Регистратура, ее функции. Формы записи на прием к врачу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регистратура – основное структурное подразделение по организации приема больных в поликлинике и на дому.

Задачи регистратуры:

- организация предварительной и неотложной записи больных на при­ем к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону

- обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населе­ния с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи

- проведение своевременного подбора и доставки медицинской доку­ментации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники

Организация работы регистратуры:

- работа регистратуры должна строиться по централизованной системе, исходить из участково-территориального принципа обслуживания населе­ния и бригадного метода работы врачей поликлиники

- работой регистрату­ры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом глав­ного врача поликлиники

- правильная организация приема больных возложена на медицинского регистратора, который первый встречает больного, беседу­ет с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в органи­зации приема; медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных

- управление сложным потоком больных обеспечивается внедрением прогрессивных форм организа­ции труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок

- рациональная организация приема призвана сократить время ожида­ния больных на прием к врачам, от нее зависит ритмичность работы всех подразделений поликлиники, обеспечение наиболее оптимального распределения потоков посетителей, уменьшение затрат времени больных на посещение поликлиники

Организация записи пациентов:

а) на прием к врачу – в настоящее время предусмотрено 3 метода организации записи посетителей на прием к врачу:

       1) талонная система - поток первично обративших­ся больных проходит через участковых регистраторов; посетители предва­рительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фа­милии врача, номера кабинета и времени явки на прием

2) самозапись - посетители сами в специальные листы вписывают свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема, для чего в холле поликлиники оборудуются столики с папками листов самоза­писи на 5 дней вперед; дежурный регистратор дает необходимые устные справки, в отдельных случаях помогает посетителям записаться на прием к врачу; заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохранилища, которые по ним подбирают медицинские карты амбулаторных больных; перед приемом медицинская сестра кабине­та берет из картохранилища подобранные медицинские карты и лист само­записи, по окончании приема медицинская сестра кабинета возвращает карты в регистратуру, а лист самозаписи - в кабинет медицинской статис­тики; при необходимости срочного приема больного регистратор направ­ляет его к соответствующему специалисту или в кабинет доврачебного приема, одновременно он заказывает в картохранилище нужную карту, которая сразу же доставляется в кабинет врача.

3) комбинированный метод - в лист самозаписи записываются только первичные больные; за 15-20 мин до начала приема врача больной получает в регистратуре заранее заготовленный талон и идет к кабинету врача, где будет принят в соответствии с указанным в талоне временем; при такой системе регистратор всегда знает, сколько человек не явилось на прием к врачу, и имеет право по истечении определенного времени вы­дать талоны другим больным, желающим попасть на прием к врачу в это время; повторным больным врач выдает специальную «фишку» с указани­ем даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на та­лон формы №025-4/у; при посещении больных на дому, если врач опреде­лил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу же выда­ет больному талон формы №025-4/у с указанием даты, времени приема и номера очереди.

Внедрение комбинированного метода записи позволяет решить следу­ющие задачи:

- разделить поток первичных и повторных больных

- точно учитывать и контролировать нагрузку врача

- использовать талоны неявившихся больных для выдачи больным, нуждающимся в приеме врача вдень обращения

- уменьшить время ожидания больными приема врача.

б) для вызова рвача на дом – производится очно и по телефо­ну; принимаемые от населения вызовы регистратор заносит в книгу запи­сей вызовов врача на дом, в которой помимо паспортных данных, указыва­ют основные жалобы больного или просьбу о вызове того или иного специ­алиста. Эти книги ведутся по каждому терапевтическому участку, а также отдельно для врачей «узких» специальностей отдельно.

За каждым регистратором закрепляется 9-10 определенных врачеб­ных участков, что составляет, как правило, одно терапевтическое отделе­ние. Это позволяет регистратору лучше знать соответствующий раздел картотеки, что повышает не только эффективность его труда, но также и ответственность за свой участок работы.

Над рабочим местом каждого участкового регистратора должны быть помещены надписи с указанием номера терапевтического отделения и пе­речислением названия улиц и номеров домов, которые обслуживаются ре­гистратором, а также с указанием фамилий участковых врачей отделений и работающих вместе с ними «узких» специалистов; иногда описание работы врачей всех специальностей помещается отдельно в вестибюле по­ликлиники.

