ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

1. Цель работы

 

Ознакомление с устройством двигателя постоянного тока (ДПТ), принципом действия и экспериментальное исследование характеристик, а также методами испытания его.

 

2. Теоретические сведения

 

Машины (двигатель, генератор) постоянного тока делятся по способу возбуждения на параллельное, последовательное, смешанное и независимое.

Принцип действия ДПТ основан на взаимодействии тока, протекающего в обмотке якоря, и магнитного поля, создаваемого главными полюсами. Это приводит к возникновению электромагнитного момента, который можно определить из выражения:

МЭМ = k М ∙ I Я ∙ Ф

I Я – ток в якоре двигателя; Ф – полезный магнитный поток;

  K М – постоянная, зависящая от конструкции двигателя.

  При вращении обмотки якоря в магнитном поле в ней индуцируется э.д.с., по величине равная

Е = СЕ ∙ n ∙ Ф,

где СЕ – постоянный коэффициент, n – скорость вращения якоря двигателя.

Эта э.д.с действует против приложенного к якорю напряжения и называется противо-э.д.с.; таким образом, приложенное напряжение уравновешивается противо-э.д.с., а также падением напряжения на якоре

 

U = E +  I Я r Я

 

Для проверки эксплуатационных свойств ДПТ параллельного возбуждения производят его пуск и опытное исследование характеристик (холостого хода, рабочих и регулировочной характеристик).

 

3. Методика измерений

 

3.1. Пуск ДПТ параллельного возбуждения

 

Поскольку в момент пуска ДПТ скорость вращения якоря равна нулю ( n =0), то и индуцируемая в обмотке якоря э.д.с. Е = 0. Если включить двигатель непосредственно в сеть без добавочного сопротивления, то возникает очень большой пусковой ток в якоре, определяемый как

Поскольку обычно r я мало, то пусковой ток I яп может достичь значений I яп =(10 ÷ 20)∙ I Н, что недопустимо с точки зрения возникновения ударных нагрузок на валу и явления искрений в щеточном механизме. Для уменьшения пускового тока последовательно с якорем включают пусковой реостат, сопротивление которого должно ограничить ток в якоре в момент пуска до значений I яп =(1,3 ÷ 1,7)∙ I Н .

С возрастанием скорости ДПТ пусковой реостат в цепи якоря постепенно выводится, так как возрастает противо-э.д.с., а следовательно, уменьшается ток якоря.

При пуске ДПТ регулировочный реостат в цепи возбуждения должен быть выведен (установить в максимальное значение), чтобы в обмотке возбуждения был максимальный ток, а, следовательно, магнитный поток и пусковой момент.

 

3.2. Характеристика холостого хода ДПТ параллельного возбуждения

 

Характеристика холостого хода представляет собой зависимость n = f ( IB ) при U = const (задается преподавателем). Снятие характеристики холостого хода производится при отключенном нагрузочном генераторе, т.е. I НГ = 0. Изменяя ток возбуждения двигателя при помощи реостата RВ, поддерживают U=const при помощи реостата RП и получают интересующую характеристику.

 

3.3. Рабочие характеристики

 

Исследование рабочих характеристик М = f ( I я ), n = f ( I я ), η = f ( I я ), Р2= f ( I я ) осуществляется при условиях IB = const и U = const. Для создания нагрузки используют генератор независимого возбуждения. Для вычисления указанных зависимостей рекомендуются следующие выражения:

- мощность, подводимая к двигателю                       [Вт]

- полезная мощность на валу двигателя     [Вт]

где  Р – полезная мощность генератора, полученная от двигателя;

Р – полезная мощность, отдаваемая генератором;

ηГ – к.п.д. генератора;

U Г – напряжение на зажимах генератора;

  I НГ – ток нагрузочного генератора.  

Исходя из энергетического баланса следует, что

= Р ∙ ηД  , Р ∙ ηД  =  ,

где ηД – к.п.д. исследуемого двигателя.

Поскольку агрегат двигатель-генератор собран из электрических машин одного типа, то можно считать, ηГ = ηД = η . В силу этого для коэффициента полезного действия имеем

η =  .

