Определение переменных программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все переменные программы соответствуют переменным, которые введены в схеме алгоритма. Дополнительно определим их типы.

n — параметр ряда; по условиям задачи это — целое число; поскольку заранее неизвестно, сколько итераций цикла будет нужно для достижения предела точности, объявим его как "длинное целое":

long n;

Отметим, что хотя по условию задания n — целое, результаты выражений, в которых фигурирует n, будут иметь дробную часть. Преобразование типов можно выполнять непосредственно при вычислении выражения, но чтобы заранее исключить ошибки, введем еще одну переменную— dbln, которая будет представлять значение n как числа с плавающей точкой:

double dbln;

term — значение текущего члена ряда. Объявим его как:

double term;

sum — текущее значение суммы ряда с начальным значением 0. Объявим его как:

double sum=0;

k2 — переменная для сохранения текущего значения 2n с начальным значением 1 (см. пп.1.2). Она должна быть "длинным целым" — из тех же соображений, что и n:

long k2=1;

k1 — переменная для сохранения текущего значения (–1)n с начальным значением 1 (см. пп.1.3). Для нее достаточно быть "коротким целым":

short k1=1;

eps — переменная для представления заданного предела точности. Она должна иметь начальное (неизменное) значение 0.000001, поэтому может быть объявлена как const. Использование переменной для представления константы вместо употребления константы непосредственно в операторах программы может повысить гибкость программы:

const double eps=0.000001;


Рисунок 2.4 — Блок-схема алгоритма решения задачи

 

Разработка текста программы

Начинаем разработку текста программы с заголовка главной функции main():

int main(void)

Далее открывается тело функции, и в него включаются определения переменных (см. п.2). Определения переменных реализуют блок 2 блок-схемы алгоритма. В дополнение к переменным, определенным в схеме алгоритма, объявляем рабочую переменную dbln и константу eps. Поскольку правила языка C позволяют присваивать переменным начальные значения, в объявлении переменных отчасти реализован также и блок 3. Блоки 4–9 схемы алгоритма образуют цикл. В языке C есть два "простых" оператора цикла: цикл с предусловием — whіle и цикл с постусловием — do-whіle. Но по схеме алгоритма видно, что выход из цикла происходит в середине тела цикла (блок 5): после вычисления члена ряда, но до добавления его значения к сумме. Следовательно, "простые" циклы применить нельзя. "Сложный" оператор цикла— for — является циклом с предусловием, но задавать условие в самом операторе цикла необязательно. К тому же этот оператор дает возможность определить действия, которые нужно выполнить до начала цикла и действия, которые выполняются в конце каждой итерации. Таким образом, открытие цикла будет иметь вид:

for (n=0; ; n++, k2*=2, k1=-k1) {

где первый параметр for — присваивание начального значения переменной n (остаток блока 3), второй параметр — условие выхода из цикла — пустой, третий параметр реализует блок 8 схемы алгоритма. В теле цикла содержится несколько отдельных действий, значит, будет несколько операторов, поэтому тело цикла берется в операторные скобки.

В теле цикла первый оператор:             dbln=n;

это действие не предусмотрено в схеме алгоритма, но его необходимость пояснили в п.2.

Далее вычисляется значение текущего члена ряда:

term=k1*(dbln+1)/(dbln*dbln+k2);

этот оператор полностью реализует блок 4 и формулу из индивидуального задания (учитывая пп.1.2, 1.3) за исключением того, что вместо операции возведения в степень 2 применяем умножение.

Следующее действие — проверка достижения предела точности — на схеме алгоритма представлена блоком 5 и выполняется условным оператором, который начинается с:

if (fabs(term)>=eps)

Следует отметить, что сравнивается абсолютное значение term, а функция для получения абсолютного значения переменной типа double — fabs(). Эта функция описана в файле math.h, так что нужно включить этот файл в начало программы:

#іnclude <math.h>

Продолжение условного оператора, действие, которое выполняется при выполнении условия, — добавление значения члена к сумме (блок 6):

sum+=term;

При невыполнении условия нужно выйти из цикла, так что условный оператор требует и второй части: 

else break;

По схеме алгоритма надо проверить, не достигла ли переменная n значения 9 (блок 7), и, если да, — печатать значение суммы (блок 8). Это реализуется условным оператором:

if (n==9) printf("Сумма 10 членов ряда=%10.7lf\n",sum);

Поскольку при невыполнении условия не делается ничего, часть else для этого оператора не нужна.