Целесообразно организовать более подробную «немую справку»: расписание работы врачей всех специальностей с указанием ча­сов приема на все дни недели, номеров кабинетов врачебных участков с входящими в них улицами и домами и распределение их между бригадами. Четкая информация должна быть и о правилах вызова врачей на дом, о по­рядке предварительной записи на прием к врачам с учетом системы само­записи. В регистратуре должны быть табло, позволяющие пациентам получить исчерпывающие сведения о режиме работы всех подразделений поликли­ники: время и место приема населения главным врачом и его заместителя­ми; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказы­вающих экстренную специализированную помощь населению в воскрес­ные дни, поэтажный указатель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом и вызова дежурных врачей в дневное и вечернее вре­мя, часы и объем работа кабинетов доврачебного приема, правила подго­товки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови и т.д.).

Основные принципы хранения медицинской документации в регистратуре поликлиники.

1) расстановка амбулаторных карт в стеллажах по участкам, а внутри них – по улицам, домам и квартирам – позволяет организовать быстрое обслуживание больных, обратившихся в регистратуру

2) маркировка амбулаторных карт разными цветами в зависимости от терапевтического участка

3) номерная система хранения медицинских карт - каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории (как резерв следует добавить приблизительно 100 номеров из расчета воз­можного роста населения), при этом поиск одной карты сокращается до нескольких секунд

Для использования медицинской и общей документации в практичес­кой и научной работе в поликлинике должен быть создан медицинский ар­хив, где производится прием, учет, классификация, хра­нение и выдача документальных материалов как персоналу поликлиники, так и больным в случае изменения их места жительства или запросов различных организаций. В архиве хранятся вся документация о работе по­ликлиники, в том числе приказы по поликлинике, годовые отчеты, личные дела уволенных, а также вся медицинская документация (в основном меди­цинские карты амбулаторных больных). Медицинские карты амбулатор­ных больных поступают в архив из регистратуры в том случае, если боль­ной в течение 3 лет не обращался в поликлинику. Кроме того, в действую­щий архив можно передавать «утолщенные» и принявшие небрежный вид

медицинские карты, после того как взамен их будут заведены новые с выкопировкой из старых карт уточненных диагнозов и краткого эпикриза.

При оформлении медицинских документов (справок, направлений и др.) регистраторы имеют право задерживать неправильно выданные и неверно оформлен­ные документы и передавать их для выяснения администрации. Вместе с тем, они несут ответственность за документы, наряду с лицами, выдавши­ми документ. Особого внимания требует оформление ЛН (больничных листов). Бланки ЛН, выданные вра­чами, регистрируются в «Книге регистрации ЛН».

66. Отделение профилактики, его структура и организация работы. 71. Диспансеризация населения, её содержание и медико-социальное значение. 72. Показатели оценки организации и эффективности диспансеризации. 73. Диспансеры, их виды, основные функции.

Отличительная особенность медицинской помощи, оказываемой в поликлиниках, - органическое сочетание лечебной и профилактической работы в деятельности всех врачей этого учреждения.

3 основных направления в профилактической врача:

а) санитарно-просветительная работа - при общении с каждым больным ему должны разъясняться принципы ЗОЖ и режима по конкретному заболеванию, основы рационального и лечебного питания, вред курения и злоупотребления алкоголем и другие санитарно-гигиенические аспекты; также врач проводит лекции в поликлинике и на предприятиях, выпускает санитарные бюллетени и другие информационные материалы и прочее.

б) прививочная работа - осуществляется под руководством врачей-иммунологов инфекционистами и участковыми терапевтами поликлиники (в последние годы остро встала необходимость поголовной вакцинации взрослого населения против дифтерии)

в) диспансеризация (диспансерный метод) – это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, направленный на укрепление здоровья и повышение трудоспособности, обеспечение правильного физического развития и предупреждение заболеваний путем проведения комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. В диспансерном методе работы ЛПУ наиболее полно выражается профилактическая направленность ЗО.

Контингенты, подлежащие диспансеризации, включают как здоровых, так и больных людей.

