МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Петрозаводск
2014
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «Истории» разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) и рабочей программы учебной дисциплины «История»
Организация-разработчик: ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»
Разработчики:
Михайлова В.А., преподаватель социально-экономических дисциплин
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии социально-экономических дисциплин
Протокол № от ______________ 2014 года.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. введение | 4-5 |
2. общие требования к оформлению контрольной работы | 6-7 |
3. структура контрольной работы, рекомендации по выполнению заданий 4. Варианты заданий 5. Оценка контрольной работы | 8-11 12-103 104 |
6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 105 |
7. Приложения | 106-107 |
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость изучения дисциплины «История» вызвана тем, что современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, умеющих ориентироваться в современных исторических событиях, проводить аналогии с событиями прошлых лет и спрогнозировать на их основе возможное развитие будущего. Изучение истории способствует умственному и духовному развитию, развивает гибкость ума.
Программой курса предусмотрено чтений лекций и проведение практических занятий, выступление перед аудиторией. Особое место в структуре дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курсы, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при выполнении контрольной работы. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли культуры, науки и религии в сохранении, укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых законодательных актов мирового и регионального значения.
Формой итоговой аттестации по дисциплине «Истории» является дифференцированный зачет.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основной формой самостоятельной работы студентов - заочников является выполнение домашних контрольных работ.
Выполнение студентом домашней контрольной работы по дисциплине проводится с целью: получения первоначальных теоретических знаний и практических умений по дисциплинам и междисциплинарным курсам, формирования умений применять теоретические знания при решении практических задач, формирования умений самостоятельной работы с учебной литературой, учебно-методическими материалами, формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию, развития самостоятельности, ответственности и организованности.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради школьного формата или в печатном виде.
При оформлении контрольной работы в тетради страницы нумеруются, имеют поля не менее двух сантиметров для замечаний преподавателя. На обложке тетради размещают титульный лист утвержденного образца (приложение 1). Ответ на каждый вопрос начинают с новой страницы, на которой указывается и подчеркивается сам вопрос, ниже располагается ответ. Схемы, таблицы, рисунки выполняются карандашом с использованием чертежных инструментов. Работа выполняется чернилами одного цвета, аккуратно и разборчиво, без сокращений.
При оформлении контрольной работы в печатном виде указываются номера страниц в верхнем правом углу листа без точек и символов, начиная с цифры 3 на третьем листе. Первой считается титульный лист, второй – содержание (приложение 2), нумерация на них не ставится. Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки. Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с предлагаемым образцом. Объём контрольной работы – не менее 20 страниц формата А4, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, параметры страницы стандартные (левое – 3 см; правое 1,5 см; верхнее и нижнее – 2см). Графическая часть (схемы, графики, диаграммы) контрольной работы выполняются в черной цветовой гамме с точной расшифровкой терминов и понятий.
В заключительной части контрольной работы указывается использованная литература (не менее 5 источников) и одна страница отводится для замечаний.
Контрольная работа выполняется по заданному варианту.
Выполненную контрольную работу необходимо сдать преподавателю для проверки и
рецензирования в установленные сроки.
Контрольная работа, выполненная не в полном объеме, не по заданному варианту, небрежно, неразборчивым почерком возвращаются студенту без рецензии с указанием причин возврата на титульном листе.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
Контрольная работа состоит из трёх практических заданий, одного творческого и одного теоретического вопроса
Вариант 1.
Задание 1. Раскройте тему:
Политика гласности: достижения и издержки. Резолюция XIX Всероссийской партийной конференции «О гласности».
Задание 2.
Вариант 2
Задание1. Раскройте тему:
Российская экономика на пути к рынку. Указ Президента РСФР от 03.12.1991 г. «О либерализации цен» и его последствия. «Шоковая терапия» Приватизация. Первые результаты экономических реформ.
Задание2.
В предлагаемых ниже текстах содержатся намеренные ошибки. Найдите их и восстановите историческую действительность прошлого.
