УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по о учебной и воспитательной работе
МГЭИ им. А.Д.Сахарова БГУ
________________ И.Э.Бученков
« » 2018 г.
Регистрационный № УД - /уч.
Биология клетки. Цитология
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности
1 – 80 02 01 Медико-биологическое дело
2018 г.
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования ОСВО 1–80 02 01–2013 и учебного плана специальности «Медико-биологическое дело» № 108–18/уч.
Составител И :
С.В.Глушен, доцент кафедры общей экологии, биологии и экологической генетики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат биологических наук, доцент
И.В.коктыш, доцент кафедры общей экологии, биологии и экологической генетики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат биологических наук
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Т.М.Студеникина, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент.
М.В.Синелева, доцент кафедры экологической медицины и радиобиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат биологических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой общей экологии, биологии и экологической генетики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ (протокол № 10 от 22.05.2018 г.);
Научно-методическим Советом учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ (протокол № 10 от 31.08.2018 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цитология и гистология представляет собой одну из ведущих биологических дисциплин, которая дает фундаментальные знания специалисту-биологу и формирует его научное мировоззрение.
Современная цитология тесно связана с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, физиологией и другими биологическими науками, так как именно на клеточном уровне реализуются основные процессы обмена веществ, энергии и информации. Это тем более важно иметь в виду в эпоху молекулярной биологии, поскольку роль молекулярно-генетических процессов можно в полной мере оценить только с учетом структурно-функциональной организации клеток и тканей.
Цель дисциплины «Биология клетки. Цитология» – изучение структурно-функциональной организации клеток, закономерностей их жизненного цикла и функциональной специализации в организме.
Задачи дисциплины: освоение микроскопии как основного метода цитологии, изучение строения и функционирования клеточных органелл клеток, процессов их пролиферации и гибели, а также молекулярно-генетических механизмов дифференциации и интеграции клеток в составе многоклеточного организма человека и животных.
Дисциплина формирует следующую компетенцию: быть способным использовать знания клеточной организации биологических объектов, закономерностей воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, фундаментальных основ и методов исследования биологического материала в профессиональной деятельности.
В результате усвоения дисциплины студент должен:
Знать
- морфологию, ультраструктуру и молекулярную организацию клетки и ее компонентов, механизмы функционирования (дыхание, питание, транспорт веществ через мембрану) клеток про- и эукариот;
- молекулярно-генетические механизмы пролиферации клеток, включая их деление митозом и мейозом, а также процессы гибели клеток путем некроза, апоптоза и аутофагии.
Уметь
- грамотно использовать световой микроскоп на различных увеличениях,
- изготавливать препараты клеток животных и растений и давать описание основных внутриклеточных структур;
- определять жизнеспособность клеток и формы их гибели;
- использовать цитологические методы в экспериментальной научной работе.
владеть
- методикой настройки освещения микроскопа по Келеру;
- методами приготовления временных и постоянных цитологических препаратов;
- навыками исследования цитологических препаратов с помощью светового микроскопа.
Основными методами обучения являются:
- элементы проблемного обучения, реализуемые на лекционных и лабораторных занятиях;
- компетентностный подход, реализуемый на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе студентов;
- учебно-исследовательская деятельность, реализуемая на лабораторных занятиях;
- рейтинговая система оценки знаний.
Преподавание учебной дисциплины «Биология клетки. Цитология» проводится по блочно-модульному принципу с выделением шести модулей: введение, мембранная система клетки, немембранные органеллы, клеточное ядро, размножение и гибель клеток, функциональная специализация клеток. При чтении лекционного курса применяют наглядные материалы в виде презентаций.
Для организации самостоятельной работы студентов следует использовать современные информационные технологии и учебно-методические комплексы: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и т.п.).
Лабораторные занятия предусматривают освоение техники микроскопирования, исследование готовых цитологических препаратов, выполнение рисунка, идентификацию органелл клеток растений и животных. Они должны быть обеспечены микроскопами, живым и фиксированным материалом для исследования, готовыми микроскопическими препаратами, демонстрационными таблицами и атласами.
Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний в форме устного опроса, коллоквиума, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса (модулям), проверки ведения альбомов. Для общей оценки качества усвоения студентами учебного материала рекомендуется использование рейтинговой системы.
Учебный курс рассчитан на 108 часов: в том числе 48 аудиторных часа, из них 28 часа лекционных и 20 часов лабораторных занятий. Форма текущей аттестации – зачет в 1 семестре. Форма получения высшего образования – очная.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
I . ВВЕДЕНИЕ
Цитоскелет
Микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты как основные компоненты цитоскелета.
Химический состав и ультраструктура микрофиламентов. Молекулярная природа нитей актина и миозина. Ассоциированнные с актином белки. Механизмы полимеризации и деполимеризации актина. Органеллы на основе микрофиламентов: микроворсинки и миофибриллы.
Химический состав и ультраструктура микротрубочек. Тубулины и ассоциированные с ними белки. Механизмы полимеризации и деполимеризации тубулинов. Органеллы на основе микротрубочек: клеточный центр, ворсинки и жгутики.
