Факторы, влияющие на платежный баланс и методы его регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В современных условиях на состояние платежного баланса влияет ряд факторов.

1. Глобализация мировой экономики. Повышение степени интернационализации хозяйственных связей влияет па платежный баланс в связи с огромным ростом объема мировой торговли, услуг, международного движения капитала и финансовых инструментов. При этом проявляется модификация процесса воспроизводства — отставание производственного (реального) сектора от бурного развития финансового сектора.

2. Финансовая глобализация, опережающая процесс глобализации в сфере материального производства. Это проявляется в структуре платежного баланса. Повысилось значение его раздела "Капиталы и финансовые инструменты", движение которых стало преобладающей формой МЭО. Это обусловлено увеличением масштаба мировых финансовых потоков, особенно фиктивного капитала, который все больше отрывается от своей основы — реального капитала. Ярким показателем этого процесса стало небывалое увеличение международных сделок с производными финансовыми инструментами (см. гл. 8).

На платежный баланс отрицательно влияет бегство капитала (англ. flight of capital). 1) в узком смысле — ускоренное и внезапное перемещение краткосрочных капиталов из страны за рубеж; 2) в широком смысле — массовый отток капитала из одной страны в другие в разных формах и на разные сроки в поисках более прибыльных и надежных сфер его применения. Основные причины бегства капитала — экономическая и политическая нестабильность в стране, инфляция, недоверие к национальной валюте, неэффективная экономическая политика, кризисные потрясения, повышение рисков, высокие налоги. Бегство капитала, обусловленное глобализацией мировой экономики, способствует ее усилению. Различаются следующие формы бегства капитала: 1) нелегальные (оставление за рубежом части инвалютной выручки, упущенная выгода на внешнеэкономических сделках, например неэквивалентный обмен товаров при бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным контрактам, контрабандный вывоз капитала и товаров и др.);

2) по легальным каналам (увеличение зарубежных активов предприятий, банков, приобретение недвижимости за рубежом, недекларируемый вывоз инвалюты и др.);

3) отмывание криминальных денег, связанных с противоправными действиями юридических и физических лиц и их легализация;

4) внутреннее бегство от национальной к иностранным валютам в форме долларизации и евроизации экономики.

Оцепить размеры бегства капитала трудно. В мировой практике для их оценки применяются следующие методы:

1) общий метод — сумма прироста иностранных активов (кроме официальных резервов) и статья "Ошибки и пропуски" платежного баланса;

2) но долгу частного сектора — увеличение внешней задолженности за счет переводов банков и небанковских учреждений и статья "Ошибки и пропуски" платежного баланса;

3) метод углубленного анализа — сумма краткосрочных переводов капитала из небанковского частного сектора и упомянутая статья платежного баланса;

4) косвенный метод — доля иностранных активов, не декларируемых для налогообложения. По оценке МВФ, по косвенному методу до 2/3 вывоза капитала может рассматриваться как бегство капитала.

Бегство капитала — глобальное явление, периодически охватывающее то одни, то другие страны. Оно подрывает экономический, особенно финансово-инвестиционный, потенциал страны, вызывает потери в виде упущенной выгоды от традиционного вывоза капитала (проценты, дивиденды), ограничивает возможности внутренних капиталовложений, подрывает национальную безопасность.

Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды.

Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их эффективного использования. Они могут способствовать уменьшению импорта товаров. Например, многие виды продукции, которые страны Западной Европы раньше вывозили из США (автомобили, сельскохозяйственное оборудование, нефтепродукты, электротовары), ныне производятся на американских предприятиях в этих странах.

Отрицательное воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны — импортера капитала проявляется, когда сумма вывозимых прибылей превышает приток новых капиталовложений страны — инвестора капитала. По истечении срока окупаемости иностранных предприятий первоначальные инвестиции превращаются в накопленный капитал. Уменьшается доля внешних источников финансирования иностранных предприятий. Одновременно растут иностранные инвестиции за счет использования местных капиталов в форме кредитов, размещения акций и облигаций. ТНК в этих целях широко используют мировой финансовый рынок. По мере покрытия капиталовложений иностранных инвесторов за счет местных и международных источников сокращаются приток капитала из родительских компаний, реинвестирование их прибылей, соответственно возрастает вывоз прибыли.

Отрицательные последствия портфельных инвестиций для платежного баланса страны приложения капитала связаны с их репатриацией (от лат. repatriate — возвращение на родину) в период улучшения условий инвестирования в своей стране. Кроме того, перевод прибылей по портфельным инвестициям нередко превышает новый приток иностранного капитала.

Негативное влияние иностранных капиталов на платежный баланс может быть связано с установлением контроля крупных иностранных монополий над экономикой ввозящей их страны, включая структуру и географическое направление экспорта товаров. Например, иностранные фирмы поощряют импорт товаров и услуг из страны — экспортера капитала по линии поставок родительских компаний своим филиалам. В условиях глобализации мировой экономики нарастает взаимопроникновение капиталов США, Японии, стран Западной Европы, что усиливает партнерство и соперничество между ними.

