ПРОЕКТ
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Романова О.Н.
Цегельник О.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
для студентов юридического факультета
Белорусского государственного университета
Рецензент:
Белова Т.А.
Рекомендовано учебно-методической комиссией юридического факультета БГУ -----.-------.2017 г. (протокол № -----)
Минск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………. | 3 |
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ | |
2.1. Выбор темы…………………………………………………………………. | 4 |
2.2. Составление плана………………………………………………………….. | 5 |
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ | |
3.1. Написание работы (общие рекомендации)…………………………………. | 6 |
3.2. Работа с источниками………………………………………………………. | 7 |
3.3. Представление работы руководителю для предварительной оценки…………………………………………….. | 8 |
ГЛАВА 4. СТРУКТУРА И ОБЪЪЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……………. | 10 |
ГЛАВА 5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ………………………… | 14 |
ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ………………. | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЯ (образцы оформления отдельных элементов работы)…………………………………………. | 20 |
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Дипломная работа является квалификационной работой обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, по уровню выполнения и результатам защиты которой ГЭК делает заключение о возможности присвоения обучающемуся соответствующей квалификации. Защита дипломной работы является одной из форм итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени.
2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают требования к содержанию, структуре и оформлению дипломной раоты, а также определяют порядок представления, экспертизы и защиты дипломной работы и разработаны на основе:
- Кодекса Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-З;
- Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2012 г. № 53);
- Инструкции по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях (утв. приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356).
- Положения об организации подготовки и защиты курсовой работы, итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени в Белорусском государственном университете (утв. приказом БГУ от 07.02.2014 г. № 47-ОД);
- Примеров библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате (утв. приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25. 06. 2014 г. № 159);
3. Выполнение дипломной работы имеет своей целью:
- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач;
- формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования;
- приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями;
- выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы.
ГЛАВА 2.
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Р абота с источниками.
Научный руководитель рекомендует студенту лишь основные источники по теме исследования. Подбор остальных источников студенту целесообразно производить самостоятельно. Для поиска и подбора литературных источников необходимо использовать:
Ø предметно-тематические каталоги и библиографические справочники библиотек (библиотеки юридического факультета БГУ, Электронной библиотеки БГУ, Национальной библиотеки Республики Беларусь и т.п.);
Ø Интернет ресурсы, например:
http://www.pravo.by/
http://www.jurist.by
http://www.law.edu.ru
https://cyberleninka.ru
http://www.lawlibrary.ru
http://lawinfo.ru
http://www.juristlib.ru
и др.
Ø справочно-правовые системы «Консультант-плюс», ИПС «Эталон» и др.
Имеются три группы источников, которые используются для написания работы:
- правовые акты: нормативные и индивидуальные;
- специальная литература: учебная, научная, иная (публикации в СМИ, статистические справочники, доклады и выступления и др.). К специальной литературе относятся источники на иностранных языках. Специальные источники существуют в виде книг, статей, в иной печатной либо электронной форме;
- материалы юридической практики и архивные материалы (содержат опубликованную практику, неопубликованную практику и архивные материалы).
Лишь специальная литература может непосредственно формировать материал работы – содержащиеся в них положения при условии осмысления студентом допускается включать в текст работы. Работа с правовыми актами должна отражать результаты их анализа студентом и по возможности не дублировать их текст.
Как адаптированные, так и дословные заимствования должны сопровождаться ссылками на источник. Отличие между адаптированными и дословными заимствованиями из источников заключается в том, что дословные заимствования оформляются в кавычках.
Ссылки на источник дают возможность найти соответствующую литературу и проверить достоверность цитирования, а также необходимую информацию об этом источнике (его содержание, язык, объем и другое). Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на его последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.
При использовании сведений из источника с большим количеством страниц студент должен указать в том месте работы, где дается ссылка на этот источник, номера страниц, иллюстраций, таблиц, на которые дается ссылка в работе. Например: «[14, с. 26, таблица 2]» (здесь 14 - номер источника в списке использованной литературы, 26 - номер страницы, 2 - номер таблицы), или «[18, с. 44]» (здесь 18 - номер источника в списке использованной литературы, 44 - номер страницы). Ссылки на источники в тексте работы осуществляются путем приведения номера в соответствии со списком использованной литературы. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.
