образовательной деятельности в ДОУ
До вступления в силу закона об образовании в РФ деятельность ДОУ регламентировалась Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Теперь оно утратило силу, и деятельность дошкольных образовательных организаций определяется «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (далее — Порядок), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный N 30038).
Задача руководителя образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, ознакомить с этим документом всех участников образовательных отношений, организовать образовательную деятельность в соответствии с ним, по согласованию с учредителем внести необходимые изменения и дополнения в локальные акты образовательной организации.
На кого распространяется документ
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы дошкольного образования (ДОУ, общеобразовательные организации и др.), включая индивидуальных предпринимателей.
Где может быть получено дошкольное образование
Порядком установлено, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.
Формы дошкольного образования и обучения
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Может использоваться также сетевая форма реализации образовательной программы на основании договора между организациями.
Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСС ДОО), если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно введенному порядку освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Возраст и сроки обучения
Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДОО.
Содержание дошкольного образования
Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДОО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Языки обучения
Порядком установлено, что образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик в соответствии с их законодательством, но не в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации.
Организация образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется в группах, которые могут иметьобщеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающейнаправленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В них осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Могут быть организованы без реализации образовательной программы:
· группы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
· группы по присмотру и уходу для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
· семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные
· группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
Режим работы
Режим работы — по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.
Группы могут функционировать в режиме:
· полного дня (12-часового пребывания);
· сокращенного дня (8 — 10,5 часового пребывания);
· продленного дня (13-14-часового пребывания);
· кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания;
· группы выходного дня — по запросам родителей (законных представителей) в выходные и праздничные дни.
Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Настоящим Порядком определена также организация дошкольного образования и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Установлено, что дошкольное образование их может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия, включающие:
· использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
· использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
· использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
· предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь;
· проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
· обеспечение доступа в здания образовательных организаций;
· другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При этом воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно:
· специальные учебники и учебные пособия;
· иная учебная литература;
· услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников в этом случае определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
О семейном образовании
Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4.4 Новый стандарт дошкольного образования
«Все течет, все изменяется». Мы часто слышим эту фразу и в знак согласия киваем головой. Да, это так. Меняется наша жизнь и то, что вчера казалось невозможным, о чем было страшно подумать, а порой и не думалось вовсе, сегодня уже реальность, живое дело.
Все течет, все изменяется. А главное меняется сам педагог. Появилась уверенность в своих силах, уважение к себе и своему делу, повысилось чувство ответственности, возросло творчество. Новое поколение педагогов с высоким уровнем профессионализма и самоуважения пришло в дошкольные учреждения. Жизнь меняет не только взрослых. Посмотрите на современного ребенка – пятилетку. Он знает о Космосе больше, чем пятиклассник нашего поколения, рассуждает об исторических событиях с видом знатока, играет в компьютерные игры, обсуждает вопросы экономики и даже политики нашей страны.
Каким же должен быть сегодня воспитатель детского сада, чтобы ответить на все ребячьи «почему», заслужить доверие и любовь детей? Для этого мало иметь профессиональные знания, - они должны быть энциклопедичными. Мало уметь решать задачи воспитания и обучения детей, - надо решать их нестандартно. Мало иметь свою собственную точку зрения, - нужно постоянно помнить, что ребенок тоже вправе иметь ее, и высказывать, и быть понятым. Они ведь совершенно такие же, как мы, наши дети, а по отдельным вопросам даже лучше нас. Это они умеют видеть мир в многоцветье, а мы растеряли это умение. Они не знают, что такое лицемерие, а мы овладели этим искусством в совершенстве. Это они краснеют, когда пытаются обмануть. Души их распахнуты навстречу миру, а не закрыты на все замку, так что порой не достучаться. Поэтому работать с детьми можно только любя и уважая их, как собственных детей, став им второй матерью, старшей сестрой, другом – большим другом.
