Кафедра управления, экономики и финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра управления, экономики и финансов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению и оформлению

дипломных работ для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» и « Финансы и кредит» сокращенной формы обучения

Брест 2018


УДК

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с образовательными стандартами специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» и 1-27 01 04 «Финансы и кредит», стандартом университета, учебными планами подготовки  студентов  по данным специальностям.  Содержат основные требования и детализируют основные этапы выполнения дипломной работы, описывают логическую последовательность ее написания и оформления в соответствии с требованиями существующих стандартов.

 

Составители: Н.П. Четырбок, к.э.н., доцент,  Т.В. Кичаева ст. преподаватель,  М.П. Мишкова ст. преподаватель, Э.Э Ермакова ст. преподаватель

 

Рецензент: А.В. Билевич, директор филиала ГУО «Институт технологий,

информатизации и управления» БГУ в г. Бресте

 

 

Учреждение образования

© «Брестский государственный технический университет», 2018


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Положением о Государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений и Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ), утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, обучение в высших учебных заведениях заканчивается аттестацией студентов в виде государственного экзамена и защиты студентами дипломного проекта (работы).

Вид аттестации определяется учебным планом специальности. К защите дипломного проекта (работы) допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов.

Выполнение дипломных работ имеет своей целью:

1. Систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности, практическое применение этих знаний в качестве специалиста – экономиста высшей квалификации.

2. Формирование навыков самостоятельной работы с экономической литературой, нормативной документацией и практическим материалом организации, овладение методикой исследования и экспериментирования для решения конкретных финансово – экономических задач.

3. Приобретение практических навыков сбора, анализа и обобщения данных о результатах деятельности организации с целью принятия эффективных управленческих решений.

4. Оценку подготовленности студентов к самостоятельной работе в современных условиях.

Дипломная работа представляет собой целостное, законченное исследование студента по избранной теме.

 

Требования государственной экзаменационной комиссии к

ДИПЛОМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1.1 Основные требования к дипломной работе

 

Кафедра в установленные сроки прикрепляет студента к руководителю, после чего начинается их совместная работа в новом качестве: дипломника – исследователя, руководителя и консультанта дипломной работы.

Дипломное исследование, формально начинается с получения студентом задания на выполнение дипломной работы. (Приложение 2)

Дипломная работа – это творческая работа студента-заочника, где он самостоятельно разрабатывает тему, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения в вузе.

Во всех дипломных работах должны рассматриваться актуальные вопросы финансово – хозяйственной деятельности предприятий и организаций, методы ведения бухгалтерского учета, содержаться изыскания резервов повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности организации.

Авторы дипломных работ должны отразить результаты анализа финансово – хозяйственной деятельности, а также предложения, способствующие решению поставленных задач в рамках предприятий и организаций. Теоретические положения дипломной работы иллюстрируются и подтверждаются фактическими материалами конкретного предприятия (учреждения). Выводы и предложения автора должны подтверждаться расчетами.

Дипломная работа должна представлять собой законченную разработку актуальной экономической проблемы. В работе обязательно присутствует  как теоретическая часть, где студент должен продемонстрировать знание основ экономической теории, так и практическая часть, в которой необходимо показать умение выполнять экономические расчеты, анализировать, оценивать и обобщать результаты деятельности предприятий и организаций, а также выявлять резервы повышения эффективности их деятельности. 

 

Таким образом, дипломная работа по экономическим специальностям должна:

 

- быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития предприятий (организаций) в рыночной экономике;

- носить научно – исследовательский характер в области бухгалтерского учета, анализа и аудита;

- содержать теоретические и практические материалы, включая расчеты по теме  (с аналитическими таблицами, графиками, диаграммами т п.);

- представлять самостоятельное исследование бухгалтерской и финансово – экономической проблемы, анализ  финансового состояния и перспектив развития предприятий и организаций, демонстрирующие способность дипломника теоретически осмыслить имеющиеся проблемы практики, делать на основе анализа соответствующие выводы и вносить предложения;

- отражать добросовестность студента в использовании данных отчетности и опубликованных материалов других авторов.

Дипломная работа выполняется на основании изучения соответствующих Законов Республики Беларусь, Постановлений Правительства, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, инструкций и нормативных актов, а также специальной литературы по проблемам избранной тематики.

Объем дипломной работы – 80-100 страниц. Текст должен быть разбит на отдельные части с подразделением на разделы, озаглавленные соответственно плану работы.

Дипломная работа выполняется студентом в течение времени, отведенного на дипломное исследование  учебным планом. В период дипломного исследования и написания работы проводятся контрольные проверки специальной комиссией согласно графику, утвержденному кафедрой.

Ответственность за принятые в дипломной работе решения, качество выполнения, а также за своевременное выполнение работы несет студент – дипломник.

Дипломную работу необходимо переплести согласно стандартному требованию (жесткий переплет типографского образца).

Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантом, представляется руководителю, который подписывает ее и дает письменный отзыв о работе студента – дипломника.

Дипломная работа и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой для принятия решения о направлении работы к рецензенту – практику и в последующем о допуске студента к защите дипломной работы.

В случае если объем и качество выполнения работы не соответствуют предъявляемым требованиям, кафедра может поставить вопрос о не допуске студента к защите дипломной работы и отчислении его из университета.

На основании результатов защиты дипломной работы Государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присвоении автору работы квалификации экономиста.