Следует обратить внимание на обусловленные научным стилем языка способы изложения в работе собственных идей студента:
По нашему мнению, … / На наш взгляд, ... / Как представляется, ... / Полагаем, что ... / Думается, что ... / Считаем целесообразным … / Предлагаем … / Следовало бы…
Работа с правовыми актами. Любой правовой акт, требующийся для подготовки работы, необходимо изучать и использовать в действующей редакции с учетом изменений и дополнений.
Источниками правовой информации, соответствующими указанным требованиям, являются Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by), правовые базы «Эталон», «КонсультантПлюс».
Использование в курсовой работе нормативных правовых актов в устаревшей редакции не допустимо за исключением случаев, когда проводится историческое исследование развития норм законодательства или сравнение. При этом акты в недействующей редакции должны быть приведены в Списке использованных источников.
Адаптированные и дословные заимствования сопровождаются ссылками на источник – правовой акт, оформляемыми как и ссылки на литературу (в виде квадратных скобок).
3.3. Представление работы руководителю для её предварительной оценки
Данный этап связан с представлением руководителю первоначального варианта дипломной работы, по которому руководитель сделает замечания, внесет предложения для повышения качества окончательного варианта работы. Хотя представляемый руководителю вариант работы не является окончательным, его следует выполнять с полным соблюдением отмеченных в настоящих методических рекомендациях положений. Это необходимо для того, чтобы руководитель мог оценить правильность всех аспектов работы и своевременно помочь студенту в исправлении ошибок.
И первоначальный, и доработанный варианты требуется сдавать на проверку с учетом установленных сроков.
Руководитель излагает в работе либо в беседе со студентом свой общий отзыв, делает пометки и замечания по тексту работы, поясняет их студенту. Приходя на консультацию к руководителю, студент должен хорошо знать все аспекты собственной работы.
Каждое замечание, предложение, иную пометку (например, одобрение) руководителя в проекте требуется проработать: обдумать их, а также усовершенствовать соответствующее положение (главу, параграф, работу в целом), если пометки имели характер замечаний и (или) предложений.
От степени проработки замечаний и предложений руководителя зависит оценка, которую получит студент.
Все положения работы взаимосвязаны. Поэтому при корректировке любого положения работы следует проверить, какие связанные с ним позиции нуждаются в изменении. Данная рекомендация касается как Основной части работы, так и остальных ее частей.
Доработка проекта должна иметь творческий характер, а не сводиться к механическому исправлению лишь тех слов, которые помечены руководителем.
ГЛАВА 5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа в обязательном порядке должна быть переплетена (сброшюрована). Студент обязан окончательно проверенную и прошитую дипломную работу подписать на последней странице.
Общие требования
Дипломная работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Набор текста работы осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать щрифты типа TimesNewRoman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60-70, межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов, количество текстовых строк на странице - 39-40.
Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого - 30 мм, правого - 10 мм. Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста работы. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и другое.
Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.
Объем работы, как правило, должен составлять 50-70 страниц. Иллюстрации, таблицы, список использованных источников и приложения при подсчете объема работ не учитываются.
Иллюстрации и таблицы
Иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, графики, карты и другое) и таблицы служат для наглядного представления в работе характеристик объектов исследования. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.
Иллюстрации и таблицы следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах работы, включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Слова «рисунок» «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3». Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной техники либо чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге. Качество иллюстраций должно обеспечивать возможность их четкого копирования. Допускается использовать в качестве иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном исполнении.
В работе допускается использование, как подлинных фотографий, так и распечаток цифровых фотографий. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. На оборотной стороне каждой наклеиваемой иллюстрации проставляется номер страницы, на которую она наклеивается. Цифровой материал работ оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.
Оформление списка использованной литературы
Сведения о литературе, которая была использована в ходе работы над дипломной работой, приводятся в разделе «Список использованных источников». Допускается приведение одного и того же источника в указанном списке только один раз.
В списке использованной литературы сведения об источниках нумеруют арабскими цифрами. После номера ставят точку. Сведения об источниках печатают с абзацного отступа.
Оформление приложений
Раздел «Приложения» оформляют в конце работы, располагая их в порядке появления ссылок в тексте работы. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными
буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В». Допускается обозначать приложения буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения, при этом перед номером раздела (подраздела) ставится буква, соответствующая обозначению приложения (например: А 1.2 - второй подраздел первого раздела приложения А). Так же нумеруются в приложении иллюстрации и таблицы.
Научный руководитель не несет ответственность за соответствие оформления работы установленным требованиям.
