Авторы–составители: Егоров С.О., Егорова О.С
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАКТИКУМ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Новосибирск- 2019



Авторы–составители: Егоров С.О., Егорова О.С.

 

 

Практикум по истории России. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса НГМУ // Сост. к.и.д. Егоров С.О., Егорова О.С. - Новосибирск: Издательско-полиграфический центр НГМУ, 2019 - (___ с.)

 

Учебно-методическое пособие «Практикум по истории России» предназначено для студентов 1 курса всех факультетов НГМУ для семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История». Пособие содержит методические материалы в виде заданий, соответствующие требованиям ФГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины и формирующие общекультурные компетенции.

Практикум включает тексты исторических источников, список видеофильмов на историческую тематику, вопросы для самостоятельного анализа текстов и фильмов, а также практические задания, основанные на работе с общедоступными информационными базами данных.

Пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов, сформировать необходимые навыки и умения при работе с исторической литературой и подготовиться к зачету по истории. Выполнение данных заданий даст возможность обучающимся уяснить основные особенности политического и социального развития России и успешно подготовиться к зачету по дисциплине.

 

 

Рецензент: канд.ист.наук., доцент кафедры отечественной истории Гуманитарного института НГУ А. В. Дмитриев.

Учебно-методическое пособие «Практикум по истории России» рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии по лингвистическим и гуманитарным дисциплинам НГМУ (протокол № 2 от «22» октября  2018 г.)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История России – обязательный курс для студентов младших курсов любых направлений обучения всех высших учебных заведений нашей страны. Этот курс важен как для углубления знаний школьного курса отечественной истории, так и для формирования общекультурных представлений и компетенций учащихся, повышения их общего образовательного и культурного уровня.

Настоящее учебно-методическое пособие «Практикум по истории России» предназначено для студентов 1 курса всех факультетов НГМУ для семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История». «Практикум» содержит учебные материалы и задания к ним.

Первый раздел пособия содержит тексты исторических источников с вопросами к ним. Знание, получаемое исторической наукой, основывается на анализе источников. Исторический источник – это материальный носитель с зафиксированной в нём информацией, анализируя которую читатель может получить новое знание о жизни людей в прошлом. В данном разделе представлены фрагменты в основном из письменных источников: летописей, документов, художественных произведений. Также в первом разделе помещены визуальные (изобразительные) источники – например, карты и пропагандистские плакаты. Чтение и анализ исторических источников, с одной стороны, позволяет приобрести базовые навыки работы с текстом, с другой стороны – углубить свои знания о российской истории. Приведённые в пособии источники содержат информацию не только об отдельных событиях, явлениях, процессах соответствующего исторического периода, но и позволяют углубить его общее понимание.

Во втором разделе «Практикума» помещён список художественных видеофильмов на историческую тематику с вопросами. В центре внимания заданий этого раздела – проблема восприятия тех или иных периодах и фигурах прошлого в советской и российской культуре, рассматриваемая на материале кино.

Третий раздел содержит методические рекомендации по выполнению самостоятельных заданий, посвящённых исследованию истории своей семьи в контексте процессов и явлений отечественной истории ХХ века. Помимо этого раздел содержит указания на общедоступные информационные базы данных, помогающие студенту в поиске новой информации и документальных источников, а также рекомендации по работе с ними.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Древняя Русь

№1. Славяне глазами иностранцев: Ибн Руста и Ибн Фадлан

№2. Киевский князь Игорь Рюрикович в средневековых хрониках

№3. Образ Ярослава Мудрого в средневековом эпосе и летописях

№4. Русские города в период монголо-татарских нашествий

Московское царство

№5. Россия глазами иностранцев: Амброджо Контарини и Джордж Турбервилль

№6. Отношения Ивана Грозного с приближенными

№7. Смутное время в русских народных песнях

№8. Соляной и Медный бунты глазами очевидцев

Российская империя

№9. Петр I в воспоминаниях Юста Юля

№10. Герои художественных произведений в «Табели о рангах» Петра I

№11. «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной

№12. Указы Емельяна Пугачева

№13. Экспедиция Г. И. Муловского: несостоявшаяся первая русская кругосветная экспедиция

№14. Бородинская битва в записях участников событий

№15. Продажа Аляски

№16. Акты отречения Николая и Михаила Романовых

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛЬМАМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ

Древняя Русь

№1. «Русь изначальная» (1983). 1-я серия.

№2. «Ярослав Мудрый» (1981).

Московское царство

№3. «Хождение за три моря» (1958). 1-я серия.

№4. «Иван Грозный» (1945). 1-я серия.

Российская империя

№5. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976).

№6. «Демидовы» (1983). 2 серии.

№7. «Емельян Пугачев» (1978). 2 серии.

Вторая половина 20-го века

№15. «Девчата» (1961).

№16. «Королева бензоколонки» (1962).

№17. «Афоня» (1975).

Раздел 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№1. Репрессии 1920–1950-х гг. в истории моей семьи

№2. Вторая мировая война в истории моей семьи

№3. Город в именах



Раздел 1.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

№1. СЛАВЯНЕ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ: ИБН РУСТА И ИБН ФАДЛАН.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте фрагменты из книги «Дорогие ценности» Ибн Руста и «Записки» о путешествии на Волгу Ибн Фадлана и ответьте на вопросы:

1. Как авторы характеризуют русов? Что они сообщают об их внешнем виде, одежде, вооружении, образе жизни?

2. Что сообщается о религиозных представлениях и похоронных обрядах русов?

3. В чем состоят различия между русами и славянами по представлениям Ибн Руста?