 

Преддипломная практика

Распределение студентов по местам практики оформляется приказом ректора университета после утверждения на кафедре.

Продолжительность преддипломной практики определяется учебным планом и составляет 8 недель.

 

Преддипломная практика служит одним из важнейших источников получения практического материала для написания дипломной работы, разработки выводов и предложений по улучшению работы предприятий (баз практики).

Целью преддипломной практики является:

1. Закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов.

2. Приобретение более глубоких практических навыков применительно к специальности и профилю будущей работы.

3. Сбор, обобщение и анализ материалов для дипломной работы.

За организацией и проведением преддипломной практики студентов осуществляется контроль со стороны руководителя от университета и руководителя практики от производства.

Началу прохождения практики предшествует организационное собрание, на котором студенты-дипломники:

- знакомятся с приказом по университету о закреплении баз практики и темами дипломных работ;

- получают направления на конкретные предприятия, (организации) для прохождения практики и дневники преддипломной практики;

- знакомятся с требованиями техники безопасности и расписываются в соответствующем журнале.

Рекомендуемые вопросы для изучения на преддипломной практике студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» -  (Приложение 3).

В соответствии с утвержденной темой руководитель дипломной работы устанавливает каждому студенту индивидуальное задание по научно-исследовательской работе (НИРС). Они могут носить теоретический или практический характер.

Задание по НИРС выполняется на конкретных материалах предприятия, являющегося базой практики. Результаты выполненного научного задания должны быть использованы студентом в дипломной работе.

По результатам преддипломной практики составляется отчет объемом 35 – 40 страниц. К отчету обязательно прилагаются приложения (бухгалтерские балансы, отчеты «О прибылях и убытках», другие формы отчетности).

Отчет по преддипломной практике должен содержать:

· -титульный лист (Приложение 1);

· -содержание;

· -введение;

· -содержательную часть (информационно-производственные и аналитические разделы);

· -заключение;

· -список использованных источников;

· -приложения.

 

При прохождении практики на производственных предприятиях в основной части отчета должны содержаться следующие сведения:

· -общая характеристика предприятия и основных направлений его деятельности;

· -организационно-правовой статус предприятия, форма собственности, источники формирования уставного фонда, учредители;

· -наличие, состояние, структура и эффективность использования основного, оборотного капитала и трудовых ресурсов;

· -анализ финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия;

· -инвестиционная и инновационная деятельность предприятия, источники финансовых ресурсов и эффективность их использования.

· -организация экономической, финансовой и аналитической работы на предприятии.

 

При прохождении практики в банках, страховых организациях и других финансовых учреждениях в основной части отчета должны содержаться следующие сведения:

· - общая характеристика учреждения и основных направлений его деятельности;

· -законодательно-правовая база и государственное регулирование деятельности;

· -трудовые ресурсы и их использование;

· -финансовые ресурсы, их источники, характеристика основных операций, анализ доходов и финансового состояния учреждения;

· -организация бухгалтерского учета и контроля деятельности, характеристика документооборота.

 

При прохождении практики в органах государственного управления в основной части отчета должны содержаться следующие сведения:

· -общая характеристика учреждения;

· -описание действующего порядка организации бюджетного процесса на всех уровнях, способов бюджетного регулирования, организации учета расчетов между бюджетами;

· -изучение нормативно-законодательной базы и действующего порядка планирования доходов бюджета с анализом их основных источников;

· -правила и порядок составления смет и обоснований бюджетных расходов и ассигнований на различные нужды;

· -содержание бухгалтерской отчетности по исполнению бюджета, анализ исполнения бюджета за несколько периодов, пути снижения расходов.

Вместе с оформленным надлежащим образом отчетом студент представляет руководителю практики от университета заполненный и заверенный на предприятии дневник прохождения практики и копию приказа о зачислении на практику.

Оценка по защите отчета выставляется с учетом полноты собранных материалов, качества расчетов и готовности к выполнению дипломной работы.

 

 

Выбор темы дипломной работы

 

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой, рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Перечень тем дипломных работ ежегодно объявляется студентам.

В качестве тем дипломных работ выбираются проблемы, существующие в реальной производственно-хозяйственной и управленческой деятельности тех предприятий и организаций, где студент работает или проходит преддипломную практику.

Темы, предлагаемые по инициативе студентов, должны соответствовать профилю кафедры. Студент по согласованию с руководителем определяет тему дипломной работы, которая утверждается заведующим кафедрой.

При выборе темы дипломной работы следует учесть место прохождения преддипломной практики, это облегчит сбор необходимого материала для написания дипломной работы. Актуальными являются темы, если в них отражается активный подход студента к исследованию – «совершенствование», «создание», «внедрение», «разработка» и т.д.

В случае упоминания в теме названия субъекта хозяйствования, оно должно соответствовать краткому или полному его наименованию, приведенному в уставных документах.

По одной теме могут выполнять дипломные работы несколько студентов, если объекты их изучения и круг рассматриваемых вопросов различны. Эти различия отражаются в плане дипломной работы.

Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора.

После утверждения темы студент вместе с научным руководителем разрабатывает план будущей дипломной работы.

 

1.4 Назначение руководителя дипломной работы и выдача задания

 

Приказом ректора по представлению кафедры назначаются руководители дипломных работ из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами привлекаются специалисты-практики, а также научные сотрудники других вузов и НИИ.