При вызове функции всегда возникает проблема форматизации вывода. включили в формат текст, который поясняет вывод, а значение переменной sum выводим по спецификации %10.7lf. Тип спецификации соответствует типу переменной — double, а числовые параметры выбрали произвольно, поскольку в задании не оговорены требования к точности вывода. Перед точкой оставляем 2 позиции — для знака и целой части (которая должна быть 0), после точки — 7 позиций, что на 1 превышает точность заданного предела точности. Функция prіntf() описана в файле stdіo.h, поэтому включаем этот файл в начало программы:

#include <stdio.h>

Поскольку блок 9 схеми алгоритма реализован нами в заголовке цикла, то цикл на этом заканчивается, и ставим операторную скобку, закрывающую тело цикла.

Выход из цикла происходит по оператору break в составе условного оператора. После выхода из цикла должны напечатать окончательное значение суммы (блок 10), что и делаем оператором:

prіntf("Повна сума ряду = %10.7lf\n",sum);

При определении формата вывода работают те же соображения, что и в предыдущем случае. Реализация алгоритма закончена, ставим операторную скобку, которая закрывает тело функции maіn().

Полный текст программы приведен ниже.

#include <stdio.h> #include <math.h> int main(void) { longn; /* параметр ряда */ double dbln; /* параметр рядав форме с плавающей точокй */ double sum=0; /* сумма членов ряда */ double term; /* значениетекущего члена */ constdouble eps=0.000001; /* пределточности */ long k2=1; /* pow(2,n)*/ short k1=1; /* pow(-1,n)*/ /* основной цикл; в модификациях вычисляются следующие значения pow(2,n) и pow(-1,n)*/ for (n=0; ; n++, k2*=2, k1=-k1) { /* преобразование n в форму с плавающей точкой */ dbln=n; /* вычисление очередного члена */ term=k1*(dbln+1)/(dbln*dbln+k2); /* проверка достижения предела точности */ if (fabs(term)>=eps) /* если не достигнут - накопление суммы */ sum+=term; /* если досягнут - выход из цикла */ else break; /* если 10 членов - вывод суммы */ if (n==9) printf("Сумма 10 членовряда = %10.7lf\n",sum); } /* конец основного цикла */ /* вывод окончательной суммы */ printf("Полная сумма ряда = %10.7lf\n",sum); return 0; }

Отладка программы

При отладке программы целесообразно использовать пошаговый режим с отслеживанием значений переменных — прежде всего: n, term, sum. Следует выполнить шаг за шагом несколько итераций цикла, убеждаясь, что эти переменные получают правильные значения. В таком режиме нетрудно выполнить 10 итераций и убедиться в правильном формировании первого результата. Если возникают ошибки при вычислении наиболее сложного выражения в программе:

term=k1*(dbln+1)/(dbln*dbln+k2);

можно включить в программу временные дополнительные переменные и разбить выражение на простые составляющие, проверяя на шаг за шагом значения этих переменных. Например:

double temp1, temp2; /* временные переменные */ . . . temp1=dbln+1; temp2=dbln*dbln; temp2=temp2+k2; temp1=temp1/temp2; term=k1*temp1;

Для того, чтобы убедиться в правильном выводе второго результата, имеет смысл при отладке выводить вместе с суммой и номер итерации, на котором закончилась робота цикла, и значение члена ряда, которое оказалось меньше предела точности:

printf("%ld %10.7lf\n",n,term);



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8

Циклы с постусловием и предусловием

 

Цель работы : получение практических навыков в работе с операторами цикла языка C с использованием пост- и предусловия.

Темы для предварительной проработки

· Операторы цикла языка С

· Условный оператор

Задание: Разработать блок-схему алгоритма и программу на языке Си для вычисления значений функций на всем диапазоне изменения аргумента с заданным шагом. Исходные данные и функции представлены в таблице 2.10. Предусмотрите ввод всех исходных данных с клавиатуры.

Методические указания .

