Примерные планы проведения прогулок и экскурсий.
Рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы.
Весь наглядный материал, так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться и регистрироваться в специальных журналах: «Поступление методических пособий и литературы», «Выдача материалов методкабинета». Можно завести индивидуальные карточки для каждого педагога и дневник учета выдачи и возвращения пособий для кратковременного пользования (для занятий).
Отдельно можно создать картотеку демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину (можно на обороте) составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями, в разной цветовой окантовке. Такая систематизация помогает экономить время и представляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.
Выставки
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Передовой опыт — школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» — и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, итоговым занятиям и др.); «Альтернативы» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) — и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.
Тематика выставок может быть самая разнообразная, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.
Новые материалы
Помимо этого, в методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он может быть представлен под самыми разными рубриками: «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» — и т.д.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога. Надо предусмотреть и такую возможность, что воспитатель возьмет этот материал в группу, чтобы обсудить его с другими воспитателями (родителями), а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу должны быть следующие:
· размещение, по возможности, на одном листе;
· обязательно напечатан;
· краткое и четкое изложение содержания;
· привлекательное оформление, которое при этом должно обеспечивать долговременное использование (лист плотный или наклеен на картон, запаян в пластик, крепится на скоросшивателе или фото-уголках и т.д.).
Работа с родителями
В педагогическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели — родители с ним не знакомятся. Помощь старшего воспитателя (методиста) заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. Такой материал может сосредотачиваться под разными рубриками: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» — и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением».
Постепенно в методическом кабинете накопится достаточно материала, для того чтобы педагоги ДОУ могли пользоваться им и часто сменять. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое, многое другое. Информацию менять можно в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.
Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.
Работа с воспитателями
При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Полезно проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в методкабинете. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, предложенная воспитателям, в которой могут быть, например, такие вопросы:
1. Как часто вы пользуетесь материалами методкабинета
2. Достаточно ли хорошо, на ваш взгляд, он оснащен наглядными и дидактическими материалами?
3. Удобно ли расставлена мебель в кабинете, расположены материалы, литература?
4. По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
5. По каким разделам требуется дополнительный материал?
6. Что бы вы изменили в размещении материала?
7. Удобен ли для вас график работы методкабинета?
По результатам анкетирования можно провести совместное обсуждение и в результате прийти к такой организации методического кабинета, которая будет удобна для всего педагогического коллектива (а возможно, и родителей). Только тогда, когда воспитатели смогут свободно ориентироваться в содержании материалов и самостоятельно подбирать материал для подготовки к занятиям, можно говорить о правильной организации методического кабинета.
В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу. В то же время неожиданный приход воспитателя нарушает заранее спланированную деятельность методиста и может повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы.
Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий — это не формализм, а необходимое требование научной организации труда методиста и воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. Методист не должен планировать на это время каких-то серьезных дел. Ведь выдача материалов является хорошей возможностью для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использования нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки.
Возвращение материала — также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности. Методист должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы воспитателя будут знания, умения, навыки, уровень воспитанности детей, их интеллекта. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов на то, что поможет им в достижении этой цели.
Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.
Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.
Содержание методической работы
Старшего воспитателя
В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Важно напомнить, что в настоящее время нужно говорить о системе методической работы, модернизации ее задач, содержании. И здесь есть как общее, так и специфическое.
К общему мы относим выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.
1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.
2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.
3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель. Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.
Старший воспитатель участвует в:
— подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
— формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;
— стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
— создании имиджа ДОУ среди населения;
— выборе (разработке) образовательных программ для детей;
— организации образовательной, воспитательной работы с детьми;
— организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
— развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;
— развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
— предложения в план работы ДОУ;
— повышение квалификации воспитателей;
— помощь воспитателям в самообразовании;
— аттестацию воспитателей;
— составление сетки занятий по возрастным группам;
— методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
— обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
— развитие преемственности ДОУ и школы;
— совершенствование работы с родителями;
— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Организует учебно-воспитательную, методическую работу:
— готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
— проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
— организует работу творческих групп;
— своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
— ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
— комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
— организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
— проводит совместные мероприятия со школой;
— готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
— своевременно оформляет педагогическую документацию;
— формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
Осуществляет контроль за работой воспитателей:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает занятия в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.
Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.
Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.
Изучает планы воспитателей по самообразованию.
Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.
Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе:
— наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;
— наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;
— готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;
— стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;
— освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
— наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.
Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.
Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.
Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.
Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий
Дата: 2019-02-02, просмотров: 610.