Руководитель дипломной работы:

 - выдает студенту задание на дипломное исследование;

 - оказывает ему помощь, в составлении календарного графика на весь период выполнения работы;

 - рекомендует необходимую литературу – законы, справочные материалы, учебные пособия, учебники и другие источники по теме;

 - проводит предусмотренные графиком беседы и консультации;

 - проверяет выполнение работы по частям и в целом.

Консультации по дипломным работам имеют двоякое значение. С одной стороны, они оказывают студенту-дипломнику научную, педагогическую помощь, а с другой – носят контрольно – проверочный характер.

По предложению руководителя, в случае необходимости, кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы (за счет времени, отведенного на руководство этой работой). Консультанты проверяют соответствующие разделы выполненной студентом работы.

В соответствии с темой руководитель дипломной работы выдает студенту задание, утвержденное заведующим кафедрой, с указанием календарного графика выполнения работы, сроков окончания работы по теме и представления законченной работы. Задание вместе с дипломной работой представляется в Государственную экзаменационную комиссию.

Дипломное задание выдается до начала преддипломной практики и содержит: тему дипломной работы, исходные данные к ее выполнению, перечень подлежащих разработке вопросов, список основных литературных источников.

Дипломное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы.

 

План дипломной работы

 

Непосредственное исследование начинается с разработки плана дипломной работы, который разрабатывается студентом после утверждения темы и согласовывается с руководителем.

План дипломной работы содержит составленный в определенном порядке перечень разделов и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены. Правильно составленный план работы служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал и обеспечивает последовательность его изложения.

План дипломной работы студент составляет самостоятельно и согласовывает его с руководителем. При всем многообразии индивидуальных подходов к плану дипломной работы традиционным является следующий вариант плана:

 

Введение   (2 – 3 страницы)

Раздел 1       (полное наименование)

Раздел 2       (полное наименование)

Раздел 3       (полное наименование)

Заключение (выводы и предложения  2 - 3 страницы)  

Список использованных источников (не менее 20)

Приложения

 

Согласно традиционной структуре дипломной работы в каждом разделе (главе) должно быть, как правило, по 2 – 3 подраздела (вопроса).

В процессе дипломного исследования план может уточняться.

 

Структура дипломной работы

 

Дипломная работа является текстовым документом и должна содержать исчерпывающие и систематизированные сведения об объекте исследования, обеспечивать четкость и логическую последовательность изложения материала.

Все выводы и рекомендации автора дипломной работы следует не только сформулировать, но и достаточно убедительно обосновать.

Текстовый документ оформляется на одной стороне белой писчей бумаги формата А4 (210 х 297).

Структурными элементами дипломной работы являются:

 

1. Титульный лист             (Приложение 1)

2. Задание на выполнение дипломной работы (Приложение 2)

3. Реферат                      (Приложение 5)

4. Содержание                (Приложение 6, 7, 8.)

5. Введение

6. Основная часть          (1 раздел, 2 раздел, 3 раздел)

7. Заключение

8. Список использованных источников (Приложение 11)

9. Приложения (Приложение 13)

  Заголовки структурных частей работы «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», название раздела (главы), «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными буквами с начала листа по центру, отступ от заголовка одна строка.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами на отдельном листе по центру листа (эти листы также с рамочкой и номером).

Заголовки подразделов печатают строчными буквами, жирным шрифтом, располагая их по центру или с абзаца.

Точка в конце заголовков структурных частей, разделов и подразделов  не ставится. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Для заголовков могут использоваться гарнитуры шрифта, отличные от гарнитуры основного текста.

После заголовка подраздела делается отступ одна строка, между подразделами – две строки.

Если раздел или подраздел подразделяется на 2.1, 2.2 или 2.1.1, 2.1.2 и т.д., то деление производится сразу без вступительного текста до подпункта.

 

1.8 Организация контроля за работой студентов

Перед началом преддипломной практики и дипломного проектирования студент совместно с научным руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, и составляет план исследования.

По мере написания отдельных глав дипломник представляет их научному руководителю, корректируя и дополняя дипломную работу в соответствии со сделанными замечаниями.

Для контроля работы студентов выпускающей кафедрой разрабатывается общий график подготовки дипломных работ.

 В установленные сроки процентовок студент отчитывается перед руководителем о готовности работы, а при значительном отставании от графика работы – перед выпускающей кафедрой.

Дипломная работа выполняется студентом строго в течение периода времени, отведенного для этого учебным планом.

Законченная дипломная работа, подписанная дипломником, представляется руководителю, который составляет отзыв на работу студента.

После прохождения нормоконтроля дипломная работа сшивается и с отзывом руководителя представляется заведующему кафедрой, который решает вопрос о возможности допуска студента к защите дипломной работы.

Дипломная работа, допущенная к защите, направляется заведующим кафедрой на внешнее рецензирование. В качестве рецензентов выступают ведущие специалисты государственных учреждений и коммерческих предприятий. В рецензии дается характеристика работы, глубине исследования, результатам анализа научной проблемы, практической и научной их ценности.

После получения рецензии она регистрируется на кафедре в специальном журнале и возвращается студенту для подготовки текста доклада и наглядные материалы.

