Структурные элементы сертификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СООБЩЕНИЕ

По дисциплине
«Экономика и управление НИОКР»

На тему
«Особенности сертификационных и специальных испытаний и методы оценки их стоимости»

 

 

Группа: М2О-110М-18
Выполнил: Томашевич А. М.
Проверил: Лазников Н. М.

 

Москва 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Сущность сертификации. 4

Структурные элементы сертификации. 5

Субъекты, или участники, сертификации. 6

Средства сертификации. 9

Методы сертификации. 10

Метод "сертификат соответствия". 11

Метод "знак соответствия". 13

Формы сертификации. 13

Выгодность добровольной сертификации. 16

Порядок проведения сертификации. 17

Подача заявки на сертификацию. 17

Отбор, идентификация образцов и их испытания. 18

Оценка производства. 18

Выдача сертификата соответствия. 18

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации. 20

Расчет стоимости сертификационных испытанй. 25

Расчет стоимости контроля за соответствием сертифицированной продукции требованиям нормативных документов. 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29

 








ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики усиливается необходимость государственного правового регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды.

В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее безопасности.

Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности Госстандарта России и других органов государственного управления, ведающих этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня - законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно.

Первым в этой области был принят Закон "О защите прав потребителей". Однако он служит правовой базой только по вопросам обеспечения безопасности товаров, работ и услуг для населения. А такие важные вопросы, как обеспечение единства измерений, обеспечение качества, надежности, ресурсосбережения, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности промышленной продукции для жизни и здоровья людей и окружающей среды, в нем не регламентируются.

Поэтому были разработаны и введены в действие еще три закона:

"О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений".

В настоящее время разработаны и зарегистрированы в Минюсте России "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации", которые полностью отвечают принципам и механизмам международных нормативных документов ИСО. Утверждена новая редакция основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации.

В этих документах центральными являются проблемы качества и сертификации как объективного способа подтверждения соответствия качества обязательным требованиям государственных стандартов и требованиям потребителя [1].

Сущность сертификации

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.

На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" и в Российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина: "Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям".

Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Средства сертификации

Средствами подтверждения соответствия служат стандарты трех видов:

  • стандарты на методы контроля (испытаний, анализа, измерений),
  • стандарты на продукцию или услуги,
  • стандарты на процессы, содержащие требования к маркировке, упаковке, транспортированию, хранению и использованию продукции по прямому назначению.

При помощи стандартов на методы контроля устанавливают фактические значения показателей качества сертифицируемых объектов. Стандарты на продукцию позволяют сравнить фактическое значение с базовым или регламентируемыми требованиями стандартов, благодаря чему и подтверждается соответствие.

К стандартам как средствам сертификации предъявляются определенные требования:

  • Четкое указание в разделе "Область применения" возможности использования для целей сертификации.
  • Разработка стандартов должна предусматривать содействие развитию технологии, что обычно достигается установлением требований к эксплуатационным свойствам изделия.
  • Стандарты, отвечающие своему назначению, должны устанавливать только те характеристики, которые необходимы для определения свойств изделия или его эксплуатационных требований.
  • Включение в стандарт только тех характеристик, которые могут быть объективно проверены.
  • Ясность, точность, обоснованность и конкретность формулировки характеристик и требований, отсутствие субъективных элементов.
  • Обязательность стандартов на методы испытаний, если в стандарте на продукцию в части проверки обязательных требований установлена ссылка на эти стандарты.

· Требования к маркировке должны обеспечивать однозначную идентификацию выпускаемой сертифицированной продукции, а также содержать указания об условиях применения, способе нанесения знака соответствия.

 

Методы сертификации

Их подразделяют на две группы: методы испытаний и методы указания соответствия стандартам.

Методы испытаний устанавливаются соответствующими стандартами и к ним предъявляются следующие требования:

· соответствие назначению стандартов;

· объективность, четкое формулирование;

· точность и обеспечение последовательных и высоковоспроизводимых результатов;

· включение в методы испытания, если это технически оправдано, указания о пределах воспроизводимости и повторяемости;

· при возможности достаточно подробная характеристика метода испытания, установленного стандартом, позволяющего квалифицированному персоналу получать аналогичные результаты;

· установление предельных значений требований с учетом допускаемого отклонения или среднего значения для верхнего или нижнего предела, минимального или максимального значения;

· при выборе следует учитывать стандарты на общие методы испытаний и взаимосвязанные испытания для определения аналогичных характеристик, установленных в других стандартах;

· предпочтительность методов испытаний, не разрушающих образец и обеспечивающих аналогичную степень достоверности;

· при наличии нескольких методов испытаний один из них определяется как контрольный.

