Происхождение государства и права. Их роль в развитии общества.
Общая характеристика первобытно-общественного строя. Организация власти в первобытном обществе.
Экономические и социальные причины возникновения государства
Основные формы возникновения государства: афинская, римская, древнегерманская
Основные теории происхождения государства.
1.
Так же, как и право, государство возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Экономика первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли и других способов присвоения готовых животных и растительных форм. Экономическая деятельность основывалась на половозрастном разделении труда: мужчины занимались преимущественно охотой и рыболовством; женщины изготавливали одежду, посуду, вели домашнее хозяйство; старики, обладая опытом и знаниями, помогали трудоспособным представителям рода. Социальная организация первобытного общества называется родовым строем. Она претерпела эволюцию от малых родственных групп количеством 20-30 человек, постоянно передвигавшихся с места на место в поисках пищи до родовой общины, ставшей жить полуоседло и объединившей несколько поколений родственников: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.
Род - это группа людей, связанных кровными узами, общей хозяйственной деятельностью и совместной собственностью.
Родовые общины с целью противостояния силам природы, отражения нападений соседей и ведения войн могли объединяться в племена и союзы племен.
Основными органами родового строя являлись: старейшины, совет старейшин, вождь, совет вождей, жрецы, народное собрание.
Старейшины – возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Старейшина осуществлял функцию общего руководства и контроля хозяйственной и социальной жизни рода, разрешал споры.
Совет старейшин - рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин, проживающих по соседству, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.
Вождь - возглавлял племя. Для защиты и нападения родовые общины объединялись в племена, которые подчинялись вождям.
Жречество представляло особую группу людей внутри племени или рода, осуществляющих функции посредников между людьми и богами. Жрецы контролировали соблюдение людьми обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным.
Народное собрание - состояло из взрослых членов племени или рода. Во многих случаях на его заседания собирались лишь войны. Вопросы, выносимые на собрания вождем или старейшинами отличались особой важностью и требовали коллективного решения: о войне и мире; о перемещениях с места стоянки, о наказании соплеменников.
2.
Экономические и социальные причины возникновения государства.
1).Неолитическая революция
2).Рост производительности труда и появление излишков
3).Появление частной собственности
4). Три крупных разделения труда: а) отделение ремесла от земледелия б) появление купцов в) отделение скотоводства и земледелия.
Социальные причины возникновения государства
1) Разложение труда, возникновение семьи
2) Появление «антагонизмов»
3) Раскол общины на классы
Происхождение права
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждалась в определенной упорядоченности. Правила поведения выражались в обычаях которые были тесно связаны с религиозными нравственными устоями.
Обычай – это правила поведения, который формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.
С расслоением общества на классы обычаи уже не могли урегулировать отношения. Историческо-правовой формой зарождающегося права был правовой обычай, который поддерживался жречеством и государством. Первые правовые обычаи содействовали закреплению царской власти. Суды первоначально возглавляли жрецы. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти.
3.
Афинская форма возникновения государства
Государство возникает в силу действия только внутренних факторов, развития общества и считается классической формой т.к.
- образование государства происходит в чистом виде без всякого насильственного вмешательства
- государство возникает непосредственно из родового строя образуя высокоразвитую форму государства - демократическую республику
- хорошо известно все существенные подробности образования государства
Теологическая (религиозная)
Представители: Фома Аквинский, Аврелий Августин.
Государство возникает в результате божественного замысла
Патриархальная теория
Представители: Аристотель, Роберт Филмер, Николай Михаловский
Государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть – продолжение патриархальной, отцовской власти, которая первоначально распространяется только на семью, а уже затем на все население страны. Данная теория обосновывает утверждения «отцовской» власти.
Договорная
Представители: Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье, Гоббс, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо
Государство возникает в результате заключения общественного договора.
Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
Содержание договора:
- воля народа является источником любой политической власти в обществе
- верховенство закона
- взаимная ответственность государства и личности
- обеспечение прав и свобод личности в рамках государства
Органическая теория
Герберт Спенсер
Государство отождествляется со строением и функциями живого организма. Государство – общественный организм состоит из людей как живой организм из клеток. Функции головного мозга выполняет правительство. Внутренние функции выполняет народ.
Теория насилия
Шан Ян, Евгений Дюринг Л. Гумплович
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия. Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.
Внутренние насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.
Психологическая теория
Лев Петражицкий
Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина возникновения государства.
Рабовладельческое право
Оно представляло собой возведение в закон волю рабовладельцев, юридически закрепляла рабовладельческую форму частной собственности, господство отца над детьми.
Центральное место занимает институт частной собственности. Рабовладельческое право было систематизировано. Различалось: цивильное право, естественное право и право народа. Основными памятниками рабовладельческого государства являются: Закон царя Хаммурапи
Законы Ману, Законы Драконта, Законы двенадцати таблиц.
2.
Феодальное государство – этот тип государства возник в Европе в 6-9 вв. и просуществовал до второй половины 19 в.
Экономическая основа – частная собственность феодала на землю как главное средство производства и личная зависимость крестьян, которые владели только правом собственности на с\х орудия производства.
Феодальное право
Феодальное право носило религиозный характер. Основным признаком являлось то, что оно исходит от государства, а не от общества. Нормы права общеобязательны, носят общий характер.
3.
Буржуазное государство возникает в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических отношений. Основной задачей его становится обеспечение диктатуры класса буржуазии. Буржуазное государство –политическая организация общества, в котором созданы условия для личной свободы работника, его независимости как личности от капиталиста. В буржуазном государстве на первый план выходит экономическое принуждение к труду. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудие и средства производства, но не на работника.
Первые капиталистические государства возникли в Европе и Средней Америке 200-300 лет назад.
А после великой революции буржуазное государство выступает политической организацией всего класса буржуазии в период своего становления и по мере развития капиталистического общества сужает свою социальную базу.
Главными разновидностями буржуазного государства являются:
1. Домонополистическое, буржуазно-демократическое государства.
2. Империалистические державы государственно-монополистического капитализма.
3. Современные государства Запада.
Хотя государственная власть находиться в руках буржуазии постепенно повышается влияние на ее основной части общества, так как всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций государства.
Современное западное государство существенно отличается от классического, оно учитывает общественное развитие, сглаживает противоречия между социальными классами.
4.
Социалистическое государство возникает в результате революции при соответствующих условиях связанных с развитием буржуазного общества. Система экономических отношений базируется на общей собственности на орудия и средства производства. Социалистическое государство (по мнению ученых) это орудие политической власти трудящихся классов, выражающие интересы трудового народа, обеспечивающего развитие социалистического общества.
Однако большинство этих теорий не оправдались. Реальной собственностью средств производства стал партийно-государственный аппарат, а так же его верхушка.
5.
Типология государств – это их специфическая классификация.
В настоящее время рассматривается в основном позиции двух подходов формационного и цивилизационного.
При формационном подходе основным критерием выступает социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государства, но недооценивается духовные факторы, особенности развития отдельных государств. Критериями классификации являются:
- наличие или отсутствие частной собственности
- наличие или отсутствие противоположных классов
- наличие или отсутствие товарного производства
При цивилизационном подходе учитывается ряд важных духовных факторов (культурные, религиозные, национальные и т. п.). В результате чего более полно раскрывается характер государства, но недооцениваются социально-экономические факторы.
Цивилизация – это замкнутое состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и др. признаков.
При цивилизационном подходе выделяют следующие типы государств
- древнее (древнегреческое, древнеримское, древневосточное)
- средневековые (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские)
- современные (развитые, развивающиеся)
Виды политических систем
1. Тоталитарная – означает, что власть вмешивается во все сферы общественной жизни, даже в личную жизнь граждан. В таких системах у власти стоит одна господствующая партия. Политическая система тоталитарного общества становится закрытой, в нем затруднена связь с внешним миром.