4. С какими странами и народами и в каких взаимоотношениях находились русы?

5. Какие сведения приводятся о лечении больных? О чем это свидетельствует?

ИСТОЧНИКИ:

1. Ибн Руста. Дорогие ценности (фрагменты) // Кузьмин А. Г. «Откуда есть пошла русская земля...». Т. II. М.: «Молодая гвардия», 1986. С. 566–568.

2. Ибн Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу // Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л.: Изд-во Академии  наук СССР, 1939. С. 78–80, 83–84.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте фрагменты из «Повести Временных лет» (1110–1118 гг.) летописца Нестора, отрывок из «Антаподосиса» («Воздаяние») (958–962 гг.) Лиутпранда Кремонского и ответьте на вопросы:

1. Что в «Повести...» сообщается об отношениях Игоря с печенегами и древлянами?

2. Что в источниках сообщается о первом походе Игоря на Константинополь? Каковы были его итоги? В чем заключалась военная хитрость греков?

3. Что «Повесть...» сообщает о втором походе? Кто состоял в войске Игоря? Каковы были итоги похода?

4. Что в источниках сообщается о верованиях славян?

5. Какие титулы Игоря указаны в источниках?

ИСТОЧНИКИ:

1. Повесть временных лет. СПб.: Вита Нова, 2012. С. 30–32, 37–38.

2. Луитпранд Кремонтский. Антаподосис // Луитпранд Кремонтский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в Константинополь. М.: «SPSL»–«Русская панорама», 2012. С.96–97.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте фрагменты из «Повести временных лет» (1110–1118 гг.) летописца Нестора, скандинавских саг «Гнилая кожа» (ок. 1220 г.), «Круг земной» (XIII в.), и письменно ответьте на вопросы:

1. Что в «Повести...» сообщается о периоде междоусобной войны между сыновьями Владимира Святого (1015–1019 гг.)?

2. Опираясь на «Повесть...», охарактеризуйте главных антагонистов междоусобной борьбы: Ярослава и Святополка?

3. Как в скандинавских сагах («Гнилая кожа» и «Круг земной») именуется Ярослав? Какие титулы Ярослава указаны в сагах? Как называется Русь?

4. Что в источниках сообщается о женитьбе и личной жизни Ярослава? Каковы были взаимоотношения Руси со скандинавами?

5. Какую роль, согласно «Повести...», Ярослав сыграл в культуре Древней Руси (литература, искусство, архитектура, религия)?

ИСТОЧНИКИ:

1. Повесть временных лет. СПб.: Вита Нова, 2012. С. 98–100, 103–105, 109.

2. Гнилая кожа // Коваленко Г. М., Смирнов В. Г. Легенды и загадки земли Новгородской. М.: Вече, 2012. С. 272–275.

3. Круг земной // Коваленко Г. М., Смирнов В. Г. Легенды и загадки земли Новгородской. М.: Вече, 2012. С. 279–280.

ГНИЛАЯ КОЖА (фрагменты)

[1028—1035] Мы начнем повесть с того, что Ярицлейв конунг правил в Гардарики и Ингигерд княгиня, дочь Олава конунга Шведского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой.

Говорится о том, что конунг тот Ярицлейв велел построить себе прекрасную палату с великой красотой, украсить золотом и драгоценными камнями и поместил в ней добрых молодцов, испытанных в славных делах, утварь и боевую одежду выбрал для них такую, какой они уже раньше оказались достойными, и все находили, что и убранство палаты, и те, кто были в ней, подходят к тому, как она устроена. Она была обтянута парчой и ценными тканями. Сам конунг был там в княжеской одежде и сидел на своем высоком месте. Он пригласил к себе многих почетных друзей своих и устроил пышный пир. И вошла в палату княгиня в сопровождении прекрасных женщин, и встал конунг ей навстречу, и хорошо приветствовал ее, и сказал: «Видала ли ты где-нибудь такую прекрасную палату и так хорошо убранную, где, во-первых, собралась бы такая дружина, а во-вторых, чтобы было в палате той такое богатое убранство?» Княгиня отвечала: «Господин, – говорит она, – в этой палате хорошо, и редко где найдется такая же или большая красота, и столько богатства в одном доме, и столько хороших вождей и храбрых мужей, но все-таки лучше та палата, где сидит Олав конунг, сын Харальда, хотя она стоит на одних столбах». Конунг рассердился на нее и сказал: «Обидны такие слова, – сказал он, – и ты показываешь опять любовь свою к Олаву конунгу» – и ударил ее по щеке. Она сказала: «И все-таки между вами больше разница, – говорит она, – чем я могу, как подобает, сказать словами». Ушла она разгневанная и говорит друзьям своим, что хочет уехать из его земли и больше не принимать от него такого позора. Друзья ее вступаются в это дело и просят ее успокоиться и смягчиться к конунгу. Она отвечала и сказала, что сначала конунг тот должен исправить это перед ней. Тогда сказали конунгу, что она хочет уехать, и просят друзья его, чтобы он уступил, и он так и делает, предлагает ей помириться и говорит, что сделает для нее то, чего она попросит. А она отвечала и говорит, что согласна на это, и сразу же сказала: «Ты теперь должен,– говорит она, – послать корабль в Норвегию к Олаву конунгу. Я слышала, что у него есть молодой сын, незаконный, пригласи его сюда и воспитывай его, как отец, потому что правду говорят у вас, что тот ниже, кто воспитывает дитя другого». Конунг говорит: «Тебе будет то, чего ты просишь, – говорит он, – и мы можем быть этим довольны, хотя Олав конунг больше нас и не считаю я за унижение, если мы воспитаем его дитя».