Методы указания соответствия стандартам для систем сертификации третьей стороной устанавливаются Руководством. Различают следующие виды:

Метод "сертификат соответствия"

Целью данного метода является предоставление потребителю информации о стандартах, охватываемых сертификатом. Метод может быть использован для указания соответствия стандартам на продукцию или стандартам на конкретные свойства. Сертификаты соответствия могут относится ко всем требованиям стандарта, а также к его конкретным разделам или характеристикам.

Для указания соответствия продукции установленным требованиям применяется специальный технический документ - сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Следует иметь в виду, что к обязательным документам на продукцию и услуги, отсутствие которых может привести к применению определенных санкций, относится сертификат соответствия по показателям безопасности. Другие разновидности сертификата - гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный (карантинный), не являются обязательными, а служат лишь основанием для упрощенной процедуры выдачи сертификатов соответствия.

Сертификаты соответствия по показателям безопасности и другим обязательным требованиям необходимы лишь для продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Если продукция или услуги не вошли в перечень для обязательной сертификации, представители государственных органов не имеют право требовать от изготовителей, исполнителей или продавцов сертификат соответствия (качества).

Сертификаты соответствия регистрируются в Государственном Реестре и вступают в силу с даты их регистрации.

Если товарная партия, на которую выдан сертификат, распределяется более мелкими партиями по предприятиям розничной торговли, то на каждую из этих партий должна быть выдана заверенная и учтенная копия сертификата. Копии сертификата может выдать и заверить орган по сертификации при предъявлении подлинника. Копии может выдать предприятие изготовителя или оптовой торговли. Кроме того, допускается подтверждение (заверение) копий нотариальной конторой при наличии подлинника.

Сертификат соответствия действителен в течение срока годности (хранения, реализации) товаров, а если такой срок не установлен, то срок действия устанавливается в соответствии с документом "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации. Общие требования".

Метод "знак соответствия".

Знак соответствия - знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Этот метод основан на применении результата сертификации для указания того, что контроль за соответствием стандарту находится в ведении этой системы. При этом следует обращать внимание на четкое указание охватываемой области.

Вместе с тем знак соответствия относится к информационным знакам и наряду с сертификатом подтверждает соответствие продукции.

Формы сертификации

Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" предусмотрены два вида сертификации: обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, когда нормативные документы на продукцию - стандарты, правила и другие - содержат требования к обеспечению безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также к обеспечению технической информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Остальные требования, содержащиеся в нормативных документах, являются рекомендательными, и их соблюдение зависит от усмотрения изготовителя продукции (исполнителя услуги) и его контрагентов. При положительном результате обязательной сертификации ее итогом является выдача сертификата соответствия требованиям безопасности.

Определена номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации. В их число входят все группы продуктов питания, детские товары, товары народного потребления, контактирующего с пищевыми продуктами и питьевой водой; товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения и другие.

Целью обязательной сертификации является создание уверенности у изготовителя и потребителя в том, что сертифицированная продукция безопасна для потребления.

Обязательная сертификация проводится в органах сертификации или аккредитованных испытательных лабораториях на соответствие обязательным требованиям ГОСТа или аналогичным им по статусу нормативным документам, а также международным и национальным стандартам.

По Закону РФ "О сертификации продукции и услуг" запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификат соответствия.

Добровольная сертификация - сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.

При добровольной сертификации производитель продукции, общество потребителей или предприятие торговли вправе выбирать любую схему сертификации, а также нормативный документ - государственный, национальный, международный стандарт, ТУ, стандарт предприятия и тому подобное, проверять любые потребительские показатели, кроме обязательных. Добровольную сертификацию может производить любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий.

Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

Добровольная сертификация может осуществляться:

· применительно к продукции (услугам), не подлежащим обязательной сертификации;

· применительно к той части требований нормативных документов, выполнение которых не подлежит подтверждению в виде обязательной сертификации;

· в случаях, когда требования нормативных документов сформулированы лишь в общем виде, а фактическое качество продукции (услуг) целесообразно характеризовать более конкретно;

· в случаях, когда нормативные документы, регламентирующие качество данной разновидности продукции (услуг) отсутствуют;

· в случаях, когда на продукцию (услугу) имеется сертификат соответствия, но изготовитель продукции (исполнитель услуги) полагает целесообразным удостоверить, что качество его продукции (услуги) выше, чем то, которое предусмотрено нормативным документом.