«Общественно-политическая жизнь страны в 1985—1991 годах»
Курс на перестройку политической системы страны, провозглашенный на апрельском Пленуме 1985 года, мгновенно дал ощутимые результаты. Однако помимо несомненно положительных сдвигов в политической жизни все чаще начинают сказываться отрицательные последствия курса «перестройки». Ухудшение экономического положения СССР заставило правительство летом 1987 года пойти на повышение розничных цен в 2 —5 раз. Этим же летом начались всколыхнувшие всю страну забастовки шахтеров, которые подтолкнули правительство к решительным мерам. В июне 1988 года на XVII съезде А\ПСС было принято решение об изменении структуры высших органов власти и введении в стране поста Президента СССР, на который в результате всенародного голосования был избран М. С. Горбачев.
В марте 1989 года состоялись первые в истории Советского государства свободные выборы народных депутатов. I съезд народных депутатов СССР положил начало не только переходу власти к государственным органам от партийных, но и стал собранием, на котором произошло формирование многопартийной системы в стране — на съезде оформились новые политические партии — Либерально-демократическая, «Союз», социал-демократы и др.
Стремительность политической реформы имела неожиданные последствия. Когда на II съезде народных депутатов СССР произошло подписание нового союзного Договора, делегации Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии отказались от его подписания, заявив о своем выходе из СССР. К тому же подписание нового союзного Договора не спасло руководство СССР от «войны законов», особенно остро проявившейся в противостоянии руководства Союза и России. Принятие «Декларации о государственном суверенитете России», первоначальные успехи в реализации программы «500 дней» обеспечили победу российскому руководству. М. С. Горбачев попыталсяприйти к компромиссу с руководством республик, назначив на ключевые посты в союзном правительстве (председателя КГБ, вице-президента, министра внутренних дел и т. д.) наиболее видных сторонников реформ — А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, В. Бакатина, однако на всенародном референдуме 17 марта 1990 года большинство граждан высказалось против сохранения Союза и поддержало Президента России Б. Н. Ельцина. Распад СССР был ускорен трагическими событиями лета 1991 года в Таллине, когда при захвате Эстонского телевидения частями Советской армии было убито 16 человек. Президент Б. Н. Ельцин резко осудил применение силы в Эстонии и во избежание подобных конфликтов подписал указ о запрещении деятельности КПСС на территории России. Это стало последним сигналом для консервативных сил в союзном руководстве. Утром 19 августа 1991 года группа высокопоставленных руководителей СССР и КПСС предприняла попытку совершения государственного перево- рота.Щрезидент М. С. Горбачев и руководители 9 союзных республик подписали на правительственной даче в Ново-Огарево политическое соглашение «9+1», согласно которому союзное руководство признавало верховенство республиканских законов над союзными. Это соглашение было ратифицировано V Внеочередным съездом народных депутатов СССР в сентябре 1991 года. Был создан Государственный Совет СССР под руководством Б. Н. Ельцина.В декабре 1991 года руководители 11 бывших союзных республик на совещании в Беловежской Пуще объявили о ликвидации СССР; М. С. Горбачев объявил о своей отставке. 31 марта 1992 года уже независимая Россия подписала новый Федеративный договор, который ратифицировали все субъекты Федерации — республики, края и автономные области.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Горбачевская политика «нового мышления» предусматривала:
1) деполитизацию и департизацию силовых и правоохранительных структур СССР;
2) создание в СССР регулируемой социально-ориентированной рыночной экономики;
3) отказ от военно-политического противостояния капиталистическим странам, создание системы международного партнерства; 4) признание принципа плюрализма в идеологической и политической сферах.
2. Высшим органом власти в СССР в конце 80-х годов XX в. являлся:
1) Верховный Совет СССР; 2) Съезд народных депутатов СССР;
3) Совет Министров СССР; 4) Президиум ВС СССР.
3. Советские войска в 1980-е гг. участвовали в боевых действиях в:
1) Венгрии; 2) Корее; 3) Афганистане; 4) Вьетнаме.
4. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества в период 1970-1985 гг. называли процессом:
1) стабилизации; 2) застоя; 3) инфляции; 4) инерции.
5. К негативным последствиям политики перестройки не относится:
1) обострение межнациональных отношений; 2) падение объемов производства;
3) милитаризация страны; 4) распад СССР.
6. В концепции перестройки первой была выдвинута идея:
1) «Вперед – к рынку!»; 2) ускорения; 3) демократизации; 4) гласности.
7. Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их объединяло:
1) Л. И. Брежнев и М. А. Суслов а) экономисты, которые выступили с программой «500 дней»
2)С. С. Шаталин и Г. А. Явлинский б) руководители КПСС периода застоя
3) М. С. Горбачев и А. Д. Сахаров в) Лауреата Нобелевской премии мира
8. Обосновав необходимость перестройки, М. С. Горбачев не рассматривал ее как:
1) коренное преобразование общественных отношений и политической системы;
2) преодоление застойных явлений, слом механизма торможения;
3) развитие демократии, расширение гласности;
4) преодоление конфронтации с Западом, выдвижение в качестве приоритетных общечеловеческих ценностей.
9. Попытка отстранить от власти Президента СССР М. С. Горбачева в 1991 г. была предпринята:
1) Президентом России Б. Н. Ельциным; 2) членами ГКЧП;
3) Верховным Советом СССР; 4) Верховным Судом СССР
10. Председателем Верховного Совета РСФСР в 1990-1991 гг. был:
1) М. С. Горбачев; 2) А. В. Руцкой; 3) Б. Н. Ельцин; 4) Р. И. Хасбулатов.
11. Какие органы государственной власти существовали в СССР в 1989-1990 гг.?
Вариант 3
Задание 1. Раскройте тему:
Приватизация.
Задание 2. Ознакомьтесь и прокомментируйте.
1988 г., 1 июля.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «О гласности».
1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам общества, государства, коллектива, как действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.
Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Гласность во всех сферах жизни — одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости...
4. Необходимо снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке, создать основанную на современной информационной технологии систему ее сбора, обработки и распространения, обеспечить доступность всех видов библиотек, законодательно упорядочить пользование архивными материалами.
5. Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации.
6. Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование гласностью.
Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. — М., 1988. — С. 140—145.
? 1) Что подразумевалось под словом «гласность» во второй половине 80-х гг.?
2) Как по-вашему, насколько необходимо было проведение политики «гласности»? В чем она выражалась?
3) Как по-вашему, насколько однозначно было отношение к гласности в обществе? Докажите свой ответ.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Какие законодательные акты этих лет были приняты по развитию политики «гласности»?
2. В 1991 г., 1996 г., 2000 г. президенты Российской Федерации вступили в должность в результате:
1) избрания Государственной Думой; 2) назначения Федеральным Собранием;
3) всенародных выборов; 4) назначения Конституционным судом.
3. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали:
1) И. В. Сталин 5. «Новое политическое мышление»
2) Н. С. Хрущев 6. «Концепция развитого социализма»
3) Л. И. Брежнев 7. Программа построения коммунизма в СССР
4) М. С. Горбачев 8. Тезис об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма.
4. На переговорах М. С. Горбачева и Р. Рейгана в 1986 г. в Рейкьявике был заключен договор о (об)…
1) моратории (отсрочки исполнения договора, обязательств) на проведение ядерных испытаний;
2) нераспространении ядерного оружия;
3) ликвидации ракет средней и меньшей дальности;
4) ограничении систем противоракетной обороны.
5. Укажите фамилию писателя, который в своих произведениях подверг критике советскую политическую систему во второй половине 60-х – начале 70-х гг.:
1) В. Распутин; 2) А. Солженицын; 3) А. Фадеев; 4) В. Астафьев.
6. Вывод ограниченного контингента Советских войск из Афганистана был осуществлен в…
1) 1986 г.; 2) 1989 г.; 3) 1987 г.; 4) 1991 г.
7.Укажите соответствие:
1) вывод советских войск из Афганистана а) 1985 г.
2) приход к власти М. Горбачева б) 1989 г.
3) распад СССР в) 1988 г.
4) XIX партконференция г) 1991 г.
8.Внешнеполитический курс, названный «новым мышлением», в годы правления М. Горбачева предполагал:
1) сохранение военно-политического паритета с НАТО;
2) внешнеполитическую самоизоляцию СССР;
3) достижение военно-политического превосходства СССР над НАТО;
4) отказ от военно-политической конфронтации с НАТО.
9.Назовите явления в советской экономике, не относящиеся к периоду перестройки:
1) введение карточной системы; 2) принятие программы «500 дней»; 3) резкое увеличение денежной эмиссии (выпуск ценных бумаг, бумажных денег); 4) увеличение золотого запаса страны.
10. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы политической реформы в СССР (1988-1991 гг.).
Вариант 4
Задание 1. Раскройте тему:
Финансовый кризис 1998 г.
Задание 2. Ознакомьтесь и проанализируйте.
1988 г., марта 13.
