Итого по текущей успеваемости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономика как система

 

 

Учебно-методические материалы

для студентов 1 курса направления «Менеджмент»

 

 

Преподаватели:

доц. Деленян А.А.

доц. Кайманаков С.В.

доц. Филатов И.В. 

 

methodology@yandex.ru

 

 

Москва – 2018

   


Учебный курс «Экономика как система» носит вводный характер и рассчитан на студентов первого года обучения бакалавриата по направлению «Менеджмент» - будущих руководителей, аналитиков, исследователей-практиков. Курс призван развивать творческий потенциал, интеллектуальный кругозор, умение ориентироваться в мире современной экономической науки, вырабатывать осознанное отношение к ее инструментарию.

В результате изучения курса студенты должны знать базовые экономические понятия и категории, их взаимосвязь, иметь представление об экономике как сложной целостной системе, роли рыночного механизма и институтов. В ходе изучения дисциплины формируется необходимый в дальнейшем набор экономических понятий и экономический образ мышления.

Занятия по курсу включают лекции и семинары. Изучение большинства тем предполагает их самостоятельную проработку по рекомендованной литературе с последующими индивидуальными научными сообщениями и их обсуждением в аудитории. Посещение занятий обязательное.

По итогам изучения курса студенты сдают устный экзамен. Суммарная оценка включает 200 баллов.


Балльно-рейтинговая система

 

Виды работы Форма отчетности Баллы

Текущая успеваемость

1. Работа на лекциях 32
2. Работа на семинарах 48
3. Контрольная работа 20
4. Научное сообщение (доклад) 10

Итого по текущей успеваемости

110 Самостоятельная работа 5. Реферат 20

Итого по самостоятельной работе

20 Итоговая аттестация 6. Устный экзамен 70

Итого по всем видам работ

200

Критерии оценки знаний

Количество баллов Оценка
0-79 Неудовлетворительно
80-129 Удовлетворительно
130-169 Хорошо
170-200 Отлично


ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Экономика как явление и объект изучения

 

1. Объект и предмет экономической теории и науки управления. Методы экономической теории.

2. Становление рыночной экономики от домохозяйства к национальному хозяйству.

3. Человек и его роль в экономической системе и системе управления экономикой.

4. Профессия экономиста и менеджера.

 

Литература:

 

1. Общая экономическая теория. Вводный курс / Под редакцией А.А. Пороховского. М.: Издательский дом «Кодекс», 2010. Гл. 1. (Далее по тексту: Общая экономическая теория. Вводный курс).

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. М.: Инфра-М, 2008. Гл. 1. (Далее по тексту: Макконнелл К., Брю С. Экономикс).

3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб: Питер Ком, 1999. Гл. 2.

 

 

Семинар 2. Эволюция экономических систем

 

1. Основные черты экономики в историческом контексте. Структурные элементы экономической системы.

2. Традиционная экономика. Плановая экономика. Рыночная экономика и ее типы.

3. Разделение труда как основа современной экономики.

4. Смешанная экономика: основные черты. Национальные различия современных смешанных экономик.

 

Литература:

 

1. Общая экономическая теория. Вводный курс. Гл. 1, п. 1.1-1.3.

2. Кульков В.М. Российская экономическая модель: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2009. Гл. 1, п. 1.1-1.3.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 2.

 

Семинар 3. Экономический закон спроса и предложения: как работает рынок

 

1. Потребности и ресурсы. Экономическое благо, товар, услуги.

2. Полезность. Принцип рациональности. Модели человека в экономической теории.

3. Спрос и предложение, равновесие на рынке. Цена и ценообразование.

4. Процесс рыночной координации. Существует ли «невидимая рука» рынка?

Литература:

 

1. Общая экономическая теория. Вводный курс. Гл. 9, п. 9.2.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 3.

 

 

Темы рефератов

 

1. Эволюция денежных систем. Современные платежные системы, электронные деньги.

2. Количественная теория денег, спрос на деньги.

3. Предложение денег, денежные агрегаты в российской экономике.

4. Инфляция и ее виды. Является ли инфляция только денежным явлением?

5. Стадии развития рыночной экономики и капиталистического предприятия. Современные формы деловой организации.

6. Наука и знание. Информационная экономика. Элементы постиндустриализма в России.

7. Заработная плата и ее виды. Особенности оплаты труда в экономике России.

8. Безработица: виды, способы измерения. Скрытая безработица в России.

