В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
22. Понятие и признаки социального государства. Конституционные основы социально-экономической деятельности в РФ.
Первоначальные идеи о социальном государстве исследователи усматривают в теориях Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.- Ж. Руссо. Но наиболее отчетливо положения о социальной роли государства сформировались в 30-40-х гг. ХIХ века. В 1832 г Р. фон Моль, давая определение полиции, указал на необходимость содействия гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться всякий. Однако родоначальником термина «социальное государство» принято считать Лоренца фон Штайна, который ввел его в научный оборот в 1850 году. Появление представлений о социальном государстве предопределено объективными процессами развития экономики стран Запада. Ряд авторов (В.А. Торлопов, В. Дзодзиев и др.) выделяет несколько причин к формированию социального государства. Индустриализация общества, резко снизившая роль традиционных институтов (гильдий, цехов, семьи) в оказании социальной помощи. В ситуации, когда государство выполняло роль «ночного сторожа», развитие «дикого» капитализма привело к ужесточению эксплуатации и обеднению большинства населения. Социальный вопрос не просто обострился, он получил политические значение и вырос в рабочее движение. Наряду с этим, идеи социального равенства стали следующим этапом в формировании правового государства, позволили создать материальные условия для реализации формально закрепленных прав и свобод. Наконец, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе можно считать возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего социальную ориентированность политики.
Сразу после появления идеи социального государства была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Кайзеровской Германии. В имперскую конституцию 1871 года вошла запись о заботе государства «о благе немецкого народа». В этот период вводятся пособия по болезни (1883), страхование от несчастных случаев на производстве (1884), элементы пенсионного обеспечения (1889) и др. Примеру Германии в начале XX века последовали Великобритания, Швеция, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии. В первой трети ХХ века были реализованы серьезные социальные реформы. Пенсионное обеспечение было введено в Италии (1919), Канаде (1927) и США (1935). Страхование по безработице ввели в Италии (1919), Швеции (1934), Канаде (1940) и т.д. На конституционном уровне принцип социального государства впервые был закреплен в ст.ст. 20 и 28 Конституции ФРГ 1949 г. Однако к тому времени уже многие государства в своих конституциях, так или иначе, закрепляли аналогичные положения. Тем не менее, все это не означает, что само по себе конституционное закрепление принципа социального государства означало реальное его воплощение. О социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.
Характерными признаками социального государства являются:
1. демократическая организация государственной власти;
2. высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства;
3. достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников;
4. социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства;
5. существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики;
6. ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
7. наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;
8. наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ);
9. закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Говоря о функциях социального государства, не следует акцентировать внимание только на собственно социальной функции. Реализуя разные по содержанию функции (политическую, экономическую, экологическую, международную и т.д.) государство решает и социальные задачи, ведь в каждой из них обязательно присутствует социальная составляющая. Цели, которые ставит перед собой социальное государство, достигаются не только методами социальной политики. Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций. Профессор М.Грушевский выделяет:
1. защитную функцию (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2. регулирующую функцию (проведение структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, нормирование процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3. стабилизирующую функцию (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т.д.);
4. контрольно-охранительную функцию (контроль соответствия общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.
Конституционные основы социально-экономической деятельности в РФ.
Право осуществляет комплексное и полноценное регулирование эк. процессов, но в Конституции присутствуют лишь те положения, которые рассматриваются в качестве соц.ценностей и имеют фундаментальное значение. Конституция оказывает регулятивное воздействие на эк.систему, предопределяет соц.политику гос-ва, создавая условия для свободного развития эк.отношений. РФ – активный субъект регулирования экономики + выступает самостоятельным участником гр.оборота. Из ст.8 Конституции видно, что осн. цель вмешательства в экономику – обеспечение нормального функционирования рынка и поддержание условий, благоприятствующих реализации законных интересов субъектов хоз.деятельности. Но она не содержит никаких соц.-эк. стандартов, так что реальный уровень реализации прав и свобод в эк.сфере определяется фактическим уровнем развития общества и объемом материальных ресурсов самого гос-ва.
КП как ведущая отрасль права содержит положения, призванные подчинить весь комплекс правового регулирования экономики гуманистическим и демократическим принципам. Его задача: примирить эк. противоречия и устранить конфликты между участниками гр.оборота с тем, чтобы естественные эк. процессы корректировались с учетом интересов общества и личности. Для этого Конституция:
· закрепляет осн. характеристики нац.эк.системы
· устанавливает осн. направления эк. деятельности гос-ва
· обеспечивает стабильность и предсказуемость эк.отношений
· определяет меру и реальное содержание эк.свободы, которой пользуются субъекты предпринимательской деятельности
· обозначает требования к условиям, в которых происходит формирование человеческой личности, ее интеграция в различные соц.институты
Положения ст.8 классифицируются как неотъемлемые части основ конституционного строя и отражают неразрывное единство полит., идеол. и эк. плюрализма:
· единство эк. пространства. Проявляется в снижении дифференциации уровней соц-эк. развития регионов, активизации процесса эк.интеграции субъектов РФ
· свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии со ст.74,на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, фин.средств.
· поддержка конкуренции
· свобода эк.деятельности – отношения, опосредующие выражение свободной воли собственников, направленной на извлечение прибыли или иных выгод. В общем виде – возможность приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товара/услуги по своему выбору и продавать это+ реализация ресурсов по своему усмотрению.
· равная защита всех форм собственности. Цель: разрушение монополии гос.собственности и деидеологизации эк.политики гос-ва
Законодательство устанавливает конкретные механизмы реализации принципа социально ориентированной экономики:
· мин.размер оплаты труда
· охрана труда: система сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда, содействие общ. контролю за соблюдением его прав и интересов. Осн. правовые средства – фед .гос. надзор за соблюдением трудового законодательства, гос. экспертиза условий труда, участие гос-ва в финансировании мероприятий по охране труда и т.д.Охрана здоровья обеспечивается посредством охраны окр. среды, созданием благоприятных условий труда, отдыха, производством и реализацией хороших продуктов питания, мед.помощь.
· поддержка семьи, материнства, отцовства, детства. Семьи, имеющие детей, реализуют право на меры соц.поддержки и охраны здоровья, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности для ухода за больным членом семьи, предоставление более мягких условий труда беременным, поддержка молодежных и детских объединений, поддержка инвалидов.
· развивается система соц.обслуживания. Гарантируется право на него нуждающимся в постоянной или временной помощи в связи с утратой возможности самому удовлетворять свои осн.потребности.
· действует система гос.пенсий, пособий, льгот. Включает: обязательное пенсионное страхование. деятельность негос.пенсионных фондов, выплата пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Законом «О гос. пенсионном обеспечении в РФ» закреплены условия оказания гос.соц.помощи, оказываемой в целях поддержания уровня жизни, снижения уровня соц.неравенства ,усиления адресности соц.поддержки нуждающихся.
· обеспечение доступности образования
Дата: 2019-02-02, просмотров: 298.