Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»
Направленность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация выпускника: Магистр
Форма обучения – очная
Курс ____
Семестр ________
Ижевск 2015
Программа преддипломной практики одобрена на заседании кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, протокол № _ от «___» ___________ 201__г.
Заведующий кафедрой ______________________ Р.А. Алборов
Программа преддипломной практики одобрена методической комиссией экономического факультета, протокол № ___ от «___» ______________ 20__г.
Председатель методической
комиссии экономического факультета _____________И.А. Мухина
Разработчики:
Профессор кафедры бухгалтерского учета,
финансов и аудита _________________Р.А. Алборов
© Р.А. Алборов, 2015
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015
Вид практики, способы и формы ее проведения
Вид практики: преддипломная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Способ проведения практики: в соответствии с ФГОС ВО.
Место проведения практики: организации АПК и других отраслей.
Форма проведения практики: дискретная форма.
2. О рганизационные мероприятия по преддипломной практике студентов
Основными мероприятиями по организации преддипломной практики являются выбор места прохождения практики и закрепление руководителя от академии и от организации, а также доведение до магистрантов содержания практики, обязанностей магистрантов-практикантов, вида и сроков отчетности.
В качества базы преддипломной практики может быть выбрана организация системы АПК и других отраслей, с которой академия заключил договор на прохождение практики. В отдельных случаях магистрантам разрешается проходить практику в организациях по своему выбору. Для этого не позднее, чем за 2 месяца до начала практики магистранты должны представить в деканат экономического факультета необходимые данные о предполагаемой базе практики.
Организационные вопросы решаются на собрании, которое проводится деканатом и руководителями практики от академии.
Организацию и контроль за прохождением практики магистранта осуществляет преподаватель-руководитель практики от академии, в функции которого входит:
– установить контакт с руководителем практики от организации (предприятия);
– решить организационные вопросы, согласовать с руководителем практики от организации (предприятия) программу практики, согласовать сроки прибытия магистрантов, а также дату и часы проведения инструктажа по технике безопасности и режиму работы;
– обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед выходом магистрантов на практику;
– в процессе проведения организационных собраний необходимо четко осветить: цель и задачи практики, содержание программы и календарного плана, назначение и порядок заполнения дневника, права и обязанности магистранта, требования к отчету по практике, а также порядок проведения предзащиты.
С руководителем практики от академии магистрант обязан согласовать тему индивидуального задания, порядок его выполнения и оформления. Уточнить перечень рекомендуемой для изучения литературы.
На весь период прохождения практики за магистрантом в организации (предприятии) также должен быть закреплен руководитель (руководитель от организации), который определит порядок и последовательность прохождения студентом практики в отделах и структурных подразделения организации.
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
Таблица 1 – В результате освоения ОПОП магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения при прохождении производственной практики:
Код компетенции
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС ВО
| В результате изучения учебной дисциплины
обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
|
ОПК-3
| Способностью принимать организационно-управленческие решения.
| - основы организации аудита процессов кругооборота капитала хозяйствующих субъектов;
- основы организации работы аудиторов при проведении аудита процессов снабжения, производства и сбыта хозяйствующих субъектов;
- основы управления процессами аудита и работой аудиторов при проверке циклов снабжения, производства и продажи в хозяйствующих субъектах;
- методы, способы и принципы научной организации аудита кругооборота капитала хозяйствующих субъектов и работы аудиторов при проведении аудита стадий кругооборота капитала;
- методы, способы и принципы управления процессами аудита и работой аудиторов в хозяйствующих субъектах;
- сущность, роль и значение организационно-управленческих решений по регулированию и совершенствованию планирования аудита, методики его проведения, методики систематизации, обобщения и оформления результатов аудита, представления оформленных результатов руководству аудируемого хозяйствующего субъекта.
| - организовать аудиторскую проверку процессов кругооборота капитала хозяйствующих субъектов на основе разработанного плана и программы аудита;
- научно организовать работу аудиторов при проведении аудита процессов снабжения, производства и сбыта в хозяйствующих субъектах;
- управлять процессами проведения аудита циклов снабжения, производства и сбыта хозяйствующих субъектов, а также работой аудиторов (аудиторской группой);
- разрабатывать план и программу аудита, использовать методы, способы и принципы организации аудита и управления его процессами с целью принятия организационно-управленческих решений по результатам аудита для аудируемого хозяйствующего субъекта;
- принимать организационно-управленческие решения по регулированию и совершенствованию планирования аудита, методики его проведения, методики систематизации, обобщения и оформления результатов аудита, их представления руководству аудируемого хозяйствующего субъекта.