При положительном результате добровольной сертификации ее итогом является выдача сертификата качества. Такой сертификат удостоверяет не только соответствие принятым критериям, но и степень отклонения в желаемую сторону в виде дополнительной полезности [2].

 

Оценка производства

В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Ю.К. Прохоров. Управление качеством. Уч. пособие. Спб.: СПбГУИТМО, 2007. 144 с.

2) Ю.И. Ребрин. Управление качеством. Уч. пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

3) Управление качеством. Учебник / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ., 2006.

4) Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. М.: Юнити, 2005.

5) Шестопалов Ю.Т., Дорофеев В. Управление качеством. М.: Издательство: Инфра-М, 2008.

6) http:www. ISO.9000 - Официальный сайт стандартов ISO 9000 РФ.

7) Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 430 с.

8) Клевлеев В.М., Кузнецова И.А., Попов Ю.П. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2003. 256 с.

9) Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 711 с.

 

СООБЩЕНИЕ

По дисциплине
«Экономика и управление НИОКР»

На тему
«Особенности сертификационных и специальных испытаний и методы оценки их стоимости»

 

 

Группа: М2О-110М-18
Выполнил: Томашевич А. М.
Проверил: Лазников Н. М.

 

Москва 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Сущность сертификации. 4

Структурные элементы сертификации. 5

Субъекты, или участники, сертификации. 6

Средства сертификации. 9

Методы сертификации. 10

Метод "сертификат соответствия". 11

Метод "знак соответствия". 13

Формы сертификации. 13

Выгодность добровольной сертификации. 16

Порядок проведения сертификации. 17

Подача заявки на сертификацию. 17

Отбор, идентификация образцов и их испытания. 18

Оценка производства. 18

Выдача сертификата соответствия. 18

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации. 20

Расчет стоимости сертификационных испытанй. 25

Расчет стоимости контроля за соответствием сертифицированной продукции требованиям нормативных документов. 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29

 








ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики усиливается необходимость государственного правового регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды.

В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее безопасности.

Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности Госстандарта России и других органов государственного управления, ведающих этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня - законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно.

Первым в этой области был принят Закон "О защите прав потребителей". Однако он служит правовой базой только по вопросам обеспечения безопасности товаров, работ и услуг для населения. А такие важные вопросы, как обеспечение единства измерений, обеспечение качества, надежности, ресурсосбережения, совместимости и взаимозаменяемости, безопасности промышленной продукции для жизни и здоровья людей и окружающей среды, в нем не регламентируются.

Поэтому были разработаны и введены в действие еще три закона:

"О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений".

В настоящее время разработаны и зарегистрированы в Минюсте России "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации", которые полностью отвечают принципам и механизмам международных нормативных документов ИСО. Утверждена новая редакция основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации.

В этих документах центральными являются проблемы качества и сертификации как объективного способа подтверждения соответствия качества обязательным требованиям государственных стандартов и требованиям потребителя [1].

Сущность сертификации

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.

На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" и в Российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина: "Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям".

Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Структурные элементы сертификации

Исходя из определения, сертификацию можно рассматривать как особый вид деятельности, которому свойственны определенные структурные элементы.

Продукция, процессы или услуги являются объектами сертификации. В области сертификации продукция или услуга рассматривается как объект, который подлежит испытанию для подтверждения стандартом или другим нормативным документом.

Начальным этапом сертификационных испытаний объектов является идентификация продукции или услуги. В этом случае под идентификацией понимается подтверждение соответствия подлинности продукции наименованию, указанному на маркировке.

В Российской Системе сертификации ГОСТ Р дано несколько иное определение этого термина: "Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду продукции".

Маркировка - это нанесение обозначений на изделие или на упаковку, предусматривающее в первую очередь идентификацию изделия или отдельных его свойств. Но необходимо знать, что нанесение на маркировку обозначений стандартов или ТУ, а также наименования организации по стандартизации не должно быть истолковано потребителем как утверждение этого изделия организацией по стандартизации или подтверждение соответствия. Маркировка не считается утвержденным методом указания соответствия.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 364.