И посылает конунг корабль в Норвегию, и пришли те мужи к Олаву конунгу и говорят ему о предложении конунга и княгини. Он отвечал: «На это я охотно соглашусь, и думается мне, что нигде не будет моему сыну так хорошо, как у Ярицлейва конунга и Ингигерд княгини, о которой я знаю, как о славнейшей из женщин и как нельзя более расположенной ко мне». И посылает он на восток с ними Магнуса, сына своего, и принимают они его с почетом, и был он воспитан там среди дружины и с не меньшей любовью, чем их сыновья.

КРУГ ЗЕМНОЙ (фрагменты).

[1020 г.] (В Швецию приезжают послы Ярицлейва конунга с востока из Хольмгарда, которому предыдущим летом была обещана рука Ингигерд, дочери Олава Шведского.)

Олав конунг поговорил об этом деле с Ингигерд и сказал, что хочет ее брака с Ярицлейвом конунгом. Она отвечала: «Если я должна выйти за Ярицлейва конунга, то я хочу, – сказала она, – в свадебный дар Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежит». (Ингигерд выбирает своего родина Рагнвальдаярла, сына Ульва, чтобы он ехал с нею на Русь, с условием предоставления ему там не меньшего почета, чем в Швеции, отправляется со всеми своими спутниками на Русь и выходит за Ярицлейва.) Ингигерд княгиня дала Рагнвальду ярлу Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежит.

[1042 г.] (Харальд возвращается на Русь, плывет из Черного моря на север в Эллипальта, а оттуда едет по всему Востоку.) Когда Харальд прибыл в Хольмгард, Ярицлейв конунг встретил его как нельзя лучше; оставался он там зиму и взял себе все то золото, которое раньше посылал туда из Миклагарда, и много всяких сокровищ; это было такое богатство, какого никто на севере не видал в руках одного человека.

[1044—1045 гг.] В эту зиму выдал Ярицлейв конунг дочь свою за Харальда; она звалась Елизаветой; норвежцы называют ее Эллисив… К весне собрался он в путь из Хольмгарда и отправился в Альдейгьюборг, там сел на корабль и отплыл с Востока летом… в Швецию, в Сигтуну.

СЛОВАРЬ:

Гардарики (Гардарика) – «Страна городов» – скандинавское название Руси в Средние века, в том числе в скандинавских сагах.

Ярицлейв – скандинавская форма имени Ярослава Мудрого.

Ингигерд, Ингигерда – великая княгиня киевская, вторая жена Ярослава Мудрого, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга и королевы Эстрид. Почитается Русской православной церковью как святая Анна Новгородская.

Хольмгард – древнескандинавское название Новгорода.

Черноризец – монах.

№4. Русские города в период монголо-татарских нашествий ( XIII – XV вв.).

Задание:

Прочитайте фрагменты из «Повести о разорении Рязани Батыем» в 1237 г., «Повести о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли русской» в 1382 г., «Сказания о нашествии Едигея» в 1408 г. и ответьте на вопросы:

1. Каковы, согласно источникам, были взаимоотношения между русскими князьями? Насколько, по вашему мнению, это влияло на успехи монголо-татар? Способствовали ли монголо-татары разобщению русских князей? Приведите примеры.

2. Является ли, по вашему мнению, Олег Рязанский изменником? В чем его можно винить и чем объясняется его поступок? В чем состоит проступок Василия и Семена Дмитриевичей Суздальских? Чем можно его объяснить?

3. Как можно расценить поступок великих князей Дмитрия Ивановича и Василия Дмитриевича, оставивших Москву в самый критический момент? Могло ли их присутствие, по вашему мнению, каким-либо образом повлиять на ход событий?

4. Каковы были последствия нашествия Батыя для русских городов?

5. Каковы были действия жителей Москвы во время нашествия Тохтамыша? А во время нашествия Едигея? Какие военные действия были предприняты враждующими сторонами во время осад города? Каковы были последствия данных нашествий для Москвы и ее жителей?

Источники:

1. Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 г. // Воинские повести Древней Руси. Л.: Лениздат, 1985. С. 106–110.

2. Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли русской в 1382 г. // За землю русскую! Памятники литературы Древней Руси XI–XV веков. М.: Советская Россия, 1981, С. 358–377.

3. Сказание о нашествии Едигея в 1408 г. // Памятники литературы Древней Руси: XIV –середина XV века. М.: Художественная литература, 1981. С. 244–255.

Московское государство

№5. Россия глазами иностранцев: Амброджо Контарини и Джордж Турбервилль.

Задание:

Прочитайте фрагменты из «Путешествия в Персию» (1487 г.) А. Контарини (1429–1499 г.), «Послания из России» (1568–1569 гг.) Дж. Турбервилля (1540?–1610?) и письменно ответьте на вопросы:

1. Как А. Контарини характеризует русских? Каков их внешний вид, образ жизни, быт? Что сообщается о российском климате?

2. Какие сведения приводятся в «Путешествии...» о рационе московского населения XV века?

3. Как А. Контарии описывает великого князя Ивана III? Что сообщает о его приеме при дворе?

4. Как характеризует русских Дж. Турбервилль? Что он сообщает о внешнем виде, образе жизни, быте? Как в «Посланиях...» описан климат России?

5. Имеются ли различия во взглядах авторов? В чем они выражены? Как вы думаете, почему появились эти различия?

Источники:

1. Амброджо Контарини. Путешествия в Персию // Барбаро и Контарини о России. М.: Наука, 1971. С. 227–230.