| - навыками организации аудиторской проверки и работы аудиторов при проведении аудита стадий капитала аудируемых хозяйствующих субъектов;
- навыками управления процессами проведения аудита цикла снабжения, производства и сбыта аудируемых хозяйствующих субъектов, а также работой аудиторов (аудиторской группой);
- методами, способами научной организации аудита и управления его проведением по стадиям кругооборота капитала аудируемых хозяйствующих субъектов;
- навыками использования методов, способов, принципов принятия организационно-управленческих решений по регулированию и совершенствованию планирования аудита, методики систематизации, обобщения и оформления результатов аудита, представления оформленных результатов аудита руководству аудируемого хозяйствующего субъекта.
|
ПК-3
| Способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
| - основы аудита и аудиторской деятельности, формы, методы, способы и правила проведения аудита различных объектов хозяйствующих субъектов;
- сущность концепции, постулатов и стандартов аудита, взаимосвязи между ними;
- принципы, регулирующие аудит (независимость, честность, объективность, самостоятельность, профессионализм, компетентность, добросовестность, ответственность);
- методы, способы оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующих субъектов, оценки уровня существенности и аудиторского риска, разработки плана и программы проведения аудита бухгалтерской отчетности аудируемых хозяйствующих субъектов;
- общенаучные методы исследования (анализ, синтез, моделирование) и их использование в сочетании со специальными методическими приемами и способами аудита при исследовании состояния бухгалтерского учета, внутреннего контроля, при проведении обзора и непосредственно аудита объектов контроля.
| - использовать формы, методы, способы проведения аудита различных объектов контроля, собрать необходимую информацию об этих объектах и исследовать ее на предмет объективности, достоверности в аудируемых хозяйствующих субъектах;
- самостоятельно определять объекты аудита, методы и способы их проверки, исследования информации о них, самостоятельно пользоваться стандартами аудита при исследовании уровня надежности или ненадежности учета и внутреннего контроля проверяемого хозяйствующего субъекта;
- разрабатывать общую детализированную программу проведения аудита и локальные программы аудита отдельных объектов контроля для сбора исчерпывающих доказательств (информации), их исследования с целью формирования объективного аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; - использовать общенаучные методы и специальные методические приемы аудита для исследования состояния и оценки эффективности (неэффективности), надежности (ненадежности) системы учета и внутреннего контроля проверяемого хозяйственного субъекта.
| - формами, методами и способами проведения аудита различных объектов контроля, способами сбора, получения необходимой информации о них, методами, способами ее исследования на предмет объективности, достоверности в аудируемых хозяйствующих субъектах;
- навыками исследования состояния учета и внутреннего контроля проверяемой организации, изучения ее деятельности, определения уровня существенности и аудиторского риска, разработки общего плана, детализированной общей программы и локальных программ проведения аудита, исследования информации об отдельных объектах контроля;
- общенаучными и специальными методами исследования при аудите и разработке рекомендаций проверяемым экономическим субъектам по нейтрализации выявленных недостатков, исправлении ошибок, эффективности использовании ресурсов и т.п., а также для определения предложенной по совершенствованию бухгалтерского учета, внутреннего контроля и системы управления аудируемого хозяйствующего субъекта.
|
ПК-4
| Способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада
| - требования подготовки и составления научных докладов и оформления публикаций в области теории и концепции развития методологии, метода и методики бухгалтерского учета;
- способы использования источников информации о научных изданиях, научной литературы при подготовке и представлении результатов проведенного исследования по теории бухгалтерского учета научному сообществу;
- способы оформления и представления результатов исследования, в том числе в виде статьи, доклада, сообщения, собственных разработок по результатам научного исследования по теории бухгалтерского учета.
| - обобщать и систематизировать результаты проведенного научного исследования по теории и методологии бухгалтерского учета;
- отбирать материал и готовить сообщения, доклады, обзоры, научные публикации, иные материалы по научному исследованию в области развития теории и методологии бухгалтерского учета;
- обобщать, систематизировать результаты, сравнивать результаты собственных исследований с другими исследованиями в области теории и концепции развития бухгалтерского учета.