9. Основной и оборотный капитал, накопление капитала. Источники долгосрочных инвестиций российских предприятий.

10. Частные и общественные блага. Экономическая роль государства в трансформационной экономике.

11. Структура национальной экономики, основное макроэкономическое тождество.

12. Показатель ВВП и его структура (сравнительный анализ России, США, Германии – по выбору).

13. Научно-технический прогресс и его препятствия в национальной экономике.

14. Экономический рост и его факторы. Особенности экономического роста в РФ.

15. Национальное богатство: проблемы измерения

16. Механизм конкуренции и ценообразование. Административные барьеры.

17. Влияние информационных технологий на цены (раскрыть на конкретном примере).

18. Виды банков и банковских операций. Эволюция банковской системы РФ на современном этапе.

19. Центральный банк и его функции. Сравнительный анализ построения банковских систем.

20. Акционерный капитал и его функции (раскрыть на конкретном примере).

21. Особенности и причины современного мирового экономического кризиса.

22. Мировая экономика, ее развитие. Санкции и антисанкции, их влияние на национальную экономику.

23. Субъекты мирового хозяйства, мировые интеграционные объединения.

24. Уроки и итоги рыночных преобразований в России.

25. Особенности современного этапа приватизации в российской экономики

26. Современные тенденции на российском рынке труда. Трудовая миграция.

27. Инновации в России: состояние и возможности.

28. Предпринимательство как экономическое явление и его специфика в России

29. Проблемы развития малого предпринимательства в России

30. Конкурентоспособность российских предприятий в условиях внешних ограничений.

 



Требования к реферату

 

Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на тему, предложенную преподавателем. Реферат должен иметь следующую примерную структуру:

а) введение, содержащее постановку проблемы (проблематизацию темы);

б) основную часть, содержащую логически стройное изложение темы;

в) выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

г) список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников (цитаты, статистические сведения и т.д.) отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника.

Объём реферата не должен превышать 7-10 страниц машинописного текста. Включение в текст материалов, не имеющих прямого отношения к теме, рассматривается как проявление неспособности автора отделить существенное от несущественного и служит основанием для снижения общей оценки.

Реферат оценивается по следующим критериям:

а) самостоятельность выполнения, способность аргументированно защищать основные положения и выводы;

б) соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

в) обоснованность, чёткость и лаконичность, оригинальность в постановке проблемы;

г) уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, структура и логика изложения;

д) чёткость выводов.

Максимальное число баллов - 20.

 

 

Экономика как система

 

 

Учебно-методические материалы

для студентов 1 курса направления «Менеджмент»

 

 

Преподаватели:

доц. Деленян А.А.

доц. Кайманаков С.В.

доц. Филатов И.В. 

 

methodology@yandex.ru

 

 

Москва – 2018

   


Учебный курс «Экономика как система» носит вводный характер и рассчитан на студентов первого года обучения бакалавриата по направлению «Менеджмент» - будущих руководителей, аналитиков, исследователей-практиков. Курс призван развивать творческий потенциал, интеллектуальный кругозор, умение ориентироваться в мире современной экономической науки, вырабатывать осознанное отношение к ее инструментарию.

В результате изучения курса студенты должны знать базовые экономические понятия и категории, их взаимосвязь, иметь представление об экономике как сложной целостной системе, роли рыночного механизма и институтов. В ходе изучения дисциплины формируется необходимый в дальнейшем набор экономических понятий и экономический образ мышления.

Занятия по курсу включают лекции и семинары. Изучение большинства тем предполагает их самостоятельную проработку по рекомендованной литературе с последующими индивидуальными научными сообщениями и их обсуждением в аудитории. Посещение занятий обязательное.

По итогам изучения курса студенты сдают устный экзамен. Суммарная оценка включает 200 баллов.


Балльно-рейтинговая система

 

Виды работы Форма отчетности Баллы

Текущая успеваемость

1. Работа на лекциях 32
2. Работа на семинарах 48
3. Контрольная работа 20
4. Научное сообщение (доклад) 10

Итого по текущей успеваемости

110 Самостоятельная работа 5. Реферат 20

Итого по самостоятельной работе

20 Итоговая аттестация 6. Устный экзамен 70

Итого по всем видам работ

200

Критерии оценки знаний

Количество баллов Оценка
0-79 Неудовлетворительно
80-129 Удовлетворительно
130-169 Хорошо
170-200 Отлично


ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 199.