Докажите необходимость принятия в РК доктрины национального единства. Оцените роль и значение Ассамблей народа Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соблюдение мигрантами законодательства Республики Казахстан;сочетание интересов личности и государства, объединение усилий всех ветвей власти, общественных объединений и организаций межэтнического согласия и толерантности

Цель миграционной политики Республики Казахстан состоит в уменьшении негативных последствий миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.Для достижения этой цели перед органами государственной власти в средне- и долгосрочной перспективе стоят следующие задачи:

предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий миграционных процессов;обеспечение и защита прав и интересов мигрантов;

стимулирование притока иностранных специалистов с высоким инновационным потенциалом путем упрощения порядка привлечения иностранной рабочей силы высокой квалификации и регулирования качественного состава привлекаемой иностранной рабочей силы; стимулирование возвращения этнических казахов, проживающих за рубежом;

Содействие и помощь в ускоренной адаптации и интеграции иммигрантов; привлечение иностранной рабочей силы в отрасли и сферы, где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы;оптимизация и стимулирование расселения мигрантов в соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года

Ожидается, что реализация мер, предусмотренных данной Концепцией, позволит усовершенствовать систему регулирования миграционных потоков, создать условия для приема этнических казахов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество, использовать возможности внешней трудовой миграции для формирования квалифицированного национального рынка труда

Докажите необходимость принятия в РК доктрины национального единства. Оцените роль и значение Ассамблей народа Казахстана

Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны.

Доктрина национального единства (далее - Доктрина) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, данного на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 года.

Доктрина основана на положениях Конституции, Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» и других нормативно-правовых актов Республики Казахстан, а также нормах международного права в данной области.

В Доктрине изложены цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации.

Доктрина является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества.

1 марта 1995 г. на общест­венно-политической арене республики появился новый институт в области национальной политики — Ассамблея народов Казахстана .Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году

Цели и Задачи:равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;расширение интеграционных связей с международными организациями;формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессиональногосогласия, стабильности в обществе;- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».

53) Сформулируйте основное содержание Государственной программы «Культурное наследие».

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. По некоторым данным первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата, одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановила экспансию китайской империи Тан на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века. Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. Исламизация населения на территории современного Казахстана происходила постепенно, на протяжении многих веков. Ранее всего были исламизированы городские жители и земледельческое население юга современной территории Казахстана, в то время как основная часть кочевого казахского населения сохраняла традиционные верования и практики (шаманизм) вплоть до XIX века.

Казахстане создана целая сеть исламских образовательных учреждений при поддержке других государств. С 1991 года функционирует Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при Духовном управлении мусульман Казахстана, с 2001 года — Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» с египетскими преподавателями. В 2012 году появился первый исламский телеканал «АсылАрна»

В Республике Казахстан модель межконфессионального согласия регулируется рядом правовых документов, фундаментальным из которых является Конституция. В Конституции РК используется термин «светское государство», предполагающий, что государство опирается на ряд принципов: толерантное отношение, признание прав каждого гражданина, предоставление равных прав для всех религиозных объединений и независимость государства и религиозных объединений в рамках правого поля. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11.10.2011 г. направлен на законодательное обеспечение прав для каждого участника.

Одной из отличительных особенностей казахстанской модели межконфессионального согласия является заинтересованность государства в плодотворной работе совместно с религиозными объединениями и создании условий правового поля для каждого ее участника. Отражением такого стремления со стороны государства и религиозных объединений стало проведение на постоянной основе Съезда лидеров мировых и традиционных религий в г. Астана . За это время прошло уже V Съездов, в его деятельности приняло участие большое количество представителей религиозных конфессий, общественных организаций и государственных органов. Данная диалоговая площадка послужила прекрасным примером реализации казахстанской модели согласия, а также была продиктована необходимостью единения духовного, морального и культурного потенциала религии и государства в рамках противодействия религиозной нетерпимости, розни и бесчеловечным актам террористической деятельности.