1-ая группа (здоровые) включает:

- лица, которые в силу своих физиологических особенностей требуют систематического наблюдения за состоянием здоровья (дети, подростки, беременные женщины);

- лица, испытывающие воздействие неблагоприятных факторов производственной среды;

- декретированные контингенты (пищевики, работники коммунальной службы, работники общественного и пассажирского транспорта, персонал детских и лечебно-профилактических учреждений и др.);

- спецконтингенты ( лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС);

- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним контингенты.

Диспансеризация здоровых имеет целью сохранение здоровья и трудоспособности, выявление факторов риска развития заболеваний и их устранение, предупреждение возникновения заболеваний и травм путем осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.

2-ая группа (больные) включает:

- больные хроническими заболеваниями;

- реконвалесценты после некоторых острых заболеваний;

- больные с врожденными (генетическими) заболеваниями и пороками развития.

Диспансеризация больных предусматривает раннее выявление заболеваний и устранение причин, способствующих их возникновению; предупреждение обострений, рецидивов, осложнений; сохранение трудоспособности и активного долголетия; снижение заболеваемости, инвалидности и смертности путем оказания всесторонней квалифицированной лечебной помощи, проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Задачи диспансеризации:

- выявление лиц с факторами риска и больных на ранних стадиях заболеваний путем проведения ежегодных профилактических осмотров обязательных контингентов и по возможности других групп населения

- активное наблюдение и оздоровление больных и лиц с факторами риска

- обследование, лечение и реабилитация больных по обращаемости, динамическое наблюдение за ними

- создание автоматизированных информационных систем и банков данных по диспансерному учету населения.

Этапы диспансеризации:

1ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.

а) учет населения по участкам путем проведения переписи средним медицинским работником

б) обследование населения с целью оценки состояния здоровья, выявления факторов риска, раннего выявления больных.

Выявление больных осуществляется при профилактических осмотрах населения, при обращении больных за медицинской помощью в ЛПУ и на дому, при активных вызовах к врачу, а также при проведении специальных обследований по поводу контактов с инфекционным больным.

Различают 3 вида профилактических осмотров:

1) предварительный - проводится лицам, поступающим на работу или учебу с целью определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих выбранной ими работе и выявления заболеваний, которые могут явиться противопоказаниями для работы в данной профессии.

2) периодический - проводится лицам в плановом порядке в установленные сроки определенным группам населения и при текущей обращаемости за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.

К контингентам, подлежащим обязательным периодическим осмотрам, относятся:

- рабочие промышленных предприятий с вредными и опасными условиями труда;

- работники ведущих профессий сельскохозяйственного производства;

- декретированные контингенты;

- дети и подростки, юноши допризывного возраста;

- учащиеся ПТУ, техникумов, студенты ВУЗов;

- беременные женщины;

- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним контингенты;

- лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы.

В отношении остального населения врач должен использовать каждую явку пациента в медицинское учреждения для проведения профилактического осмотра.

3) целевой - проводится для раннего выявления больных отдельными заболеваниями (туберкулезом, злокачественными новообразованиями и т.д.)

Основными формами профилактических осмотров являются

а. индивидуальные - проводятся:

- по обращаемости населения в ЛПУ (за справкой, с целью оформления санаторно-курортной карты, в связи с заболеванием);

- при активном вызове лиц, обслуживаемых поликлиникой, для диспансерного осмотра в поликлинику;

- при посещении врачами больных хроническими заболеваниями на дому;

- среди лиц, находящихся на лечении в стационаре;

- при обследовании лиц, находившихся в контакте с инфекционным больным.

Это основная форма медицинских осмотров неорганизованного населения.

б. массовые - проводятся, как правило, среди организованных групп населения: детей детских дошкольных и школьных учреждений, юношей допризывного возраста, учащихся средних специальных заведений и студентов ВУЗов, рабочих и служащих предприятий, учреждений. Массовые профилактические осмотры, как правило, носят комплексный характер и объединяют периодические и целевые.

Осмотры организованных коллективов проводятся на основе согласованных планов-графиков и регламентируются соответствующими приказами Министерства здравоохранения.