2. Либерально-демократическая – базируется на рыночной основе экономической жизни общества. Государство выполняет роль - организатора условий для развития рыночной экономики. Государство обеспечивает защиту прав и свобод граждан, гарантирует им безопасность.
По характеру взаимодействия выделяют открытые и закрытые политические системы.
2.
Государство – это политическая организация, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.
Признаки партий
- организованность, т.е. имеет свою внутреннюю структуру
- наличие устойчивых региональных и местных (первичных) отделений поддерживающих регулярные связи с центральным руководством
- направленность деятельности на получение власти
- стремление заручиться народной поддержкой.
Известно 3 разности партийных систем:
- однопартийная
- двухпартийная
- многопартийная система.
При многопартийной системе каждая партия представляет те или иные идейные позиции по социально-экономическим и политическим проблемам и при этом не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Многопартийность типична для парламентских республик. Эта система олицетворяет идеи плюрализма.
Двухпартийная система характерна наличием двух крупных партий, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в парламенте (США, Великобритания)
В однопартийной системе есть одна партия, выражающая интересы всего народа. Здесь отсутствует политическое соперничество (СССР).
Виды избирательных систем
-Мажоритарная
- Пропорциональная
- смешанная
Мажоритарная система – победившим считается тот, кто получил наибольшее кол-во голосов избирателей на данной территории.
Разновидности
- относительного большинства - победившим считается тот, кто собрал большее количество голосов
- абсолютногобольшинства - победившим считается тот кандидат, который набирает на выборах более 50% голосов избирателей
- квалифицированногобольшинства - требуют от победителя на выборах получения большинства голосов, существенно превышающего 2\3, 3\4, 4\5 голосов.
Пропорциональная система – это система, при которой избиратель голосует не за конкретного депутата, а за один из списков, представленный партией.
Смешанная - часть депутатов избирается по мажоритарной, часть по пропорциональной системе. Каждый избиратель в этой стране обладает двумя голосами.
5.
Демократия – это форма государственно-политической сферы общества основанной на признании народа в качестве единственного источника власти.
Демократии присущи следующие признаки:
1. Равноправие граждан
2. Выборность органов управления
3. Верховенство закона
4. Плюрализм мнений и взглядов.
Различают: представительную и непосредственную демократию.
Непосредственная демократия – это принятие решений прямым голосованием всеми гражданами на референдумах, а так же обсуждение законопроектов и вопросов местного и республиканского значения на собраниях, конференциях, митингах и др.
Референдум – это способ принятия гражданами всенародным голосованием решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.
Принятые на референдуме решения могут быть: обязательными и консультативными.
Народное обсуждение – это форма участия граждан в управлении государственными и общественными делами путем обсуждения важных государственных и общественных вопросов.
Народное обсуждение носит только рекомендательный характер. Решения о вынесении тех или иных вопросов на народное обсуждение принимается соответствующими государственными органами. Народное обсуждение проводится гласно, обсуждаемый вопрос публикуется в печати, доводится до сведения граждан с использованием всех СМИ. Как правило, народному обсуждению подлежат законопроекты и вопросы, затрагивающие основные направления политического экономического и социального развития государства или территории.
Решение собраний, митингов, конференций и др. общественных мероприятий по обсуждаемым вопросам оформляются протоколами, которые отправляются затем в государственные органы принявшими решение о вынесении вопроса на народное обсуждение.
Гражданское общество
1.
Правовое государство – это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.
Правовое государство является одним из достижений жизнедеятельности. Идея правового государства возникала в древней Греции и Риме. Джон Локк положил начало теории разделения властей. В своём учении о государстве он сформулировал законность сопротивления всякого произвола власти. Большой вклад обоснования теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей подчинённых закону. Теории правового государства ввёл в научный оборот Роберт Фан Моль (1832). Современные подходы к пониманию прав государства сводятся к основным принципам:
1. Верховенство закона
2. Разделение властей.
3. Правовая защищенность человека.