При Правительстве Республики Казахстан действует Совет по связям с религиозными объединениями, целью которого является изучение религиозной ситуации, формирование рекомендаций в рамках государственно-конфессиональной политики, а также одной из приоритетных задач является укрепление взаимопонимания и терпимости среди религиозных объединений.

Казахстанская модель согласия опирается на общество, которое выступает проводником идей подобного характера. Различие моделей межконфессионального согласия в мировом разрезе связано с традициями самого общества, принятыми правовыми документами, т.к. они также исходят из исторического и культурного наследия. В преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» прописана роль, ислама ханафитского мазхаба и христианства православного толка в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, тем самым подчеркивая одну из особенностей религиозной жизни в стране.

Модель межконфессионального согласия, заложенная в казахстанском обществе, отражает саму политику государства, которая за одну из высших ценностей объявила создание единого общества. Данная цель достигается посредством последовательных шагов в рамках установления в обществе светских принципов и правовых норм. Реализуется это посредством деятельности представителей религиозных объединений, неправительственных организаций (НПО) и государственных органов.

58) Сформулируйте основное содержание работы Н.А. Назарбаева « В потоке истории».

В потоке истории» (1999 г.)Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге "В потоке истории" подчеркнул, что "принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этнокритическое государство, а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей.Книга Н.Назарбаева, во многом является результатом осмысления, посвященной национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего.Н. Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном. Рассматривая любую проблему, Н. Назарбаев остается в первую очередь представителем своей страны, патриотом, сыном казахского народа. Так что главная тема его творчества, можно смело это сказать, -Казахстан, его прошлое, его настоящее и пути будущего развития.

59) Сформулируйте основное содержание и значение государственной программы лидера нации «Народ в потоке истории»

Стратегические задачи по осмыслению национальной истории Глава государства изложил в своей книге «В потоке истории» еще в 1999 году. В 2003 году в Послании народу Казахстана Президент инициировал беспрецедентную программу «Мәденимұра». За время выполнения программы в нашей стране много сделано в области истории, археологии и этнографии. Проведены десятки научных исследований, подготовлены статьи, монографии и книги, направленные на восстановление исторической памяти и справедливости. Свою идею по изучению и переосмыслению национальной истории Президент развивает в историческом Послании Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Глава государства поставил задачу по разработке специальной программы исторических исследований под названием «Народ в потоке истории». Её главная цель - формирование нового исторического мировоззрения нации. Нурсултан Абишевич говорит: «Задача состоит в том, чтобы суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории». В связи с целями и задачами программы особое научное и историческое значение имеет изучение выдающейся роли Первого Президента на новом этапе национальной истории, созданной им казахстанской модели государственного строительства.Особого подхода требует изучение истории формирования будущего политика и государственного деятеля мирового масштаба на заре его трудовой и политической карьеры. На основе научно-поисковых работ и свидетельств соратников Н.А.Назарбаева в Историко-культурном центре удалось собрать немало документов, фото-, аудио- и видеоматериалов о деятельности будущего Президента по развитию Центрального Казахстана. Объективное и правдивое изложение экономических и социально-политических процессов, которые происходили в городе Темиртау и Карагандинской области в 60-80-е годы ХХ века, признание весомого вклада молодого Нурсултана Назарбаева в этих свершениях должно стать одним из основных направлений в формировании программы «Народ в потоке истории», - говорится в статье. Историко-культурным центром Первого Президента на ближайшую перспективу разрабатывается комплекс мероприятий по освещению деятельности Главы государства на новейшем этапе национальной истории. Подготовлены к изданию две книги: «Историко-культурный центр Первого Президента» и «Материалы о трудовой деятельности Н.А.Назарбаева в Карагандинской области». Эти книги призваны осветить события, связанные с деятельностью Н.А.Назарбаева по преобразованию социально-политического, культурно-экономического облика Центрального Казахстана и улучшению условий жизни населения. На примере жизни и деятельности Главы государства очередной раз убеждаешься в том, что творцом истории народа, нации и государства являются личности с простыми, ясными и в то же время амбициозными целями.