 

Требования по каждой части дипломной работы

Реферат

Текст реферата (1200 – 2000 знаков) должен содержать краткие сведения об объекте и предмете исследования, поставленные цели и задачи, методику исследования, полученные результаты. Указывается объем работы (количество страниц), таблиц, использованных источников, приложений, перечень ключевых слов (5 – 15 слов в именительном падеже через запятую).

Пример оформления реферата приведен в Приложении 5.

 

 

Содержание

Содержание включает наименование всех глав, разделов, подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения материала.

Примерная форма содержания приведена в Приложениях 6, 7, 8.

 

 

Введение

 Во введении обосновывается актуальность темы, формируются проблемы и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы. Указывается объект и предмет исследования, использованные методы анализа и литературные источники.

Предмет исследования определяется темой дипломной работы, которая во введении должна быть коротко раскрыта.

Объект исследования – предприятие, организация, отрасль, регион, на материалах которого выполняется дипломная работа.

Цель и задачи исследования – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в процессе исследования.

Методология исследования – это теория познания, на основе которой проводится исследование. Например, диалектический метод познания, анализ, синтез, логический вывод и др. Объем введения 2 – 3 страницы машинописного текста.

 

Основная часть

Типовая структура дипломной работы включает в себя, как правило, 3 главы или раздела, логически связанные между собой и последовательно раскрывающие ход исследования и его результаты.

Каждая глава делится на 3-4 подраздела.  Нецелесообразно в главе иметь очень много мелких параграфов, их лучше объединять в достаточно крупные.

Наименование глав, разделов и подразделов должно быть кратким, соответствовать содержанию, не иметь переноса и  точки.

Недопустимо, когда название какой-то главы полностью совпадает с названием дипломной работы, а название какого-то параграфа дублирует название главы.

Каждая глава должна начинаться с нового листа.

Разделы (главы) имеют порядковую нумерацию в пределах текстового документа, а подразделы – в пределах раздела. Например: 2.1 – первый подраздел второго раздела (главы);

 Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Основная часть должна показать глубокие знания студента по исследуемой проблеме и содержать выводы и рекомендации по улучшению ситуации.

Текст дипломной работы должен быть насыщен достаточным количеством цифрового материала, цитатами, примерами из практики, которые обязательно сопровождаются ссылками или подстрочными сносками.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Первая глава, как правило, носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе анализа нормативно – правовых актов и научной литературы излагается социально – экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и рассматриваются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Рекомендуемый объем – 20 – 30 страниц.

Вторая глава – носит аналитический характер. В ней дается технико- и финансово-экономическая характеристика предприятия (региона, отрасли и т.д.), на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. Анализируются факторы внутренней и внешней среды. Студент не только констатирует факты, но и выявляет тенденции развития предприятия, недостатки исследуемого процесса, намечает пути их возможного устранения. От полноты и качества проведенных исследований, выполненных в рамках данной главы, зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий по совершенствованию результатов деятельности объекта исследования.

Рекомендуемый объем – до 30 страниц.

 Третья глава – завершает дипломное исследование и является проектно-аналитической. В ней студент разрабатывает предложения по реализации предложенных мероприятий, с учетом имеющегося прогрессивного отечественного и зарубежного опыта, направленных на повышение эффективности и качества работы данного предприятия (региона, отрасли и т.д.) Все предложения и рекомендации автора должны носить конкретный характер и быть доведенными до стадии проектной разработки и практического внедрения. В данном разделе обязательно рассматривается эффективность их внедрения, строятся прогнозные сценарии с использованием методов прогнозирования, оцениваются возможные риски и пути их снижения.

В рамках этой главы необходимо показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на показателях деятельности предприятия (отрасли, региона и т.д.)

Рекомендуемый объем – до 30 страниц.

 

Заключение

В заключении необходимо логически последовательно, кратко и четко изложить основные результаты теоретического исследования и практических расчетов. Приводятся выводы и предложения, к которым пришел студент в результате проведенного исследования, характеризуется эффективность предложенных мероприятий. Содержание заключения может излагаться как в текстовом виде, так и по пунктам, которые обычно служат основой для составления доклада студента к защите дипломной работы.

Объем заключения 2– 3 страницы.

 

Приложения

Приложения оформляются как продолжение работы, располагать их нужно в порядке появления ссылок на них в тексте в соответствии со стандартом БГТУ.

Каждое приложение начинается с нового листа, имеет тематический заголовок и выделяется словом «ПРИЛОЖЕНИЕ», расположенным в правом верхнем углу каждой страницы. Если количество приложений более одного, они нумеруются. Перед приложениями помещается отдельный лист, в центре которого крупными заглавными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ»

Иллюстрации, таблицы и формулы, помещенные в приложении, нумеруются в пределах каждого приложения. Например: Рис. П.1.2 - (второй рисунок первого приложения); Таблица П.3.2 – (вторая таблица третьего приложения); П.5.3 – (третья формула пятого приложения).

В приложения следует вносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (т.е. занимает более одной страницы), к нему относят:

- формы годовых финансовых отчетов предприятия;

- промежуточные отчеты;

- таблицы, вспомогательных цифровых данных;

- инструкции, методические материалы;

- учредительные и уставные документы;

- иллюстрации вспомогательного характера т.д.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Оформление текста

 

 Первой страницей дипломной работы является ее титульный лист установленной формы. «Приложение 1»

Текст должен быть напечатан на компьютере 14 шрифтом (Times New Romans), межстрочный интервал через множитель = 1,5.