Антиплагиат
Перед решением вопроса о возможности допуска обучающего к защите дипломной работы дипломная работа проверяется системой «Антиплагиат» в порядке, установленном Регламентом использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки в Белорусском государственном университете дипломных, диссертационных и иных работ, утв. приказом ректора БГУ 3.04.2017 г. № 162-ОД (https://www.bsu.by/Cache/pdf/813683.pdf). Студент несет ответственность за предоставление своей дипломной работы на проверку системой «Антиплагиат».
Процедура предоставления дипломной работы для проверки в системе «Антиплагиат»:
1. Студент должен обратиться к ответственному исполнителю на кафедре (на каждой кафедре назначены ответственные исполнители, непосредственно обеспечивающие контроль работ, подлежащих проверке) и сообщить ему свой адрес электронной почты (на любом почтовом сервере в сети Интернет).
2. На почтовый ящик студента отправляется приглашение (код задания, ссылка для входа в систему и ссылка на руководство пользователя системы «Антиплагиат»).
3. Получив письмо с приглашением, студент получает код задания и загружает проверяемую работу в систему. После загрузки работы студент на свой электронный ящик получает от системы «Антиплагиат» письмо с паролем и ссылку для входа в свой личный кабинет.
4. В личном кабинете студента появляется предварительный отчет (в графе «Оценка» будет запись «не просмотрена»). Предварительный отчет проверки анализируется ответственным исполнителем на кафедре. Ответственный исполнитель, на основании критериев, установленных регламентом
- оценивает работу положительно (в личном кабинете студента в графе «оценка» появляется соответствующая оценка) либо
- отправляет на доработку (предоставляет студенту возможность повторно предоставить работу для проверки в рамках максимально возможного числа попыток (в графе «оценка» появляется запись «отправлена на доработку»).
5. Если работа направлена на доработку, студент должен доработать ее и повторно отправить для проверки из своего личного кабинета по названию задания (код задания при этом не указывается).
6. После получения положительной оценки студент должен распечатать краткий отчет из системы «Антиплагиат» и приложить его к дипломной работе для получения допуска к защите и защиты перед Государственной комиссией.
7. При возникновении вопросов по работе в системе «Антиплагиат» необходимо обращаться к Руководству пользователя. При возникновении вопросов организационного характера ‑ к ответственным исполнителям на кафедре. При возникновении технических проблем (сбоях в работе Системы) ‑ к администратору системы «Антиплагиат» в БГУ, ссылка на контакты которого указана в каждом письме студенту от системы «Антиплагиат».
Для определения возможности допуска обучающегося к защите дипломной работы на кафедре может создаваться комиссия (комиссии), которая определяет соответствие
дипломной работы заданию и требуемому объему выполнения. Комиссия может заслушивать руководителя дипломной работы обучающегося.
Допуск обучающегося к защите дипломной работы фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе дипломного проекта (Приложение 3).
Если заведующий кафедрой или комиссия установили несоответствие дипломной работы заданию и требуемому объему выполнения, вопрос о допуске обучающегося к защите дипломной работы рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы.
При выявлении несоответствия дипломной работы предъявляемым к ней требованиям работа подлежит доработке. После доработки студент представляет дипломную работу повторно в установленный заведующим кафедрой или комиссией срок.
При отрицательном заключении кафедры выписка из протокола ее заседания представляется деканом факультета на утверждение ректору, после чего обучающийся информируется о том, что он не допускается к защите дипломной работы.
Распоряжения декана факультета о допуске обучающихся к защите дипломной работы в соответствии с решениями кафедр, вывешиваются на информационных стендах.
Дипломные работы, допущенные кафедрой к защите, направляются заведующим кафедрой
на рецензию.
Рецензенты дипломных работ утверждаются деканом факультета по представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты дипломных работ.
Рецензентами могут назначаться лица из числа:
Ø профессорско-преподавательского состава других кафедр комплекса БГУ;
Ø специалистов организаций и учреждений реального сектора экономики и
Ø социальной сферы, сотрудников научных учреждений;
Ø лиц из числа профессорско-преподавательского состава других учреждений высшего образования.
Рецензенту для ознакомления с дипломной работой и подготовки рецензии отводится до 10 дней.
В рецензии должны быть отмечены:
Ø актуальность темы дипломной работы;
Ø степень соответствия дипломной работы заданию;
Ø логичность построения материала;
Ø полнота и последовательность критического обзора и анализа литературы по теме дипломной работы;
Ø полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, отметка достоверности полученных выражений и данных;
Ø наличие аргументированных выводов по результатам дипломной работы;
Ø практическая значимость дипломной работы, возможность использования полученных результатов;
Ø недостатки и слабые стороны дипломной работы;
Ø замечания по оформлению дипломной работы и стилю изложения материала;
Ø общая оценка работы.
