Государственный строй Парижской Коммуны 1871 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральный комитет Национальной гвардии начал с выборов в Совет Коммуны. Члены ЦК полагали, что, выбранные в качестве руководителей Национальной гвардии, они не имеют права на постоянную правительственную власть, тем более для всей Франции. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений. Поэтому в первоначальный состав Совета попало некоторое число буржуазных представителей - врагов Коммуны, но они тотчас устранились. Не менее половины депутатов (более 40 из 80) составляли рабочие. Остальные принадлежали к разного рода интеллигентным профессиям. Ни сколько-нибудь единой партии, ни твердого большинства в Совете Коммуны не создалось. Руководящую роль играли в нем главным образом бланкисты (последователи О. Бланки), бывшие настоящими революционерами, но очень неясно представлявшими проблемы социалистического переустройства общества.

В поисках наилучшей формы управления Коммуна не избегала реорганизации своего аппарата. В конце концов, утверждается принцип: обсуждать коллегиально - отвечать одному. В соответствии с этим во главе комиссий был поставлен делегат (член) Коммуны, наделенный широкими полномочиями. Состоявшие при нем комиссий приобрели значение совещательных коллегий. Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации. В особенной степени это относится к комиссии труда и обмена; все основные меры, ею осуществленные (а среди них - организация биржи труда, регулирование труда женщин и подростков), принимались с учетом мнений, высказанных представителями профсоюзов. Для поступления на некоторые должности требовалось пройти через конкурс или держать экзамен (перед тем предоставлялась возможность стажирования в будущей должности). Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу» (19 апреля).

Это очень короткий план, но его принципы вполне определенны. Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним - полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. К компетенции каждой такой коммуны Декларация относила утверждение местного бюджета и разверстку налогов, управление всеми местными службами, организацию суда и полиции, народного просвещения, управление местными имуществами.

Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями. Конечно, это был план для того будущего времени, когда сломленный враг перестанет оказывать сопротивление. Пока шла борьба, Коммуна отдавала предпочтение строгой централизации власти. Управление 20 округами Парижа было сохранено, например, в руках особо назначенных делегатов Совета Коммуны. Избрание соответствующих муниципальных органов в этих округах было отложено.

В последние дни борьбы с версальцами наученный опытом Совет принял решение о создании Комитета общественного спасения, наделенного самыми широкими полномочиями. Коммуна не рассчитывала на то, чтобы несколькими декретами достичь всеобщего благоденствия. Предстояла целая эпоха преобразований. Декретом от 16 апреля Коммуна постановила, что Комиссия труда и обмена в сотрудничестве с делегатами от различных отраслей промышленности должна определить способ передачи покинутых капиталистами предприятий в руки кооперативных рабочих обществ. При этом не исключалась уплата компенсации.

Особую группу мер составляют те, которые относятся к деятельности суда, к охране общественной безопасности. Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи. Многие из них были простыми рабочими. Они разбирали незначительные уголовные и гражданские дела. Для более серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший вместе с присяжными заседателями. Он назывался «обвинительным жюри». Для заседателей не требовалось никакого имущественного ценза. Ими становились на тех условиях, что и солдатами Национальной гвардии, - все граждане начиная с 17 лет.

Вопросы, касавшиеся процессуальных гарантий для обвиняемых и арестованных, в том числе активных сторонников версальского правительства, были предметом острой дискуссии в Совете Коммуны. Некоторая часть членов Совета, и далеко не худшая, настаивала на строгом соблюдении процессуальных гарантий независимо от переживаемой ситуации. Известны резкие прения по вопросу о секретном заключении для некоторой категории арестованных. Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем.

60. Правовая система Франции в Новое время.

Великая французская революция XVIII в. потребовала формирования абсолютно новой правовой системы. Применение уже известных источников права было неприемлемо, так как происходило формирование совершенно новой структуры общества, в котором применение норм права не зависело от сословного происхождения. Решающим нововведением стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г., создатели которой считали единственным источником права естественную природу человека.

Спецификой законодательной деятельности революционеров было не столько введение новых норм, сколько отмена старых правовых институтов и ограничений. Такие процессы происходили в отрасли предпринимательского права, производственных процессов, торговли некоторыми видами продукции, ранее считавшейся монополией отдельных субъектов. Желание упорядочить правовую систему нового общества привело в 1791 г. к разработке кодекса законов «общих для всего королевства», ставшего частью конституции, уголовного кодекса.

Революционные процессы, рост политической активности широких масс населения привели Францию к формированию совершенно новой отрасли права, созданию трудового и социального законодательства.

Легализуется деятельность профсоюзов, законами 1874— 1892 гг. запрещен труд детей до 13 лет, устанавливаются ограничения рабочего времени. В 1898 г. издается закон, по которому работодатель несет ответственность за производственные травмы своих работников. Процесс систематизации французского права наибольшую интенсивность получил в период правления Наполеона Бонапарта. Лично им были разработаны гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы.

Уголовный кодекс Наполеона 1810 г. был составлен из двух книг, содержащих основные понятия и принципы уголовного права, и двух книг, конкретно рассматривающих отдельные преступные деяния и меры наказания к ним. Преступления разделялись на тяжкие, каравшиеся физическими и моральными мучениями; проступки, за которыми следовали исправительные меры и правонарушения, а затем — полицейское наказание. Уголовно-процессуальным кодексом 1810 г. Бонапарт вводит смешанный процесс судопроизводства. Судебное заседание протекало на принципах гласности, устности и состязательности. Судья мог оказывать давление на принимающих решение присяжных. Вводилась фигура прокурора, имевшего функции обвинителя. Со временем многие нормы Уголовно-процессуального кодекса 1810 г. были отменены как негуманные. Среди них гражданская казнь, клеймение и отсечение руки.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.