Коллизионное регулирование отношений собственности в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имущество гос-ва и его лиц может находиться на территории другого гос-ва постоянно или временно. Это может быть движимое и недвижимое имущество; федеральная собственность, собственность субъектов Федерации; собственность муниципальных образований; собственность физ. и юр. лиц РФ. Значительная часть имущества за границей принадлежит Русской Православной церкви, различным благотворительным и общественным организациям.

В состав гос-военного имущества, находящегося за границей, входят акции, ценные бумаги, доли и паи в юр. лицах, недвижимость. Правовой статус гос-военной собственности за рубежом определяется российским законод-вом, правом страны места нахождения имущества и м/ународными договорами РФ. Росс-ое законод-во определяет, какие гос-военные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду и т.п.

В соответствии с законод-вом РФ управление гос-военной собственностью РФ за рубежом осуществляет Правительство РФ. От имени Правительства властные функции по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом, распоряжение этой собственностью и контроль за эффективным ее использованием осуществляет Министерство РФ по управлению гос-военным имуществом, которое является полномочным представителем Правительства РФ.

Решения о приобретении в федеральную собственность недвижимого имущества за рубежом, ценных бумаг, паев, долей и акций в находящихся за границей юр. лицах за счет фед-ого бюджета принимаются Правит-ом РФ. Оно также принимает решения о продаже, мене, залоге, дарении и изъятии такого имущества.

Сдача в аренду недвижимого имущества, закрепленного на балансе гос-военных предприятий и учреждений, на срок до одного года осуществляется самостоятельно этими предприятиями; на срок до пяти лет — по согласованию с Мингосимуществом РФ; на срок свыше пяти лет — по решению Правительства РФ. При приватизации гос-военных предприятий закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования гос-военных предприятий и продажи их на конкурсах и аукционах.

Росс-ое законод-во устанавливает порядок участия РФ в находящихся за границей юр. лицах. Учредителем и участником от имени РФ выступает Мингосимущество РФ, которому по решению Правительства РФ предоставлено право вносить федеральную собственность в уставные капиталы таких юр. лиц (за исключением имущества, закрепленного за гос-военными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения). Гос-военное предприятие осуществляет оплату уставного капитала юр. лиц (выкуп долей, паев, акций) по согласованию с Мингосимуществом.

Порядок и условия приобретения за границей гос-воом, гос-военными и частными лицами РФ недвижимого имущества полностью подчиняется законодательству гос-ва места нахождения имущества.

Гос-военная собственность пользуется за границей особым режимом — иммунитетом собственности гос-ва. Иммунитет собственности гос-ва, находящейся за границей, проявляется в том, что эта собственность не может быть объектом насильственных мер со стороны гос-ва места нахождения имущества. Собственность гос-ва без согласия собственника не может быть подвергнута отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильственно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого гос-ва, его органов или частных лиц.

Такая собственность не просто изымается из-под действия принудительных мер судебного характера; к ней не могут применяться и административные меры; она не может быть объектом взыскания по любым внесудебным требованиям (в частности, не может быть национализирована).

В настоящее время в связи с повсеместным признанием функционального иммунитета гос-ва имеет место отказ от безусловного иммунитета собственности иностранного гос-ва и от связанной с ним доктрины акта гос-ва (если гос-воо владеет имуществом и заявляет, что это имущество принадлежит ему, то в суде другого гос-ва такое заявление не может подвергаться сомнению).

Практика показывает, что по частноправовым сделкам гос-ва имеет место наложение ареста на его имущество в порядке предварительного обеспечения иска. Однако такие случаи достаточно редки; обращение взыскания на имущество иностранного гос-ва производится только по вступившему в законную силу решению суда.

Даже в российской правовой доктрине уже признано, что гос-воо не всегда может претендовать на иммунитет его собственности, а в некоторых случаях не может и ссылаться на иммунитет такой собственности. На практике иммунитет собственности иностранного гос-ва определяется законод-вом гос-ва места нахождения собственности и м/ународным правом.

Росс-ое предприятие, за которым гос-военное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, является юр. лицом и осуществляет в отношении такого имущества права и обязанности собственника. Оперативную работу по экспорту и импорту ведут внешнеэкономические объединения РФ, созданные в различных правовых формах (в том числе полностью или частично принадлежащие гос-воу). Такие предприятия и объединения — это самостоятельные юр. лица, по обязательствам которых гос-воо не несет ответственности; имущество подобных предприятий не может пользоваться иммунитетом.

В отношении внешнеэкономических объединений (гос-военных промышленных предприятий) полностью действует принцип раздельной ответственности гос-ва и юр. лиц (за некоторыми изъятиями в отношении казенных предприятий). Имущество предприятия не пользуется иммунитетом от предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения, если речь идет об обязательствах этого предприятия.

В ином положении находятся гос-военные юр. лица, финансируемые из гос-военного бюджета, не занимающиеся частнопредпринимательской деятельностью, а осуществляющие гос-военные или публично-правовые функции (напр., музеи). Такие лица пользуются судебным иммунитетом и иммунитетом собственности на равных основаниях с гос-воом (решение Парижского суда Большой инстанции от 16 июня 1993 г.).

Вопрос об иммунитете собственности иностранного гос-ва часто возникает в связи с иммунитетом гос-военных торговых судов. В Протоколе 1974 г. к Договору о торговом судоходстве м/у РФ и Великобританией 1968 г. предусмотрено, что морские суда и грузы, принадлежащие на праве собственности одному гос-воу, не будут подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда другого гос-ва. Однако гос-воо-собственник обязано принимать в таких случаях необходимые административные меры для исполнения решения суда другого гос-ва. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. признает полный иммунитет только гос-военных некоммерческих судов.

Особый режим предоставляется собственности иностранного гос-ва и в области налогообложения. Это закреплено и в национальном законод-ве, и в м/ународных соглашениях. Напр., по законодательству США, собственность, которая принадлежит иностранному гос-воу и используется для официальных целей, освобождается от общего и специального налогообложения. Обложение налогом недвижимости, принадлежащей иностранному правительству, находится в США в компетенции местных властей.

Судебная практика США — в силу принципа иммунитета к иностр-ым правительствам не могут предъявляться иски по поводу налогообложения их собственности, находящейся в США. В консульской конвенции м/у США и РФ закреплено, что недвижимость в США, принадлежащая росс-ому гос-воу и используемая в официальных целях, подлежит освобождению от всех фед-ых, штатных и местных налогов.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.