Данные медицинских осмотров и результаты проведенных обследований заносятся в учетную медицинскую документацию («Медицинскую карту амбулаторного больного», «Индивидуальную карту беременной и родильницы», «Историю развития ребенка»).

По результатам осмотра дается заключение о состоянии здоровья и определяется группа наблюдения:

а) группа «здоровые» (Д1) – это лица, которые не предъявляют жалоб и у которых в анамнезе и при осмотре не выявлены отклонения в состоянии здоровья.

б) группа «практические здоровые» (Д2) – лица, имеющие в анамнезе хронические заболевания без обострений в течение нескольких лет, лица с пограничными состояниями и факторами риска, часто и длительно болеющие, реконвалесценты после острых заболеваний.

в) группа «хронические больные» (Д3):

- лица с компенсированным течением заболевания с редкими обострениями, непродолжительной потерей трудоспособности, не препятствующего выполнению обычной трудовой деятельности;

- больные с субкомпенсированным течением заболевания, у которых отмечаются частые ежегодные обострения, продолжительная потеря трудоспособности и ее ограничение;

- больные с декомпенсированным течением заболевания, имеющие устойчивые патологические изменения, необратимые процессы, ведущие к стойкой утрате трудоспособности и инвалидности.

При выявлении заболевания у осматриваемого врач заполняет статистический талон (ф.025/2-у); делает записи о состоянии здоровья в медицинской карте амбулаторного больного (ф.025/у). Лица, отнесенные к третьей группе здоровья берутся на диспансерный учет участковым врачом или врачом-специалистом. При взятии больного на диспансерный учет на больного заводится контрольная карта диспансерного наблюдения (ф.030/у), которая хранится у врача, осуществляющего диспансерное наблюдение за больным. В контрольной карте указываются: фамилия врача, дата взятия на учет и снятия с учета, причина снятия, заболевание, по поводу которого взят под диспансерное наблюдение, номер амбулаторной карты больного, его фамилия, имя, отчество, возраст, пол, адрес, место работы, посещаемость врача, записи об изменениях первоначального диагноза, сопутствующих заболеваниях, комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

Проведение профилактического осмотра без последующих лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий не имеет смысла. Поэтому на каждого диспансеризуемого составляется план диспансерного наблюдения, который отмечается в контрольной карте диспансерного наблюдения и в медицинской карте амбулаторного больного.

2ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Динамическое наблюдение за диспансеризуемым проводится дифференцированно по группам здоровья:

а) наблюдение за здоровыми (1 группа) - осуществляется в виде периодических медицинских осмотров. Обязательные контингенты населения проходят ежегодные осмотры по плану в установленные сроки. В отношении остальных контингентов врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение. В отношении этой группы населения проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний, укрепления здоровья, улучшение условий труда и быта, а также пропаганда ЗОЖ.

б) наблюдение за лицами, отнесенными ко 2 группе (практически здоровые) имеет целью устранение или уменьшение факторов риска развития заболеваний, коррекцию гигиенического поведения, повышение компенсаторных возможностей и резистентности организма. Наблюдение за больными, перенесшими острые заболевания, имеет целью предупреждение развития осложнений и хронизации процесса. Частота и длительность наблюдения зависят от нозологической формы, характера процесса, возможных последствий (после острой ангины длительность диспансеризации составляет 1 месяц). Диспансерному наблюдению у врача-терапевта подлежат больные с острыми заболеваниями, имеющими высокий риск хронизации и развития тяжелых осложнений: острая пневмония, острая ангина, инфекционный гепатит, острый гломерулонефрит и другие.

в) наблюдение за лицами, отнесенными к 3 группе (хронические больные) - осуществляется на основе плана лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает число диспансерных явок к врачу; консультации врачей специалистов; диагностические исследования; медикаментозное и противорецидивное лечение; физиотерапевтические процедуры; лечебную физкультуру; диетическое питание, санаторно-курортное лечение; санацию очагов инфекции; плановую госпитализацию; реабилитационные мероприятия; рациональное трудоустройство и т.д.