2.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Правовые законы выражают общую волю населения страны и являются обязательными для исполнения закона, являются неотъемлемой чертой правового государства. В законах государство устанавливает обязательное правило поведения, которое должны все учитывать. Основной закон государства - Конституция.
2. Взаимная ответственность государства и личности. Отношение государства и личности в правовом государстве строятся на основе их связанности взаимных прав и свобод.
3. Реальная гарантированность прав и свобод личности. Государство обязано не только соблюдать права и обязанности граждан, но и создавать условия для их реального воплощения.
4. Подчинение государства и его органов.
5. Наличие развитого гражданского общества
6. Наличие эффективных средств контроля за соблюдением законов и прав человека,
7. Политический и идеологический плюрализм
8. Принцип разделения властей
Основные положения теории разделения властей:
1. Разделение властей закрепляется Конституцией
2. Согласно Конституции законодательная, исполнительная, судебная власть представляется различными органами власти
3. Все власти равны и автономны, не может быть установлена другой
4. Власть не может не может пользоваться правами представленной Конституцией другой власти
5. Судебная власть действует независимо.
Основные сферы распределения государственной власти
1. Законодательная власть обладает Верховенством. Она устанавливает правовые начала государственной, общественной жизни. Однако находится под контролем народа.
2. Исполнительная власть призвана заниматься непосредственной реализацией правовых норм Его деятельность должна быть реализована на законе. Сдерживание исполнительной власти достигается путем его подотчетности.
3. Судебная власть имеет задачи охранять права, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений.
Теория разделения властей
Данная теория была создана несколькими учеными: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком. В классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной формальной форме – американскими юристами А. Гамильтоном, Мэдисоном и Джоном Джеем, которые выступали за единство США.
Система права
1.
Право – это система общеобязательным норм поведения, установленных и санкционируемых государством и обеспеченных их принудительной силой.
Признаки
- общеобязательность – является единственной системой общественных норм единственной системой общественных норм, которая обязательно для всего населения, проживающего на территории государства
- обеспеченность принудительной силой государства
- справедливость содержания
- многократность применения
- выступает основным регулятором поведения людей в обществе
- выражается в нормах права.
Функции права - это основные направления воздействия права на общественные отношения
Выделяют:
Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить закрепление определенных общественных отношений, их функционирование и развитие
Данное воздействие осуществляется путем:
- закрепление этих отношений в нормативно-правовых актах
- обеспечение организованности общественных отношений
- установление взаимных прав и свобод граждан
- усиление мер борьбы с правонарушителями
- и т.п.
Регулятивно - динамическая – закрепляет быстроменяющиеся правоотношения
Регулятивно - статическая – закрепляются основные устои общественных отношений на длительный период действия.
Охранительная – это такое направление правового воздействия, которое направлено но охрану общественных отношений.
Данное воздействие осуществляется путём:
- определение запретов на совершение противоправных действий
- установление юридических санкций за совершение указанных деяний
- применение санкций к лицам, совершившим правонарушения.
Принципы права - это руководящие основополагающие идей закрепленные в праве и выражающие сущность правовой системы.
Виды принципов права :
1. Общеправовые:
- принципы законности
- принципы справедливости
- принципы демократизма
- принципы недопустимости обратной силы закона
Межотраслевые
- равенство всех перед законом судов
- принципы состязательности процесса
- принципы гласности судопроизводства
Отраслевые
- в уголовном праве – принцип неотвратимости наказания
- в трудовом праве – принцип свободы труда
- в гражданском праве – принцип равенства участников правоотношений.
2.
Выделяют следующие основные представления о праве:
- Нравственная школа (естественно-правовая)
Представители: Джон Локк, Б. Гроций, Монтескье, Руссо, Радищев
Право – это некий набор социально-правовых притязаний обращенных к государству и основанных на идее существования у человека естественных и неотчуждаемых прав. Наряду с правом существуют принципы, олицетворяющие социальную справедливость.
- Нормативистская (позитивистская) школа права
Представители: Харт, Кельзен, Бентам
Право – это продукт государственной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Право – это система норм установленных и охраняемых государством.
