Начальный этап работы над растормаживанием речи.
Важно создание ситуаций, вызывающих у больного потребность говорить с первых дней заболевания (спокойный тон, ласково-приветливое выражение глаз и лица, интонационно-мелодическая речь – это общие подходы).
Материал: пословицы, поговорки, ассоциации, устойчивые выражения, крылатые слова, словарь-хобби.
Больному можно предложить договаривание хорошо упроченных форм речи. Например, ассоциация: «Зимой на землю падает белый, пушистый … (снег)». Больной договаривает последнее слово и ему дается понять, что он умеет говорить.
При первичном растормаживании речи используется:
сопряженная речь,
сопряжено-отраженная речи,
отраженная речь,
повторения (на повторения нельзя долго задерживаться),
пение песен (индивидуальные предпочтения больного), но необходимо прежде, чем перевести больного на пение песен задать ему вопросы по тексту песни (песня «Катюша).
Логопед может сам подобрать репертуар, т.к. больные могут быть разными своим вокальным данным.
В.В. Оппель предлагала схему диалога логопеда с больным:
1) повторить готовую формулу ответа (Как Вы себя чувствуете? Вы себя чувствуете хорошо?);
2) подсказывать больному один или два слога каждого слова (Я чу… се… хо…), а затем прибегать к усложнениям;
3) спонтанный ответ больного на вопрос с выбором одного слова (Вы себя чувствуете …?);
4) спонтанный ответ больного на вопрос (Как Вы себя чувствуете сегодня: хорошо или плохо? – Да, не важно.)
Особое внимание уделяется работе над спряжением и склонением в контексте. В процессе спряжения и склонения слова больной учится понимать слово в различных контекстных выражениях (рука – руки, рукой – руками). Фраза строится таким образом, чтобы больной мог использовать ее в нужной для логопеда форме.
Основной этап.
Далее начинается работа с более сложной формой растормаживания – предложения.
Приемы работы:
Важна активная вербализация собственных действий (оречевление). Логопед: «Встаньте, пожалуйста. Что Вы сделали?». Больной: «Я встал» (Они встали).
По аналогии идет работа над спряжением и склонением. Используются задания на противопоставления, однокоренные слова, используется ситуативная и категориальная связь (Играть. С чем можно играть? Кто играет? (игрок).
Важно грамотное взаимодействие логопеда с больным, так для больного такое взаимодействие напряженная и сознательная работа, но он должен воспринимать такое взаимодействие как увлекательную беседу. Логопед должен говорить вежливо, используя выражения: «Найдите, пожалуйста, …; Возьмите, пожалуйста,…; Покажите, пожалуйста,…». Такая работа проводится при моторной афазии.
При сенсорной афазии больной не понимает обращенную речь.
Важно научить больного молча слушать логопеда. Больной при сенсорной афазии без умолка говорить. Чтобы затормозить непродуктивную речь больного используется следующий прием: логопед берет руку больного и нащупывает пульс и в это время начинает задавать вопросы больному.
Следующим этапом в работе с больным с сенсорной афазией является формирование навыка слышать логопеда (Покажите…). Поиск островка сознания является точкой опоры с которого начинается работа. К сохранному слову подбираются ассоциации.
Оппель В.В. считала, что больные с сенсорной афазией лучше понимаю предложения, чем слова. Коррекция фонематического анализа у больных с сенсорной афазией проводится с использованием предложений (Хозяйка купила на рынке репчатый ..ук. После грозы у дерева обломился ..ук). Данный подход был разработан Оппель В.В. Таким образом, автор определила, что предложение лучше воспринимается чем слово, слово лучше воспринимается, чем слог и слог лучше, чем звук.
Цветкова Любовь Семеновна
Методика восстановительного обучения речи при афферентной моторной афазии
Этап работы.
Задача: восстановить нарушенную речь и артикуляцию.
Методики: растормаживание, упорядочивание форм речи с опорой на значения.
Методы: интонация.
