Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- абсолютные вещные правоотношения;
- абсолютно-относительные вещные правоотношения;
- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
- неимущественные предпринимательские правоотношения;
- хозяйственные обязательства.
1. К абсолютным вещным правоотношениям относится право собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
2. К абсолютно-относительным вещным правоотношениям относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.
3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
4. Неимущественные предпринимательские правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
5. Хозяйственные обязательства заключаются в том, что участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:
1) хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
2) внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
3) территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
4) оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.
Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
Субъекты предпринимательского права - носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:
1) регистрация в установленном законом порядке;
2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;
3) самостоятельная имущественная ответственность.
Необходимо различать понятия «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательской деятельности».
Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т. д. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские (хозяйственные) правоотношения. Субъекты предпринимательской деятельности всегда конкретны и наделены обязанностями и правами в сфере хозяйствования.
Субъект предпринимательской деятельности - лицо, деятельность которого направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Субъекты предпринимательской деятельности - члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы в целях получения прибыли.
Виды субъектов предпринимательского права различают:
1) В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица:
А) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ) ;
Б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием:
- иностранных граждан и иностранных юридических лиц;
- лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом,
2) по признаку происхождения собственности:
А) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,
Б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);
3) По экономическим показателям:
А) малые;
Б) средние;
В) крупные,
4) По признаку основной деятельности в сферах:
А) промышленности;
Б) сельского хозяйства;
В) транспорта;
Г) торговли.
Иные субъекты предпринимательства:
1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций,
2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица).
Субъекты предпринимательства:
1) товарные и фондовые биржи;
2) инвестиционные фонды;
3) негосударственные пенсионные фонды,
4) хедж-фонды;
5) саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей;
6) органы власти и местного самоуправления.
Субъекты предпринимательского права:
1) физические лица,
2) юридические лица;
3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия, поскольку этот вид занятий требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего, необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.
В качестве индивидуального предпринимателя выступает дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли. Граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.
Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Признаки юридического лица:
1 организационное единство;
2) государственная регистрация в установленном законом порядке;
3) наличие обособленного имущества;
4) способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права, выполнять юридические обязанности;
5) способность от своего имени выступать в суде в качестве истца и ответчика.
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (товарищество на вере, закрытое акционерное общество и т. п.). Наименования некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое в случае регистрации в установленном порядке принадлежит юридическому лицу на исключительном праве его использования. Государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права.
Понятие коммерческого права и его задачи.
Коммерческое право — относительно новая дисциплина в системе подготовки юридических кадров, по содержанию которой, да и по названию, еще ведутся дискуссии среди ученых-правоведов. Коммерческое право можно назвать спецкурсом в гражданском праве, так как оно более глубоко изучает отдельную, специфическую область общественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Рассматривая коммерческое право как один из разделов правоведения можно сказать, что:
- коммерческое право является подотраслью гражданского права, входит в обширную систему частного права;
- коммерческое (торговое) право является специальным правом, учитывает особые потребности и интересы торгового оборота и соотносится с гражданским правом как частное с общим;
- коммерческое право является правом коммерсантов, то есть одной из сторон в торговой сделке, регулируемой коммерческим правом, является предприниматель.
Из этого следует, что коммерческое право как подотрасль гражданского права является специальным частным правом коммерсантов.
В отношении сделок купли-продажи между лицами, которые не являются предпринимателями, применяется общее гражданское право. Торговые сделки, в которых хотя бы одной стороной является предприниматель, регламентируются коммерческим правом.
Что же является предметом коммерческого права?
Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок.
Хотя коммерция (торговля) является одним из видов предпринимательской деятельности, в условиях развивающегося рынка на основе признания максимальной свободы договора она в большей степени регулируется гражданско-правовыми методами. Исходя из этого, российский законодатель пошел по пути включения норм, регулирующих торговые правоотношения, в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Соответственно принципы гражданского права действуют и в коммерческом праве: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договоров, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита прав.
Кроме того, коммерческому праву характерны и другие принципы:
- получение прибыли как цель коммерческой (торговой) деятельности;
- государственный контроль за торговой деятельностью.
В то же время часть правоотношений, изучаемых в курсе коммерческого права, регулируется нормами административного, финансового, банковского, предпринимательского права с использованием как частноправовых, так и публично-правовых методов, что близко к методу предпринимательского (хозяйственного) права. При рассмотрении вопросов коммерческой деятельности важно определить существо правоотношений, возникающих из конкретных юридических фактов.
Цели коммерческого права Цели коммерческого права представлены в правовом содействии установлению российского товарного рынка. Теоретические основы коммерческого законодательства призваны изучать, подготавливать научные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъективной стороны торгового оборота, оптимизации структуры и инфраструктуры товарного рынка. Не устроив рынок, не создавая необходимые главные звенья рыночной системы, невозможно делать попытки для урегулирования отношений в рыночной сфере. Образование инфраструктуры и структуры товарного рынка, наладка наиболее устойчивых торгово-хозяйственных взаимоотношений обладают решающим значением для преодоления затяжного кризиса настоящего времени, для нормального уровня развития экономической сферы. От успешности разрешения данных целей и задач, не преувеличивая, находится в зависимости будущее государства. Все существующие проблемы обязательно должны быть включены в предмет науки коммерческого права и сферу урегулирования торгового законодательства. Этим образом, коммерческое право имеет непосредственную связь с жизненно значимыми и актуальными проблемами общества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.