Диспансерную группу больных хроническими заболеваниями, подлежащих диспансерному наблюдению врачами-терапевтами составляют больные со следующими заболеваниями: хронический бронхит, бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого, гипертоническая болезнь, НЦД, ИБС, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронический гастрит с секреторной недостаточностью, хронический гепатит, цирроз печени, хронический холецистит и ЖКБ, хронический колит и энтероколит, неспецифический язвенный колит, мочекаменная болезнь, хронический гломерулонефрит, хронический пиелонефрит, остеоартроз, ревматизм, ревматоидный артрит, часто и длительно болеющие. При наличии в поликлинике врачей узких специальностей профильные больные в зависимости от возраста и стадии компенсации могут находиться под диспансерным наблюдением у этих специалистов.

Группу диспансерных больных, подлежащих диспансерному наблюдению врачом-хирургом, составляют больные с флебитом и тромбофлебитом, варикозным расширением вен нижних конечностей, пострезекционные синдромы, хроническим остеомиелитом, эндартериитом, трофическими язвами и т.д.

В ходе динамического наблюдения намеченные мероприятия в течение года выполняются, корректируются, дополняются. В конце года на каждого диспансеризуемого заполняется этапный эпикриз, который отражает следующие моменты: исходное состояние больного; проведенные лечебно-оздоровительные мероприятия; динамика течения заболевания; итоговая оценка состояния здоровья (улучшение, ухудшение, без изменений). Эпикриз просматривается и подписывается заведующим отделением. Во многих ЛПУ для удобства используются специальные бланки типа «план-эпикриз диспансерного наблюдения», которые вклеиваются в медицинскую карту и позволяют значительно сократить затраты время на оформление документации.

3ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в ЛПУ, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию.

Проведение диспансеризации населения регламентируется следующими документами:

1. Приказ МЗ РБ №10 от 10.01.94 г. «Об обязательных медицинских осмотрах работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда» (приложение 1).

2. Приказ МЗ РБ №159 от 20.10.95 г. «О разработке программ интегрированной профилактики и совершенствовании метода диспансеризации» (приложение 2).

3. Приказ МЗ РБ №159 от 27.06.97 г. «О выполнении программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний (СИНДИ) в Республике Беларусь».

Статистический анализ диспансерной работы проводится на основе расчета трех групп показателей:

- показателей, характеризующих организацию и объем диспансеризации;

- показателей качества диспансеризации (активности врачебного наблюдения);

- показателей эффективности диспансеризации.

а) показатели объема диспансеризации

1. Охват диспансерным наблюдением больных данной нозологической формой:

2. Структура больных, состоящих на диспансерном учете:

б) показатели качества диспансеризации

1. Своевременность охвата диспансерным наблюдением вновь выявленных больных:

2. Активность выполнения явок к врачу:

3. Процент госпитализированных диспансерных больных:

Аналогично рассчитывается активность выполнения других лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий среди диспансеризуемых (диетпитание, санаторно-курортное лечение, противорецидивное лечение и т.д.)

в) показатели эффективности диспансеризации

1. Изменения в состоянии здоровья диспансеризуемых (с улучшением, с ухудшением, без изменений)

2. Удельный вес больных, имевших обострение заболевания, по поводу которого осуществляется диспансерное наблюдение.

3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности диспансеризуемых (в случаях и днях):

4. Первичная инвалидность среди диспансеризуемых:

5. Летальность диспансеризуемых:

Анализ диспансерной работы проводится в конце года по участкам, по отделениям и по учреждению в целом дифференцированно по характеру патологии, показатели оцениваются их в динамике по сравнению с аналогичными показателями за другие годы.

 

Диспансер (англ. распределять, опекать) - это основное специализированное учреждение, которое обеспечивает лечебно-профилактическую помощь больным определенного профиля и является организационно-методическим центром по вопросам борьбы с определенными болезнями на конкретной территории; это самостоятельное учреждение ЗО имеющее права юридического лица, печать, счет, устав, правила внутреннего распорядка. Руководит диспансером главный врач, штаты зависят от количества обслуживаемого населения, уровня заболеваемости, эпидемической обстановки. Работа строится по территориальному принципу.