Выравнивание по ширине; первая строка с абзаца = 1,25.

 На каждом листе, по границам полей, располагается линия рамки: на расстоянии 20 мм. от левой границы листа и по 5 мм. сверху, снизу и справа, с нумерацией в правом нижнем углу.

 Угловой штамп по форме приложения 5 размещается только на реферате дипломной работы.

Текст располагается на стандартом листе бумаги формата А4 (210 х 297) с полями: левое – 30 мм.; правое – 10 мм.; верхнее – 15 мм.; нижнее – 20 мм.

Плотность текста должна быть одинаковой. Допускается вписывать в текст работы, выполненной машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки чернилами, пастой или тушью черного цвета, не нарушая общей плотности текстового документа.

В работе  следует использовать сокращения русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12 – 77. Фамилии, названия фирм, изданий и другие собственные имена приводят на языке оригинала.

Страницы нумеруют арабскими цифрами в пределах документа. Титульный лист и лист задания  включают в общую нумерацию страниц, но номер на них не ставят. Нумерация начинается с листа «Реферат» (4 лист).

Оформление ссылок ведут по ГОСТ 7.1 – 84. При оформлении ссылок на источники, указывают порядковый номер по списку использованных источников, заключая его в скобки. Например: [15]

Ссылки на иллюстрации указывают, приводя порядковый номер иллюстрации. Например: рис. 2.1 (первый рисунок второго раздела).

Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках. Например: «… в формуле (2.1)».

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью, если она не имеет номера, и сокращенно, если имеет номер. Например: «…в табл. 1.3»; «см. табл. 1.3».

 

Оформление таблиц

Цифровой материал дипломной работы оформляется в виде таблиц.

 

Каждая таблица должна иметь краткое название, отражающее ее содержание, и располагаться над ней. При переносе части таблицы на следующие страницы заголовок помещают только над ее первой частью.

В конце заголовка и подзаголовка таблицы точка не ставится.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Слово «Таблица» размещается над таблицей слева. Например: Таблица 2.3 – третья таблица второго раздела.

Таблица подписывается сверху с абзаца. После шапки таблицы обязательно наличие нумерационной строки с указанием номера столбца.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет чтение таблицы.

Таблицы, как правило, следует располагать на странице вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, при этом шапка ее должна размещаться в левой части страницы.

Если таблица большая и ее строки или графы не помещаются на формате страницы, то ее делят на части, помещая одну под другой или рядом. В каждой части таблицы повторяют ее шапку и боковик.

Слово «Таблица» указывается только один раз над первой частью, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы.

При делении таблицы на части допускается ее шапку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом обязательно нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Не допускается разделять заголовки боковика и граф диагональными линиями. Нельзя включать в таблицу самостоятельную графу «Номер по порядку». Если есть необходимость нумеровать показатели, то их порядковый номер ставится в боковик таблицы непосредственно перед их наименованием.

Размер таблицы выбирают самостоятельно, но высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Классы чисел во всей графе располагают точно одно над другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

При указании в таблице последовательных интервальных величин перед величинами пишут: «от, св., до». Например: от 10 до 20; св.20; до 20. Если данные в графе отсутствуют, ставят прочерк.

До и после таблицы делается отступ в одну строку. Обозначение таблиц, шапка таблицы и нумерационная строка выделяются жирным шрифтом.

Примеры оформления таблиц представлены в Приложении 9.

 

Оформление иллюстраций

Схемы, диаграммы, графики и другие иллюстрации в дипломной работе обозначаются словом «Рисунок».

 Количество иллюстраций должно быть достаточным для обеспечения наглядности и пояснения излагаемого текста. Они могут располагаться по тексту или в виде приложений.

Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении.

Название рисунка приводится снизу по центру соответствующей иллюстрации.

Ссылки на иллюстрацию указывают, приводя ее порядковый номер. Например: «Рис. 2.1» - рисунок первый второго раздела, или «Рис. П.3.2» - рисунок второй третьего приложения.

В случае необходимости рисунки должны иметь подрисуночный текст (информацию об изображенном на рисунке).

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота дипломной работы или с поворотом по часовой стрелке.

Рисунки, позаимствованные из других источников, сопровождаются ссылкой или сноской с их полным наименованием.

До и после рисунка делается отступ в одну строку. Обозначение рисунков выделяется жирным шрифтом.

Все таблицы и рисунки следует сопровождать текстом (пояснением).

Пример оформления иллюстраций дан в Приложении 10.

 

Оформление формул

 

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками (не менее одной строки выше и ниже каждой формулы). Если уравнение или формула не умещается на одну строку, оно переносится после знаков: (=), (+), ( - ), ( х ), ( : ).

При написании формул используют символы и буквенные обозначения механических, химических, математических и других величин, установленные стандартами или принятые в научной литературе. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой в какой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

  Например:

 

                      ВП = ЧР х ГВ,                                                 (1.2)

 

где ВП – стоимость выпуска продукции;

 ЧР – среднесписочная численность рабочих;

ГВ – среднегодовая выработка одного рабочего.

Нумерация формул выполняется по разделам: (1.2) – первый раздел, формула номер два. Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках. Например: «….в формуле (1.2)» или «…в формуле (П.3.2)».

Обозначение формул выделяется жирным шрифтом.

