..293
III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической
механики и экспериментального естествознания.
Механистическая картина мира………………………………296
III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема
философского метода………………………………………….303
III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация
естествознания и очищение его от натурфилософских
представлений………………………………………………….305
III.5. Диалектико-материалистическая картина мира
второй половины XIXв………………………………………...318
III.5.1. Формирование диалектико-материалистической
картины мира…………………………………………………..318
III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии
и естественознания. Материя как объективная
реальность……………………………………………………..321
III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико-
материалистическому пониманию движения.
Движение как способ существования материи……………..324
III.5.4. Понимание пространства и времени в истории
философии и естествознания. Пространство и время
как формы бытия движущейся материи……………………..327
III.5.5. Принцип материального единства мира……………….……331
III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий
ХХ века. Проникновение в глубь материи.
Квантово-релятивистские представления о мире……………335
III.7. Естествознание ХХ века и диалектико-
материалистическая картина мира……………………………340
ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА.
IY.1. Природа как естественная основа жизни и
развития общества……………………………………………..345
IY.2. Современный экологический кризис………………………….354
IY.3. Общество и его структура. Социальная
стратификация. Гражданское общество и
государство…………………………………………………….359
IY.4. Человек в системе социальных связей.
Свобода и необходимость в общественной жизни………….367
IY.5. Специфика философского подхода к культуре.
Культура и природа. Функции культуры в обществе……….371
ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Y.1. Возникновение и развитие философии истории………………380
Y.2. Формационная концепция общественного развития
в философии истории марксизма…………………………………382
Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества.
Традиционные и техногенные цивилизации…………………386 Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма»
и «постиндустриализма»………………………………………….393
Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста»………………..393
Y.4.2. Концепция «индустриального общества»…………………..394
Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного)
общества»………………………………………………………396
Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии
цивилизации……………………………………………………398
Y.4.5. Концепция «информационного общества»………………….400
Y.5. Философия истории марксизма и современные
«индустриальные» и «постиндустриальные»
концепции развития общества………………………………..403
ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,
НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип……………………………………405
YI.2. Биологическое и социальное в человеке.
Человек как индивид и личность…………………………….410
YI.3. Сознание и самосознание человека…………………………..415
YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм
и неофрейдизм…………………………………………………426
YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и
ответственность………………………………………………..432
YI,6. Мораль, нравственные ценности, право,
справедливость…………………………………………………442
YI.7. Представления о совершенном человеке
в различных культурах………………………………………...451
ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА
YII.1. Субъект и объект познания…………………………………...456
YII.2. Этапы процесса познания. Формы
чувственного и рационального познания……………………459
YII.3. Мышление и формальная логика.
Индуктивный и дедуктивный типы
умозаключения………………………………………………..468
YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика
инженерной деятельности………………………………….…474
YII.5. Проблема истины. Характеристики истины.
Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины……………...482
ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация
методов научного познания…………………………………..489
YIII.2. Принципы диалектического метода, их
применение в научном познании……………………………..492
YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения
изучаемых объектов. Комплексный подход
в познании……………………………………………………...492
YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи.
Системное познание…………………………………………..493
YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические
и статистические закономерности. Недопустимость
индетерминизма в науке………………………………………495
YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический
и логический подходы в познании……………………………497
YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания…………...499
YIII.3.1. Научное наблюдение ………………………………………499
YIII.3.2. Эксперимент………………………………………………..503
YIII.3.3. Измерение…………………………………………………..507
YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания…………..511
YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного
к конкретному………………………………………………….511
YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………..514
YIII.4.3. Формализация. Язык науки………………………………..520
YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом
и теоретическом уровнях познания…………………………..523
YIII.5.1. Анализ и синтез……………………………………………..523
YIII.5.2. Аналогия и моделирование………………………………...524
ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ.