Из письма Н. Андреевой в редакцию газеты «Советская Россия» «Не могу поступаться принципами».
...В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении... Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи... В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция... Все это ставится под сомнение...
...Нас как-то исподволь приучают видеть в названном явлении некую почти безобидную смену «местожительства», а не классовую и национальную измену лиц, большинство которых на наши же общенародные средства окончили вузы и аспирантуры...
Сложности воспитания молодежи усугубляются еще и тем, что в русле идей «неолибералов» и «неославянофилов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов», «автономных издательств» и т. п...
Советская Россия. — 1988. — 13 марта.
1) Почему Н. Андреева снова поднимает вопрос «о месте И. В. Сталина в истории»?
2) Как по-вашему, на кого намекает Н. Андреева?
3) О каких организациях и движениях идет речь?
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Назовите действие, которое не было предпринято ГКЧП в августе 1991 г.:
1) ввод войск в Москву; 2) приостановление деятельности оппозиционных партий и движений; 3) блокирование президента М. Горбачева в Форосе (Крым); 4) отключение теле- и радиовещания.
2.Принцип альтернативности и состязательности при проведении выборов в СССР был введен с:
1) 1985 г.; 2) 1987 г.; 3) 1989 г.; 4) 1991 г.
3. Рабочему движению в СССР периода перестройки не свойственна следующая черта:
1) создание альтернативных (независимых) профсоюзов; 2) аполитичный характер;
3) независимость; 4) рабочее движение стало активным и массовым.
4. Укажите основную причину перехода СССР в середине 1980-х гг. к политике перестройки:
1) резкое обострение международной обстановки; 2) затяжной экономический и политический кризис в стране;
3) необходимость освоения территорий Сибири и Дальнего Востока; 4) массовые демонстрации населения.
5.Программа перехода СССР к рыночной экономике, названная «500 дней», была разработана:
1) Н. Рыжковым, Л. Абалкиным; 2) Г. Явлинским, С. Шаталиным; 3) Н. Рыжковым, В. Павловым.
6. Сокращение выпуска военной продукции и увеличение выпуска потребительских товаров, проводившееся на военно-промышленных предприятиях России, называлось:
1) коррекцией; 2) интеграцией; 3) конверсией; 4) аннексией.
7. С каким из названных событий связаны фамилии Г. Янаева, В. Крючкова, Д. Язова, В. Павлова:
1) принятие программы перехода к рыночной экономике; 2) подписание нового союзного договора в 1991 г.;3) введение чрезвычайного положения в августе 1991 г.; 4) защита Белого дома в октябре 1993 г.
8 . В апреле 1991 г. в СССР в Ново-Огареве была достигнута договоренность о (об):
1) подготовке к введению в стране чрезвычайного положения; 2) вводе советских войск в Афганистан; 3) подписании в ближайшем будущем нового союзного договора девяти республик;
4) освобождении М. С. Горбачева от должности Генерального секретаря ЦК КПСС.
9. М. С. Горбачев был избран Президентом СССР в:
1) 1990 г.; 2) 1989 г.; 3) 1988 г.; 4) 1991 г.
10. В чем заключались основные направления экономической реформы 1987 г.?
Вариант 5.
Задание 1. Раскройте тему:
Интеграция России в мировую экономику в конце ХХ – начале ХХI вв.
Задание 2.
Вариант 6.
Задание 1. Раскройте тему:
Духовная жизнь России в 90-е гг. XX в. Культура: литература, кино, музыка, театр, изобразительное искусство, СМИ. Роль науки, культуры, религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
Задание 2. Прочтите отрывок из книги французского историка Н. Верта и ответьте на вопрос.
«Гласность была для Горбачева здоровой критикой существующих недостатков, но не подрывом социализма и его ценностей
Во всех областях культурной жизни открыто зазвучало то, что прежде обсуждалось тайком, во время споров за чашкой чая на «кухне»...
Гласность, задуманная как средство борьбы с «недостатками социализма» без «подрыва его ценностей», немедленно обратилась к принципиальным вопросам о самой законности партийной власти - к ее истории и, прежде всего, к ключевой проблеме» природы сталинизма... в этих условиях движение за освобождение мысли и ее выражения с самого начала приобрело моральное измерение».
Что не относится к данной автором характеристике гласности?