Рецензия должна быть развернутой. Рецензент обязан проанализировать соответствие работы приведенным выше критериям оценки (с детализацией). В резолютивной части рецензии делается вывод о возможности допуска дипломной работы к защите, предлагается ее оценка (оценка не может быть голословной; оценка должна быть мотивирована положительными и отрицательными сторонами работы), а также формулируется рекомендация присвоить обучающемуся соответствующую квалификацию.
Рецензент имеет право затребовать у обучающегося – автора дипломной работы дополнительные материалы, касающиеся проделанной работы.
Обучающийся должен быть ознакомлен с рецензией не менее чем за сутки до защиты.
Приложение 1
Заведующему кафедрой конституционного права профессору Василевичу Григорию Алексеевичу студента(ки)______курса _____ группы дневного (заочного, 2-го высшего отделения) Ф.И.О. студента Адрес и номер телефона |
Заявление
Прошу утвердить мне тему дипломной работы: __________________________________________________________________________________
и назначить научным руководителем __________________________________________________________________________________
(указать должность и Ф.И.О. руководителя).
С Положением об организации подготовки и защиты курсовой работы, итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ высшего образования 1 ступени в БГУ и Методическими рекомендациями по подготовке дипломных работ ознакомлен.
Дата Подпись
Приложение 2
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
(наименование кафедры)
Утверждаю
Заведующий кафедрой
(подпись, фамилия, инициалы)
« » 20__ г.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студенту
(фамилия, инициалы)
1. Тема дипломной работы
(наименование темы)
Утверждена приказом ректора БГУ от «____» ________ 20__ г. №
2. Исходные данные к дипломной работе:
3. Перечень подлежащих разработке вопросов:
4. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей и графиков)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Консультанты по дипломной работе с указанием
Относящихся к ним разделов
6. Примерный календарный график выполнения дипломной работы
7. Дата выдачи задания
8. Срок сдачи законченной дипломной работы
Руководитель ____________________
______________ ____________________
дата (подпись студента)
Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Приложение 4
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………….3
РЭФЕРАТ……………………………………………………………………….4
SUMMARY………………………………………………………………………5
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
ИМЕЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Условия установления фактов, имеющих юридическое значение,
в особом производстве………………………………………………………….8
1.2. Предпосылки и порядок реализации права на обращение в суд по рассматриваемой категории дел…………………………………………………….20
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА ДЕЛ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТОВ,
ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ……………………………30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАРАТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ……………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………70
Приложение 5
РЕФЕРАТ
Объём работы: 70 страниц, 60 использованных источников, 3 приложения.
Ключевые слова: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, МЕДИАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ, МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ, МЕДИАТОР.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе развития и применения института медиации в Республике Беларусь.
Цель работы: анализ научного понимания института медиации, всестороннее исследование и изучение названного правового института, определение эффективности применения института медиации в Республике Беларусь, порядок и условия применения института медиации по законодательству Республике Беларусь, совершенствование действующего законодательства и правоприменительной практики.
Методология исследования: общенаучные методы (диалектический, исторический, анализ и другие) и специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический и другие).
Научная новизна исследования: в дипломной работе предпринята попытка изучить особенности применения института медиации в Республике Беларусь и его правовое регулирование. В результате были сформированы предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь (сформулировано новое определение понятия медиации, предложено внедрить в гражданское судопроизводство юрисдикционную модель медиации, обоснована необходимость закрепить обязательное проведение медиации по отдельным категориям дел; предложена новая редакция ч. 1 ст. 16 Закона «О медиации», регулирующая содержание принципа конфиденциальности и др.).
Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности и в дальнейших научных исследованиях.
Дипломная работа является самостоятельно выполненным исследованием.