| - навыками систематизации и обобщения результатов научных исследований и разработок в области теории и концепций развития бухгалтерского учета;
- навыками формирования выводов и рекомендаций, текстов, таблиц, презентаций по результатам проведенных научных исследований;
- навыками участия в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований по теории бухгалтерского учета, развитии его методологии, метода, методики.
|
ПК-5
| Способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разработать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ.
| - законодательное и нормативное регулирование аудита в РФ, его предмет и метод;
- особенности объектов аудита различных хозяйствующих субъектов различных отраслей народного хозяйства;
- способы и методику подготовки заданий для сбора аудиторских доказательств - исчерпывающей информации для разработки различных проектных решений аудируемым хозяйствующим субъектам в условиях неопределенности и риска;
- потребности хозяйствующих субъектов в необходимых методических рекомендациях и документах внутренней регламентации их системы управления, бухгалтерского учета, внутреннего контроля, а также проектах и программах по оптимизации и эффективному использованию ресурсов и капитала этих организаций.
| - пользоваться законодательными и нормативными документами аудита, формами, методами и приемами для разработки специальных задний сбора, обработки и интерпретации исчерпывающей информации об объектах контроля с целью разработки проектных решений по устранению недостатков, исправлению ошибок в учете, отчетности проверяемой организации, оптимизации ее отдельных хозяйственных процессов с учетом фактора неопределенности;
- с учетом особенностей системы управления, организационной структуры, видов деятельности аудируемой организации, особенностей ее объектов контроля, систем учета и внутреннего контроля разрабатывать проекты учетной политики, проекты планов развития деятельности, методические рекомендации по их претворению в практическую жизнь данной организации;
- разрабатывать документы внутренней регламентации деятельности организации, проекты оптимизации и эффективности использования ресурсов и капитала хозяйствующих субъектов, а также предложения и мероприятия по реализации указанных проектов.
| - навыками использования законодательных и нормативных документов аудита, а также МСА, способов и методов подготовки заданий для сбора аудиторских доказательств (информации) об объектах контроля проверяемого хозяйствующего субъекта;
- методикой текущего и стратегического планирования, анализа исходных данных, их обработки, интерпретации для разработки проектных решений по совершенствованию системы учета, внутреннего контроля и управления данного аудируемого хозяйствующего субъекта, эффективности использования его производственного потенциала и капитала;
- навыками разработки планов, проектов учетной политики, управления, методики ведения учета и контроля отдельных объектов, а также документов внутренней регламентации деятельности аудируемого экономического субъекта, методических рекомендаций, предложений и мероприятий по реализации этих проектов, программ.
|
ПК-9
| Способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
| - источники получения (сбора) аудиторских доказательств (информации), а также формировать рабочие документы аудитора для документирования собранной информации (аудиторских доказательств);
- методы, способы и приемы получения (сбора) информации (аудиторских доказательств) об объектах аудита для проведения экономических расчетов показателей аудируемого экономического субъекта, характеризующих эффективность его деятельности, а также финансовое состояние и платежеспособность и др.;
- методы, способы и приемы обработки полученной (собранной) информации (собранных аудиторских доказательств), а также ее анализа и интерпретации для проведения экономических расчетов по оценке деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, его имущественного и финансового состояния, платежеспособности и т.д.
| - использовать различные источники получения (сбора) информации, а также разрабатывать (формировать) рабочие документы аудитора для документирования, группировки, обработки и хранения собранной информации;
- применять соответствующие методы, способы и приемы получения (сбора) информации (аудиторских доказательств) об объектах аудита для проведения экономических расчетов показателей аудируемого экономического субъекта, характеризующие эффективность его деятельности, а также финансовое состояние и платежеспособность и др.;
- использовать методы, способы, приемы обработки полученной (собранной) информации (собранных аудиторских доказательств), а также ее анализа и интерпретации в процессе экономических расчетов по оценке деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, его имущественного, финансового состояния, платежеспособности и др.
| - навыками работы с различными источниками информации и разработки рабочих документов аудитора, а также владеть приемами документирования, группировки, систематизации и хранения собранной аудиторами информации;
- навыками применения методов, способов, приемов аудита для получения (сбора) информации (аудиторских доказательств) об объектах контроля для проведения экономических расчетов показателей аудируемого экономического субъекта, характеризующие эффективность его деятельности, а также финансовое состояние, платежеспособность и др.;
- методами, способами, приемами обработки полученной (собранной) информации, а также ее анализа и интерпретации в процессе экономических расчетов по оценке деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, его имущественного и финансового состояния, платежеспособности и др.