2. Джордж Турбервилль. Послания из России // Записки о России. XVI – начало XVII в. М.: Изд-во МГУ, 1990. С.261–265, 267–268.

 

Смерть царевича Дмитрия.

Не вихрь крутит по долинушке,

Не седой ковыль к земле клонится,

То орел летит поднебесью,

Зорко смотрит он на Москву-реку,

На палатушки белокаменны,

На сады ее зеленые,

На златой дворец стольна города.

Не лютая змея воздывалася,

Воздывался собака – булатный нож,

Упал он ни на воду, ни на землю,

Упал он царевичу на белу грудь,

Да тому ли царевичу Димитрию

Убили ж царевича Димитрия,

Убили его на Углищи,

На Углищи на игрищи.

Уж как в том дворце черной ноченькой

Коршун свил гнездо с коршунятами!

Уж как тот орел Димитрий-царевич,

Что и коршун тот Годунов Борис,

Убивши царевича, сам на царство сел;

Царил же он, злодей, ровно семь годов

Не вихрь крутит по долинушке,

Не седой ковыль к земле клонится,

То идет грозный Божий гнев

За православную Русь.

И погиб коршун на гнезде своем,

Его пух прошел по поднебесью,

Проточилась кровь на Москве-реке.

Гришка Отрепьев.

Ты Боже, Боже, Спас милостивой!

К чему рано над нами прогневался ?

Сослал нам Боже прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева;

Уже ли он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем,

Царем Димитрием Ивановичем Углецким.

Недолго Расстрига на царстве сидел,

Похотел Расстрига женитися,

Не у себя-то он в каменной Москве,

Брал он, Расстрига, в проклятой Литве,

У Юрья пана Седомирского

Дочь Маринку Юрьеву,

Злу еретницу-безбожницу.

На вешней праздник Николин день,

В четверг у Расстриги свадьба была,

А в пятницу праздник Николин день.

Князи и бояра пошли к заутрене,

А Гришка-Расстрига он в баню с женой.

На Гришке рубашка кисейная,

На Маринке соян хрущетой камки.

А час-другой поизойдучи,

Уже князи и бояра от заутрени,

А Гришка-Расстрига из бани с женой.

Выходит Расстрига на красной крылец,

Кричит-ревет зычным голосом:

«Гой еси, клюшники мои, приспешники!

Приспевайте кушанье разное,

А и постное и скоромное:

Заутра будет ко мне гость дорогой,

Юрья пан со паньею!»

А втапоры стрельцы догадалися,

За то-то слово спохватилися,

В Боголюбов монастырь металися

К царице Марфе Матвеевне:

«Царица ты Марфа Матвеевна!

Твое ли это чадо на царстве сидит,

Царевич Димитрей Иванович?»

А втапоры царица Марфа Матвеевна заплакала

И таковы речи во слезах говорила:

«А глупы стрельцы вы, недогадливы!

Какое мое чадо на царстве сидит?

На царстве у вас сидит Расстрига

Гришка Отрепьев сын;

Потерян мой сын, царевич Димитрей Иванович,

на Угличе

От тех от бояр Годуновыех;

Его мощи лежат в каменной Москве

У чудных Софеи Премудрыя;

У того ли-то Ивана Великого

Завсегда звонят во царь-колокол,

Соборны попы собираются,

За всякие праздники совершают понафиды

За память царевича Димитрия Ивановича,

А Годуновых бояр проклинают завсегда».

Тут стрельцы догадалися,

Все оне собиралися,

Ко красному царскому крылечку металися,

И тут в Москве взбунтовалися.

Гришка-Расстрига догадается,

Сам в верхни чердаки убирается

И накрепко запирается.

А злая его жена Маринка-безбожница

Сорокою обвернулася

И из палат вон она вылетела.

А Гришка-Расстрига втапоры догадлив был,

Бросался он со тех чердаков на копья вострыя

Ко тем стрельцам, удалым молодцам ‑

И тут ему такова смерть случилась.

 

Лжедмитрий II.

Из-за шведский, из литовский из земелюшки

Выезжает вор-собачушка на добром коне,

На добром коне во чисто поле,

Становился вор-собачушка под столицею,

Под столицею в славном рубеже.

Он расставливат бел-тонкой шатер,

Расстилает во шатрике шелковой ковер.

Рассыпает на коврике золоты бобы,

По бобам стал вор-собачушка угадывати:

Не казнят-то нас и не вешают,

Ужи много нас жалованьем жалуют.

Садился вор-собачушка на добра коня,

Он поехал вор-собачушка во чисто поле,

Из чиста поля во царев дворец.

Подъезжает он ко цареву дворцу.

Приезжает он на широкий двор,

Слезает вор-собачушка со добра коня,

Он свого коня не привязыват,

Не привязыват, никому не приказыват.

Выходил же вор-собачушка на красен крылец,

Он самим боярам не кланяется

И самой государыне челом не бьет.

Он садился вор-собачушка за дубовый стол,

Вынимает вор-собачушка ярлыки на стол,

По ярлыкам вор-собачушка стал расписываться:

«Я самих же то бояр во полон возьму,

А с самою царицею обвенчаюся!».

 

Скопин-Шуйский.

Ино что у нас в Москве учинилося,

С полуночи у нас в колокол звонили?

А росплачутца гости москвичи:

«А тепере наши головы загибли,

Что не стало у нас воеводы

Васильевича князя Михайла!»

