Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима.
1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.).
2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).
Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.
Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.
Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.
В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была установлена республика, произошли существенные социально-политические изменения. Его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI–IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III–I вв. до н. э.).
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 293.