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Приложение 7
Образцы оформления библиографического описания в списке источников
1. Примеры описания самостоятельных документов
Характеристика документа | Пример библиографического описания |
Издания с одним, двумя
И тремя авторами
Издания с четырьмя
И более авторами
Издания
С коллективным
автором
Многотомные издания
В целом
Отдельные тома в
многотомном издании
Сборники статей, трудов
Материалы конференций
Диссертации
Авторефераты
Диссертаций
Архивные материалы
Отчеты о НИР
Депонированные
Научные работы
Сериальные издания
Электронные ресурсы
Локального доступа
Электронные ресурсы
Удаленного доступа
Изобразительные издания
Карты
Нотные издания
Стандарты
Полезные модели
Заявки на изобретение
Патенты на изобретение
Препринты
Промышленные каталоги,
Прейскуранты
Примеры описания составных частей документов
Составные части
Книг
Главы из книг
Статьи из сборников
Статьи из
справочных изданий
Статьи из журналов
Статьи из газет
Статьи из
продолжающихся изданий
Рецензии
Составные части
Архивных материалов
Составные части
CD, DVD-ROM
Составные части
Электронных ресурсов
Удаленного доступа
Примеры описания официальных документов
Конституции
Кодексы
Декреты, Указы
Законы
Постановления
Конвенции, договоры,
Соглашения, концепции
Положения
Послания, письма
Инструктивно-
Нормативные документы
Комментарии
К нормативно-
Правовым актам
Список источников, использованных при разработке методических рекомендаций:
1. Чуприс О.И., Цегельник О.В. Методические рекомендации по подготовке курсовых работ: О. И. Чуприс, О. В. Цегельник // Юридический факультет Белорусского государственного университета [Электронный ресурc]. – Режим доступа: https://law.bsu.by/index.php?option=com_content&view=article&id=4485&Itemid=7
2. Дипломная работа: подготовка, оформление, защита: учебно-методическое пособие / В.В. Лосев; науч. ред. Е.Н. Григорович; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2013. – 99 с.
3. Бибило, В.Н. Методические рекомендации по оформлению курсовых и дипломных работ / В.Н.Бибило // Юридический факультет Белорусского государственного университета [Электронный ресурc]. – Режим доступа: http://law.bsu/content/?487
4. Пляхимович, И.И. Подготовка курсовых и дипломных работ по конституционному праву: пособие для студентов юридических специальностей БГУ / И.И.Пляхимович. – Минск : БГУ, 2013 (рукопись).
[1] В рецензии должны быть отмечены: актуальность темы; соответствие работы заданию; логичность работы; полнота и последовательность критического обзора и анализа источников; полнота описания методики проведенного исследования и наличие аргументированных выводов; практическая значимость работы, возможность использования полученных результатов; недостатки и слабые стороны работы, замечания по оформлению и стилю изложения; общая оценка работы.
Рецензия должна быть развернутой. Рецензент обязан проанализировать соответствие работы приведенным выше критериям оценки (с детализацией). В резолютивной части рецензии делается вывод о возможности допуска дипломной работы к защите, предлагается ее оценка (оценка должна быть мотивирована положительными и отрицательными сторонами работы), а также формулируется рекомендация присвоить обучающемуся соответствующую квалификацию.
ПРОЕКТ
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Романова О.Н.
Цегельник О.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
для студентов юридического факультета
Белорусского государственного университета
Рецензент:
Белова Т.А.
Рекомендовано учебно-методической комиссией юридического факультета БГУ -----.-------.2017 г. (протокол № -----)
Минск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………. | 3 |
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ | |
2.1. Выбор темы…………………………………………………………………. | 4 |
2.2. Составление плана………………………………………………………….. | 5 |
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ | |
3.1. Написание работы (общие рекомендации)…………………………………. | 6 |
3.2. Работа с источниками………………………………………………………. | 7 |
3.3. Представление работы руководителю для предварительной оценки…………………………………………….. | 8 |
ГЛАВА 4. СТРУКТУРА И ОБЪЪЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……………. | 10 |
ГЛАВА 5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ………………………… | 14 |
ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ………………. | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЯ (образцы оформления отдельных элементов работы)…………………………………………. | 20 |
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Дипломная работа является квалификационной работой обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, по уровню выполнения и результатам защиты которой ГЭК делает заключение о возможности присвоения обучающемуся соответствующей квалификации. Защита дипломной работы является одной из форм итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени.
2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают требования к содержанию, структуре и оформлению дипломной раоты, а также определяют порядок представления, экспертизы и защиты дипломной работы и разработаны на основе:
- Кодекса Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-З;
- Правил проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2012 г. № 53);
- Инструкции по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях (утв. приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356).
- Положения об организации подготовки и защиты курсовой работы, итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ высшего образования I ступени в Белорусском государственном университете (утв. приказом БГУ от 07.02.2014 г. № 47-ОД);
- Примеров библиографического описания в списке источников, приводимых в диссертации и автореферате (утв. приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 25. 06. 2014 г. № 159);
3. Выполнение дипломной работы имеет своей целью:
- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач;
- формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования;
- приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями;
- выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы.