Именно поэтому в последние годы возросла роль самообразования педагогов. Для того, чтобы заниматься самообразованием не нужны особые условия. Думать, рассуждать, читать, осмысливать прочитанное можно даже в городском транспорте. Но для человека всегда была и остается важной потребность обсудить прочитанное, увиденное, задуманное, быть услышанным и понятым своими близкими, коллегами.
Методический кабинет ДОУ становится для многих педагогов той базой, где формируется их опыт, растет мастерство, решаются не только производственные, но и личные проблемы. От содержания и качества методической работы зависит конечный результат деятельности всего педагогического коллектива.
Сегодня педагоги призваны решать сложные задачи модернизации дошкольного образования.
Модернизация дошкольного образования отражена в новом Законе об образовании (273 ФЗ). В чем суть модернизации дошкольного образования?
· Сегодня дошкольное образование выделено как уровень общего образования.
Это показатель внимания к детству. Дошкольное образование представлено на таком же уровне, как начальное, основное и среднее образование. Т.е., общее образование сегодня зафиксировано как 4-х уровневое: дошкольное, начальное, основное т среднее; оно начинается с 2-х месяцев и продолжается до 17 лет.
· Сегодня у дошкольного образования есть федеральный государственный образовательный стандарт. Взамен Федеральных государственных образовательных требований.
Значит, и есть обязательства по финансированию (принцип общедоступности и бесплатности).
· Этот уровень образования остался необязательным.
· Дошкольное образование может реализовываться в разных формах. Это могут быть государственные, муниципальные, семейные, частные дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Т.е., бесплатной является психолого-педагогическая, методическая, консультативная, диагностическая помощь родителям.
Чем отличается ФГОС дошкольного образования?
· Нет требований к результатам освоения образовательных программ. Требования заданы как ориентиры. Поэтому его и называют стандартом развития. Это стандарт, который позволяет продвигаться по пути развития. Сегодня дошкольное образование – это процесс содействия взрослого и ребенка в интересах развития ребенка.
· Сохраняются принципы инклюзии – дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть введены в среду здоровых сверстников. Сохраняются и коррекционные, и комбинированные группы ДОУ. Которые должны работать по специальным программам.
· ФГОС дошкольного образования реализуется на основе принципов: единства образования, преемственности образовательных программ, принцип вариативности, т.е. подстроенности под потребности самого ребенка, под особенности его развития, под предпочтения родителей.
· ФГОС дошкольного образования не является независимым критерием оценки качества работы ДОУ. Поэтому результаты, которые мы стремимся достичь, выражены через целевые ориентиры. Это маршруты движения, которые адаптированы под каждого ребенка.
· Программы ДОУ могут быть общеразвивающей, коррекционной и комбинированной направленности. Каждая из этих программ включает 5 областей:
o Социально-коммуникативное развитие,
o Познавательное развитие,
o Речевое,
o Художественно-эстетическое,
o Физическое развитие.
Тема 5. Анализ нормативной
и учебно-методической документации
Образовательная программа дошкольного
образовательного учреждения
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым учреждением своей образовательной программы и отсутствием единого понимания ее назначения, структуры и содержания.
Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». В последующем анализ статей Закона показал наличие явных противоречий и возможность неоднозначного толкования данного понятия.
В научно-педагогической литературе данный термин используется активно, но иногда почти в противоположных смыслах. Специальных исследований, посвященных образовательным программам, очень мало, а требования образовательного права поставили каждое образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) перед обязательностью их реализации.
Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения:образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.
Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).
Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.
Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей).
Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.
Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.
Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.
Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования.
Для того чтобы более четко была ясна содержательная суть и формальные границы образовательной программы, целесообразно сравнить ее с некоторыми нормативными документами и процедурами.
Образовательная программа и Устав — два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Устав — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.
Образовательная программа и образовательные стандарты. Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания. Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, составляемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в образовательной программе.
Образовательная программа и программа развития. Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.
Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Концепция — это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.
Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Если дошкольное образовательное учреждение является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. Образовательная программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.
Таким образом, процесс разработки и реализации образовательной программы можно рассматривать, как считает О.Е. Лебедев, в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей.
Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.
5.2 Учебный план
Основу образовательной программы составляют учебный план и пояснительная записка к нему. Данные документы должны быть разработаны в соответствии с:
· Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
· Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666;
· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91;
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11 2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Базисный учебный план для дошкольных образовательных учреждений реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий.
В структуре планов выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.
Вариативная часть формируется образовательным учреждением с учётом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности.
Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительной программы (заявленной при лицензировании).
Инвариантная (обязательная) часть составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. В инвариантной части учебного плана комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, указывается количество занятий, отведённое на образовательные области. Обязательная часть должна обеспечить результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вариативная (модульная) часть составляет не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста — общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной — могут применяться различные варианты соотношений инвариантной (обязательной) и вариативной ( модульной) части, формируемой участниками образовательного процесса, с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения.
Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с Санитарно-эпидемиологические требованиями к приёму в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям ( XII. п.п.12.9-12.18).
В планы включаются четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствуют образовательные области:
· физическое развитие - «физическая культура», «здоровье»;
· познавательно-речевое - «познание», «коммуникация», чтение художественной литературы»;
· социально-личностное, - «безопасность», «социализация», «труд»;
· художественно-эстетическое - «художественное творчество», «музыка».
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников, а так же спецификой и возможностями образовательных областей.
Необходимыми требованиями при составлении учебного плана является:
·
o соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана и предельно допустимой нагрузки;
o часы факультативных (студийных), индивидуальных кружковых занятий должны входить в объём максимально допустимой нагрузки;
o реализация физического и художественно-эстетического направлений должна занимать не менее 50% общего времени занятий;
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога, учителя — логопеда не входят в учебный план, так как коррекционная группа формируется на основе проведённой диагностики и по заявкам педагогов групп. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.
Учебный план дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, должен иметь титульный лист, на котором отражено полное название учреждения, название программы реализуемой в ДОУ (до выхода единой примерной общеобразовательной программы для ДОУ), закреплено решение педагогического совета о принятии учебного плана, № приказа об утверждении учебного плана, подпись руководителя.
Учебный план должен сопровождаться пояснительной запиской, в которой определено:
·
o нормативное обеспечение учебного плана;
o особенности реализации инвариантной и вариативной частей учебного плана для каждой возрастной группы;
o содержательные характеристики и объём учебной нагрузки для изучения каждой области, если количество часов на неё увеличено;
o объяснение каждого модуля, интегрированного в образовательные области (с учётом реализуемой программы);
o обоснование включения развивающих занятий, реализуемых преимущественно на факультативной, дополнительной основе (кружки, студии).
Годовой план ДОУ работы включает следующие разделы:
1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
2. Планирование деятельности ДОУ на ______ учебный год:
2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с государственными стандартами и программой «_________________»;
2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
2.6. Укрепление материально-технической и финансовой базы.
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.
Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов. Анкета может включать 3 вопроса:
— Что у меня в работе получается очень хорошо, и каким опытом я могу поделиться с коллегами;
— Что у меня в работе с детьми получается хорошо;
— В чем я испытывал затруднения.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета.
Таким образом, прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:
— анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;
— анализ затруднений педагогов, воспитателей.
Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе).
Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.
Уточним, что в какой бы форме не писался годовой план работы ДОУ, первой его частью является анализ конечных результатов прошедшего учебного года. Данный раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу. Содержание аналитической части плана может быть следующим:
1.1. Состояние здоровья воспитанников, заболеваемость детей и сотрудников в течение года, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
1.2. Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы.
1.3. Анализируется уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1—3-е классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
1.4. Анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
1.5. Анализируется система работы с родителями (по результатам анкетирования родителей), выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
1.6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и проводится оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Рабочая программа
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.