А съезжалися князи-бояря супротиво к ним,

Мстисловской-князь, Воротынской,

И межу собою они слово говорили,

А говорили слово, усмехнулися:

«Высоко сокол поднялся

И о сыру матеру землю ушибся!»

А росплачутца свецкие немцы:

«Что не стало у нас воеводы

Васильевича князя Михайла!»

Побежали немцы в Нов-город,

И в Нове-городе заперлися,

И многой мир-народ погубили,

И в латынскую землю превратили.

 

Минин и Пожарский.

Как в старом-то было городе,

Во славном и богатом Нижнием,

Как уж жил тут поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,

Из удалых молодцов – нижегородских купцов.

Собравши их, он речь им взговорил:

«Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!

Оставляйте вы свои домы,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все ваше злато-серебро,

Накупите себе вострыих копиёв,

Вострыих копиёв, булатных ножей,

Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,

Удалого молодца воеводушку.

Пойдем-ко мы сражатися

За матушку за родну землю,

За родну землю, за славный город Москву.

Уж заполонили-то Москву проклятые народы, поляки злы.

Разобьем их, много перевешаем,

Самого-то Сузмунда-короля их в полон возьмем;

Освободим мы матушку Москву от нечестивых жидов,

Нечестивых жидов, поляков злых!»

Уж как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички,

Молодые ратнички – нижегородские купцы,

Выбрали себе удалого молодца,

Удалого молодца воеводушку

Из славного княжеского роду ‑

Князя Димитрия, по прозванию Пожарского.

Уж повел их славный князь Пожарский

За славный Москву-город сражатися,

С нечестивыми жидами-поляками войной бранитися.

Уж привел-то славный князь Пожарский своих

храбрых воинов,

Привел ко московскиим стенам;

Становил-то славный князь Пожарский своих

добрых воинов

У московскиих у крепких стен;

Выходил-то славный князь Пожарский перед

войско свое,

Как уж взговорил он своим храбрыим воинам.

«Ох, вы гой еси, храбрые солдатушки,

Храбрые солдатушки, нижегородские купцы!

Помолимся мы на святые на врата на Спаские,

На Пречистый образ Спасителя!»

Помолившись, дело начали.

Как разбили-проломили святые врата,

Уж взошли-то храбрые солдатушки

в белокаменный Кремль,

Как и начали солдатушки поляков колоть, рубить,

Колоть, рубить, в большие кучи валить,

Самого-то Сузмунда в полон взяли,

В полон взяли, руки-ноги ему вязали,

Руки-ноги вязали, буйну голову рубили.

Собралися все князья, бояре московские,

Собиралися думу думати,

Как и взговорют старшие бояре – воеводы московские:

«Вы скажите, вы бояре, кому царем у нас быть?»

Как и взговорют бояре – воеводы московские:

«Выбираем мы себе в цари

Из бояр боярина славного ‑

Князя Дмитрия Пожарского сына!»

Как и взговорит к боярам Пожарский-князь:

«Ох вы гой еси, бояре – воеводы московские!

Не достоин я такой почести от вас,

Не могу принять я от вас царства Московского

Уж скажу же вам, бояре – воеводы московские

Уж мы выберем себе в православные цари

Из славного, из богатого дому Романова ‑

Михаила сына Федоровича».

И выбрали себе бояре в цари Михаила

сына Федоровича.

 

Словарь:

Расстрига – монах или священник, лишенный духовного сана постановлением церковных властей или самовольно вышедший из духовного звания.

Постное и скоромное: постная пища – разрешенная к употреблению во время христианского поста; скоромная пища – содержащая продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца, жир и т. д.  Скоромная пища запрещена к употреблению в большинство дней поста.

Понафида (панихида) – христианская церковная служба, совершаемая в день похорон умершего, а также в определенные дни после его смерти.

 

№8. Соляной и Медный бунты глазами очевидцев.

Задание:

Прочитайте «Рассказ очевидца» соляного бунта 1648 г., фрагмент из дневника Патрика Гордона за 1662 г. и ответьте на вопросы:

1. Чем, согласно источнику, был вызван бунт 1648 г.? Каково было благосостояние народа накануне бунта?

2. Каковы были требования народа, и в какой форме они были переданы правительству? Каковы были дальнейшие действия бунтующих? Как вы считаете, насколько они являлись правомерными?

3. Каковы были последствия бунта 1648 г. для народа и для правительства?

4. Чем, согласно источнику, был вызван бунт 1662 г.?

5. Каковы были требования народа, и в какой форме они были переданы правительству? Каковы были действия правительства?

6. Каковы были последствия бунта 1662 г. для народа и для правительства?

7. Что на ваш взгляд общего в причинах, ходе и итогах данных событий? А в чем отличия?

Источники:

1. Московский бунт 23 июня 1648 года. Рассказ очевидца // Исторический вестник. Т. 1. СПб., 1880. С. 69–73.

2. Патрик Гордон. Дневник. 1659–1667. М.: Наука, 2003. С. 119–121.

 

Российская империя

№9. Петр I в воспоминаниях Юста Юля.

Задание:

Прочитайте фрагменты из «Записок» датского посланника в России Юста Юля и ответьте на вопросы:

1. Как Юст Юль описывает внешность Петра I?

2. Какие отношения были у Петра I с окружавшими его людьми? Найдите в тексте конкретные примеры взаимоотношений. Каков был их характер?

3. Каково было поведение свиты Петра? О чем, по вашему мнению, это может свидетельствовать?

4. Какие занятия Петра I описывает Юст Юль?

5. Какое мнение сложилось у вас о Петре I как о личности? А какое мнение сложилось о нем, как о правителе?