В Казахстане проживает всего 130 этносов. Их объединение возможно не только под одним флагом, в пределах одной границы, но под одной идеей. Имя этой идеи – национальная. Основу нашей национальной идей составляет Конституция, признающая народ Казахстана единственным источником власти, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Очень важно донести до каждого гражданина страны эту идею. Потому как всякое соблюдение закона зависит от лиц принимающих и отправляющих закон в полной мере одинаково.

Патриотическое воспитание – не единовременный акт. Он не может сводиться только к разовым мероприятиям. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Казахстанский патриотизм строится на исторической справедливости правде. Казахстанский патриотизм не возник так вдруг ни из чего. Он является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и с ним развивается. Казахстанский патриотизм – это проявление общности интересов, общности судьбы, готовность трудится творить во имя возрождения и расцвета страны. Это доказывает, что патриотизм не искусственное понятие. Он является продуктом этносоциальной реальности общества, формируется и воспитывается казахстанский патриотизм посредством целенаправленной идеологической деятельности государства. Эта работа должна охватить каждую семью, детские сады, средние школы, колледжи и университеты, каждый трудовой коллектив. Для укрепления патриотизма необходима предметная забота власть придержащих о социальных нуждах населения из страны.

Правовое, политическое равноправие граждан и их социальная защищенность являются условием сохранения и умножения численности населения Казахстана. Социально- экономическое обновление общества, формирование правового государства дают возможность человеку почувствовать себя полноценным гражданином страны и стать ее патриотом.

Этнический процесс казахов начал формироваться в эпоху бронзы. Еще большее развитие он получил в желез ном веке, когда появились племенные союзы саков, кан-гюев, усуней. Этот процесс продолжили передвижения гуннов в западном направлении. Именно сообщества этих племен сформировали форму и облик предков казахского народа в этническом и антропологическом отношениях. Они общались между собой на тюрко-язычной основе.В период раннего средневековья появились тюргеши, карлуки, дулаты, нушеби, шигила, жагма, болаты и др. Они значительно увеличили этнический состав будущего казахского народа. Прибывшие племена в силу близости традиций, уклада жизни, верования, быстро смешива лись с местным этносом.

В ХШ-Х IV вв. на территории Казахстана появились многочисленные этнические группы, составляющие ар мию Чингисхана. Процесс становления казахского народа усложнился вследствие того, что часть этносов была разгромлена, другая ушла на запад, третьи объединились между собой. Но процесс сближения и объединения мест ных тюркоязычных этносов в единый народ продол жался. Завоевание монголами территории Казахстана этот процесс не только приостановило, но и отбросило его на 150-200 лет назад. Монгольское нашествие оказало влияние на становление этноса, вызвало изменения их антропологических форм, усилив монголизацию.

Решающую роль в сложении казахской этнической общности сыграло Казахское ханство, образовавшееся в середине XV в. К концу XV в. процесс консолидации этни ческой общности казахов в народность завершился, поскольку появилась общность территории, культуры, понятный всему этносу однородный язык. Не позднее XV в. окончательно сформировался свойственный совре менным казахам физический облик на основе двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной.

В силу сохраняющейся обособленности племенных союзов, вызванных кочевым и полукочевым образом жизни, географической отдаленностью друг от друга, произошло образование трех казахских жузов - Стар шего, Среднего и Младшего.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

62) Объясните историю образования Казахского ханства. Дайте свою оценку этому событию. Современная государственность РК: опишите ее особенности в сравнении с древними государствами на территории Казахстана и Казахского ханства.

Каза́хское ха́нство — казахское государство на территории современного Казахстана и сопредельных с ним государств (1465—1847), образовавшееся в процессе распада Золотой Орды в 1465 году и Узбекского ханства в 1468 году.