3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели. Например, основная масса государственных расходов США за границей, отражающихся в платежном балансе, предназначена на военные цели (в их числе содержание и оснащение военных баз за рубежом, военная помощь, локальные войны). Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста.

4. Структурные изменения в глобализирующейся мировой экономике. НТР, интенсификация хозяйства, переход на новую энергетическую базу стимулируют инновационную деятельность, которая достигла 25% мирового ВВП. Это вызывает структурные сдвиги в МЭО и основных статьях платежного баланса. Более интенсивной стана международная торговля наукоемкими товарами, высокотехнологической продукцией, электронная торговля с использованием Интернета. Развитие инновационной деятельности сопровождается интенсификацией международного движения товаров, интеллектуальных услуг, капиталов, включая человеческий капитал.

5. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные динамикой промышленных циклов, способствуют перенесению экономических циклических процессов из одной страны в другие.

Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения состояния мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает.

Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран. Это проявилось в условиях современного мирового кризиса.

6. Полицентризм в мировой экономике. Изменение основных статей платежного баланса отражает формирование многополярности в глобализирующейся мировой экономике. Объективной основой этого процесса является периодическое изменение соотношения сил между мировыми экономическими и финансовыми центрами.

В условиях американоцентризма — господства США в мировой экономике после Второй мировой войны их платежный баланс сводился с крупным активным сальдо. Превращение США в ведущего экспортера товаров и услуг, международного кредитора и инвестора, а доллара в доминирующую мировую валюту обусловило приток огромных валютных поступлений, дивидендов и процентов из-за рубежа. В отличие от США платежные балансы стран Западной Европы и Японии, пострадавших от военных действий, сводились с крупным дефицитом.

С конца 1960-х гг. сформировались три мировых центра — США, Западная Европа, Япония — в противовес американоцентризму. Постепенное падение доли США в мировом промышленном производстве, экспорте товаров, экспорте капиталов при увеличении военных расходов, в том числе за границей, привело к почти хроническому дефициту текущих операций их платежного баланса с 1970-х гг. до настоящего времени. Напротив, укрепление экономического потенциала Западной Европы, особенно Европейского экономического сообщества и Японии, способствовало значительному улучшению их платежных балансов.

Новое перераспределение соотношения сил с начала XXI в. способствует развитию новых тенденций в динамике платежных балансов быстроразвивающихся стран, например Китая, Индии, которые постепенно превращаются не только в импортеров, но и крупных экспортеров товаров, услуг, капиталов.

7. Регионализация мировой экономики. Тенденция формирования региональных экономических объединений с участием развитых и развивающихся стран проявляется в увеличении внутрирегиональной торговли и движения капиталов, рабочей силы внутри экономических группировок (от 25 до 75%) и повышения их доли в мировом экспорте.

8. Повышение роли ТНК на мировых рынках. На состояние платежных балансов влияет увеличение объема операций ТИК на мировых рынках товаров, услуг, капиталов. Причем их внутрифирменный товарооборот включается статистикой в общий итог мировой торговли. Это налагает отпечаток на мировые цены, структуру МЭО.

9. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив, задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика "лидз энд лэгз"). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. С введением плавающих курсов возрос риск валютных потерь.

Инфляция отрицательно влияет на платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует "бегству" капиталов за границу.

10. Чрезвычайные обстоятельства. Неурожай, стихийные бедствия, катастрофы отрицательно влияют на платежный батане.

11. Влияние либерализма и протекционизма на платежные балансы. Повышение уровня открытости экономики 156 стран (в том числе России) — участниц ВТО (ранее ГАТТ), снижение импортных пошлин способствовали значительному увеличению мирового товарного экспорта. Либерализация международного движения капитала привела к преобладанию этой статьи в структуре платежного баланса. Протекционистские меры, принимаемые странами для уменьшения дефицита платежного баланса, порождают конфликт интересов в мире.

Состояние платежного баланса — один из основных макроэкономических показателей страны наряду с экономическим ростом, безработицей и инфляцией. Это обусловлено его влиянием на экономику, курс валюты, темп инфляции, приток и отток капиталов, динамику международных резервов страны. В этой связи платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования в дополнение к рыночному регулированию, которое не обеспечивает выравнивание баланса международных расчетов страны.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. В зависимости от состояния платежного баланса и политики страны используется разнообразный арсенал методов его регулирования. Направления и методы регулирования платежного баланса зависят от его состояния и различаются при длительном и крупном дефиците или, наоборот, при чрезмерном активном сальдо международных расчетов. Значительное влияние на регулирование платежного баланса оказывает политика страны.