Задачи диспансера и их роль в повышении качества специализированной помощи:

- оказание квалифицированной , специализированной лечебно-консультативной и диагностической помощи

- осуществление диспансеризации больных и организация диспансерного наблюдения за ними в лечебных учреждениях

- организационно-методическое руководство деятельностью территориальных медучреждений общелечебной сети

- осуществление учета больных, анализ заболеваемости, инвалидности, смертности, ведение регистрации больных, разработка профилактических и организационных мероприятий

- организация и проведение семинаров, конференций с целью повышения уровня знаний по соответствующей патологии

- проведение массовых профилактических медицинских осмотров

- внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики в ЛПО

- распространение знаний среди населения, гигиеническое обучение и воспитание.

Диспансером также оказывается социальная помощь больным (решение вопросов о трудоустройстве, опека над недееспособными больными, решение жилищных вопросов и др.)

Структура диспансера:

1. Амбулаторно-поликлиническое отделение (ведет специализированный амбулаторный прием)

2. Диагностическое отделение (лаборатории, кабинет радиоизотопной диагностики, кабинет лучевой диагностики и др.)

3. Стационар

4. Организационно-методический отдел

Виды диспансеров по профилю (количество в РБ указано на 1997 г.):

- кожно-венерологические диспансеры – 35

- противотуберкулезные диспансеры – 30

- психоневрологические диспансеры – 14

- онкологические диспансеры – 11

- наркологические диспансеры – 10

- эндокринологические диспансеры – 5

- сердечно-сосудистые диспансеры – 5

- специализированные диспансеры для пострадавших на ЧАЭС – 2

Всего в РБ на 1997 г. насчитывалось 113 диспансеров.

По локализации диспансеры могут быть республиканские, областные, городские, межрайонные.

Взаимосвязь в работе диспансера и поликлиники: поликлиника по показаниям направляет больных в диспансеры соответствующего профиля для осуществления лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; диспансер передает в поликлинику документацию об обследованных и пролеченных больных, осуществляет организационно-методическое руководство работы поликлиник по своему профилю, проводит семинары, конференции и др. для повышения общего уровня знаний врачей по конкретной патологии, внедряет новые методы диагностики и лечения и др.

 

68. Врач общей практики, функции, содержание работы, особенности ВТЭ.

Врач общей практики (ВОП) - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности "лечебное дело", прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ.

ВОП работает в территориальной системе ПСМП, являясь ее представителем, осуществляет широкий диапазон интегрированных услуг ЗО, обеспечивает повышение доступности и приближение медицинской помощи к месту проживания обслуживаемого населения, способствует улучшению ее качества и объема, а также более рациональному и эффективному использованию финансовых, материальных и кадровых ресурсов. ВОП – основа национального ЗО.

Создание службы общепрактического врача позволит:

- расширить формы организации оказания медицинской помощи населению

- обеспечить конституционное право граждан на выбор врача общей практики

- эффективно и экономно использовать медицинские кадры и материальные ресурсы

- расширить объем медицинской помощи на догоспитальном этапе

- увеличить качество оказания медицинской помощи

Основная задача ВОП – самостоятельное решение большинства проблем, касающихся здоровья обслуживаемого населения, направленных на его сохранение и укрепление; кроме этого в задачи ВОП входят:

- профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов

- оказание экстренной и неотложной медицинской помощи

- выполнение медицинских манипуляций

- организационная работа

Функциональные обязанности (виды деятельности) ВОП:

- проведение санитарно-просветительской работы

- проведение профилактической работы по раннему выявлению скрытых заболеваний, устранению факторов риска

- динамическое наблюдение за состоянием здоровья своих пациентов

- внебольничная диагностика заболеваний

- своевременная госпитализация больных

- проведение лечебных и реабилитационных мероприятий

- экспертиза временной нетрудоспособности

- организация медико-социальной помощи

- оказание консультативной помощи по вопросам семьи

Амбулатория общей практики (АОП) – ЛПО, деятельность которого направлена на проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных; диспансеризацию здоровых и больных, оказание квалифицированной медицинской помощи населению; просвещение по наиболее важным проблемам ЗО; пропаганду и стимулирование ЗОЖ; содействие обеспечению населения основными лекарственными средствами.