- Социологическая (прагматическая) школа права
Представители: Паунд, Канторович
Право – это, прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда. Акцент в понимании права переносится на практическую реализацию права.
- Психологическая школа права
Представители: Рейснер, Петражицкий, Росс, Гурович
Право – это императивно-атрибутивное переживание человека, существующее в психологической сфере индивида. Природа права определяется несоциальными условиями жизни, а психикой человека.
- Историческая школа права
Представители: К. Савицин, Пухта
Право является выражением духа народа, оно складывается постепенно в ходе исторического процесса.
- Марксистско-ленинская школа права
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин
Право – это явление производное от государства, определяемое его волей. Право как выразитель воли и интересов господствующего класса.
3.
Система права – внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм и их делении на отрасли и институты в соответствие с предметом и методом правового регулирования.
В системе права выделяют 4 уровня элементов:
- отрасль права – это совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.
Признаки отрасли права:
- особый предмет и метод
- специфические отраслевые принципы
- количественная достаточность юридических норм
- наличие обособленного кодифицированного законодательства
- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.
В современной юридической литературе к отраслям публичного права относят: административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права.
К отраслям частного права относят: трудовое, семейное, гражданское, а также такие комплексные отрасли как предпринимательское, банковское и др.
Деление права на материальное и процессуальное – это внутренняя специализация юриспруденции.
Материальными нормами признано называть те нормы права, которые непосредственно регулируют общие социальные сферы, формирую позитивное поведение их участников.
Процессуальными нормами называют нормы регламентирующие процедуру реализации санкций
- Подотрасль права – это обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественного отношения.
- Институт права - совокупность правовых составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений
- Норма права - это правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений.
Правовой статус личности.
Виды юридического статуса.
1. Общий статус. Это статус лица как гражданина государства закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляет права и свободы о обязанности гражданина закрепленные в нормативно-правовых актах государства. Он является базовым для всех остальных. По общему статусу, можно судить о степени демократичности государства
2. Специальный статус. Отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан, которые имеют льготы, дополнительные права и обязанности
3. Индивидуальный статус - совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, стажа и т.д.
3.
В современном мире действуют правовые акты, закрепившие общепризнанные права и свободы личности и тем самым определившие их объём который не может быть заменен государством, в частности – во Всеобщей Декларации прав человека (1948), международных пактах о правах человека (1966) и др.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. В числе этих прав называются права человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
Впервые закрепление права человека получили в 1976г. В 1789г. во Франции была принята декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на развитие многих стран мира. В ней права были разделены на 3 категории: права человека, присущие ему от рождения и права гражданина, установленные государством.
В Конституции Республики Беларусь высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство. Другие права и свободы, а их обеспечения осуществляется согласно положению Конституции.
Права и свободы личности можно разделить по двум основаниям:
- от времени формирования и содержания.
- в зависимости от социального назначения:
- гражданские (личные): право на жизнь, право на охрану достоинства, право неприкосновенности личности, право на тайну личной переписки
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Права и свободы 1-ого поколения представляют собой традиционные ценности, которые были сформулированы в ходу первой буржуазной революции. К ним относятся: право на жизнь и безопасность, свобода слова.
Права и свободы 2-ого поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социального, экономического положения и представляли собой совокупность социальных притязаний. Право на труд, на отдых, право на свободу выбора профессии, право на образование
Права и свободы 3-его поколения сформировались в процессе 2-ой мировой войны. К ним относятся право на мир, право на социальное развитие. Эти права имеют двойную природу, т.е. они с одной стороны принадлежат каждому, а с другой принадлежат человечеству в целом.
Выделяют права и свободы:
1. В зависимости от соподчинённости
- основные
- дополнительные
2. В зависимости от характера субъекта
- индивидуальные
- коллективные
3. В зависимости от степени принадлежности лица к конкретному государству
- права белорусского гражданина
- иностранного гражданина
- права лиц без гражданства
- и т.д.