ГЛАВА 2.
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Выбор темы дипломной работы и ее утверждение
Подготовка к выполнению дипломной работы включает в себя:
- выбор темы работы;
- составление плана работы.
На этапе выбора темы студент должен явиться на консультацию к руководителю без специальных указаний с его стороны. Руководитель оказывает студенту помощь при подготовке работы, консультирует его по всем возникающим вопросам. При этом работа выполняется самостоятельно студентом.
Выбор темы работы осуществляется, по общему правилу, из примерного списка тем дипломных работ, имеющихся на кафедре. Каждая кафедра юридического факультета размещает примерную тематику дипломных работ на сайте факультета на своей странице (файл ‑ «Тематика дипломных работ»). Руководитель обязан оказывать студенту содействие в выборе темы. При этом, студент и руководитель могут уточнить тему из списка, изменить ее или согласовать тему, не представленную в тематике дипломных работ.
Критерии выбора темы дипломной работы: актуальность, новизна, уровень разработанности, научный, практический интерес, потенциал разработки в будущем. Не допускается выбор одной темы несколькими студентами. На этапе выбора темы студент должен сверить свою тему с уже поданными заявлениями, чтобы исключить дублирование.
После выбора темы дипломного исследования студенты подают заявление на имя заведующего кафедрой по установленной форме (Приложение 1). Темы дипломных работ и их руководители закрепляются за студентами не позднее 1-го ноября учебного года распоряжением заведующего кафедрой и утверждаются приказом ректора по представлению декана факультета. В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломной работы декан факультета на основании представления кафедры ходатайствует о внесении соответствующих изменений в приказ ректора. Изменение (уточнение) темы дипломной работы проводится не позднее одного месяца до защиты.
После утверждения темы дипломной работы руководитель выдает студенту задание по установленной форме (Приложение 2). Задание утверждается заведующим кафедрой.
Требования к содержанию задания на дипломную работу.
В задании на дипломную работу должны быть указаны:
1. наименование кафедры, на которой выполняется дипломная работа;
2. фамилия, имя, отчество студента, которому выдается задание;
3. тема дипломной работы (в соответствии с приказом ректора);
4. дата и номер приказа ректора университета, которым утверждена тема;
5. исходные данные к дипломной работе, т.е. рекомендуемые научным руководителем основные источники:
5.1. нормативные правовые акты, учебники, учебные и практические пособия, научная литература;
5.2. при необходимости, если этого требует тема дипломной работы, рекомендации изучить и использовать в работе соответствующую судебную практику;
5.3. нормативная и методическая литература о порядке организации подготовки и защиты дипломной работы;
6. перечень подлежащих разработке вопросов, т.е. примерный план дипломной работы;
7. перечень графического материала с точным указанием обязательных чертежей и графиков (при необходимости);
8. консультанты по дипломной работе (при их наличии) с указанием относящихся к ним разделов;
9. примерный календарный график выполнения дипломной работы, т.е. этапы работы с указанием конкретных дат;
10. дата выдачи задания
11. срок сдачи законченной дипломной работы
12. подпись научного руководителя
13. подпись студента и дата получения им задания.
2.2 Составление плана работы.
Студент должен на основании перечня подлежащих разработке вопросов (примерного плана, содержащегося в задании научного руководителя) самостоятельно подготовить проект плана и обсудить его с руководителем.
План может включать только главы (минимум две) либо состоять из глав и параграфов (также минимум два). В работе возможно наличие глав, как состоящих из параграфов, так и не включающих параграфы.
Названия глав и параграфов не могут совпадать с названием всей работы, тем более быть шире по содержанию названия работы.
План строится исходя из темы дипломной работы, от общего к частному и далее к особенному. Тема дипломной работы, ее цель и задачи, сформулированные во Введении как структурной части дипломной работы, должны соответствовать друг другу (см. также рекомендации по написанию Введения).
План Основного содержания работы должен по объему соответствовать теме, так же как сформулированные во Введении задачи должны в совокупности соответствовать по объему цели. Названия глав и их объем должны соответствовать сформулированным во Введении задачам.
Из названия глав должно быть видно, что в каждой из них рассматриваются отдельные самостоятельные вопросы темы, которые не соотносятся между собой как часть и целое.