Например, особенностью текущих операций платежного баланса США является хронический и крупный дефицит. Однако по образной оценке академика Ж. Рюэффа (Франция) это "дефицит без слез". Действительно, США, используя статус доллара как ведущей мировой валюты, покрывают его не иностранной, а национальной валютой. Это связано с тем, что доллар применяется как валюта цены примерно половины международных экспортно-импортных контрактов. Кроме того, США заимствуют финансовые средства, выпуская государственные (казначейские) облигации, номинированные в долларах, которые покупают центральные банки других стран. Это способствует доминированию доллара в международном обороте, экспорту инфляции из США в другие страны. Избыток долларов в мире стал одним из факторов кризиса мировых валютных систем — Бреттон-Вудской и современной Ямайской.

Неуравновешенность платежных балансов обостряет межстрановые противоречия. Страны с активным балансом международных расчетов призывают государства, имеющие хронический и крупный дефицит, навести порядок в этой сфере международных экономических отношений.

Такие требования после Второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. С формированием с конца 1960-х гг. трех мировых экономических и финансовых центров (США, Западная Европа, Япония) ситуация изменилась. Страны Западной Европы стали выступать с аналогичными призывами к США. По мере развития многополярности в мире активизировались подобные требования быстроразвивающихся стран к США, особенно по ослаблению препятствий на пути их экспорта в эту страну.

Страны с дефицитным платежным балансом обычно предпринимают следующие мероприятия в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, вывоза капиталов, привлечения иностранных капиталов.

1. Меры государственного воздействия на формирование торгового баланса. Государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта периодически осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания заинтересованности экспортеров в освоении внешних рынков государство предоставляет кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В условиях обострения конкуренции на мировых рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. Государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара — от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом. Методы стимулирования экспорта включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров.

При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его ограничения и развития национального производства в целях избирательного импортозамещения. В условиях тарифного разоружения применяются нетарифные ограничения конкурирующего импорта.

В целях регулирования платежей и поступлений по "невидимым" операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

• участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

• содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье "Транспорт";

• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей силы, периодическое ограничение въезда трудовых мигрантов для сокращения их валютных переводов за рубеж.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных фирм. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии но инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска. С другой стороны, государство стимулирует приток иностранных и репатриацию национальных капиталов.

Принимаются меры по сдерживанию бегства капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству и национальной валюте, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и теневой экономикой. Важными методами сдерживания бегства капитала являются эффективный государственный надзор за международным движением капитала, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

В мировой практике сдерживания бегства капитала применяется сочетание законодательных норм с мерами административного и финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и информируют государственные органы о подозрительных переводах наличных денег на банковские счета за рубежом, за авансовыми платежами по фиктивным внешнеэкономическим контрактам.

Создание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер — таможня — банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о проверке экспортных грузов и их прибытии) способствует ограничению масштабов бегства капитала. Одним из средств сдерживания отлива капитала является эффективный валютный и экспортный контроль.

Важный фактор сдерживания бегства капитала — международное сотрудничество, соглашения со странами, где оседают "беглые" капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия владельцев "беглого" капитала в целях стимулирования его репатриации. Сдерживание бегства капитала — составная часть противодействия легализации за рубежом преступных доходов и финансированию терроризма. Это одна из задач Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу[1], созданного в 2001 г. для сбора, анализа информации и направления ее в правоохранительные органы.

В октябре 2002 г. Россия была исключена из черного списка стран, не участвующих в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, а в июне 2003 г. была принята в постоянные члены международной организации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием криминальных денег создана в 1989 г. по решению "семерки").

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательных последствий чрезмерно положительного сальдо. С этой целью финансовые, кредитные, валютные и другие методы, а также ревальвация валют используются для расширения импорта, сдерживания экспорта товаров и услуг, увеличения вывоза капиталов и ограничения их импорта.

2. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование — установление целевых ориентиров инфляции.

В аспекте регулирования платежного баланса политика ценовой стабильности направлена на повышение международной конкурентоспособности товаров и услуг, а также привлечение иностранных капиталов. С этой целью применяются меры по уменьшению бюджетного дефицита, изменению базовой (учетной) ставки центрального банка (процентная политика, другие методы регулирования инфляции).

3. Девальвация. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения в рамках общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, инфляции и утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не решает проблему дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса.

Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление па эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала.

Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Но прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на платежный баланс.

В современных условиях большинство стран фактически использует режим регулируемого плавания курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта — своих товаров и услуг. Современная политика занижения курса китайского юаня вызывает недовольство США.

4. Протекционистские меры. Валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках — направлены на уменьшение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. В целях защиты национальных интересов в условиях валютной либерализации примерно 90% стран с частично конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов (Япония до 1980 г., страны ЕС до 1992 г.). Некоторые страны продолжают частично использовать неопротекционистские меры.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, повышение процентных ставок, сдерживание инфляции, импорта товаров, бегства капитала и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.