При составлении блок-схемы следует помнить, что алгоритм должен работать для любых удовлетворительных начальных данных.

В ходе решения задачи следует предусмотреть ввод исходных данных с клавиатуры (задать именованные переменные для начального, конечного значения переменной и шага) для создания программы, работающей с любыми числовыми данными. Если значения функции невозможно вычислить из-за невозможности деления на ноль или через другую аномальную ситуацию, необходимо вывести соответствующее сообщение.

При составлении блок-схемы и программы необходимо использовать механизмы цикла с предусловием или цикла с постусловием согласно варианту задания.

Номер варианта устанавливается преподавателем, который проводит руководство лабораторными занятиями (см. таблицы, распределенные в группах лектором, относящиеся к общим рекомендациям соответственно). Данные для вариантов представлены в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 — Варианты заданий для вычисления значений функций при изменении значений аргумента от начального значения до конечного с некоторым шагом

№ вар Математическая модель решаемой задачи Входные и выходные данные (ввод всех входных данных производится с клавиатуры)
1 2 3
1 Задано: a=1.8; x=–3.87; 1£y£3; Dy=0.1   Вывести: b, y, t; St, если t£0; Pb, если b>0; F=(S+Pa Постусловие
2 Задано: b=5.8; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, y, z; n — количество z>0; Py, если y³0; Sy, если y<0 Предусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
3 Задано: a=1.28; 2£y£5; Dy=0.3   Вывести: x, y, b; k — количество b<x; Постусловие
4 Задано: a=2.17; –1.5£x£0.5; Dx=0.1   Вывести: x, y, b; k — количество y³0; Py, если y³0; Sy Предусловие
5 ;   Задано: a=1.8; –1£y£3; Dy=0.2   Вывести: x, b, y, t; n — количество t>0; St, если t£0; Pt, если t>0 Постусловие
6 ; Задано: a=1.8; 1£y£3; Dy=0.1   Вывести: x, b, y, t; St, если t£0; Pt, если t>0; Q=(PSa Предусловие
7 Задано: a=4.8; x=6; 1£y£3; Dy=0.1   Вывести: b, y, t; St, если t£0; Pb, если b>0; k — количество t£0 Постусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
8 Задано: a=1.28; –3£x£5; Dx=0.4   Вывести: x, y, b; k — количество y>0; Fy–åb Предусловие
9 Задано: a=5.8; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, y, t; k — количество y<0; Pt, если t³0; St, если t³0 Постусловие
10 Задано: a=5.8; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, z, y; k — количество y>20; Pz, если z³0; Sz, если z<0 Предусловие
11 Задано: a=16.7; b=–8.9; 2£x£3; Dx=0.1   Вывести: x, y, z; k — количество y<0.3; Py; Sy Постусловие
12 ; Задано: a=3.15; 1£y£3; Dy=0.1   Вывести: x, b, y, z; Sz, если z£0; Pz, если z>0; G=PS Предусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
13 ; Задано: a=2.1; 2£y£8; Dy=0.5   Вывести: x, b, y, t; St, если t£10; Ft, если t>0; D=PS Постусловие
14 Задано: a=1.52; –4£x£4; Dx=0.5   Вывести: x, b, t; k — количество t<0; Pt, если t<0; St, если t³0 Предусловие
15 Задано: a=1.28; –2£x£4; Dx=0.6   Вывести: x, y, b; k — количество y>2; Fy–åy Постусловие
16 Задано: a=3.15; –4£x£4; Dx=0.5   Вывести: x, y, b; k — количество y<0; Fy–åy Предусловие
17 ; Задано: a=–2.8; –1£y£3; Dy=0.4   Вывести: b, y, x, t; St, если t£0; Pt, если t>0; G=(P+Sa Постусловие

 


Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
18 Задано: a=7.8; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, z, t; k — количество z<0; Pz, если z³0; Sz, если z<0 Предусловие
19 Задано: a=4.8; x=6; 1£y£3; Dy=0.1   Вывести: b, y, t; St, если t£10; Pb, если b>0; G=SP Постусловие
20 ; Задано: a=4.8; 1£x£3; Dx=0.1   Вывести: b, y, t, x; St, если t£0; Py, если y>0; F=P+S Предусловие
21 Задано: a=1.28; 2£x£5; Dx=0.2   Вывести: x, y, b; k — количество y³10; Fy–åy Постусловие
22 Задано: a=1.8; x=–2.14; –1£y£3; Dy=0.2   Вывести: b, y, t; St, если t£0; Pt, если t>0; G=SP Предусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
23 Задано: a=5.8; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, z, t; m — количество t<0; Pz, если z³0; Sz, если z<0 Постусловие
24 Задано: a=1.28; 2£x£5; Dx=0.4   Вывести: x, y, b; n — количество y>b; Fy–åy Предусловие
25 Задано: a=4.8; x=6; 1£y£3; Dy=0.1   Вывести: b, y, t; St, если t£0; Pb, если b<0; G=PS Постусловие
26 Задано: a=5.8; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, z, q; k — количество z<0; Fz, если z³0; Sz, если z<0 Предусловие
27 Задано: a=6.4; 1.2£b£6; Db=0.2   Вывести: b, x, y; k — количество y>0; Sy, если y<10 Постусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
28 Задано: a=0.3; b=1.8; 0£x£10; Dx=0.5   Вывести: x, z, y; k — количество z>2; Pz, если z<1 Предтусловие
29 Задано: a=2.2; –3£x£3; Dx=0.5   Вывести: x, z; k — количество z<0; Pz, если z<0; Sz, если z³0 Постусловие
30 Задано: a=2.3; –2£x£2; Dx=0.2   Вывести: x, b, t; k — количество t³0; Pt, если t³0; St, если t<0 Предтусловие
31 Задано: a=0.3; w=3.6; 1£t£2; Dt=0.01   Вывести: t, v, s; Xs, если s>0; Ps, если s£0 Постусловие
32 Задано: k=3.02; 1£n£6; Dn=0.02   Вывести: n, t, y; Sy, если y³0; Py, если y<0 Предусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
33 ; Задано: a=2.3; –2£y£2; Dy=0.2   Вывести: x, b, y, t; Sb, если b£0; Pt, если t>0; Постусловие
34 Задано: a=4.1; –2£x£2; Dx=0.2   Вывести: x, y, b; k — количество b>0; Fyb Предусловие
35 ; Задано: a=2.8; –3£y£4; Dy=0.5   Вывести: x, b, y, t; n — количество t>2; St, если t>0; Pt, если t£0 Постусловие
36 Задано: b=–1.6; –2£x£4; Dx=0.5   Вывести: x, y, z; n — количество y>0; Py, если z³0; Sy, если z<0 Предусловие
37 Задано: a=1.5; –3£x£2; Dx=0.5   Вывести: x, y, b; k — количество y>0; Fy–åb Постусловие

Таблица 2.10 — Продолжение

1 2 3
38 Задано: a=1.4; –4£x£4; Dx=0.5   Вывести: x, y, t; k — количество t<0.5; Pt, если y<0; St, если y³0 Предусловие
39 Задано: a=3.7; b=–2.1; 2£x£3; Dx=0.1   Вывести: x, y, z; k — количество y<0.5; Py; Sz Постусловие
40 Задано: a=–1.8; x=2.1; –2£y£3; Dy=0.5   Вывести: b, y, t; St, если t>0; Pt, если t£0; Предусловие
41 Задано: a=2.8; –2£x£2; Dx=0.2   Вывести: x, y, b; k — количество y<2; Fb–åy Постусловие

 

Примечание: здесь Õz, если z³0 — произведение всех неотрицательных значений z, åz, если z<0— сумма всех отрицательных значений z.

Примеры составления подобных блок-схем были рассмотрены ранее (см.рис.2.2)

 

Контрольные вопросы :

  1. Дать определение циклического вычислительного процесса и назвать виды циклов.
  2. Операторы цикла: приведите примеры их работы.
  3. Как работает цикл с предусловием?
  4. Как работает цикл с постусловием?
  5. Что такое цикл с известным количеством повторов?










ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9

Работа с матрицами. Составление меню

 

Цель работы : получение практических навыков в работе с матрицами в языке C

Темы для предварительной проработки

· Операторы цикла языка C. Вложенные циклы.

· Условный оператор языка C.