Особенности химического состава и надмолекулярной организации промежуточных филаментов. Тканевая специфичность промежуточных филаментов и их роль в клетках. Ламины клеточного ядра. Микротрабекулярная сеть.
Рибосомы. Включения
Рибосомы. Химический состав и ультраструктура рибосом. Функциональные центры рибосомы. Белоксинтезирующая система клетки. Этапы биосинтеза белка: инициация, элонгация и терминация. Особенности трансляции растворимых и секреторных белков. Рибосомы как мишень воздействия антибиотиков.
Трофические, пигментные и другие включения, их химическая природа. Экзогенные включения металлов и красителей. Эндогенные включения гликогена, липидов и пигментов (меланина, липофусцина и др.).
IV . Клеточное ядро
Клеточный цикл
Открытие клеточного цикла Говард и Пелком. Интерфаза. Пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды. Пролиферативный пул клеточных популяций. Методы анализа клеточной кинетики. Генетический контроль клеточного цикла (циклины и киназы клеточного деления), регуляция его факторами роста.
Влияние физических и химических факторов на пролиферацию клеток.
Митоз и мейоз
Митоз как основной способ размножения соматических клеток. Фазы митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Эндомитоз и другие редуцированные формы митоза.
Мейоз как способ деления клеток зародышевого пути при половом размножении организмов. Формы мейоза у различных организмов. Поведение хромосом в профазе I мейоза и ее стадии: лептотена, зиготена, пахитена, диплотена, диакинез. Конъюгация гомологичных хромосом (синапсис). Синаптонемальный комплекс, бивалент. Кроссинговер. Фазы редукционного и эквационного делений, интеркинез. Биологическая роль мейоза.
Механизмы клеточной гибели
Основные типы клеточной гибели: некроз, апоптоз и аутофагия. Апоптоз как физиологическая гибель клеток. Морфологические признаки апоптоза (кариорексис, пикноз и др.). Молекулярные механизмы апоптоза (индукторы, каспазы, фрагментация ДНК). Отличия апоптоза от некроза
Дифференцировка клеток
Концепция стволовой клетки. Свойства стволовых клеток. Стволовые клетки эмбриона и взрослого организма. Классификация стволовых клеток, методы их идентификации и выделения. Технологии восстановления органов и тканей с использованием стволовых клеток. Понятие о диффероне. Генетический контроль пролиферации и дифференцировки клеток. Стволовая клетка крови и кроветворный дифферон. Структура дифферона кишечного эпителия.
Список литературы
Основная
1. Клетки по Льюину/ Л.Кассимерис [и др.] ; пер. 2-го англ. изд. – М.: Лаборатория знаний, 2016. – 1056 с.
2. Гистология: Учебник / Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. – М.; Медицина, 2012.- 744 с.:
3. Гистология, цитология и эмбриология: Под ред. Т.М.Студеникиной- Мн: Новое знание. 2013 г.-574 с.
4. Глушен С. В. Цитология и гистология. Краткий атлас : учеб.-метод. пособие / С.В.Глушен [и др.] . – Минск: БГУ, 2017. – 75 с.
5. Глушен С. В. Цитология и гистология: учебное пособие / С.В.Глушен. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – 215 с.
Дополнительная
6. Гистология (введение в патологию). Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-М.:ГЭОТАР.1999.- 969 с
7. Практикум по цитологии и гистологии. Селявко В.В., Морозик М.С., Колеснева О.В.. Минск, 1999
8. Молекулярная биология клетки: в 3-х томах./Албертс,А. Джонсон,Д.Льюис и др. – М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная м хаотическая динамика», Иститут компьютерных исследований, 2013.- 808 стр.
9. Камкин, А.Г. Физиология и молекулярная биология мембран клеток: учеб. пособие для студ.высш.мед.учеб.заведений/ Камкин А.Г., И.С. Киселева.—М.: Издательский центр «Академия»,2008.—592 с.
10. Бисерова, Н.М. Методы визуализации биологических ультраструктур: практическое руководство для биологов / Н.М.Рогова,-- М.: Товарищество научных изданий КМК, 2013. – 63 с.
11. Hardin, J. World of the Cell 7th ed, Jeff Hardin, Gregory Bertoni, Lewis J. Kleinsmit., 2012.-. 914 p.
Примерный перечень лабораторных занятий
№ п/п | Наименование тем |
1. | Приемы работы со световым микроскопом. Оптическая схема микроскопа Правила работы с микроскопом. Настройка освещения по Келеру. Способы приготовления временных и постоянных цитологических препаратов. |
2. | Общая морфология клетки. Различия в строении клеток про- и эукариот. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток. |
3. | Одномембранные органеллы клетки. Плазматическая сеть, пластинчатый комплекс, транспортные везикулы, фагосомы и лизосомы, пероксосомы и др. |
4. | Двумембранные органнеллы Митохондрии, пластиды. Их строение, функции, распространение в клетках |
5. | Немембранные органеллы. Микротрубочки, микрофиламенты, промежуточные филаменты, центриоли, реснички и жгутики. Включения. |
6. | Рибосомы. Изучение электроннограмм растительных и животных клеток |
7. | Ядро. Ультраструктура ядра. Хроматин. Хромосомы |
8 | Деление клеток. Типы деления клеток. Фазы митоза. |
9 | Мейоз. Фазы мейоза у растений и животных. |
10 | Некроз и апоптоз. Идентификация форм клеточной гибели. |
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по о учебной и воспитательной работе
МГЭИ им. А.Д.Сахарова БГУ
________________ И.Э.Бученков
« » 2018 г.
