Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения
Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются:
‒ законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными);
‒ нормативные Указы Президента РФ;
‒ Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
‒ акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
‒ правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления;
‒ локальные нормативные акты.
Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:
1) федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы;
3) законы субъектов Российской Федерации.
Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права.
К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации.
Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регулированию социально-трудовых отношений. За годы реформ были приняты новые законы, такие как:
‒ Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
‒ Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
‒ Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
‒ ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;
‒ ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
‒ ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»;
‒ ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
‒ ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
‒ ФЗ «Об объединениях работодателей».
К числу законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в России, относятся и законы субъектов Российской Федерации.
Следующую ступень в иерархии нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий.
На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располагаются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России. В качестве примеров такого рода актов можно привести Постановления Правительства:
- «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»;
- «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» и многие другие.
Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба занятости РФ, а в недавнем прошлом - Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер.
В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.
Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений.
К числу локальных нормативных актов относятся правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр.
Субъекты трудового права
Субъекты трудового права - это участники трудовых и иных связанных с ними отношений.
Виды субъектов трудового права:
‒ Граждане (работники);
‒ Работодатели (предприятия, организации, учреждения);
‒ Представители работников и работодателей;
‒ Профсоюзные комитеты;
‒ Социальные партнеры;
‒ Органы службы занятости и трудоустройства;
‒ Органы по рассмотрению трудовых споров, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.
Правоспособность и дееспособность
Чтобы быть субъектом трудового права надо обладать трудовой правосубъектностью т.е. быть:
‒ правоспособным;
‒ дееспособным;
‒ диликтоспособным.
Трудовая правоспособность - это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обязанности.
Трудовая дееспособность - это способность своими действиями осуществлять трудовые права и трудовые обязанности.
Трудовая деликтоспособность - способность совершать правонарушения и нести за них юридическую ответственность.
Трудовая правосубъектность работника по общему правилу возникает с 16 лет. Это означает, что именно с 16 лет гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения, заключая трудовой договор. Из этого правила закон допускает исключения. В некоторых случаях трудовой договор может быть заключен и с гражданами, не достигшими 16 лет. Однако условия труда этой категории граждан устанавливаются специальными нормами законодательства. Правовое регулирование труда работников в возрасте до 18 лет также имеет свои особенности.
Работодатели - индивидуальные предприниматели и юридические лица - приобретают трудовую правосубъектность с момента их государственной регистрации.
Правоспособность - способность при определенных условиях владеть правами.
Дееспособность - способность совершать юридически значимые действия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 271.