Источник:

1. Записки Юста Юля датскаго посланника при Петре Великом (1709–1711). М.: Унив. тип., 1899 (обл. 1900) . С. 91–92, 100–101, 147–149, 269–270.

 

Табель о рангах.

Словарь:

Табель о рангах – законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками, изданный Петром I в 1722 году. Представляет собой таблицу, содержащую перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам. В дальнейшем табель с многократными изменениями применялась в Российской империи вплоть до 1917 года.

Чин – степень служебного положения человека на военной, придворной и гражданской службах в Российской империи.

 

№ 11. «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной.

Задание:

Прочитайте «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 году и ответьте на вопросы:

1. Что означает термин «Кондиции»? Между кем они были заключены?

2. Что в Кондициях говорится о вопросе престолонаследия?

3. Какие ограничения власти Анны Иоанновны предполагались в Кондициях?

4. Судя по тексту кондиций, какие вопросы государи до Анны Иоанновны могли решать самостоятельно без чьего-либо согласия?

5. Как вы считаете, насколько серьезными были вводимые ограничения? Кому было выгодно подписание Кондиций? Выполняла ли Анна Иоанновна данные условия после восшествия на престол? Как вы думаете, почему?

Источники:

1. «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной в 1730 г. // Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сборник документов. М.: Изд-во Моск. университета, 1996. С. 70–71.

 

Акростих.

Вернулись времена, проклятые, Батыя –

Едва оправившись от ратного ярма,

Расправив спину, гнулась вновь Россия,

Хватая Ленина покорно стремена.

От старого все худшее осталось –

Вернулись в жизнь: тюрьма, насилье, казнь,

Над разумом невежество смеялось

("Ы" – строчки не начнешь, хотя б грозила казнь).

И над страною, ужасом кровавым,

Позоря мировой социализм,

Равняя правого с преступным и неправым,

Ад, вместо рая, создал большевизм.

Вставали ужасы и близко, и далеко;

Испуганно на нас косился Мир;

Туман, отравленных! угрозой, полз с Востока,

Европе брошен был в лицо позорный «мир».

Лилися слезы, кровь, проклятия звучали

("Ь" – так же, как и "Ы" – ни слова не начнешь)

А на знаменах дерзко выступали

Девизы равенства – пятнал их штык и нож.

Мучителей, похитивших доспехи,

Из вечного хранилища идей...

России помогли тогда герои – чехи,

А с ними привела Сибирь богатырей.

Лихих борцов за попранное право,

Которых не страшил упорный «красный» враг.

Они не гнулись «влево» иль «направо» –

Любовь к родной стране была героев слава;

Чех Гайда встретились и адмирал Колчак...

Ах! Помоги им Бог, Геройство и Свобода

К покою привести жизнь русского народа,

Измученного дикою враждой!

Геройской Армии орлиные полеты,

Единой мыслью поддержи святой,

Надеждой радостной! В кавычках «патриоты»

Есть на Руси – могучею рукой

Рассей их навсегда с дороги Возрожденья,

Атак, борьбы за попранный закон,

Любовь забытую, разорванные звенья

Гонимых идеалов всех времен.

Ад на земле не должен оставаться –

Изгнать его святой и общий долг,

Долг каждого за Родину сражаться,

А не бездействовать – живуч багровый волк...

Внепартийный.

 

На смерть А. В. Колчака.


Когда бы он путем терновым

Вошел в спасенную Москву,

Венцом покрыли бы терновым

Его победную главу.

Освобожденная Россия

Ему бы молитвы принесла,

И был бы он тогда Мессия,

Ее избавивший от зла.

Жестокий рок судил иначе;

Бесстрашный вождь, прямой солдат, –

Не в схватке честной и горячей

Нашел он ранний свой закат.

Своими честными очами

Он проглядел измены яд.

И, осужденный палачами,

Он палачами был распят.

И там, в стране порабощенной,

Где он погиб, где он распят,

Под крик победы исступленный

Знамена красные горят…

Но день придёт, когда свободным

Порывом движима, страна

Склонит пред прахом благородным

Колени, горечи полна.

 


Словарь:

Акростих – стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст.

№18. Процесс коллективизации в свидетельствах очевидцев.

Задание:

Прочитайте фрагменты из воспоминаний очевидцев коллективизации и ответьте на вопросы:

1. Какие группы сельского населения можно выделить по их экономическому положению? Как можно охарактеризовать данные социальные группы: их имущественное положение, отношение к труду? Как к каждой из них относились в обществе?

2. Как вы полагаете, к каким их данных категорий сельского населения относятся авторы воспоминаний?

3. На основе прочитанных фрагментов ответьте, что такое «колхозы»? Как различные по имущественному положению группы сельского населения относились к коллективизации, к вступлению в колхозы? Кому из них было выгодно вступать в коллективные хозяйства, кому нет?

4. Какими мерами осуществлялось создание колхозов? Каковы были последствия перехода к коллективным хозяйствам для различных категорий населения?

5. Как очевидцы описывают крестьянскую жизнь до коллективизации и после?

6. На основе прочитанных фрагментов ответьте, что такое «коллективизация»?

7. Проанализируйте пропагандистские плакаты времён коллективизации. К чему призывала государственная пропаганда тех лет? Как вы думаете, была ли она эффективна?

Источники:

1. Воспоминания Рейник Елены Малофеевны. 1999 г. // Лопатин Л. Н., Лопатина Н. мЛ. Коллективизация и раскулачивание (очевидцы и документы свидетельствуют). Кемерово: Аксиома, 2009. С. 19–20.