Правосознание. Правовая культура.
Правовое воспитание.
1.
Правосознание – одна из форм общественного сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и его реализации.
Структура правосознания:
1. Правовая идеология – система идей, теорий, научных доктрин, которые отражают правовые явления общественной жизни.
2. Правовая психология – совокупность психологических переживаний и чувств, которые выражают отношения людей к праву.
3. Поведенческие элементы.
К правовой идеологии относятся: теории, конструкции, идеи, принципы и т.д.
К правовой психологии относятся: чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы
К поведенческим элементам относятся: привычки, ценности, установки, ориентиры.
Правовая идеология тесно связана с юридической наукой, которая предает идеологии систематический характер. Правовая психология складывается стихийно и носит неформальный характер. В то же время в правосознании она имеет первичный характер, т.к. правовые чувства и эмоции возникают раньше правовых идей. На формирование и развитие правосознания оказывают воздействие социально-экономические, политические и культурные факторы.
Признаки правосознания:
1. Одна из форм общественного сознания
2. Отражение в правосознании явлений жизни общества, непосредственно связанных с правом
3. Отражение в правосознании направлений развития общественных отношений.
4. Преемственность правосознания.
Носители правосознания: Общество, человек, социальная группа, юрист.
Виды правосознания
1) от уровня правовой культуры
- научное – формируется на основе теоретического осмысления права и правовых явлений. Выражено в понятиях, идеях основных научных исследований
- профессиональное – правосознание юриста
- обыденное – формируется под влиянием непосредственных обстоятельств; стихийно; складывается на основе повседневного опыта
2) от количества субъектов
- общественное
- групповое
- индивидуальное
Тема Реализация норм права.
Акты применения норм права.
Неофициальное
(дается любыми лицами и лишено юридической силы):
Научное (дается учеными и излагается в комментариях к кодексам, в учебниках, монографиях) |
Профессиональное (дается судьями, адвокатами, юрисконсультами) |
Обыденное (дается лицами, не обладающими юридическим образованием) |
Толкование права по объему
Толкование по объему может быть буквальным (адекватным), ограничительным и распространительным (расширительным).
Адекватное - содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению, т.е. толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное – филологическое – толкование текста закона | Это - наиболее типичный вид толкования норм права. Оно обязательно для норм уголовного права, поскольку отступление от адекватного смысла уголовно-правовой нормы может повлечь ошибку в правоприменении. |
Распространительное - содержание правовой нормы по объему оказывается шире ее текстуального выражения | Например, в понятие «законодательство» включаются не только законы, но и все нормативные акты, регулирующие общественные отношения. |
Ограничительное –содержание правовой нормы оказывается уже ее текстуального выражения | Например, в статье 32 Конституции записано: «Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих». В данном случае слово «дети» следует толковать ограничительно. В противном случае получится, что и младенец должен заботиться о родителях. |
Тема Правовые отношения
1. Правоотношение: понятие, признаки, виды.
2. Структура правоотношения.
2.1 субъекты правоотношения
2.2 объект правоотношения
2.3 субъективные права и юридические обязанности
3. Юридический факт.
1.
Правоотношение – это разновидность общественных отношений, юридическая связь между участниками, которые взаимодействуют посредством реализации гарантированных законом прав и обязанностей.
Признаки правоотношений
- тесная связь правоотношений и правовых норм
- сознательно-волевой характер правоотношений
- взаимное наделение правами и обязанностями участников правоотношений
- является разновидностью общественных отношений
- правовой основой возникновения правоотношений является юридический факт
- точная определенность участников
- соблюдение правоотношений обеспечивается мерами государственного принуждения.
Виды правоотношений
- по предмету правового регулирования
- государственно-правовые
- гражданско-правовые
- административно-правовые
- уголовно-правовые и т.д.
- по функциональному назначению
1) Регулятивные – связанные с определенными юридическими фактами и предполагают наличие у их участников субъективных прав и обязанностей
а) активного типа (возникают на основе обязывающих и управомачивающих норм)
б) пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм)
2) Охранительные – возникают при неправомерном поведении, связанным с гос. Принуждениями.