IX.1. Что такое наука?………………………………………………..528
IX.2. Наука как особый вид деятельности…………………………..533
IX.3. Закономерности развития науки………………………………536
IX.4. Классификация наук……………………………………………539
IX.5. Техника и технология
как социальные явления……………………………………….542
IX.6 Взаимоотношение науки и техники……………………………552
IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические
и социальный последствия……………………………………557
IX.8. Социальные и этические проблемы научно-
технического прогресса……………………………………….567
IX.9. Наука и религия………………………………………………...572
ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Х.1. Социально-экономические, военно-политические и
духовные характеристики мировой ситуации на
рубеже ХХ и XXI веков……………………………………….577
Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие
черты и иерархия………………………………………………582
Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций
и стратегия дальнейшего развития человечества……………584
П Р Е Д И С Л О В И Е
Авторы учебника исходят из того, что высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров. Только такой сплав названных компонентов образовательной деятельности является наиболее результативным в процессе подготовки высококлассных технических специалистов. Иными словами, стратегия осуществления преподавания в высших технических учебных заведениях связана с интеграцией специальных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов с курсом философии. Данный учебник содержит необходимые отправные моменты для проведения этой интеграции.
Авторы учебника учитывают то немаловажное обстоятельство, что студенты, изучая дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, приобщаются к постижению их познавательного базисного компонента, составляющего теоретические основы этих дисциплин, а это, в свою очередь, способствует выработке у них мировоззренческих установок. Исходя из этого, авторы видят своей важной задачей продолжить, развить и углубить процесс мировоззренческой подготовки студентов, максимально используя наработки, полученные при овладении основами профессионально-технического знания.
Авторы учебника убеждены в том, что велением времени является гуманитаризация высшего технического образования. Ее основными тенденциями выступают, как известно, взаимопроникновение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также – усиление роли гуманитарного образования. Учитывая сказанное, авторы учебника широко используют в нем элементы такого взаимопроникновения, опираясь на положение о возрастании роли мировоззренческой, философской подготовки в деле формирования современного инженера.
Учебник состоит из 10 глав, подразделенных на параграфы. Ориентированность учебника на технические направления и специальности вузов отражена в его структуре (в выделении наиболее важных для подготовки будущих инженеров узловых проблем), в том большом внимании, которое уделено в нем методологии научного познания, а также характеристике науки, техники, технологии, проблемам их взаимодействия.
Данный учебник отвечает требованиям нового Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и является исправленным и дополненным вариантом учебника «Философия для технических вузов», изданного в январе 2001г. издательством «Феникс» (Ростов на-Дону).
I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
I.1.ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
I.1.1.Философия в обычном словоупотреблении[1]
Термин «философия» широко используется в повседневной жизни, периодической печати, художественной и научной литературе. Иногда этим словом называют всякого рода сентенции о жизни, смерти и бессмертии типа французского выражения «се ля ви».Полусерьезно, полушутя И.Г.Эренбург писал о том, что философствовать – значит «предаваться размышлениям о тщете жизни».
Бывает и так, что слово «философия», «философский», «философичный» употребляется в трудно уловимом значении. В критических статьях искусствоведов некоторые литературные произведения – поэмы, стихи, повести – оцениваются как произведения «эпического и философского звучания». Употребляются выражения типа «серьезным философским складом заметно выделяются стихи…» или «армейская тема не принизила бы его философских размышлений». Слово «философия» широко используется в периодической печати журналистами для придания публикациям оттенка глубокомыслия. Обороты речи, содержащие это слово, приобрели уже характер стертого стилистического штампа. Например, в статьях о музыке можно встретить обороты: «философское содержание симфонии…» и т.д. Те же самые обороты можно встретить и в обзоре театральной жизни. Там, где автор желает сказать, каким видится ему современный театр он обязательно напишет, что это должен быть «театр больших страстей, ярких характеров, театр глубоких и сильных философских обобщений».
В статьях на экономические и политические темы встречаются примерно такие фразы: «Общая философия, которая лежит в основе проекта… экономического и валютного союза, - это философия федеральной Западной Европы, вдохновленная отчасти примером Соединенных Штатов Америки». Здесь явно слово «философия» употреблено вместо слова «идея». В том же смысле оно используется солидным западногерманским журналом, который в статье «Больная Англия» так характеризует внутреннюю политику правительства консерваторов: «Философия консерваторов в области экономики сводится к тому, чтобы по возможности выключить государство из экономической жизни и полагаться, в первую очередь, на инициативу частных предпринимателей. Следуя этой философии, консерваторы взяли курс на резкое сокращение государственных расходов».В западных средствах массовой информации часто пишут о «философии рекламы» или о «философии владельца загородного дома». Один из типичнейших представителей американского бизнеса на просьбу корреспондента одного из крупнейших журналов охарактеризовать современную ситуацию в США, ответил: «Те, кто следует моей философии – находить выгоду в скверных обстоятельствах, видеть благо даже в несчастьях, - всегда окажутся наверху. Большинству же людей не хватает умения жить».