 

 

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Подготовка к защите

 

В период полготовки к защите дипломной работы следует:

- составить доклад (до 10 минут), в котором отразить актуальность темы, объект исследования и краткую характеристику результатов его финансово – хозяйственной деятельности. Особое внимание уделить самостоятельно выполненным разработкам и практическим результатам исследования. Таким образом, в докладе в основном речь должна идти об основных выводах и предложениях по исследуемой проблеме, их обоснованности и практической значимости;

- подготовить иллюстративный (раздаточный) материал из 6 – 8 таблиц и рисунков. Есть два способа их использования. Первый – графическое изображение на слайдах. Второй – распечатка комплекта таблиц и раздача их всем членам ГЭК при защите. Таблицы должны отражать основные результаты деятельности объекта исследования и самостоятельные разработки дипломника;

- продумать ответы на замечания рецензента и дипломного руководителя, высказанные в рецензии и отзыве.           

Пример доклада студента на защите дипломной работы дан в Приложении 12.

Государственная комиссия оценивает наличие у студента навыков риторического искусства, умение осуществлять публичную презентацию. Студент должен четко, уверенно и обоснованно отвечать на вопросы, продемонстрировать знание изучаемой темы.


                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                           

                               ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет»

Инженерно-экономический факультет заочного образования

                              Кафедра управления, экономики и финансов

 

 

К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой УЭ иФ

_______________ Н.П.Четырбок

«_____»_____________2018 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Финансовые ресурсы предприятия и эффективность их       использования (на примере ООО «Зевс»)»

Брест 2018

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет»

Инженерно-экономический факультет                       Кафедра управления, экономики заочного образования                                                       и финансов

 

 

   УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________

«____»_______________20__г.

 

 

ЗАДАНИЕ

РЕФЕРАТ

Анализ влияния иностранных инвестиций на инвестиционный потенциал Республики Беларусь: Дипломная работа: 1-25 01 07/ БрГТУ; Иванов А.А.; Э – 15; Кафедра УЭ иФ. – Брест, 2008. – 97 с., 8 ил., 14 табл., 22 источн., 5 прил.

 

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный потенциал, экономический рост, экономический цикл, национальный доход; капиталоотдача, научно-технический прогресс, инвестиционный климат.

 

Объект исследования – Республика Беларусь.

Содержит описание понятия инвестиций, инвестиционного потенциала региона, структуры экономического цикла, анализ инвестиционного потенциала Республики Беларусь. Расчет выполнен: по анализу влияния иностранных инвестиций на инвестиционный потенциал Республики Беларусь, по оценке цикличности развития инвестиционного потенциала страны.

 
                                                                                                                  1-25 01 07 – Э 15 – Др 1 Изм Кол Лист № док Подпись     Дата                         Разраб. Иванов                                                                                                                    Стадия Лист Листов Руков. Кичаева                                     Анализ влияния иностранных инвестиций  Др    4         97 Консульт Кичаева                                      на инвестиционный потенциал Республики                                                                                Зав. каф. Четырбок                                     Беларусь                                                                УО БрГТУ, УЭиФ Н. контр. Крамаренко

 


                                                                                       

 

Порядковый номер студента в приказе о назначении тем дипломных работ
 

 




Оформление углового штампа рамки текстовых документов

 


  Лист


64


10

 

 


                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 6                                                                                             

СОДЕРЖАНИЕ (пример № 1)

Введение                                                                                                                             6

1. Теоретические аспекты учета затрат на производство продукции                            7

1.1 Виды затрат и их классификация.                                                             8

1.2 Организация учета и контроля за затратами предприятия                            19

1.3 Методика анализа затрат предприятия                                                                   25

     

2. Характеристика  ЗАО «Салют»

    как объекта исследования                                                                                     31

2.1 Общая характеристика предприятия. Охрана труда                                                      38

2.2 Материально-техническая база и социально-трудовые показатели                         45

2.3 Анализ финансовых результатов деятельности  и финансового

состояния предприятия                                                                                       52

 

3. Резервы снижения затрат на производство и реализации

продукции ЗАО «Салют»                                                                                            69

3.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции                                      80

3.2  Анализ себестоимости отдельных видов продукции

3.3 Мероприятия по снижению себестоимости продукции ЗАО «Салют» и расчет их эффективности                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Заключение                                                                                                                            

Список использованных источников                                                                             97

Приложения                                                                                                                        99


                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 7                                                                                             

СОДЕРЖАНИЕ (пример № 2)

Введение                                                                                                                             6

1. Оборотный капитал предприятия как элемент его финансовых ресурсов                7

1.1 Оборотный капитал предприятия, его состав, структура и источники формирования                8

1.2 Показатели использования оборотного капитала предприятия и их расчет    25                                  

1.3 Методика анализа формирования и использования оборотного капитала         32                                                  

     

2. Характеристика объекта исследования  ОАО «Премиум»                                39

2.1 Общие сведения о предприятии. Охрана труда                                                  40

2.2 Материально-техническая база и социально-трудовые показатели                        45

2.3 Характеристика финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия                                                                                                                     52

 

3. Резервы повышения эффективности использования оборотного капитала ОАО «Премиум»                                                                                                                69

3.1 Анализ состава, структуры и динамики оборотного капитала предприятия         70                                                              

3.2 Анализ  эффективности использования оборотного капитала                              80                                                                                     

3.3  Основные направления повышения эффективности использования  оборотных средств ОАО «Премиум»                                                                             88

 