2. Воспоминания Панкратова Алексея Федоровича. 1999 г. // Там же. С. 31–32.

3. Воспоминания Захаровой Любови Григорьевны. 1999 г. // Там же. С. 140–141.

4. Воспоминания Яковлевой (Нефедовой) Антонины Петровны. 2000 г. // Там же. С. 358–360.

5. Воспоминания Жубина Якова Михеевича. 1998 г. // Там же. С. 279–280.

6. Советские пропагандистские плакаты 1930–1935 гг. (Илл. 3–7)

 



Раздел 2.

Практические задания по фильмам на историческую тематику

Древняя Русь

№1. «Русь изначальная» (1983). 1-я серия.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Под какими названиями, согласно фильму, были известны славянские племена у других народов? А какие самоназвания встречаются в фильме? Насколько это исторически верно (ответьте, опираясь на знания, полученные в учебном курсе)?

2. Что в фильме сообщается о политическом устройстве славян, их быте, занятиях, внешнем виде, характере? Как вы думаете, насколько это правдоподобно? Почему?

3. Каковы религиозные верования славян? Как они проявляются в их повседневной жизни?

4. Что в фильме сообщается о похоронных обрядах славян? Каковы их представления о загробной жизни?

5. Что в фильме произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?

№ 2. «Ярослав Мудрый» (1981).

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие русские князья и княжны показаны (упомянуты) в фильме? В каких землях они правили? Установите их родственные связи.

2. Каковы были взаимоотношения между русскими князьями? Чем были обусловлены конфликты между ними? Приведите примеры. Кто из князей были союзниками Ярослава, а кто – противниками?

3. Какие факты из биографии Ярослава Мудрого приведены в фильме? Каким он показан (внешний вид, характер)? Насколько данный образ соответствует вашим представлениям о нем?

4. Каковы были взаимоотношения русских князей с не славянскими государствами/племенами? Приведите примеры.

5. Как вы полагаете, почему Ярослава прозвали «Мудрым»? Насколько, по вашему мнению, это соответствует истине?

 

Московское государство

№3. «Хождение за три моря» (1958). 1-я серия.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме? Чем данные личности были известны?

2. Какие биографические данные сообщаются об Афанасии Никитине?

3. Какой, согласно фильму, была повседневность населения русских княжеств середины 15 века (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид, распорядок дня и проч.)?

4. Какие предметы, характерные для 15 столетия (хозяйственная утварь, мебель, одежда, детали архитектуры и проч.), показаны в фильме? Как они назывались и каковы были их функции? Опишите не менее 5 предметов.

5. Каковы были представления русских людей XV века об остальном мире? О каких странах и народах имелись сведения? О чем, по вашему мнению, это может свидетельствовать?

 

№4. «Иван Грозный» (1945). 1-я серия.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме?

2. Чем данные личности были известны? Какими они показаны в фильме (внешний вид, характер)? Насколько данные образы соответствуют вашим представлениям о них?

3. Какие планы внешних и внутренних государственных преобразований высказывает в фильме Иван Грозный? С решением каких проблем это было связано?

4. Каковы были взаимоотношения Руси во время царствования Ивана Грозного с другими государствами?

5. Почему, согласно фильму, Иван IV получил прозвище «Грозный»? А почему, по вашему мнению, за правителем закрепилось это прозвище?

6. Изменились ли ваши представления об Иване Грозном и его эпохе после просмотра фильма? Каким образом?

 

Российская империя

№5. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976).

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Каким в фильме показан Петр I (внешний вид, характер)? Каковы его отношения с подданными? Насколько данный образ правителя соответствует вашим представлениям о нем?

2. Какую роль Петр I отводил образованию своих подданных? В каких формах, согласно фильму, он внедрял европейскую образованность, и какие направления обучения являлись приоритетными?

3. Какие характерные для петровского периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (мероприятия, названия должностей, имена, профессии и т.д.).

4. Какой, согласно фильму, была повседневность различных социальных групп в петровскую эпоху (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

5. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

№6. «Демидовы» (1983). 2 серии.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме?

2. Чем данные личности были известны? Какими они показаны в фильме (внешний вид, характер)? Насколько данные образы соответствуют вашим представлениям о них?

3. Какие планы будущих государственных преобразований высказывает в фильме Петр I? Пользуясь знаниями, полученными в лекционном курсе, ответьте, какие из них сбылись?

4. Какими были условия жизни и труда у демидовских рабочих?

5. Какую роль в государстве играли Демидовы при Петре I? Как изменилось их положение после смерти Петра I?

 

№7. «Емельян Пугачев» (1978). 2 серии.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме?

2. Чем данные личности были известны? Какими они показаны в фильме (внешний вид, характер)? Насколько данные образы соответствуют вашим представлениям о них?

3. Какие биографические данные о Пугачеве сообщаются в фильме (его настоящее имя, происхождение, семья, прежняя жизнь до бунта)?

4. Какие слухи ходили в народе об императоре Петре III? Какие надежды возлагал на него народ? А какие обещания впоследствии давал народу Пугачев? Удалось ли ему их исполнить?

5. Какие социальные и национальные группы составляли войско Пугачева? Все ли его окружение верило в то, что он действительно законный император Петр III? Были ли у «подданных» Пугачева поводы к сомнению? Если да, то какие?

6. Как бы вы охарактеризовали феномен «пугачевщины»?

 

Вторая половина 20 века

№15. «Девчата» (1961).

