Тема: Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах, их описание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов по выполнению практических работ

 

Дисциплина        ОУД 06 Биология .
специальности СПО: 22.02.06 Сварочное производство 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тольятти, 2016

ОДОБРЕНО

 

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

 

Предметной (цикловой) комиссией

ГАПОУ КТиХО

 

________________________________

Протокол № ___.

 

Протокол № ___.

от «_____» _______________2016 г.

 

от «_____» _______________2016 г.

 

 

Автор (составитель): Петрова Л.М., преподаватель высшей категории ГАПОУ КТиХО,  Голева О.В. преподаватель  ГАПОУ КТиХО

Ф.И.О., должность

 

Методическое пособие по выполнению практических работ по биологии

(для студентов специальностей 22.02.06 Сварочное производство, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта )

 

Рецензенты: Уренева И.И., зам. директора по УМР ГАПОУ КТиХО
   

 

 

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальностям СПО технического профиля, предназначено для студентов, изучающих биологию. Методическое пособие направлено на оказание помощи студентам в овладении  навыками выполнения практических работ.

 

Содержание

Введение 4
Практическая работа № 1 Тема: Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах, их описание 5
Практическая работа № 2 Тема: Решение генетических задач 6
Практическая работа № 3 Тема: Анализ фенотипической изменчивости 8
Практическая работа № 4 Тема: Описание особей по морфологическому критерию 10
Практическая работа № 5 Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания 12
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы   14

 



Введение

Обучение биологии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности студентов, их логического мышления и творческой самодеятельности. Кроме того, проведение практических работ при изучении курса биологии способствует формированию у учащихся общеучебных и специальных умений.

Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении дисциплины «Биология».

Основными целями практических занятий являются:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента,

-формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

-развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; аналитических, проектировочных, конструктивных и др.,

-выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

По способу организации практических работ можно проводить группами и фронтально.

Групповые практические занятия предполагают деление группы на бригады из 4-6 человек (учащиеся 2-3 столов). Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме учащиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы.

Фронтальные практические занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для учащихся всего класса.

Важное значение при выполнении практических работ имеет вводная беседа преподавателя, на которой он определяет проблему и ставит цель работы. Затем разъясняет ход практической работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (схема, таблица, текстовая запись и др.), ставит вопросы для выводов и обобщений. В конце работы, после ее проверки, выводы, полученные в результате проведенного исследования, обобщения.


 


Практическая работа № 1

Оснащение занятия:

Оборудование: микроскопы, лупы; раздаточные подносы на каждый стол с набором предметных и покровных стекол, препаровальных игл, скальпелей, пинцетов, пипеток; двух пузырьков со слабым раствором йода и синих чернил, фильтровальных бумажек, пузырька с чистой водой и сосуда для промывания стекол. 

Материалы для работы: готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов.

Изучаемые объекты: лук, картофель.

Ход работы:

Работа может быть выполнена по нескольким вариантам – в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготовленности класса.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:

а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амебы, инфузории, эвглены);

б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;

в) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. В чем их сходство и различие?

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

 

Рассматриваемый объект

Особенности

Черты

строения функций сходства

различия

1.Растительная клетка 2.Животная клетка    

 

 
           

 

Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.

 

Практическая работа № 2

Ход работы.

 

Задача № 1

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача № 2

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Примечание: если в задаче идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: 0-женщина; -мужчины.

Задача № 3

У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

Мать гомозигота, имеет А (II) группу крови, отец гомозиготен, имеет В (III) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?

Задача № 4

Сколько типов гамет и какие образует особь с генотипом АаВвСс?

Задача № 5

Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

Задача № 6

Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

Задача № 7

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?

Задача № 8.

Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?

Задача № 9.

Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящиеся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

 

 

Практическая работа № 3

Ход работы

1.Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

2.Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака (P). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.

V              
P              

3.Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

4.Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций связана с воздействием различных условий на развитие признака.