Полезный момент на валу двигателя определяется как

                               М =                                       [Нм]

 

3.4. Регулировочная характеристика

 

Регулировочная характеристика ДПТ представляет собой зависимость IB = f ( I Я ) при n = const , U = const .

Изменяя нагрузку генератора с помощью нагрузочного реостата RH, реостатом возбуждения RB в цепи двигателя поддерживают постоянной скорость вращения якоря.

 

4. Программа выполнения работы

 

4.1. Ознакомиться с конструкцией и паспортными данными двигателя постоянного тока параллельного возбуждения, записать паспортные данные оборудования и приборов.

4.2. Изучить схему лабораторной установки

4.3. Осуществить пуск двигателя

4.4. Снять характеристики холостого хода n = f ( IB ) при U = const. Данные эксперимента занести в таблицу по форме 10.

4.5. Снять рабочие характеристики М = f ( I я ), n = f ( I я ), η = f ( I я ), Р2= f ( I я ) , при и U = const IB = const. Данные эксперимента занести в таблицу по форме 11.

4.6. Снять регулировочные характеристики IB = f ( I Я ) при n = const , U = const Данные эксперимента занести в таблицу по форме 12.

рис.10

 

28

форма 10

№ п/п U n Iв Iя
  В Об/мин А А
         

 

Форма 11

№ п/п

Измерено

Вычислено

  Iяд Iвд Uд n Iнг Iвг Uг M2 P P η
  А А В об/мин А А В Нм Вт Вт %
                       

 

Форма 12

 

№ п/п U Iв Iя n
  В А А об/мин
         

 

 

5. Содержание отчета

 

5.1. Цель и содержание работы

5.2. Перечень приборов и оборудования

5.3. Принципиальная схема установки

5.4. Таблицы экспериментальных данных

5.5. Основные расчетные формулы с числовым примером

5.6. Экспериментальные зависимости рабочих, регулировочных и холостого хода характеристик.

5.7. Выводы по работе

5.8. Дата выполнения. Подпись.

 

6. Контрольные вопросы

 

6.1. Пояснить конструктивные особенности ДПТ.

6.2. В чем заключается принцип действия ДПТ?

6.3. Почему при пуске ДПТ возникает большой пусковой ток?

6.4. Как изменить направление вращения ДПТ?

6.5. Для чего реостат в цепи возбуждения ДПТ во время пуска должен быть выведен?

6.6. Каковы способы регулирования скорости ДПТ, их оценка и вид механических характеристик при регулировании?

 



Литература

1. Герасимов,В.Г. Электротехника: Учебник для неэлектрических спец.вузов.- 3-е изд., перераб. и доп./В.Г.Герасимов. – М.: Высш.шк., 1985. – 480 с., ил.

2. Касаткин, А.С., Электротехника: Учебник для неэлектротехнических спец.вузов. – 8-е изд., /А.С.Касаткин, М.В.Немцов. – М.:Энергоатомиздат, 2003. – 539 с., ил.

3. Вотльдек, А.И. Электрические машины/А.И.Вольдек. – Л.: Энергия, 1978. – 840 с., ил.

4. Робототехника и гибкие автоматизированные производства. В 9-ти кн. Кн.9. Лабораторный практикум по робототехнике: Учебн.пособие для вузов/Под ред.И.М.Макарова. – М.:Высш.шк., 1986. – 176 с., ил.

 

Содержание

 

Стр.

   Введение……………………………………………………………………… 3

   Указания по технике безопасности…………………………………………. 3

   Погрешности измерений и обработка результатов измерений…………… 4

   Лабораторная работа №5

Исследование режимов однофазного трансформатора…………………………. 8

   Лабораторная работа №6

Испытание трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым

ротором……………………………………………………………………………..15

   Лабораторная работа №7

Исследование генератора постоянного тока независимого и параллель-

ного возбуждения………………………………………………………………….22

   Лабораторная работа №8

Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения……..27

   Литература……………………………………………………………………32

Дата: 2019-02-02, просмотров: 449.