Названия параграфов по объему (содержанию) должны в совокупности составлять объем названия главы. Названия параграфов также должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
3.1. Написание работы (общие рекомендации).
В процессе написания работы студент работает с литературой, нормативными правовыми актами и иными источниками, делает собственные выводы и умозаключения, формируя необходимые компетенции. Процесс написания работы заключается в том, чтобы по источникам – литературе и правовым актам, анализируя правоприменительную (в том числе судебную практику) – разобраться в существе темы, сформировать свое отношение к изученным вопросам, а затем изложить в работе основные положения, обеспечив их взаимную связь и непротиворечивость.
Наряду с материалом из источников, в дипломную работу следует включать собственные идеи. Такие идеи, при условии их обоснованности, являются наиболее ценным компонентом работы. Рекомендуется, чтобы они касались и теоретических вопросов, и ориентированных на практику предложений.
Текст работы должен отражать приобретенные студентом знания по соответствующей теме и быть результатом его познавательного труда.
Текст дипломной работы (основной ее части) как итог мыслительного процесса, результат комплексного и системного исследования, как минимум, должен включать:
теоретические положения;
анализ нормативных актов;
В то же время текст дипломной работы (основной ее части) может содержать:
анализ исторического развития (генезис) законодательства и теоретических представлений по теме; анализ действующего законодательства и практики применения права Республики Беларусь (ее конкретной отрасли), сравнительно-правовой анализ законодательства и практики Республики Беларусь и других стран; анализ современной теории – точек зрения ученых, научных подходов к решению проблем по теме дипломной работы, прикладные характеристики, выводы, предложения и др.
Выводами и предложениями, к которым пришел студент в результате исследования соответствующего вопроса и которые представляют собой краткие ответы на сформулированные во Введении задачи, должны заканчиваться каждая глава и по возможности параграф работы.
Включать в работу следует положения, с которыми студент разобрался, которые он в состоянии пояснить и обосновать. Даже если положения основной части дипломной работы целиком состоят из материала, опубликованного в источниках, работа все равно должна показывать усилия студента по отбору соответствующих положений, их осмыслению и систематизации в тексте работы, при этом студент обязан ссылаться на использованные источники.
Работа должна быть написана грамотно и аккуратно, набрана на компьютере, вычитана, без опечаток и технических погрешностей, без повторов, в т.ч. – смысловых. Новый абзац следует начинать с красной строки. Текст необходимо выравнивать по ширине. Названия частей работы в ее тексте обычно выравниваются по центру, а в оглавлении – по ширине.
В процессе написания работы студенту необходимо взаимодействовать с научным руководителем. В обязанности научного руководителя входит систематическое проведение бесед, консультаций; контроль результатов выполнения предусмотренных календарным графиком этапов подготовки дипломной работы. Студент должен соблюдать установленные руководителем сроки выполнения работы, иные указания руководителя без его напоминаний.
При выполнении дипломной работы нужно организовать свою деятельность таким образом, чтобы подготовить качественную работу и сделать это в срок. Сроки – значимая составляющая правового регулирования и юридической профессии. Если содержание работы является показателем познавательных способностей студента, то соблюдение сроков позволяет судить о его дисциплинированности и организованности.
Вся работа должна быть вычитана и проверена. В любой работе имеются и такие положения, заметить ошибки в которых можно только при их сопоставлении. Подобное надо сравнивать с подобным – рекомендуется сравнивать написание одних и тех же положений, реквизитов, фиксируемых в работе несколько раз. Например, должны быть идентичными: названия глав, параграфов в оглавлении и тексте работы; обозначения правового акта при каждом его упоминании в тексте работы и списке использованных источников (с учетом принятых особенностей оформления данного списка); сведения об авторе применяемого источника при каждом его упоминании в тексте работы и списке использованных источников (с учетом принятых особенностей оформления данного списка); приведенные в оглавлении номера страниц частей работы и фактические номера страниц, на которых начинаются соответствующие части, а также указанное в конце Введения количество глав, параграфов, Приложений тому, из чего реально состоит дипломная работа.
Р абота с источниками.
Научный руководитель рекомендует студенту лишь основные источники по теме исследования. Подбор остальных источников студенту целесообразно производить самостоятельно. Для поиска и подбора литературных источников необходимо использовать:
Ø предметно-тематические каталоги и библиографические справочники библиотек (библиотеки юридического факультета БГУ, Электронной библиотеки БГУ, Национальной библиотеки Республики Беларусь и т.п.);
Ø Интернет ресурсы, например:
http://www.pravo.by/
http://www.jurist.by
http://www.law.edu.ru
https://cyberleninka.ru
http://www.lawlibrary.ru
http://lawinfo.ru
http://www.juristlib.ru
и др.