В XV—XVI веках, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось на жузы — ,Старший, Средний и Младший При султане Абылай хане три жуза признали его ханом Казахского ханства. После его смерти ханство вновь распалось на три жуза, но уже хан Кенесары был провозглашён общеказахским ханом восстановленного Казахского ханства.

Первым ханом нового ханства становится Керей, но фактически ханством управлял султан Жанибек, который начинает войну против Абул-хаира, хана Узбекской Орды. В 1468 году, во время похода на Жетысу умирает Абулхайр, и Жанибек без боя захватывает всю территорию Узбекской Орды кроме присырдарьинских городов. Но уже при Бурындык-хане, (правил 1480—1511) сыне Керей-хана присырдарьинские города вошли в состав ханства. При Касым-хане (1511—1521), сын Жанибека небольшая часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли.В начале XVI в. в Мавераннахр, большая часть кочевых племен дештикипчакских узбеков отошла под власть ветви чингизидов казахских ханов. При Касым-хане численность казахов достигла миллиона человек

Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. При Касым-хане западные границы ханства проходили по р. Жайык (Урал), включая Сарайшык, восточные — по р. Иртыш, северные — леса Южной Сибири, южные — по р. Сыр-Дарья (включая Ташкент).

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев рассказал про семь глобальных триумфов независимости страны, которые были отмечены авторитетными мировыми экспертами. Об этом Глава государства рассказал в ходе торжественного собрания в Астане в честь 25-летия независимости страны, передает корреспондент Today.kz .

"Первое. Это наше главное достижение: мы создали независимый Казахстан – государство, которого не было на карте мира. На международном уровне утверждены государственные границы, создана эффективная система госуправления, действующая на основе нашей Конституции. У нас современные Вооруженные силы, правоохранительная система. Казахстан сегодня – авторитетный, ответственный партнер по всем вопросам сотрудничества", – начал Президент.

Вторым триумфом, по словам Назарбаева, является то, что Казахстан, по мнению ведущих мировых экспертов, дал новый яркий пример казахстанского экономического чуда.

Президент отметил, что "суть казахстанского экономического чуда, о котором все чаще говорят в мире, гораздо глубже".

Седьмым глобальным достижением страны Глава государства назвал то, что сегодня ведущие мировые политики, международные эксперты признают Казахстан лидером глобального антиядерного движения и последователем миротворчества.

Идея борьбы за независимость за всю богатую историю Казахстана была одной из ключевых. В своей многосложной и многострадальной судьбе казахскому народу приходилось вести постоянную борьбу за сохранение и развитие национального достоинства, за независимость, за государственность, за единство в условиях межродовых усобиц и феодально-колониального гнета. Первоначальный этап связан с именем Касыма сына Джанибека-одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель». Реальное усиление личной власти Касым хана приходится на начало XVI в. Мирза Хайдар связал время усиления Касым султана со смертью его брата Адик султана, последовавшей вскоре после захвате Шейбани ханом Ташкента в 1503 г. Несмотря на то, что реальная власть в ханстве фактически находилась в его руках, Касым султан как дальновидный политик был осторожен, умел выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса.

После восшествия Касыма на ханский престол наиболее активным противником в регионе Туркестана оставался правитель Мавераннахра Мухаммед Шейбани хан. Он старался военными и экономическими мерами всячески противодействовать продвижению Касым хана в туркестанские города, не допустить казахов в Мавераннахар. Он также пытался отстоять присырдарьинские города в южной части Туркестана. Касым хан, в свою очередь, как и Шейбани, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов.

Гибель Шейбани хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым хан не воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешел самый крупный город Присыдарьи-Сайрам. Он предпринял попытку овладеть Ташкентом. После того, как в 1511 г. Касым хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымовским ханством. Во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. При нем Казахское ханство, получив дальнейшее развитие и усилив политическое влияние, превратилось в сильное и централизованное государство. По свидетельствам отечественных историков, в тот период происходит расширение территории ханства до почти полного ее совпадения с этническими границами расселения казахов. Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления Касым хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.Касым хан скончался в г. Сарайчуке, на берегу р. Урал.