Заключение                                                                                                                        94

Список использованных источников                                                                             97

Приложения                                                                                                                        98


                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

СОДЕРЖАНИЕ (пример № 3)

Введение                                                                                                                             6

1. Сущность прибыли и ее формирование на предприятии                             7

1.1 Прибыль как источник финансовых ресурсов предприятия                        8

1.2  Виды прибыли и ее распределение                                                                      25

1.3 Методика анализа показателей прибыли                                                          32

     

2. Характеристика объекта исследования  ООО «Сталкер»                                 39

2.1 Общие сведения о предприятии. Охрана труда                                                  40

2.2 Основной и оборотный капитал предприятия                                                         46                                                                                                                                            

2.3 Характеристика социально-трудовых показателей                                           51

2.4 Анализ финансового состояния предприятия                                                          59

 

3. Резервы увеличения прибыли ООО «Сталкер»                                              69

3.1 Анализ динамики и состава общей прибыли предприятия                                    70

3.2 Анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции                               80                                                  

3.3  Выявление резервов увеличения прибыли ООО «Сталкер».                    88

 

Заключение                                                                                                                        94

Список использованных источников                                                                             97

Приложения                                                                                                                        99

 


                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Пример оформления таблиц

     Таблица 2.3 Капиталовложения, млн. руб.

Показатели Всего капиталовложения Освоено Необходимо освоить
1 2 3 4
Цех по производству окон 74 30 44
Цех по производству мебели 52 42 10

Продолжение таблицы 2.3

1 2 3 4
- заготовительный цех 41 16 25
- инструментальный цех 36 14 22

      Таблица П.1.2 Списочная численность работников предприятия

Группы работающих Январь 2007 года, чел уд. вес, %
1 2 3
1. Производственный персонал предприятия 250 100
2. Основные рабочие 113 45,2
3. Вспомогательные рабочие 60 24
4. Инженерно-технический персонал 77 30,8

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

иностр. смешанная
частная
 
Оформление иллюстраций

Рисунок 2.1 Рыночная динамика субъектов собственности









Оформление списка использованных источников

Пример оформления книг:

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело и сервис, 2006. – 256 с.

2. Антикризисное управление: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Крыжановского, В.И. Лапенкова, В.И. Лютера и др. – М.: Приор, 2005. – 430 с.

 

Пример оформления стандарта:

1. ГОСТ 21.101-93. СПДС. Основные требования к рабочей документации. – Взамен ГОСТ 21.101-79, ГОСТ 21.102-79, ГОСТ 21.103-78, ГОСТ 21.104-79, ГОСТ 21.105-79, ГОСТ 21.201-78, ГОСТ 21.202-78; Введ. 1994. 09.01. – Мн.: Из-во стандартов, 1995. – 43 с.

 

Пример оформления статьи:

 

1. Резниченко В.С. Проблемы и механизмы обновления экономики и управления в инвестиционно-строительной сфере // Экономика стр-ва. – 2006. - № 5. – С. 2-15.

 

Пример оформления закона:

 

1. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 18 июля 2005 г. № 423 – 3.

 

Пример оформления Интернет-сайта

1. Сушкевич Е.А. Проблемы развития малого бизнеса //http: www.NISSE.ru, 09.07.2007

 

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Доклад студента на защите дипломной работы

Уважаемый председатель Государственной экзаменационной комиссии!

                               Уважаемые члены комиссии!

 

Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему «………..». Актуальность темы обусловлена ……..

   Целью дипломной работы является подготовка предложений (рекомендаций, программы, стратегии и т.п.) по ……….

   Дипломная работа выполнена в следующей последовательности ….. (показать на схеме).

   В первой части работы …. (дается характеристика объекта исследования и краткое содержание) и сделаны следующие выводы…..

   Во второй части работы проведен анализ …… Анализ показал, что основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия имеют следующую динамику ……. (показать таблицы и рисунки) Рассмотрены и выявлены ….. Проведенный анализ, а также изучение состояния рынка позволяют сделать следующие выводы ……………………..

    В третьей части работы рассчитаны прогнозные показатели ……………….. Расчет производился методом ………

    В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы …. и даны предложения и рекомендации….. Совокупность предложенных мероприятий позволит ……. (например, повысить конкурентоспособность предприятия, вывести предприятие из кризиса и т.п.). Эффективность от внедрения данных предложений ……..

    Благодарю за внимание!

 

 

    Продолжительность доклада - 10 минут (примерно 7 минут уделить основной части работы). В целях обеспечения наглядности доклад должен сопровождаться иллюстрированным материалом (таблицы и рисунки), отображающим важнейшие положения дипломной работы. Наглядные пособия выполняются в виде плакатов или слайдов с использованием рабочего проектора.

 

 

                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 14

 

Памятка руководителю дипломной работы

 

 

Пример оформления отзыва

ОТЗЫВ

на дипломную работу студента инженерно-экономического

факультета заочного образования группы Ф-42

Сергеева Александра Ивановича

 

В отзыве руководителя должны быть отмечены:

- актуальность темы дипломной работы;

- степень выполнения поставленной задачи;

- степень самостоятельности и инициативности студента;

- умение студента пользоваться специальной литературой;

- способности студента к исследовательской работе;

- возможность использования полученных результатов на практике;

- возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

 

Рецензия

на методические указания по технико – экономическому обоснованию дипломных проектов

для студентов дневной и заочной формы обучении по специальностям: 1-0530102 «Автоматизированные системы обработки информации»,1-400301 «Искусственный интеллект», 1-360402 «Промышленная электроника».