Для определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят вариационную кривую - графическое выражение характера изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему значению признака.

Средняя величина выраженности признака высчитывается по формуле:

 

сумма

М =(P×V)P – частота встречаемости

nV - варианта

n – общее число особей; M– среднее значение модификации

Практическая работа № 4

Практическая работа № 5

Интернет-ресурс

1. www. sbio. info Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

2. www.window.edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www.vspu.ac. ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии-экологии на сервере Воронежского университета).

5. .biology.ru Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.

6. www. informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www.nrc.edu.ru Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете.

8. www.nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

9. www.kozlenkoa.narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

11. www.bril2002.narod. ru Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек».

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов по выполнению практических работ

 

Дисциплина        ОУД 06 Биология .
специальности СПО: 22.02.06 Сварочное производство 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тольятти, 2016

ОДОБРЕНО

 

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

 

Предметной (цикловой) комиссией

ГАПОУ КТиХО

 

________________________________

Протокол № ___.

 

Протокол № ___.

от «_____» _______________2016 г.

 

от «_____» _______________2016 г.

 

 

Автор (составитель): Петрова Л.М., преподаватель высшей категории ГАПОУ КТиХО,  Голева О.В. преподаватель  ГАПОУ КТиХО

Ф.И.О., должность

 

Методическое пособие по выполнению практических работ по биологии

(для студентов специальностей 22.02.06 Сварочное производство, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта )

 

Рецензенты: Уренева И.И., зам. директора по УМР ГАПОУ КТиХО
   

 

 

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальностям СПО технического профиля, предназначено для студентов, изучающих биологию. Методическое пособие направлено на оказание помощи студентам в овладении  навыками выполнения практических работ.

 

Содержание

Введение 4
Практическая работа № 1 Тема: Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах, их описание 5
Практическая работа № 2 Тема: Решение генетических задач 6
Практическая работа № 3 Тема: Анализ фенотипической изменчивости 8
Практическая работа № 4 Тема: Описание особей по морфологическому критерию 10
Практическая работа № 5 Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания 12
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы   14

 



Введение

Обучение биологии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности студентов, их логического мышления и творческой самодеятельности. Кроме того, проведение практических работ при изучении курса биологии способствует формированию у учащихся общеучебных и специальных умений.

Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении дисциплины «Биология».

Основными целями практических занятий являются:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента,

-формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

-развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; аналитических, проектировочных, конструктивных и др.,

-выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

По способу организации практических работ можно проводить группами и фронтально.

Групповые практические занятия предполагают деление группы на бригады из 4-6 человек (учащиеся 2-3 столов). Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме учащиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы.

Фронтальные практические занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для учащихся всего класса.

Важное значение при выполнении практических работ имеет вводная беседа преподавателя, на которой он определяет проблему и ставит цель работы. Затем разъясняет ход практической работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (схема, таблица, текстовая запись и др.), ставит вопросы для выводов и обобщений. В конце работы, после ее проверки, выводы, полученные в результате проведенного исследования, обобщения.


 


Практическая работа № 1

Тема: Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах, их описание

Цель работы: познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Оснащение занятия:

Оборудование: микроскопы, лупы; раздаточные подносы на каждый стол с набором предметных и покровных стекол, препаровальных игл, скальпелей, пинцетов, пипеток; двух пузырьков со слабым раствором йода и синих чернил, фильтровальных бумажек, пузырька с чистой водой и сосуда для промывания стекол. 

Материалы для работы: готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов.

Изучаемые объекты: лук, картофель.

Ход работы:

Работа может быть выполнена по нескольким вариантам – в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготовленности класса.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:

а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амебы, инфузории, эвглены);

б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;

в) рассмотрите микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. В чем их сходство и различие?

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

 

Рассматриваемый объект

Особенности

Черты

строения функций сходства

различия

1.Растительная клетка 2.Животная клетка    

 

 
           

 

Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.

 

Практическая работа № 2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 585.