Другим борцом за независимость казахского народа в период российской колонизации был Кенесары Касымулы казахский султан, хан Среднего жуза. Он родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымулы ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой батыры его родов. В течении около десяти лет Кенесары боролся против регулярных царских войск и группировки ага-султанов. Первая половина восстания была ознаменована множеством побед, в том числе блестящим взятием царской Акмолинской крепости.Часть восстания Кенесары в Младшем жузе чуть было не сомкнулось с восстанием Исатая и Махамбета, которое тем временем пылало на западных рубежах Младшего жуза, в Букеевской Орде

Столкнувшись с быстро растущим числом заявлений с просьбой о разрешении переселения в Германию, центральная власть СССР попыталась найти выход из положения в создании «новой Родины» – Немецкой автономной области в Казахстане. Но эта идея потерпела неудачу из-за того, что в Целинограде накануне ее осуществления поднялись волнения казахской молодежи. 16 июня 1979 г. в центре Целинограда собралась большая группа казахской молодежи с транспарантами: «Казахстан неделим!», «Нет немецкой автономии!» Отметив, что Казахстан является родиной не только казахов, но и русских, украинцев, татар, представителей других национальностей, ораторы заявили, что создание государства в государстве, не считаясь с мнением проживающего здесь населения, невозможно и противоречит законам. На демонстрации 19-го июня число ее участников увеличилось до нескольких тысяч человек; кроме студентов, к движению присоединились пожилые люди и ветераны войны с орденами. В конце концов ЦК КПСС отказался от создания Немецкой автономной области в феврале 1980 г. Целиноградские события сломали эти планы.

Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. На повестке дня стоял организационный вопрос выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных. Начались массовые беспорядки . Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС 52, из ВЛКСМ 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы.

 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС. В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы. Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции .

В основе нашего суверенитета, суверенитета РК, лежит национально-патриотическая идея независимости. Именно она двигала народ Казахстана еще со времен Кенесары Касымулы и алашордынцев к сегодняшнему дню. Именно эта идея сплачивала казахов в их борьбе против политики царизма и тоталитарной системы бывшего Советского Союза.Мы устремляем взоры в свое прошлое, чтобы лучше увидеть настоящее.

С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера.

В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана.

Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия. Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики.

Казахстан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего и равноправного сотрудничества как с соседними государствами – прежде всего, с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своей территориальной целостности и суверенитета, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. Это означает создание условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортно-импортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей.

Такая позиция Казахстана во многом определялась и определяется геополитическим положением нашей страны, полиэтническим и многоконфессиональным составом населения, уровнем развития экономики в целом. С учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение нетрадиционных вызовов и угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих в настоящее время из Афганистана и других сопредельных с регионом стран.

Для решения этой задачи Казахстан считает целесообразным сосредоточиться на следующих приоритетных внешнеполитических направлениях: – участии в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности; – стратегическом сотрудничестве с Россией и Китаем; – поддержании дружественных отношений с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном; – конструктивном взаимодействии с США, странами Евросоюза, а также такими организациями, как ОБСЕ и Организация Североатлантического Договора (НАТО); – сотрудничестве с государствами исламского мира; – партнерских связях со странами Азиатско-Тихоокенского региона.

В настоящее время заложены юридические основы системы азиатской безопасности с конкретными механизмами обеспечения стабильности в регионе. Таким образом, СВМДА становится локомотивом взаимных подходов в борьбе с вызовами безопасности на Азиатском континенте и вносит существенный вклад в обеспечение мира и безопасности во всем мире. Все больший вес и авторитет набирает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), целью которого является экономическая интеграция, предусматривающая создание зоны свободной торговли и формирование Таможенного союза. На саммите глав государств – членов ЕврАзЭС, состоявшемся в г. Душанбе 6 октября 2007 г., лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали документы о формировании Таможенного союза. Предполагается, что в 2010 г. создание правовой базы Таможенного союза будет завершено.