Ø справочно-правовые системы «Консультант-плюс», ИПС «Эталон» и др.
Имеются три группы источников, которые используются для написания работы:
- правовые акты: нормативные и индивидуальные;
- специальная литература: учебная, научная, иная (публикации в СМИ, статистические справочники, доклады и выступления и др.). К специальной литературе относятся источники на иностранных языках. Специальные источники существуют в виде книг, статей, в иной печатной либо электронной форме;
- материалы юридической практики и архивные материалы (содержат опубликованную практику, неопубликованную практику и архивные материалы).
Лишь специальная литература может непосредственно формировать материал работы – содержащиеся в них положения при условии осмысления студентом допускается включать в текст работы. Работа с правовыми актами должна отражать результаты их анализа студентом и по возможности не дублировать их текст.
Как адаптированные, так и дословные заимствования должны сопровождаться ссылками на источник. Отличие между адаптированными и дословными заимствованиями из источников заключается в том, что дословные заимствования оформляются в кавычках.
Ссылки на источник дают возможность найти соответствующую литературу и проверить достоверность цитирования, а также необходимую информацию об этом источнике (его содержание, язык, объем и другое). Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на его последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.
При использовании сведений из источника с большим количеством страниц студент должен указать в том месте работы, где дается ссылка на этот источник, номера страниц, иллюстраций, таблиц, на которые дается ссылка в работе. Например: «[14, с. 26, таблица 2]» (здесь 14 - номер источника в списке использованной литературы, 26 - номер страницы, 2 - номер таблицы), или «[18, с. 44]» (здесь 18 - номер источника в списке использованной литературы, 44 - номер страницы). Ссылки на источники в тексте работы осуществляются путем приведения номера в соответствии со списком использованной литературы. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.
Следует обратить внимание на обусловленные научным стилем языка способы изложения в работе собственных идей студента:
По нашему мнению, … / На наш взгляд, ... / Как представляется, ... / Полагаем, что ... / Думается, что ... / Считаем целесообразным … / Предлагаем … / Следовало бы…
Работа с правовыми актами. Любой правовой акт, требующийся для подготовки работы, необходимо изучать и использовать в действующей редакции с учетом изменений и дополнений.
Источниками правовой информации, соответствующими указанным требованиям, являются Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by), правовые базы «Эталон», «КонсультантПлюс».
Использование в курсовой работе нормативных правовых актов в устаревшей редакции не допустимо за исключением случаев, когда проводится историческое исследование развития норм законодательства или сравнение. При этом акты в недействующей редакции должны быть приведены в Списке использованных источников.
Адаптированные и дословные заимствования сопровождаются ссылками на источник – правовой акт, оформляемыми как и ссылки на литературу (в виде квадратных скобок).
3.3. Представление работы руководителю для её предварительной оценки
Данный этап связан с представлением руководителю первоначального варианта дипломной работы, по которому руководитель сделает замечания, внесет предложения для повышения качества окончательного варианта работы. Хотя представляемый руководителю вариант работы не является окончательным, его следует выполнять с полным соблюдением отмеченных в настоящих методических рекомендациях положений. Это необходимо для того, чтобы руководитель мог оценить правильность всех аспектов работы и своевременно помочь студенту в исправлении ошибок.
И первоначальный, и доработанный варианты требуется сдавать на проверку с учетом установленных сроков.
Руководитель излагает в работе либо в беседе со студентом свой общий отзыв, делает пометки и замечания по тексту работы, поясняет их студенту. Приходя на консультацию к руководителю, студент должен хорошо знать все аспекты собственной работы.
Каждое замечание, предложение, иную пометку (например, одобрение) руководителя в проекте требуется проработать: обдумать их, а также усовершенствовать соответствующее положение (главу, параграф, работу в целом), если пометки имели характер замечаний и (или) предложений.
От степени проработки замечаний и предложений руководителя зависит оценка, которую получит студент.
Все положения работы взаимосвязаны. Поэтому при корректировке любого положения работы следует проверить, какие связанные с ним позиции нуждаются в изменении. Данная рекомендация касается как Основной части работы, так и остальных ее частей.
Доработка проекта должна иметь творческий характер, а не сводиться к механическому исправлению лишь тех слов, которые помечены руководителем.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 414.