· Матрицы

Задание: Создать квадратную матрицу целых чисел размером 9х9. В индивидуальных заданиях указано, какую обработку матрицы требуется выполнить.

Если по условию задания матрицу следует заполнить случайными числами, рекомендуем выбирать эти числа из диапазона 0 – 99. Если по условию задания в матрицу следует записать ЛП — линейную последовательность чисел, имеется в виду последовательность: 1, 2, 3, ... Программу разработатьсиспользованием меню!!!

Номер варианта устанавливается преподавателем, который проводит руководство лабораторными занятиями (см. таблицы, распределенные в группах лектором, относящиеся к общим рекомендациям соответственно). Данные для вариантов представлены в таблице 2.11.

 Таблица 2.11 — Варианты индивидуальных заданий

Вариант Содержание задания Иллюстрация
1 Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по диагонали: влево — вниз.  
2 Заполнить секторы матрицы, которые лежат слева и справа от главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз — вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.  
3 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить матрицу симметрично относительно побочной диагонали  
4 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Отобразить симметрично относительно вертикальной оси секторы матрицы, которые лежат слева и справа от главной и побочной диагоналей.  
5 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить верхнюю половину матрицы на нижнюю зеркально симметрично, относи­тельно горизонтальной оси.  
6 Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз — вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.  
7 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Отобразить главную и побочную диагонали симметрично относительно вертикальной оси.  
8 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Разместить на главной диагонали суммы элементов, которые лежат на диагоналях, перпендикулярных к главной.  
9 Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей ЛП, от левого верхнего угла вправо — вниз. Остаток матрицы заполнить нулями.  
10 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Отобразить симметрично относительно горизонтальной оси секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей.  
11 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Развернуть матрицу на 180o.  
12 Заполнить матрицу ЛП, от левого нижнего угла по диагонали: влево — вверх.  
13 Заполнить секторы матрицы, которые лежат слева и справа от главной и побочной диагоналей ЛП, от левого верхнего угла вправо — вниз. Остаток матрицы заполнить нулями.  
14 Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по диагонали: вправо — вверх.  
15 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Отобразить главную и побочную диагонали симметрично относительно го­ризонтальной оси.  
16 Заполнить матрицу ЛП, от правого верхнего угла по диагонали: влево — вниз.  
17 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Развернуть матрицу на 90o против часовой стрелки.  
18 Заполнить матрицу случайны­ми числами. На побочной диагонали разместить суммы элементов, которые лежат на той же строке и столбце.  
19 Заполнить матрицу случайны­ми числами. На главной диагонали разместить суммы элементов, которые лежат на той же строке и том же столбце.  
20 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить правую половину матрицы на левую зеркально симметрично относи­тельно вертикальной оси.  
21 Заполнить матрицу нулями, после чего заполнить диагонали матрицы ЛП от левого верхнего угла по спирали: вниз — вправо — вверх — влево.  
22 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить левую половину матрицы на правую зеркально симметрично относи­тельно вертикальной оси.  
23 Заполнить матрицу нулями, после чего заполнить диагонали матрицы ЛП от центра по спирали: вниз — влево — вверх — вправо.  
24 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Развернуть матрицу на 90o по часовой стрелке.  
25 Заполнить матрицу нулями, после чего заполнить диагонали матрицы ЛП от центра по спирали: вниз — вправо — вверх — влево.  
26 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Разбить матрицу на квадраты размером 3х3. В центре каждого квадрата поместить сумму остальных элементов квадрата.  
27 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить матрицу симметрично относительно глав­ной диагонали  
28 Заполнить матрицу нулями, после чего заполнить диагонали матрицы ЛП от левого верхнего угла по спирали: вправо — вниз — влево — вверх.  
29 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить нижнюю половину матрицы на верхнюю зеркально симметрично относи­тельно горизонтальной оси.  
30 Заполнить матрицу случайны­ми числами. Разместить на побочной диагонали суммы элементов, которые лежат на диагоналях, перпендикулярных к побочной.  
31 Заполнить нечетные диагонали, симметричные побочной, с левого верхнего угла заданным образом. Остаток матрицы заполнить нулями.  
32 Заполнить главную и побочные диагонали матрицы ЛП начиная с верхнего угла главной диагонали и останавливая заполнение в нижнем углу побочной диагонали (срединную точку заполнять один раз, если она есть). Остаток матрицы заполнить нулями.  
33 Заполнить матрицу из центра, распространяя ЛП в обе стороны параллельно строкам и столбцам.  
34 Заполнить матрицу ЛП по диагоналям, симметричным побочной, с левого верхнего угла заданным образом — на каждой из диагоналей числа одинаковые вдоль нее.  
35 Заполнить матрицу ЛП змейкой, начиная ее с левого верхнего угла матрицы вниз и заполняя ее на следующем столбце в обратном направле­нии.  
36 Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить левые части главной и побочной диагоналей симметрично относительно вертикальной оси.  
37 Заполнить матрицу ЛП змейкой, начиная ее с нижнего правого угла матрицы влево и заполняя ее на следующей строке в обратном направле­нии.  
38 Заполнить матрицу из центра, распространяя ЛП в обе стороны параллельно главной и побочной диагоналям.  
39 Заполнить матрицу случайны­ми числами. На срединных строках и столбцах разместить суммы элементов, лежащих в соответствующих строках и столбцах.  
40 Заполнить нечетные диагона­ли, симметричные главной, с правого верхнего угла задан­ным образом. Остаток матри­цы заполнить нулями.  