Для содействия в преодолении мирового экономического кризиса 4 февраля 2009 г. в Москве на саммите ЕврАзЭС было принято решение о создании Антикризисного фонда объемом 10 млрд. долл. США. Основными донорами фонда являются Россия (7,5 млрд.) и Казахстан (1 млрд.). Для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей было принято решение о создании Международного центра высоких технологий.

По мнению Президента РК Н. Назарбаева, казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. Между нашими странами, как считает Глава Казахстана, не существует политических и экономических проблем, которые невозможно было бы решить « путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов». Эту точку зрения разделяет и президент РФ Д. Медведев, подчеркнувший на встрече с Президентом РК Н. Назарбаевым 4 февраля 2009 г. , что между Казахстаном и Россией развивается дружественный, союзнический диалог. Приоритетным направлением казахстанской внешней политики продолжает оставаться сотрудничество с Китайской Народной Республикой (КНР), долгосрочной целью которого является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения внутренней модернизации страны.

Декабря 1991 года в Алма-Ате Главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к Соглашению, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ. Участники встречи приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР.

С этого момента наша страна получила возможность взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ. Приоритетное значение во внешней политике Казахстана придается сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств и развитию интеграционных связей с его участниками. С момента подписания Декларации о создании СНГ Казахстан активно выступает за укрепление СНГ, всестороннее развитие связей в рамках этого объединения, поддержание и интенсификацию сохранившихся между государствами-участниками торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной кооперации. При этом Казахстан выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств в качестве приоритетного направления выделено экономическое сотрудничествоНа передний план в деятельности СНГ все больше выдвигаются вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере. Сотрудничество в этом направлении с на сегодняшний день наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Достигнута договоренность о реализации в рамках СНГ международной программы совместных мер борьбы с преступностью.

Активизируется сотрудничество в гуманитарной сфере. В этой области одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

Президент РК Н. Назарбаев – отметил позитивную роль Содружества в смягчении последствий распада СССР и предотвращении развития событий по непредсказуемому сценарию. Президент РК подчеркнул необходимость выбора прагматичных и наиболее важных направлений и форм взаимовыгодного сотрудничества, затрагивающих интересы всех народов, населяющих государства СНГ. Н. Назарбаев предложил пять важнейших направлений реформирования Содружества: а) совершенствование миграционной политики; б) укрепление контактов в сфере транспорта; в) активизацию сотрудничества в области образования и науки; г) совместное противостояние современным вызовам и угрозам; д) решение гуманитарных проблем

После обретения Республикой Казахстан государственной независимости и признания за ней всех полномочий, вытекающих из ее международной правосубъектности, перед новым независимым государством встала проблема обеспечения национальной безопасности. Решение этой проблемы было признано главным стратегическим приоритетом, и Республике в этой связи необходимо было определиться со своими национальными интересами в современных международно-правовых отношениях. Казахстан видит себя не только неотъемлемой частью всеобъемлющей системы международной безопасности, но и призван в рамках этой системы, как суверенное государство, реализовать совокупность политических, экономических, социальных и других собственных потребностей не в ущерб другим государствам.

Основные внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан, как и прежде, сконцентрированы на создании благоприятных внешнеполитических условий для ускоренной экономической, социальной и политической модернизации нашей страны. Казахстан по-прежнему придерживается стратегии многовекторной внешней политики, провозглашенной Президентом РК Н.А. Назарбаевым сразу же после его избрания на пост президента страны 1 декабря 1991 г. На своей первой пресс-конференции в Алма-Ате для корреспондентов зарубежных и отечественных СМИ Н.А. Назарбаев, в частности, подчеркнул, что Казахстан, имеющий срединное положение на континенте, должен стать мостом между Европой и Азией.