1) выявление всех проблем в обществе; 2) становление плюрализма, раскрепощение сознания людей;
3) ознакомление общества с ранее запрещенными материалами;
4) возникновение осложнений в отношениях с западным миром.
Обоснуйте свой выбор.
Прочитайте высказывание папы Павла Иоанна II . Укажите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.
« Его заслуга состоит в том, что он не пытался силой задержать освобождение народов Восточной Европы и процессы в собственной стране… Этот деятель был искренен и ясно видел положение и не его вина, что судьба не дала ему иного выбора, кроме развала и хаоса». Ответ: _________________________ .
Обоснуйте свой выбор.
Прочитайте отрывок из статьи академика В. А. Легасова «Мой долг рассказать об этом…». Определите название станции. Запишите пропущенное слово.
«После того, когда побывал на ______________ станции, я сделал однозначный вывод, что авария – это апофеоз, вершина всего того неправильного ведения хозяйства, которое осуществлялось в нашей стране в течение многих десятков лет…То, что происходило на самой… станции в течение ряда лет: проведение экспериментов, программа которых составлялась чрезвычайно небрежно и неаккуратно, перед проведением экспериментов не было никаких розыгрышей возможных ситуаций… Никакого внимания к состоянию приборов, к состоянию оборудования…»
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1.Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС:
а)1985 б)1986 в)1988
2. Какое из перечисленных событий было первым по хронологии:
а)избрание Горбачева президентом б)вывод советских войск из Афганистана
в)антиалкогольная кампания г)подписание ОСНВ-1
3.Кто из деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки:
а)Н.Бухарин б)В.Молотов в)М.Тухачевский
4. Определите ,кто является лишним в логической цепочке и объясните почему он лишний: Пуго,Язов,Павлов,Ельцин,Крючков
5.После смерти Л.И.Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС и фактическим руководителем СССР был избран: а)Ю.Андропов б)М.Горбачев в)Б.Ельцин г)К.Черненко
6.Высшим органом государственной власти в СССР по новому избирательному закону 1988г. стал:
А) Государственный совет В) Съезд народных депутатов
Б) Государственная дума Г) съезд Коммунистической партии
7.Создание СНГ произошло:
А) 19 августа 1991г. В) 4 октября 1993г.
Б) 8 декабря 1991г. Г) 30 декабря 1993г.
8. М.Горбачёв с марта 1990 по декабрь 1991г. занимал пост:
А) Председателя Верховного Совета СССР В) Президента РСФСР
Б) Первого секретаря КПСС Г) Президента СССР
9.«Гласность» - это:
А) обновление марксистско-ленинской идеологии
Б) реализация права граждан на получение полной информации и её обсуждение
В) политика полной свободы слова
10.Раскройте основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.
Вариант 7.
Задание 1: Раскройте тему:
Геополитическое положение и внешняя политика России. Новое место России в мире.
Задание 2:
1.В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.
Вариант 8
Задание 1.
Раскройте тему:
Отношения СССР/России и США. (перестроичное и постперестроичное время)
Задание 2.
Вариант 9
Задание 1. Раскройте тему:
Отношения СССР/ России и Западная Европа (перестроичное и постперестроичное время)
Задание 2.
Охарактеризуйте основное содержание предвыборной кампании одного из признанных лидеров демократического движения. Что, по вашему мнению, вызвало наибольшее раздражение консерваторов?
Вариант 10
Задание 1. Раскройте тему:
Отношения СССР/ РФ со странами Востока. (перестроичное и постперестроичное время)
Задание 2.
1) Сформулируйте основную идею приводимого фрагмента воспоминаний В. И. Болдина. Прокомментируйте его фразу о том, что М. С. Горбачев, «пытаясь изменить общество, невольно уничтожал государственность». Согласны ли вы с ней? Объясните свою позицию.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОБЩИМ ОТДЕЛОМ ЦК КПСС В. И. БОЛДИНА
С того самого дня, когда открылась партийная конференция, впервые собравшаяся за последние 50 лет, в жизни партии начались необратимые изменения. Это были перемены, потрясшие страну и весь мир. Люди понимали, что без должного порядка в стране можно потерять все достигнутое, разрушить само государство. Не все, однако, понимали замыслы руководства. Не все понимал и я. Несколько раз заводил с М. С. Горбачевым разговор на эту тему, но он лишь однажды бросил фразу:
— Подожди, то ли я еще сделаю.
Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже ни члены Президентского Совета и Совета Безопасности, ни правительство. Даже ближайшие соратники вводились в заблуждение по поводу его истинных намерений. Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала страны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс, та конечная цель, достичь которую без уничтожения существовавшей системы было невозможно. Двигался он к ней импульсивно и с опаской. Большинство понимало перестройку как укрепление страны, ее могущества, рост благосостояния людей. Но это, как показала практика, осуществить генсеку было не дано. Пытаясь изменить общество, он невольно уничтожал государственность. Рвались подгнившие корни власти. И она, как перекати-поле, кувыркалась по просторам огромной страны в ожидании своей участи, появления твердой руки.
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1.Передача государственного имущества в собственность частным лицам или трудовым коллективам – это:
А) реприватизация В) приватизация
Б) либерализация Г) конфискация
2. Укажите верные утверждения:
Курс российского руководства начала 1990-хг.г.был направлен на :
А) сохранение социалистической системы
Б) утверждение рыночных отношений
В) усовершенствование социалистического строя
Г) ускорение социально-экономического развития СССР
Д) формирования нового класса собственников в стране
3.По какому признаку образован ряд?
В.Черномырдин, С.Кириенко, Е.Примаков, С.Степашин, В.Путин.
4. Указ о переходе на свободные (рыночные) цены был подписан в:
А) 1990г. Б) 1991г. В) 1992г. Г) 1993г.
5 Инициатором «освобождения цен» являлся глава Правительства РФ:
А) А.Чубайс Б) Е.Гайдар В) В.Черномырдин Г) Б.Ельцин
6.По Конституции 1993г. Россия превращалась в:
А) парламентскую республику
Б) президентско- парламентскую республику
В) Содружество Независимых Государств
Г) Сообщество Суверенных Республик
7.Укажите верные утверждения:
После распада СССР российское руководство:
А) объявило РФ правопреемницей Советского Союза
Б) приступило к осуществлению радикальных социально-экономических реформ
В) обеспечило быстрый подъём производства
Г) удержало инфляцию на низком уровне
Д) отклонило программу приватизации госсобственности
8. Выступление руководства Верховного Совета против конституционной реформы имело место в: А) 1990г. Б) 1991г. В) 1993г. Г) 1997г.
9. О чём идёт речь?
Из указа Президента РСФСР:
«В связи с действием группы лиц… ПОСТАНОВЛЯЮ:…Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ни чем иным, как государственным преступлением… …Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, …подлежат преследованию по закону».
10.Перчислите и кратко охарактеризуйте основные итоги XIX Всесоюзной конференции КНСС (1988 г
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Результаты проверки контрольной работы проставляются на титульном листе работы словами «зачет», «незачет», «работа выполнена не в полном объеме», «работа выполнена не по варианту»
Зачтенной считается контрольная работа, раскрывающая в достаточной степени содержание теоретических вопросов и не имеющая ошибок в методике решения задач.
Не зачтенной считается контрольная работа, в которой не раскрыто содержание вопросов, имеются грубые ошибки в освещении вопросов, решении задач, ситуаций и т.д. Данная работа возвращается с подробной рецензией студенту для дальнейшей работы над учебным материалом.
Повторное выполнение всей работы или ее отдельного задания производится студентом в той же или другой тетради и сдается на заочное отделение для передачи преподавателю на повторную проверку.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артёмов В.В. , Ю.Н. Любченков. История Отечества: с древнейших времен до наших дней. М., 2011. - 360 с.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век. М., 1996. - 366 с.
3. Загладин Н.В. Всемирная история: ХХ век. М., 2004. - 400 с.
4. Левандовский А.А. История России, хх — начало ХХI века. М., 2004. - 383 с.
5. Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. М., 1995. - 512 с.
6. История современной России. Под. Ред. В.И. Журавлёва. М., 1995
7. http://www.gumer.info/ - автор, название статьи.