 

Методические указания

Пример решения задачи

Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз — вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.  

1. Разработка алгоритма решения

Обозначим размерность матрицы как S, номер строки как L, а номер столбца как R, и (имея в виду, что реализация алгоритма будет выполнена на языке С) примем, что нумерация строк и столбцов будет начинаться с 0. Отсюда можно определить, что в строке с номером L ненулевые элементы в верхней части матрицы лежат на столбцах с номерами R1=L<R<R2=S–L, а в нижнейR1=S–L–1<R<R2=L. Следовательно, алгоритм может состоять из перебора матрицы строка за строкой с определением для каждого элемента, удовлетворяют ли его индексы вышеприведенным условиям. Если да — элементу присваивается следующее значение из ЛП, если нет — 0.

Но можно несколько упростить алгоритм, обойдя вычисления граничных значений для каждого элемента и необходимости определения, в верхнюю или нижнюю часть матрицы ми попадаем. Обратим внимание на то, что для первой строки (L=0) R1=1, R2=S–2. Для каждой следующей строки R1 увеличивается на 1, а R2 уменьшается на 1. При пересечении середины матрицы, направление модификации изменяется на противоположное: теперь для каждой следующей строки значение R1 уменьшается на 1, а значение R2 - увеличивается на 1. Признаком пересечения середины может быть условие R1>R2, оно выполняется в момент пересечения. Схема алгоритма показана на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 — Блок схема алгоритма программы

 

Вместе с описанными выше переменными R1 и R2, которые получают начальные значения для первой строки матрицы, мы вводим переменную dd с начальным значением 1 — это то значение, которое будет модифицировать R1 и R2 для каждой следующей строки, и переменную k— в которой будет значение текущего члена ЛП, начальное значение — 1 (блок 2). Далее организуются вложенные циклы. Во внешнем цикле перебираются строки (блок 3), а во внутреннем — столбцы матрицы (блок 4). В каждой итерации внутреннего цикла номер столбца R сравнивается с граничными значениями R1, R2 (блоки 5, 6). Если он лежит в пределах от R1 до R2, то текущему члену матрицы присваивается значение k— текущего члена ЛП, а потом k увеличивается на 1 (блок 7). Если нет, то текущему члену присваивается значения 0 (блок 8).

После выхода из внутреннего цикла модифицируются граничные значения:R1 увеличивается на dd, аR2 уменьшатся на dd (блок 9). Напомним, что начальное значение dd=1. Когда выполняется условие R1>R2(блок 10) присваиваем dd значение –1, далее модификация границ будет соответствовать правилам для нижней части матрицы.

После выхода из внешнего цикла, который начался в блоке 3, вновь организуются вложенные циклы перебора строк (блок 12) и столбцов (блок 13). В каждой итерации внутреннего цикла выводится значение одного элемента матрицы (блок 14), после выхода из внутреннего цикла начинается новая строка вывода (блок 15).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 505.