Основными Принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются: 1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;  2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности; 3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности; 4) приоритетность политических, экономических и информационных мер; 5) взаимная ответственность личности, общества и государства; 6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности.

Национальными интересами Республики Казахстан являются: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;3) экономическое развитие на благо всего народа Казахстана; 4) воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана; 5) сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества; 6) незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны; 7) устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности; 8) обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; 9) безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка; 10) развитие международного сотрудничества на основе партнерства; 11) устойчивое функционирование и развитие отечественных субъектов агропромышленного комплекса, в полной мере обеспечивающие продовольственную безопасность.

Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:    1) прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности; 2) разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности; 3) создание и поддержание в готовности сил обеспечения национальной безопасности; 4) участие в обеспечении всеобщей и региональной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

Наш президент отметил, что «изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый pocт государства, является безопасность его нации и сохранение государственности"

Рассматривая национальную безопасность как сложное, комплексное состояние и деятельность государства по отражению угроз и обеспечению безопасности государства, общества и личности, можно определить ее как безопасность политической системы общества. Национальная безопасность характеризуется качеством созидательного взаимодействия и сотрудничества основных субьектов политического процесса, эффективности деятельности властных структур, способности политического руководства и общества в целом решать, насущные задачи устойчивого развития, сохраняя при этом стабильность в условиях вероятных конфликтов, неопределенностей, рисков.

Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам Казахстана, находящимся за пределами Республики Казахстан, государством гарантируются защита и покровительство.

ТРЕТЕЕ В XXI веке надо преодолеть такой рудимент милитаризма, как существование военных блоков, угрожающих глобальной безопасности и препятствующих широкому международному сотрудничеству. Геополитическая реальность заключается в том, что если существует хотя бы один крупный военный блок, то неизбежным будет формирование его антипода. Сила порождает антисилу. В военные блоки входят разные государства, которые не всегда осознают свою ответственность за мир и безопасность

ЧЕТВЕРТОЕ . Важно адаптировать к новым историческим условиям международный разоруженческий процесс. Нужна новая стратегия деятельности Конференции ООН по разоружению. Нам предстоит заняться устранением качественно новой угрозы - киберпреступности, которая может стать опаснейшим оружием в руках террористов.

ПЯТОЕ. Мир без войны - это, прежде всего справедливая парадигма глобальной конкуренции в сфере международных финансов, торговли и развития. На 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстан выдвинул инициативу разработки Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Этот План - устранение корневых причин войн и конфликтов.

Соблюдение мигрантами законодательства Республики Казахстан;сочетание интересов личности и государства, объединение усилий всех ветвей власти, общественных объединений и организаций межэтнического согласия и толерантности

Цель миграционной политики Республики Казахстан состоит в уменьшении негативных последствий миграционных процессов в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.Для достижения этой цели перед органами государственной власти в средне- и долгосрочной перспективе стоят следующие задачи:

предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий миграционных процессов;обеспечение и защита прав и интересов мигрантов;

стимулирование притока иностранных специалистов с высоким инновационным потенциалом путем упрощения порядка привлечения иностранной рабочей силы высокой квалификации и регулирования качественного состава привлекаемой иностранной рабочей силы; стимулирование возвращения этнических казахов, проживающих за рубежом;

Содействие и помощь в ускоренной адаптации и интеграции иммигрантов; привлечение иностранной рабочей силы в отрасли и сферы, где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы;оптимизация и стимулирование расселения мигрантов в соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года

Ожидается, что реализация мер, предусмотренных данной Концепцией, позволит усовершенствовать систему регулирования миграционных потоков, создать условия для приема этнических казахов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество, использовать возможности внешней трудовой миграции для формирования квалифицированного национального рынка труда

Докажите необходимость принятия в РК доктрины национального единства. Оцените роль и значение Ассамблей народа Казахстана

Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны.

Доктрина национального единства (далее - Доктрина) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, данного на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 года.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 840.