Виды предпринимательских правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

- абсолютные вещные правоотношения;

- абсолютно-относительные вещные правоотношения;

- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

- неимущественные предпринимательские правоотношения;

- хозяйственные обязательства.

1. К абсолютным вещным правоотношениям относится право собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

2. К абсолютно-относительным вещным правоотношениям относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства заключаются в том, что участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

1) хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;

2) внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;

3) территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;

4) оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

 Понятие и виды субъектов предпринимательского права.

Субъекты предпринимательского права - носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

1) регистрация в установленном законом порядке;

2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

3) самостоятельная имущественная ответственность.

Необходимо различать понятия «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательской деятельности».

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т. д. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские (хозяйственные) правоотношения. Субъекты предпринимательской деятельности всегда конкретны и наделены обязанностями и правами в сфере хозяйствования.

Субъект предпринимательской деятельности - лицо, деятельность которого направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Субъекты предпринимательской деятельности - члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы в целях получения прибыли.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1) В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица:

А) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ) ;

Б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием:

- иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

- лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом,

2) по признаку происхождения собственности:

А) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,

Б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

3) По экономическим показателям:

А) малые;

Б) средние;

В) крупные,

4) По признаку основной деятельности в сферах:

А) промышленности;

Б) сельского хозяйства;

В) транспорта;

Г) торговли.

Иные субъекты предпринимательства:

1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций,

2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица).

Субъекты предпринимательства:

1) товарные и фондовые биржи;

2) инвестиционные фонды;

3) негосударственные пенсионные фонды,

4) хедж-фонды;

5) саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей;

6) органы власти и местного самоуправления.

Субъекты предпринимательского права:

1) физические лица,

2) юридические лица;

3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия, поскольку этот вид занятий требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего, необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.

В качестве индивидуального предпринимателя выступает дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли. Граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1 организационное единство;

2) государственная регистрация в установленном законом порядке;

3) наличие обособленного имущества;

4) способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права, выполнять юридические обязанности;

5) способность от своего имени выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (товарищество на вере, закрытое акционерное общество и т. п.). Наименования некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое в случае регистрации в установленном порядке принадлежит юридическому лицу на исключительном праве его использования. Государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права.

Понятие коммерческого права и его задачи.

Коммерческое право — относительно новая дисциплина в системе подготовки юридических кадров, по содержанию которой, да и по названию, еще ведутся дискуссии среди ученых-правоведов. Коммерческое право можно назвать спецкурсом в гражданском праве, так как оно более глубоко изучает отдельную, специфическую область общественных отношений, регулируемых гражданским правом.

Рассматривая коммерческое право как один из разделов правоведения можно сказать, что:

- коммерческое право является подотраслью гражданского права, входит в обширную систему частного права;

- коммерческое (торговое) право является специальным правом, учитывает особые потребности и интересы торгового оборота и соотносится с гражданским правом как частное с общим;

- коммерческое право является правом коммерсантов, то есть одной из сторон в торговой сделке, регулируемой коммерческим правом, является предприниматель.

Из этого следует, что коммерческое право как подотрасль гражданского права является специальным частным правом коммерсантов.

В отношении сделок купли-продажи между лицами, которые не являются предпринимателями, применяется общее гражданское право. Торговые сделки, в которых хотя бы одной стороной является предприниматель, регламентируются коммерческим правом.

Что же является предметом коммерческого права?

Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок.

Хотя коммерция (торговля) является одним из видов предпринимательской деятельности, в условиях развивающегося рынка на основе признания максимальной свободы договора она в большей степени регулируется гражданско-правовыми методами. Исходя из этого, российский законодатель пошел по пути включения норм, регулирующих торговые правоотношения, в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Соответственно принципы гражданского права действуют и в коммерческом праве: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договоров, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита прав.

Кроме того, коммерческому праву характерны и другие принципы:

- получение прибыли как цель коммерческой (торговой) деятельности;

- государственный контроль за торговой деятельностью.

В то же время часть правоотношений, изучаемых в курсе коммерческого права, регулируется нормами административного, финансового, банковского, предпринимательского права с использованием как частноправовых, так и публично-правовых методов, что близко к методу предпринимательского (хозяйственного) права. При рассмотрении вопросов коммерческой деятельности важно определить существо правоотношений, возникающих из конкретных юридических фактов.

Цели коммерческого права Цели коммерческого права представлены в правовом содействии установлению российского товарного рынка. Теоретические основы коммерческого законодательства призваны изучать, подготавливать научные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъективной стороны торгового оборота, оптимизации структуры и инфраструктуры товарного рынка. Не устроив рынок, не создавая необходимые главные звенья рыночной системы, невозможно делать попытки для урегулирования отношений в рыночной сфере. Образование инфраструктуры и структуры товарного рынка, наладка наиболее устойчивых торгово-хозяйственных взаимоотношений обладают решающим значением для преодоления затяжного кризиса настоящего времени, для нормального уровня развития экономической сферы. От успешности разрешения данных целей и задач, не преувеличивая, находится в зависимости будущее государства. Все существующие проблемы обязательно должны быть включены в предмет науки коммерческого права и сферу урегулирования торгового законодательства. Этим образом, коммерческое право имеет непосредственную связь с жизненно значимыми и актуальными проблемами общества.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.