Элементы налогообложения и их характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функции налогов.

Налог-это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет.

 1) Фискальная функция налогообложения: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.

2) Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

 3) Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. 4) Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Экономическая и социальная роль налогов в современном обществе.

Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения обусловлены и имеют свое назначение: мобилизация денежных средств в распоряжении государства. Экономическую сущность налогов можно представить таким образом. Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Гос-во путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета.

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Помимо фискальной (наполнение бюджета) и регулирующей (поощрение или подавление экономической активности) функций, налоги должны выполнять еще и важную социальную роль. Налоги связывает общество и государство.

Современная Налоговая политика РФ направлена на противодействие экономическому кризису и создание условий для восстановления положительных темпов роста. Социальная роль налогов состоит в перераспределении доходов государства, полученных от налоговых поступлений, между различными категориями населения. Через налогообложение поддерживается социальное равновесие, которое достигается путем изменения соотношения между доходами отдельных соц-ых групп. Государство финансирует деятельность государственных медицинских, культурных и образовательных учреждений.

Классификация налогов.

Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида: федеральные: (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и т.д), региональные; (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес), местные. (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ.  Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом: прямые; косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество как юридических, так и физических лиц. Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины и др.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так: закрепленные; регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий

Налоговый контроль по способу проверки

  • сплошной;
  • выборочный

Налоговый контроль по месту проведения

  • выездной;
  • камеральный

Налоговый контроль по периодичности

  • первичный;
  • повторный

Обязанности:

Первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. 2. Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет. 3. Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения. 4. Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов. 5. Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта. 6. Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды: 1. Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами. 2. Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями. 3. Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования. 4. Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика.

Налоговые органы вправе:

1. требовать от налогоплательщика документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;

2. проводить налоговые проверки, производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения; 3.вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;

4. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;

5. арестовывать имущество налогоплательщиков; определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем если налогоплательщик: не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений; более двух месяцев не представляет требуемые от него документы
6. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;

7. взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы;
8. просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой‑либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие
9. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. Например, иск о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.




Налоговые органы обязаны:

1. осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из ЕГРН;

2. соблюдать налоговое законодательство;

3. бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства;

4. представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;

5. давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;

6. возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;

7. направлять налогоплательщику: копии акта налоговой проверки и решения по ней; налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога, справки о состоянии расчетов (по запросу).

8. при неуплате налоговых платежей, имеющих признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.


15. Налоговая политика государства, ее цели, задачи, направления реализации.

 

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.


Цели налоговой политики:
• фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
• экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
• социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
• стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
• экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
• контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя такие задачи как:

- построение стабильной налоговой системы;
- выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
- определение основных направлений и принципов налогообложения;
- разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества,

- увеличения доходной части бюджета;

- сокращение налоговых льгот;

- облегчение налогового бремени товаропроизводителей












Задачи налоговых органов:

- соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- соблюдение правильности исчисления налогов и сборов;

- контроль за полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей.

- НО основной задачей налоговых органов является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

 

Как получить вычет

Для получения профессионального вычета необходимо подать соответствующее заявление налоговому агенту (источнику выплаты дохода, которым, как правило, является работодатель) по произвольной форме.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик может получить профессиональный налоговый вычет при подаче им налоговой декларации формы 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода. В этом случае к декларации следует приложить документы, подтверждающие фактически произведенные расходы, в отношении которых заявляется налоговый вычет.

 

50. Налоговая декларация по НДФЛ, порядок и сроки ее предоставления.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

 

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:

1. лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);

2. лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

 

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) представляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. (Важное замечание: Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию (например, с целью получения налоговых вычетов) в налоговый орган по месту жительства в течение всего года).

Доходы, облагаемые НДФЛ

· от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

· от сдачи имущества в аренду;

· доходы от источников за пределами Российской Федерации;

· доходы в виде разного рода выигрышей.


Доходы, не облагаемые НДФЛ

· доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;

· доходы, полученные в порядке наследования;

· доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков.)


Функции налогов.

Налог-это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет.

 1) Фискальная функция налогообложения: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.

2) Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

 3) Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. 4) Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Элементы налогообложения и их характеристика.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых:

1) объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

2) налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

3) налоговый период – календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

4) налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

5) порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

6) порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК РФ применительно к каждому налогу.

7) налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут иметь индивидуальный характер. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.