Любое научное исследование начинается с определения его актуальности. «Актуальность темы следования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенного круга проблем, вопросов или задач»[11].
Формулировка актуальности темы исследования – «это форма доказательства соответствия выбранной темы, возникшим общественным потребностям и состоянию научного обеспечения ее предстоящего исследования»[12].
Степень изученности темы исследования
(с перечислением авторов основных публикаций – монографий, статей, научных работ, сформировавших теоретическую базу исследования по разделам).
Этот раздел не является списком авторов, чьи работы внесены в Библиографию, включенную в состав основного текста работы. Сюда должны быть вынесены только имена создателей научных направлений или школ и имена авторов основополагающих публикаций, на изучении опыта и трудов которых строилось исследование.
Цель исследования (одна)
Цель исследования – это ответ на вопрос, зачем проводится исследование и одновременно – это конечный результат, которого необходимо достичь при завершении работы.
Сколько бы целей не ставил перед собой магистрант в процессе работы над исследованием, в результате должна быть выявлена и сформулирована одна главная или генеральная цель, ради достижения которой и была выполнена магистерская выпускная квалификационная работа (диссертация).
Количество целей остается неизменным для всех типов выпускных квалификационных работ: исследовательской, научной и проектной.
Задачи исследования (не менее трех и не более семи)
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой рабочей гипотезой, то есть, это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.
В этом разделе должно быть описано, что и в какой последовательности нужно сделать для достижения цели исследования.
Так как ответом на решение любой задачи исследования является вывод, сделанный и опубликованный в тексте основной работы, количество задач, анонсированных в этом разделе, должно соответствовать количеству выводов, которые будут опубликованы в разделе Заключение основного текста диссертации. Их краткое описание должно быть представлено в автореферате в разделе Заключение.
Объект исследования
Объектом исследования является та проблема или то явление, изучению которого посвящена работа.
Предмет исследования
В классическом определении предмет исследования – это тот аспект проблемы или явления, его свойства и особенности, исследуя которые, мы познаем целостный объект, выделяя его признаки, важные для решения задач и достижения цели исследования.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.
Рабочая (научная) гипотеза
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое в начале исследования, как предварительное.
Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое на первых этапах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты исследований и дать им первоначальное объяснение.
Специфика рабочей гипотезы – в условном и, тем самым, временном ее принятии. В процессе исследования именно рабочая гипотеза выполняет функцию первого систематизатора фактов, то есть она позволяет систематизировать имеющиеся данные в самом начале исследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков.
Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем, она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.
В этот раздел должна быть вынесена только та рабочая гипотеза, которая была положена в основу исследования и в процессе работы трансформировалась в устойчивую и плодотворную. При этом следует иметь в виду, что научная гипотеза может строиться не на одном, а на нескольких предположениях.
Границы исследования
В этом разделе должно быть описано, на каком поле – территориальном, временном, предметном и т.д., и в каких границах проведено исследование, то есть, выявлены границы конкретного предмета исследования, с которым связано решение той проблемы, актуальность которой была сформулирована и заявлена. Для этого должны быть точно определены и описаны:
географические или территориальные границы исследования; предметные границы исследования, хронологические границы исследования. В этом разделе должны быть описаны временны́е границы исследовании либо путем указания самой ранней и самой поздней даты с точным объяснением того, почему именно эти даты выбраны как пограничные, либо точные отрезки времени, если какой-то или какие-то периоды из исследования исключены. В этом случае, помимо объяснения, почему приняты именно эти пограничные даты, необходимо объяснить, почему тот или иной период был из исследования исключен.
демографические границы исследования (если важны и являются одним из параметров, используемых при определении темы работы или при формулировке задач исследования)
Более подробно изучены
Этот подраздел является завершающей частью раздела границы исследования, уточняющим и расширяющим подраздел «предметные границы исследования».
В этот подраздел выносятся те аспекты, предметы или явления, которые в процессе выполнения исследования рассматривались более подробно. То, что включено в этот подраздел, должно быть, в той или иной степени, отражено в графической части работы, вне зависимости от того, какой тип выпускной квалификационной работы выполняется: исследовательская, научная или проектная.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.