Приложение 1
ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»
(ГАПОУ РК «ПАТТ»)
Контрольная работа № ___
Вариант № ________
по _______________________________________________________________
наименование дисциплины, междисциплинарного курса
по специальности ____________________________________________________
код, наименование специальности
_______________________________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество полностью
Домашний адрес обучающегося ___________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата поступления работы в техникум _________________
Фамилия, имя, отчество преподавателя, проверяющего работу_______________________
_____________________________________________________________________________
Оценка работы__________________________________
Дата проверки __________________________________
Подпись преподавателя __________________________
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. задание 1 | 3 |
2. задание 2 | 7 |
3. задание 3 | 11 |
4. Список использованной литературы и источников | 17 |
5. Рецензия преподавателя | 18 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Петрозаводск
2014
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «Истории» разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) и рабочей программы учебной дисциплины «История»
Организация-разработчик: ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»
Разработчики:
Михайлова В.А., преподаватель социально-экономических дисциплин
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии социально-экономических дисциплин
Протокол № от ______________ 2014 года.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. введение | 4-5 |
2. общие требования к оформлению контрольной работы | 6-7 |
3. структура контрольной работы, рекомендации по выполнению заданий 4. Варианты заданий 5. Оценка контрольной работы | 8-11 12-103 104 |
6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 105 |
7. Приложения | 106-107 |
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость изучения дисциплины «История» вызвана тем, что современное общество требует всесторонне грамотных специалистов, умеющих ориентироваться в современных исторических событиях, проводить аналогии с событиями прошлых лет и спрогнозировать на их основе возможное развитие будущего. Изучение истории способствует умственному и духовному развитию, развивает гибкость ума.
Программой курса предусмотрено чтений лекций и проведение практических занятий, выступление перед аудиторией. Особое место в структуре дисциплины занимает самостоятельная работа студентов, которая включает в себя не только самостоятельное изучение тем дисциплины, которые не вошли в лекционный и практический курсы, но и более глубокая подготовка по одному из предложенных вопросов при выполнении контрольной работы. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли культуры, науки и религии в сохранении, укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых законодательных актов мирового и регионального значения.
Формой итоговой аттестации по дисциплине «Истории» является дифференцированный зачет.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основной формой самостоятельной работы студентов - заочников является выполнение домашних контрольных работ.
Выполнение студентом домашней контрольной работы по дисциплине проводится с целью: получения первоначальных теоретических знаний и практических умений по дисциплинам и междисциплинарным курсам, формирования умений применять теоретические знания при решении практических задач, формирования умений самостоятельной работы с учебной литературой, учебно-методическими материалами, формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию, развития самостоятельности, ответственности и организованности.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради школьного формата или в печатном виде.
При оформлении контрольной работы в тетради страницы нумеруются, имеют поля не менее двух сантиметров для замечаний преподавателя. На обложке тетради размещают титульный лист утвержденного образца (приложение 1). Ответ на каждый вопрос начинают с новой страницы, на которой указывается и подчеркивается сам вопрос, ниже располагается ответ. Схемы, таблицы, рисунки выполняются карандашом с использованием чертежных инструментов. Работа выполняется чернилами одного цвета, аккуратно и разборчиво, без сокращений.
При оформлении контрольной работы в печатном виде указываются номера страниц в верхнем правом углу листа без точек и символов, начиная с цифры 3 на третьем листе. Первой считается титульный лист, второй – содержание (приложение 2), нумерация на них не ставится. Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки. Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с предлагаемым образцом. Объём контрольной работы – не менее 20 страниц формата А4, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, параметры страницы стандартные (левое – 3 см; правое 1,5 см; верхнее и нижнее – 2см). Графическая часть (схемы, графики, диаграммы) контрольной работы выполняются в черной цветовой гамме с точной расшифровкой терминов и понятий.
В заключительной части контрольной работы указывается использованная литература (не менее 5 источников) и одна страница отводится для замечаний.
Контрольная работа выполняется по заданному варианту.
Выполненную контрольную работу необходимо сдать преподавателю для проверки и
рецензирования в установленные сроки.
Контрольная работа, выполненная не в полном объеме, не по заданному варианту, небрежно, неразборчивым почерком возвращаются студенту без рецензии с указанием причин возврата на титульном листе.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
Контрольная работа состоит из трёх практических заданий, одного творческого и одного теоретического вопроса
Вариант 1.
Задание 1. Раскройте тему:
Политика гласности: достижения и издержки. Резолюция XIX Всероссийской партийной конференции «О гласности».
Задание 2.
Из доклада М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.
Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.
В период застоя управленческий аппарат, разросшийся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств, практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике. Именно ведомства и другие управленческие структуры держали в руках исполнение принятых решений, своими действиями или бездействием определяли, чему быть, а чему нет.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 587.