Рассматривая подобное словоупотребление, можно констатировать, что при обыденном использовании слова «философия», скорее всего, имеют ввиду принципы, лежащие в основе того или иного способа поведения и действия. Обычный вопрос «Какова Ваша философия жизни?» имеет отношение к сумме первичных убеждений, в соответствии с которыми ведет себя человек.
Распространено также использование слова «философия» для обозначения нравственно-психологических качеств человека. Выражения «философское спокойствие», «философская невозмутимость» довольно прочно вошли в обыденную речь.
Словом «философия» многие называют размышления о жизни, рассуждения на исторические, нравственные, религиозные, политические темы. Ярким примером, иллюстрирующим такое словоупотребление, может служить рассуждение Александра Карамзина о «Философическом письме» Чаадаева: «Философия – самая ужасная вещь настоящего века, станешь философствовать, что вот-де как проводишь время, что-де молодость проходит самым подлым образом, что оскотинился, что чувства душевные тупеют приметно, что начинаешь походить на полену и пр. При этой философии начинает по всему телу проходить какая-то гадость, которая мало-помалу переходит в сонливость, станешь зевать, ляжешь да и всхрапе! А на другое утро в казарму. Видя такую всеобщую гадость в жизни, можно помешаться и даже написать вроде Чаадаева…».
Такое применение слова «философствование» часто встречается в русской литературе XIXв. Герои многих рассказов и пьес А.П.Чехова в этом смысле философы. Например, Иван Иванович из рассказа «Ночь на кладбище», аттестуя себя смирным и пьяненьким обывателем, повествует: «Жизнь – канитель… - философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. – Пустое бесцветное прозябание… мираж. Дни идут за днями, годы за годами, а ты все такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься все тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но, жалко, подлец, мало денег оставил!…».
В научной литературе, претендующей на разработку теоретических проблем какой-либо науки, словом «философия», как правило, именуют теоретическое мышление. С этой точки зрения философствовать – значит мыслить, а философ – это вообще человек, обладающий развитой способностью мышления. По-видимому, в таком смысле используется слово «философия» при характеристике тех направлений современной теоретической мысли, которые охватываются общим для них названием «философские проблемы естествознания».
На Западе со времен Возрождения сложилась традиция обозначать светское знание словом «философия», чтобы отличать его от богословия.
В соответствии с этим значением в XYII и XYIIIв.в. философией называли все теоретические науки. Сочинение И.Ньютона по теоретической механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии». Первый естественнонаучный журнал в Англии получил название «Философские записки королевского научного общества». Издававшийся Томсоном журнал назывался «Анналы философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Гегель отмечал обычай английских торговцев называть термометры и барометры философскими инструментами. В продолжение этой традиции и сейчас на Западе человеку, защищающему после окончания высшего учебного заведения теоретическую работу, скажем, по физике или лингвистике, присваивают ученую степень доктора философии.
Широко распространено использование слова «философия» как синонима слова «мировоззрение». Для обыденного словоупотребления между значениями двух этих терминов нет различия.
Когда французская писательница Жорж Санд в одном из писем пытается обрисовать свое религиозно-социалистическое мировоззрение, сложившееся под влиянием идей Руссо, то она называет его философией: «Это единственная философия, которая ясна, как день, и проникает в сердце, как евангелие; я погрузилась в нее и преобразилась, я нашла в ней покой, силу, веру и терпеливую, неизменную любовь к человечеству…».
В учебной и научной литературе термин «философия» используется также для обозначения особой формы общественного сознания, относимой к ряду: религия, искусство, мораль, политика, наука – и отличаемой от каждой из них как по мыслительным средствам, так и по содержанию.
Итак, наблюдение за употребление слова «философия» в языке газет, журналов, научных книг, литературных произведений позволяет сделать вывод, что философией называют:
1) рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия;
2) размышления о тщете жизни и несовершенстве мира;
3) совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия;
4) нравственное, политическое, научное и прочее самосознание;
5) размышления о смысле жизни;
6) научное мышление, теоретическое содержание любой отрасли знания;
7) мировоззрение;
8) особую форму общественного сознания;
Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.