- по степени индивидуализации
1) относительные – точно определены все участники правоотношений
2) абсолютные – указана лишь одна сторона
- по принадлежности к той или иной стороне правовой системы
1) материальные и процессуальные
2) частные и публичные
2.
Субъекты правоотношений – это индивиды или организации, вступившие в определенные правоотношения, и обладающие определенной правосубъектностью.
Объекты правоотношений – явление или предметы по поводу, которых возникают правоотношения.
Субъективные права – мера возможного поведения конкретного субъекта, предоставленные нормами права.
Субъективные обязанности – это мера должного поведения конкретного субъекта правоотношения, возникающее в пределах нормы права.
Фактическое поведение сторон – это реальное поведение субъектов правоотношений соответствующее их субъективным правам и обязанностям.
2.1
Индивиды (физические лица) Организации (юридические лица)
Граждане страны
Иностранные граждане
Лица без гражданства Обыкновенные организации
Государство в целом
Юридическое лицо – это организация, обладающая следующими признаками:
1. имеет в собственности обособленное имущество
2. несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам
3. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
4. может быть истцом и ответчиком в суде
5. имеет самостоятельный баланс и смену
6. имеет расчетный счет в банке, печать и штамп.
Субъектами права для признания их участниками правоотношений должны обладать правосубъектностью.
Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность
Под правоспособностью понимается особенность физического или юридического лица иметь права и обязанности, предусмотренные законом. У граждан она возникает с момента рождения, у юридических лиц – с момента государственной регистрации.
Дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности
Содержание и объем дееспособности физических лиц зависит от ряда факторов:
1. От возраста правоспособного субъекта
2. От состояния здоровья
3. От родства субъектов
4. От правового статуса субъектов.
2.2
Цель правоотношения – удовлетворение определенных материальных и духовных потребностей, не противоречащих нормам права.
В теории права выделяются разнообразные объекты правоотношения:
1. Материальные блага – это конкретные предметы и представляющие ценность для субъектов правоотношений
2. Личные нематериальные блага – здоровье гражданина, неприкосновенность личности, тайна переписки, честь, достоинство
3. Действия (воздержание действий) – совершение правонарушений, причинение имущественного вреда, не возмещение долга.
4. Результаты духовного творчества – результаты авторской и изобретательской деятельности
5. Результаты действия обязанных лиц.
2.3
Субъективное право включает в себя следующие возможности:
1. вести себя определенным образом
2. требовать соответствующего поведения от других лиц
3. пользоваться определенными социальными благами
4. обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства в целях удовлетворения личных интересов и потребностей.
Субъективная обязанность выражается :
1. необходимости совершать положительные действия в пользу других участников
2. необходимости воздерживаться от действий запрещенных нормой права.
Различие между субъективным правом и юридическими обязанностями:
1. Субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, юридическая обязанность – чужие
2. Субъективное право – это мера возможного поведения, а юридическая обязанность - мера должного поведения
3.
«Юридический факт» в юридический оборот ввел немецкий правовед Фридрих Карл Савиньи в книге «Система современного римского права».
Юридический факт – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Признаки юридического факта
1. это обычное жизненные обстоятельства
2. они опосредует движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение)
3. они вызывают правовые отношения.
Виды юридических фактов
- по характеру последствий
1) правообразующие
2) правоизменяющие
3) правопрекращающие
- по характеру деяния
1)однократного действия
2)фактическое состояние
- по характеру связи с волей участников правоотношений
1) юридическое деяния (действие или бездействие) – это сознательные волевые действия с которыми норма права связывает наступление правовых последствий
2) юридические события (не зависят от воли людей)
а) абсолютные (стихийные бедствия)
б) относительные (открытие наследства)
- по соответствию правовым предписаниям
1) правомерные
2) неправомерные
- по степени сложности 1) единичные юридические факты 2) фактические составы
Основания возникновения, изменения и прекращения юридических фактов - это необходимые предпосылки, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
1. Общие (материальные) – это жизненные интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответственные правоотношения
2. Специальные (юридические) – это юридические презумпции, юридические фикции.