АОП является самостоятельным учреждением и организуется в установленном порядке в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах для оказания ПСМП населению, проживающему в районе ее деятельности, по участково-территориальному принципу и прикрепленным сотрудникам предприятий, учреждений и организаций.

Структура АОП: 1) регистратура; 2) кабинеты врачей; 3) кабинеты функциональной диагностики и для проведения функциональных исследований; 4) кабинеты для лабораторий; 5) физиотерапевтический кабинет; 6) стоматологический кабинет; 7) дневной стационар; 8) аптечный киоск.

Организация работы АОП: см. виды деятельности ВОП.

Основные нормативы:

- 1 ВОП на 1300 населения

- 2 медицинских сестры на 1 ВОП

- 4 посещения в час на амбулаторном приеме, 1,5 посещения в час на дому.

Финансирование АОП осуществляется за счет местного (районного) бюджета.

Городская больница, задачи, структура, организация работы. 75. Классификация больничных организаций. 77. Учетные документы, стационара, порядок заполнения и хранения. 79. Показатели коечного фонда, значение, оценка.     78. Качественные показатели работы стационара.

Стационарная помощь в РБ оказывается в стационарных отделениях больниц, специализированных стационарах, специальных диспансерах. В стационарах оказывается помощь при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, в ряде случаев – оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения.

Больничные учреждения дифференцируются по

а) административно-территориальному положению: республиканские, областные, городские, районные, участковые;

б) по профилю: многопрофильные и специализированные;

в) по системе организации: объединенные и необъединенные с поликлиниками;

г) по объему деятельности: различной категорийности в зависимости от количества коек.

Задачи больниц:

- оказание высококвалифицированной и специализированной лечебной помощи на основе новейших достижений медицинской науки и практики

- применение для обследования больного и установления диагноза методов и средств, недоступных в условиях поликлиники

- повышение качества лечебно-профилактического обслуживания населения

- проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов с целью повышения их санитарной культуры

- внедрение в практику обслуживания современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Структура стационара:

1. управление - главный врач, заместители главного врача, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия и др.

2. лечебные отделения

3. административно-хозяйственная часть.

Управление больницей осуществляет главный врач, который организует работу учреждения в соответствии с Положением о нем, приказами и инструкциями органов управления здравоохранением и руководствуется действующим законодательством. Он отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную деятельность учреждения.

Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы больницы. Он руководит деятельностью заведующих отделениями и врачей, контролирует качество диагностики, лечения, питания и ухода за больными, с этой целью регулярно проводит обходы, проверяет истории болезни (качество их ведения, правильность и своевременность врачебных назначений и применяемых методов лечения). Особое внимание обращается на своевременность госпитализации, анализ случаев расхождений диагнозов, анализирует отдаленные результаты лечения. Заместитель главного врача обеспечивает проведение мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала, разрабатывает план конференций и занятий с врачами и контролирует выполнение его. Он ответственен за правильную постановку медицинского учета и отчетности, составляет отчеты.

Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медицинской сестры, сестры-хозяйки

Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения, несет полную ответственность за качество лечения – организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных, систематически контролирует работу ординаторов. Он проводит обход больных совместно с ординатором, проверяет правильность диагностики, обоснованность назначенных исследований и методов лечения, выписывает больных из отделения, визирует документы, эпикризы, составляет медицинские отчеты и анализирует эффективность работы отделения.

Врачи-ординаторы осуществляют лечение больных в стационаре, на одну должность в среднем приходится 25 коек.

Больной поступает в стационар:

- по направлению врача поликлиники. В направлении указывается наименование лечебного учреждения, Ф.И.О., дата рождения пациента, краткий анамнез, основной и сопутствующий диагноз; результаты лабораторного обследования, основные симптомы заболевания, вносится информация об аллергических проявлениях у пациента. Штамп учреждения, подпись врача разборчиво, дата.

- по направлению врача скорой помощи – сопроводительный лист скорой помощи ф.114/у

- самотеком

- переводом из другой больницы

Показатели деятельности стационара:

а) характеристика стационарного обслуживания

1) обеспеченность населения больничными койками

 

Рассчитывается на уровне конкретной территории (район, город, область, республика). Вычисляется по всем профилям коек (терапевтические, хирургические, педиатрические, инфекционные и т.д.)