|
ПК-10
| Способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
| - теоретические основы и методы анализа основных финансовых и экономических показателей организации
- основы прогнозирования социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономки в целом;
- закономерности функционирования современной экономики
| - применять методы оценки эффективности организационных решений;
- формировать прогнозы развития основных экономических процессов;
- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне
| - навыками разработки и реализации программ прогнозирования показателей деятельности организации, региона и экономики в целом;
- основными методами и приемами анализа социально- экономических показателей;
- методикой построения эконометрических моделей
|
ПК-13
| Способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования
| - основные современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования;
- психолого–педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно- образовательной среде при преподавании экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях;
- современные проблемы высшего экономического образования.
| - использовать современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования;
- применять основы электронного образования как составляющей практико–ориентированного обучения в образовательных организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях
| - навыками применения современных методов и методик преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования
- методическими подходами к обеспечению адаптивных образовательных технологий при изучении экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования.
- навыками решения проблем оценивания компетенций студентов – бакалавров в соответствии с ФГОС ВО.
|
ПК-14
| Способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования
| - государственные стандарты ВО по экономическим направлениям;
- основы способствующие квалифицированному составлению учебных планов и программ для преподавания экономических дисциплин
- нерешенные проблемы организации учебного процесса при преподавании экономических дисциплин
| - правильно разрабатывать учебные планы и программы для преподавания экономических дисциплин;
- организовать учебный процесс и распределять время проведения занятий
- разрабатывать методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин
| - основами преподавания экономических дисциплин в соответствии с разработанным учебным планом и программой;
- современным инструментарием для подготовки методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования
|
4. М есто практики в структуре образовательной программы
Преддипломная практика относится к блоку Б2. «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)». Изучается в 4 семестре, на 2 курсе при очной форме обучения.
Прохождение практики предполагает предварительное освоение всего курса дисциплин по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», направленность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Практика является основополагающей для написания выпускной квалификационной магистерской работы.
5. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах
Общий объем часов, отводимых на проведение производственной практики, составляет 9 зачетных единиц, 324 часа. Продолжительность производственной практики: 6 недель.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по преддипломной практике
1. Алборов Р.А., Концевая С.М. Методические указания и тематика для выполнения выпускных квалификационных работ магистрантов по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», направленность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – Ижевск: ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА», 2015.- 35с.
2. Программа преддипломной практики для магистров по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», направленность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015.
3.Алборов Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета / Р.А. Алборов. – 2-е из.перераб и доп.-М.: КНОРУС, 2008. – 344с.
4. Алборов Р.А. Бухгалтерский управленческий учет (теория и практика). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. - 398с.
5. Алборов Р.А., Концевая С.М. Практический аудит: учебное пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2011. – 319с. (200 шт.)
Содержание практики
До выезда на преддипломную практику студент-магистрант должен собрать и обработать весь необходимый теоретический и методологический материал путем изучения научной и учебной литературы и прочих изданий, использовать эти материалы во время прохождения преддипломной практики. Так как, выпускная квалификационная работа выполняется студентом-магистрантом на основе глубокого изучения общеэкономической и специальной литературы по теме, то студент должен самостоятельно подобрать нужные учебники и учебные пособия, специальные монографии, периодическую литературу (журналы, обзорную информацию и т.д.). Руководитель указывает общую направленность работы по подбору литературы.
Для подбора литературы составляется библиографический список, который включает наиболее важную литературу за последние годы. Для ознакомления с возможно большим числом литературных источников в сравнительно ограниченное время необходимо:
- просматривать только те части книг или статей, которые имеют прямое отношение к содержанию темы диссертации;
- внимательно читать те тексты, в которых содержится наиболее ценная информация по теме выпускной квалификационной (диссертационной) работы;
- выписывать из прочитанных текстов только то, что может быть использовано при выполнении выпускной квалификационной (диссертационной) работы.
Кроме экономической литературы, студент изучает литературу по организации, управлению и технологии производства, имеющую отношение к изучаемой теме. Это очень важно для правильной организации бухгалтерского учета, контроля (аудита), анализа и финансов в организациях, разработки научных положений по теме исследования.