Юридическая фикция – это заведомо не истинные положения, которые вносят в правовое положение лица, и тем самым способствуют реализации норм права
Предмет система, источники Общей теории права.
1. Понятие общей теории права. Предмет общей теории права.
2. Методология общей теории права.
3. Место общей теории права в системе юридических наук.
1.
Общая теория права – это общетеоретическая политико-правовая наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущ-ность и социальное назначение в обществе, вырабатывает юридические категории и понятия.
Общая теория права изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие ос-новные) законы:
1. Закономерность возникновения государства и права, смена их исторических типов.
2. Развитие, сущность и содержание права и государства;
3. Механизм, внутренние и внешние функции государства
4. Назначение аппарата публичной и власти; признаки государства и права
5. Основные закономерности построения системы государственных органов.
6. Назначение функции права, пределы правового регулирования.
Предмет Общей теории права– это наиболее общие закономерности возникновения, раз-вития и функционирования государства и права, их сущность и назначение в единстве и взаи-модействии.
2.
Метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет общей теории права
Выделяют:
1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Они используются во всех науках и на всех стадиях, научного познания.
- Метафизика – рассматривает государство и право, как вечные неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом, с другими общественными явлениями.
- Диалектика
- диалектико-материалистическая– характерезуется двумя основными чертами: во-первых признание в качестве определенного фактора общественной жизни материальных, производственных отношений. Во-вторых рассмотрение всех объективных явлений, как нахо-дящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям. Источ-ником возникновения государства и права является экономический базис общества. Рассмат-ривает государство и право в непрерывном историческом развитии и во взаимодействии с другими социальными явлениями. Изучает право и государство не умозрительно, а в сочета-нии с юридической практикой.
- идеалистическая диалектика – исходит из определяющей роли сознания в отношении государства и права. В качестве решающих факторов в становлении государство и право при-знаются религиозные нравственные, политические установки личности.
2. Общенаучные методы - это приемы применяемые на отдельных этапах научного по-знания и используемые в различных науках.
Анализ-метод исследования отдельных сторон, свойств, частей государственно-правового явления.
Синтез-метод исследования государственно-правового явления в его единстве и взаимной связи отдельных сторон, свойств, частей.
Системный подход - метод исследования государственно-правового явления, направлен-ный на раскрытие его целостности и выявления закономерных связей в нем.
Индукция - метод исследования государственно-правового явления от частных фактов, положений к общим выводам.
Дедукция - метод исследования государственно-правового явления от общих положений к частным выводам.
3. Частнонаучные методы - это приемы, основанные на достижениях технических, гума-нитарных, естественных наук.
- Сравнительно-правовой позволяет сопоставлять общие и особенные свойства правой системы и их отдельных элементов (законов и т. п.)
- Конкретно-социологический позволяет с помощью специальных приемов получить данные о фактическом поведении субъекта в государственно-правовой сфере.
- Статистический анализ – метод, с помощью которого изучаются количественные пока-затели деятельности государственно-правового явления.
4. Специальные:
- толкование права - использование, применение, уяснение правовых норм
- формально-логический используется при систематизации нормативно-правовых актов
3.
Научные знания о природе и обществе можно подразделить на следующие группы :
1.Общественные,
2.Естественные,
3.Технические.
Юридические науки как система всесторонних знаний о государстве и праве являются ча-стью общественных наук.
В свою очередь юридические науки подразделяются на:
1. Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психи-атрия и т.п.)
2. Теория государства и права
3. Историко-правовые (история государства и права, история политических и правовых учений)
4. Отраслевые (гражданское право, уголовное право и т.п.).
В системе юридических наук общая теория права играет особую роль:
1. Является своеобразной энциклопедией права (разъясняет основные категории и понятия юриспруденции)
2. Является методологической основой всего правоведения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.