Регистрационный № УД - /уч.
Биология клетки. Цитология
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности
1 – 80 02 01 Медико-биологическое дело
2018 г.
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования ОСВО 1–80 02 01–2013 и учебного плана специальности «Медико-биологическое дело» № 108–18/уч.
Составител И :
С.В.Глушен, доцент кафедры общей экологии, биологии и экологической генетики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат биологических наук, доцент
И.В.коктыш, доцент кафедры общей экологии, биологии и экологической генетики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат биологических наук
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Т.М.Студеникина, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент.
М.В.Синелева, доцент кафедры экологической медицины и радиобиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ, кандидат биологических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой общей экологии, биологии и экологической генетики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ (протокол № 10 от 22.05.2018 г.);
Научно-методическим Советом учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» БГУ (протокол № 10 от 31.08.2018 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цитология и гистология представляет собой одну из ведущих биологических дисциплин, которая дает фундаментальные знания специалисту-биологу и формирует его научное мировоззрение.
Современная цитология тесно связана с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, физиологией и другими биологическими науками, так как именно на клеточном уровне реализуются основные процессы обмена веществ, энергии и информации. Это тем более важно иметь в виду в эпоху молекулярной биологии, поскольку роль молекулярно-генетических процессов можно в полной мере оценить только с учетом структурно-функциональной организации клеток и тканей.
Цель дисциплины «Биология клетки. Цитология» – изучение структурно-функциональной организации клеток, закономерностей их жизненного цикла и функциональной специализации в организме.
Задачи дисциплины: освоение микроскопии как основного метода цитологии, изучение строения и функционирования клеточных органелл клеток, процессов их пролиферации и гибели, а также молекулярно-генетических механизмов дифференциации и интеграции клеток в составе многоклеточного организма человека и животных.
Дисциплина формирует следующую компетенцию: быть способным использовать знания клеточной организации биологических объектов, закономерностей воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, фундаментальных основ и методов исследования биологического материала в профессиональной деятельности.
В результате усвоения дисциплины студент должен:
Знать
- морфологию, ультраструктуру и молекулярную организацию клетки и ее компонентов, механизмы функционирования (дыхание, питание, транспорт веществ через мембрану) клеток про- и эукариот;
- молекулярно-генетические механизмы пролиферации клеток, включая их деление митозом и мейозом, а также процессы гибели клеток путем некроза, апоптоза и аутофагии.
Уметь
- грамотно использовать световой микроскоп на различных увеличениях,
- изготавливать препараты клеток животных и растений и давать описание основных внутриклеточных структур;
- определять жизнеспособность клеток и формы их гибели;
- использовать цитологические методы в экспериментальной научной работе.
владеть
- методикой настройки освещения микроскопа по Келеру;
- методами приготовления временных и постоянных цитологических препаратов;
- навыками исследования цитологических препаратов с помощью светового микроскопа.
Основными методами обучения являются:
- элементы проблемного обучения, реализуемые на лекционных и лабораторных занятиях;
- компетентностный подход, реализуемый на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе студентов;
- учебно-исследовательская деятельность, реализуемая на лабораторных занятиях;
- рейтинговая система оценки знаний.
Преподавание учебной дисциплины «Биология клетки. Цитология» проводится по блочно-модульному принципу с выделением шести модулей: введение, мембранная система клетки, немембранные органеллы, клеточное ядро, размножение и гибель клеток, функциональная специализация клеток. При чтении лекционного курса применяют наглядные материалы в виде презентаций.
Для организации самостоятельной работы студентов следует использовать современные информационные технологии и учебно-методические комплексы: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и т.п.).
Лабораторные занятия предусматривают освоение техники микроскопирования, исследование готовых цитологических препаратов, выполнение рисунка, идентификацию органелл клеток растений и животных. Они должны быть обеспечены микроскопами, живым и фиксированным материалом для исследования, готовыми микроскопическими препаратами, демонстрационными таблицами и атласами.
Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний в форме устного опроса, коллоквиума, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса (модулям), проверки ведения альбомов. Для общей оценки качества усвоения студентами учебного материала рекомендуется использование рейтинговой системы.
Учебный курс рассчитан на 108 часов: в том числе 48 аудиторных часа, из них 28 часа лекционных и 20 часов лабораторных занятий. Форма текущей аттестации – зачет в 1 семестре. Форма получения высшего образования – очная.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
I . ВВЕДЕНИЕ
Введение. Цитология, ее цели и задачи, место среди других биологических наук. Возникновение и развитие цитологии
Цитология в системе естественных наук, взаимодействие ее с другими биологическими науками. Методы исследования, применяемые в цитологии. История развития цитологии от открытия клетки до современности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 422.