2) структура коечного фонда

Рассчитывается на территориальном уровне и по больнице.

3) уровень госпитализированного населения (число госпитализированных на тысячу жителей) - показатель территориального уровня, характеризующий доступность стационарной помощи; вычисляется по профилям коек, отдельно для взрослых и детей

б) показатели использования коечного фонда

1) среднегодовая занятость койки в году (среднее число дней работы койки в году)

Вычисляется в целом по стационару и по отделениям. Средняя занятость койки в году для городских больниц 340 дней (без инфекционных и родильных), для сельских больниц - 310 дней. Меньший показатель свидетельствует о недогруженности коечного фонда (простое коек), более высокие значения показателя говорят о перегрузке стационара.

2) средняя длительность пребывания больного на койке (средняя длительность одной госпитализации)

Число пользованных больных = сумма поступивших в стационар, выбывших и умерших, деленная на 2.

Вычисляется по стационару и по отделениям, зависит от состава отделений в стационаре и профиля коек. При оценке деятельности стационара по этому показателю следует сравнивать одноименные показатели. Значение средней длительности пребывания больного на койке связаны с тяжестью заболевания, качества доклинической подготовки больного, своевременности госпитализации, качества диагностики и лечения в стационаре.

3) оборот койки (функция больничной койки) - среднее число больных, лечившихся в течение года на одной койке.

Рассчитывается по стационару и по отделениям, зависит от средней длительности пребывания больного на койке, времени простоя койки, загруженности стационара.

4) больничная летальность

Зависит от качества медицинского обслуживания в стационаре, состава больных по заболеваниям, полу, возрасту, тяжести заболевания, своевременности госпитализации.

в) качество медицинского обслуживания в стационаре

1) состав больных, лечившихся в стационаре

2) средняя длительность лечения больного в стационаре:

На его величину оказывает влияние факторы, не зависящие (пол, возраст, тяжесть заболевания, сроки поступления в стационар) и зависящие от работы стационара (сроки обследования больного в стационаре, своевременность постановки диагноза, эффективность применяемого лечения, возникновение осложнений)

3) летальность при отдельных заболеваниях

На величину данного заболевания влияет возраст больного, тяжесть заболевания, наличие сопутствующих заболеваний и осложнений, своевременность госпитализации, качество лечения, эффективность лечения.

4) досуточная летальность - летальность госпитализированных в течение первых суток с момента поступления больного в стационар

Зависит как от качества оказания догоспитальной помощи населению, так и от состояния интенсивной терапии в стационаре.

5) структура умерших в стационаре

6) показатель совпадения клинических и патологоанатомических диагнозов (вычисляется по данным патологоанатомического отделения)

г) хирургическая работа стационара

1) хирургическая активность

Число выбывших больных - сумма выписанных и умерших. Показатель зависит от профиля отделений в составе стационара, а также от удельного веса коек хирургического профиля.

2) летальность оперированных больных (послеоперационная летальность)

3) структура оперативных вмешательств

4) частота послеоперационных осложнений

Важнейшая характеристика качества оперативного лечения больных

д) экстренная хирургическая помощь в стационаре

1) поздняя доставка больных в стационаре

Зависит от своевременности обращения больного и качества работы скорой медицинской помощи.

2) структура больных, доставленных по экстренным показаниям

3) удельный вес оперированных больных по экстренным показаниям

4) летальность больных, доставленных по экстренным показаниям

При своевременной доставке отражает качество оказания экстренной хирургической помощи.

Показатели обеспеченности стационарной помощью - это в первую очередь обеспеченность населения больничными койками, уровень госпитализации, показатели использования коечного фонда.

Основная учетная и отчетная документация стационара:

1. история болезни (медицинская карта стационарного больного)2. журнал приемов больных и отказов в госпитализации3. журнал для записи оперативных вмешательств4. листок ежедневного учета больных и коечного фонда в отделении5. карта выбывшего из стационара (ф.066/у)6. книга патологоанатомических вскрытий7. лист назначений8. температурный лист9. порционное требования10. отчет о деятельности стационара (форма 14)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 503.