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневная жизнь жителей сибирского лесного промышленного хозяйства в начале 1960-х гг. (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

2. Какие взаимоотношения были в рабочем коллективе? Как люди относились к труду? Все ли исправно выполняли свои обязанности? Насколько правдоподобной вам кажется представленная картина? Почему?

3. Много ли в поселке было семейных людей? Какие препятствия стояли на пути у желавших создать семью?

4. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

№16. «Королева бензоколонки» (1962).

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Как в фильме представлен образ «трудящегося человека» (на примере различных персонажей)?

2. Представители каких социальных слоев (либо профессий) встречаются в фильме? Какое отношение, согласно фильму, было к ним в обществе?

3. Как в фильме представлена повседневная жизнь людей начала 1960-х годов (одежда, внешний вид, еда, транспорт, язык, бытовые условия и проч.)?

4. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

№17. «Афоня» (1975).

Задание:

Просмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какой, согласно фильму, была повседневность советского человека 1960–1970-х гг. (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

2. Какие взаимоотношения были в рабочих коллективах? Как люди относились к труду? Все ли исправно выполняли свои обязанности?

3. Как осуществлялся общественный контроль за поведением людей? Как вы считаете, насколько допустимыми являлись подобные мероприятия?

4. Какие характерные для советского периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (аббревиатуры, названия должностей, имена, профессии и т.д.).

5. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

Раздел 3.

Задания для самостоятельной работы

№1. Репрессии 1920–1950-х гг. в истории моей семьи.

Задание:

Основываясь на документах, имеющихся в семейном архиве, рассказах родственников и информации из открытых баз данных напишите историческое сочинение о членах вашей семьи, подвергнутых репрессиям в указанный период.

Примерный план сочинения:

1. Соберите сведения о жизни человека, которому посвящено ваше сочинение, до того, как он был репрессирован (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; образование; профессия либо род деятельности; сведения о семье).

2. Когда, где и кем он был репрессирован? По какой статье? Какова была мера наказания?

3. Имеются ли в семье документы, относящиеся к данному периоду? Какие? О чем они свидетельствуют?

4. В какой мере он отбыл наказание? Какова была дальнейшая судьба репрессированного (место жительства, работа, семья)?

5. Сохранились ли в семье дополнительные сведения, воспоминания, относящиеся к данным событиям? Запишите их.

Дополнительные ресурсы:

1. Мемориал (https://www.memo.ru). Базы данных жертв политического террора.

№2. Вторая мировая война в истории моей семьи.

Задание:

Основываясь на документах, имеющихся в семейном архиве, и рассказах родственников, напишите историческое сочинение о ваших родственниках, принимавших участие во Второй Мировой войне.

Примерный план сочинения:

1. Соберите сведения о жизни человека, которому посвящено ваше сочинение, до начала войны (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; образование; профессия либо род деятельности; сведения о семье).

2. Когда и где он был призван в армию? Какие имел воинские звания и должности? В каких родах войск и воинских формирования служил? В каких битвах принимал участие?

3. Какие имел боевые награды? Когда их получил и за какие подвиги?

4. Имеются ли в семье документы, относящиеся к данному периоду? Какие? О чем они свидетельствуют?

5. Если не вернулся с войны, то когда, где и при каких обстоятельствах погиб/пропал без вести? Если вернулся, то какова была дальнейшая судьба этого человека (место жительства, работа, семья)?

6. Были ли среди ваших родственников работники тыла, жители блокадных и оккупированных территорий? Соберите сведения об их жизни во время войны.

7. Сохранились ли в семье дополнительные сведения, воспоминания о войне? Запишите их.

Дополнительные ресурсы:

1. Подвиг народа (http://podvignaroda.ru). База данных участников Второй мировой войны.

2. Мемориал (www.obd-memorial.ru). База данных о погибших во Второй мировой войне.

№3. Город в именах.

Задание:

1) выберите любой город России или стран – бывших республик СССР, 2) найдите на его карте 5 названий улиц (либо скверов, парков и проч. территориальных объектов), носящих имена различных исторических, общественных, политических, либо культурных деятелей, непосредственно связанных с данным городом, и 3) используя интернет-ресурсы, ответьте на следующие вопросы по каждому из 5 топонимов:

1. Название города.

2. Как называется улица и в честь кого она названа?

3. Как данный человек связан с городом?

4. В какой области/областях деятельности он был известен (политика, литература, медицина и проч.)?

5. Чем был известен данный человек? Опишите его заслуги и достижения.

6. Кто из этих людей был вам известен ранее? Откуда? О ком вы узнали впервые, выполняя данное задание?

ПРАКТИКУМ

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Новосибирск- 2019



Авторы–составители: Егоров С.О., Егорова О.С.

 

 

Практикум по истории России. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса НГМУ // Сост. к.и.д. Егоров С.О., Егорова О.С. - Новосибирск: Издательско-полиграфический центр НГМУ, 2019 - (___ с.)

 

Учебно-методическое пособие «Практикум по истории России» предназначено для студентов 1 курса всех факультетов НГМУ для семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История». Пособие содержит методические материалы в виде заданий, соответствующие требованиям ФГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины и формирующие общекультурные компетенции.

Практикум включает тексты исторических источников, список видеофильмов на историческую тематику, вопросы для самостоятельного анализа текстов и фильмов, а также практические задания, основанные на работе с общедоступными информационными базами данных.

Пособие позволит активизировать самостоятельную работу студентов, сформировать необходимые навыки и умения при работе с исторической литературой и подготовиться к зачету по истории. Выполнение данных заданий даст возможность обучающимся уяснить основные особенности политического и социального развития России и успешно подготовиться к зачету по дисциплине.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 395.