Большую помощь в более глубоком изучении темы оказывают методические указания и рекомендации, материалы научных конференций, законодательные и нормативные акты, которые необходимо просматривать во время прохождения преддипломной практики.
Подобранную литературу студент должен творчески изучить и использовать во время прохождения практики с учетом избранной темы. В первую очередь рассматриваются официальные материалы и документы, методические рекомендации, учебники и учебные пособия. Затем изучаются монографии, журнальные статьи, материалы сборников и трудов, касающихся темы выпускной квалификационной работы.
В процессе изучения литературных источников и практических вопросов студент хорошо обдумывает прочитанное и апробированное, делает записи по каждому вопросу плана работы на отдельных листках, с указанием источника и страницы, с которой взято высказывание.
В процессе изучения литературных источников студент в своих записях отмечает, какой практический материал необходим для написания выпускной квалификационной работы. Для этой цели студент-магистрант должен составить рабочую программу по сбору материала и инструментарий. При этом обязательно надо учитывать материал, собранный ранее и накопленный в ходе выполнения программы НИР. Применение практического материала - свидетельство самостоятельности выпускника в практическом решении рассматриваемых вопросов.
В этой связи студент заранее, на основе глубокого изучения теоретического материала, должен определить какой цифровой материал, какие конкретные примеры, данные первичных, накопительных документов, учетных регистров, форм отчетности, результаты контроля и анализа необходимы по каждому вопросу составленного плана. Определенную помощь здесь может оказать руководитель, который инструктирует студента перед преддипломной практикой, контролирует его работу. При прохождении преддипломной практики с целью выполнения основной (проектной) части выпускной квалификационной работы необходимо собрать данные бухгалтерского учета, отчетности, планирования за последние 3-5 лет изучаемой организации. Некоторые данные с целью их анализа в динамике необходимо собрать за последние 10 лет. Кроме того, в процессе прохождения преддипломной практики необходимо разрабатывать отдельные положения по рационализации бухгалтерского учета, контроля, аудита и аналитической работы по теме исследования. Провести апробацию разработанных концептуальных решений и практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета, контроля, аудита и использованию выявленных резервов повышения эффективности деятельности организации путем проведения экономического анализа.
Для реализации методологической основы в конкретных исследованиях студенты-магистранты во время прохождения преддипломной практики должны применять общенаучные и специальные методы исследования. В частности, можно использовать: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, статистический, монографический, экспериментальный, балансовый, расчетно-конструктивный, экономико-математический и др.
Во время преддипломной практики на основании полученных результатов выпускной квалификационной работы магистрант должен подготовить доклад, иллюстративный материал (презентации).
В своем докладе магистрант раскрывает актуальность выбранной темы, основную цель и обусловленные ею конкретные задачи, предмет и объект исследования, признаки научной новизны результатов исследования, обосновывает положения, выносимые на защиту и их практическое использование. Научно-практическую значимость исследования магистрант подтверждает полученными результатами. В процессе доклада магистрант использует подготовленные презентационные материалы.
Свое выступление магистрант строит на основе пересказа заранее подготовленных тезисов доклада, призванного показать его высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования. Знакомя членов Государственной аттестационной комиссии и всех присутствующих в зале с текстом своего доклада, магистрант должен сосредоточить основное внимание на главных итогах проведенного исследования, на новых теоретических и прикладных положениях, которые им лично разработаны.
Особенно важно, чтобы речь магистранта была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Магистрант должен поставить себе задачу сделать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда он будет понятен широкой аудитории специалистов.
Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов рыночного хозяйствования, в преподавании учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.
Справка о принятии к внедрению результатов научной работы прилагается к предзащите научного доклада и является документом, подтверждающим практическую значимость разработанных магистром рекомендаций и предложений. Справка как правило включает в себя информацию о разработках, которые будут использованы непосредственно на объекте исследования.
Все материалы, представленные для предзащиты выпускные квалификационные работы по соответствующему направлению подготовки, подвергаются обязательному рецензированию.
После получения рецензии магистр знакомится с ней, устраняет замечания, с которыми он согласен, и при общей положительной оценке допускается до предзащиты выпускной квалификационной работы.
Предзащита является завершающим этапом преддипломной практики.