Процедура: Больному произносятся четко интонированные предложения и он должен найти картинку в соответствии с интонацией. Идет работа над интонированием. Больной связывает картинку с интонированием, отстукивая ритм.
Больному ритмично читают простые известные стихи, фразы из песни. Активно используется эмоциональное чтение насыщенных событиями рассказов.
Применяются невербальные методы работы:
1) классификация предметов по заданному признаку,
2) метод рисования по заданному признаку (нарисуй помидор),
3) классификация картинок.
Методики: «Четвертый лишний», «Целое и части», Игры 6 домино, лото, шахматы, карты (с целью вызвать какие-то выражения).
Параллельно с невербальными методами работы используются вербальные:
1) проговаривание атоматизированных рядов (счет): сопряженно, сопряженно-отраженно., чтение стихотворений;
2) метод диалога (особенность: материал подбирается с учетом частотной лексики, грамматика простая);
3) метод беседы (говорить можно о работе, о доме, речь автоматизируется);
4) цифровой метод (называние чисел, цифр в процессе действий с ними: разложи и назови цифры от 1 до 5: сопряженно, сопряжено-отраженно, отраженно)
Этап работы.
Цель: восстановить умение произносить отдельные слова
Метод: смысло-слуховой (переключение)
Процедура:
1) Перед больным раскладываются картинки, изображающие 1 предмет или действие, входящее в различные смысловые ситуации/контексты. Логопед сам сохраняте общую ритмико-мелодическую структуру (отстукивает), а больной должен вставить слово.
2) Классификация предметов (разлодить картинки по свойствам: сладкий – кислый; съедное – несъедобное);
3) Метод рисования (самостоятельное рисование, дорисовывание).
4) Игра (предметное лото)
Стадия восстановления завершается после восстановления у больного понимания от 10 до 20 слов, при этом словарь пассивен и в активной речи больной их не использует.
Этап работы
Цель: восстановление активного словаря.
Метод: смысло-слуховой.
Процедура: Логопед не просто произносит слово, а называет групповую принадлежность слова. Например, овощи. Больной должен найти картинки с овощами, записать эти слова, т.е. как бы «оречевляет» картинки.
Этап работы
Цель: восстановить умение звуко-артикуляционного анализа слов.
Ритмичное выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры и напевное проговаривание слов. Работа начинается с простых открытых слогов: МА-МА; ДЯ-ДЯ. Затем проговариваются слова с изменением гласного звука: МИ-МО, а затем согласный МА-МА на РА-МА. После этого подключается чтение и письмо. Выделение звуко-буквенного состава слов с опорой на буквы разрезной азбуки – сложить слово, записать его, прочитать и потом произнести вслух.
Этап работы
Цель: дать больному возможность от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова перейти к умению их артикулировать.
Методы:
1) Имитация поз артикуляционного аппарата логопеда (по подражанию) с контролем своей артикуляции через зеркало;
2) Нахождение нужных поз языка и губ с опорой оральные схемы (образ) и логопедические (артикуляторные) схемы;
3) Выделение звука из слова уже имеющегося в активном словаре больного с опорой на картинки (смысл выражается 1 – 2 звуками –АУ, -ОЙ, -АХ),
4) Отработка артикуляции одних и тех же звуков в разных позициях слова (кит, кекс, окно, кулак). Звук К в начале, середине, в конце.
5) Необходимо специально работать над фразой, чтобы не закрепить аграмматизм (метод повторения фраз на основе отработки содержательно сюжетной картинки). Больному задают вопросы по содержанию картинки.
6) Метод составления фразы по заданным словам (слова могут повторяться в разных формах – изменения в числе, роде, падеже). Используются картинки.
7) Метод диалога. Порядок работы: по одной заданной теме; темы меняются в диалоге; в диалог включаются и другие участники беседы. Вначале диалога больного вводят в контекст, подготавливают лексический и картинный материал и только потом начинается диалог. Больной может пользоваться вспомогательным материалом (картинки, написанные слова).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.