Авторы: Кичаева Т.В. ст. преподаватель кафедры УЭиФ, Кулакова Л.О. ст. преподаватель кафедры УЭиФ

В соответствии с положением о Государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений и Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ), утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, обучение в высших учебных заведениях заканчивается аттестацией студентов в виде государственного экзамена и защиты студентами дипломного проекта(работы)

Данные методические указания содержат основные требования государственной экзаменационной комиссии к экономическому обоснованию дипломных проектов  студентов дневной и заочной  формы обучения по специальностям: 1-0530102 «Автоматизированные системы обработки информации»,1-400301 «Искусственный интеллект», 1-360402 «Промышленная электроника».

Методические указания выполнены с целью оказания помощи студентам при выполнении расчетов себестоимости предлагаемого программного продукта, отпускной цены и прибыли разработчика.

Разработка проектов программных средств связана со значительными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В связи с этим создание и реализация каждого проекта программного обеспечения нуждается в соответствующем технико-экономическом обосновании.

В методических указаниях подробно описан порядок выполнения всех расчетов в соответствии с требованиями существующих стандартов. Для облегчения работы студентов есть единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и каталог функций программного обеспечения.  

Методические указания содержат приложения с примером расчета себестоимости, цены и чистой прибыли проекта программного обеспечения, а так же экономической части при проектировании электронного усройства.

Доступность и глубина изложения материала позволяют оценить представленную работу как завершенную и соответствующую высокому методическому уровню.

Все вышеизложенное позволяет положительно оценить рецензируемые методические указания и рекомендовать их к изданию.

 

Директор филиала ГУО

«Институт технологий, информатизации и

управления» БГУ в г. Бресте                                                        Билевич А.В.

 

 

 

Рецензия

на методические указания по технико-экономическому обоснованию

дипломных проектов

 материальных,

Авторы: Кулакова Л.А. - старший преподаватель

         Кичаева Т.В. – старший преподаватель

В соответствии с положением о Государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений и Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ), утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, обучение в высших учебных заведениях заканчивается аттестацией студентов в виде государственного экзамена и защиты студентами дипломного проекта (работы).

Методические указания предназначены для студентов специальности: «Автоматизированные системы обработки информации», «Вычислительные машины, системы и сети», «Искусственный интеллект», «Промышленная электроника».

Разработка проектов программных средств связана со значительными затратами ресурсов (трудовых, финансовых). В связи с этим создание и реализация каждого проекта программного обеспечения нуждается в соответствующем технико-экономическом обосновании.

Методические указания выполнены с целью оказания помощи студентам при выполнении дипломного проекта. Подробно, в доступной форме описан порядок расчета полной себестоимости и цены программного продукта в нескольких вариантах и чистой прибыли от разработки.

Данные методические указания позволяют студентам разобраться в основных приемах и методах расчета, анализировать расчеты и делать выводы об эффективности проекта.

Представленная работа соответствует государственному образовательному стандарту и позволяет оценить представленную работу как завершенную и соответствующую высокому методическому уровню.

С учетом вышеизложенного, методические указания по технико-экономическому обоснованию дипломных проектов, целесообразно рекомендовать к изданию.

 

Директор филиала ГУО

«Институт технологий, информатизации и управления»

БГУ в г. Бресте                                                                                         Билевич А.В.

 

Кафедра управления, экономики и финансов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению и оформлению

дипломных работ для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» и « Финансы и кредит» сокращенной формы обучения

Брест 2018


УДК

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с образовательными стандартами специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» и 1-27 01 04 «Финансы и кредит», стандартом университета, учебными планами подготовки  студентов  по данным специальностям.  Содержат основные требования и детализируют основные этапы выполнения дипломной работы, описывают логическую последовательность ее написания и оформления в соответствии с требованиями существующих стандартов.

 

Составители: Н.П. Четырбок, к.э.н., доцент,  Т.В. Кичаева ст. преподаватель,  М.П. Мишкова ст. преподаватель, Э.Э Ермакова ст. преподаватель

 

Рецензент: А.В. Билевич, директор филиала ГУО «Институт технологий,

информатизации и управления» БГУ в г. Бресте

 

 

Учреждение образования

© «Брестский государственный технический университет», 2018


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Положением о Государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений и Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ), утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, обучение в высших учебных заведениях заканчивается аттестацией студентов в виде государственного экзамена и защиты студентами дипломного проекта (работы).

Вид аттестации определяется учебным планом специальности. К защите дипломного проекта (работы) допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов.

Выполнение дипломных работ имеет своей целью:

1. Систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности, практическое применение этих знаний в качестве специалиста – экономиста высшей квалификации.

2. Формирование навыков самостоятельной работы с экономической литературой, нормативной документацией и практическим материалом организации, овладение методикой исследования и экспериментирования для решения конкретных финансово – экономических задач.

3. Приобретение практических навыков сбора, анализа и обобщения данных о результатах деятельности организации с целью принятия эффективных управленческих решений.

4. Оценку подготовленности студентов к самостоятельной работе в современных условиях.

Дипломная работа представляет собой целостное, законченное исследование студента по избранной теме.

 

Требования государственной экзаменационной комиссии к

Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.