Основные направления по рациональному использованию и охране недр.28
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ……………………………...30

1). Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране....30

2). Загрязнение почв…………………………………………………………………...31

3). Заболачивание почв………………………………………………………………..31

4). Прямое уничтожение почв………………………………………………………...32

6) РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ……………...32

a) Лесные ресурсы России, причины их сокращения……………………………………..32

b) Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России…………..33

c) Распределение лесосечного фонда и нормирование рубок……………………………..33

d) Борьба с потерями древесины……………………………………………………………...33

e) Защита леса от химических загрязнений…………………………………………………36

7) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА………………………………………37

a) Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека……………...37

b) Охрана важнейших групп животных……………………………………………………...38

Ø Охрана водных беспозвоночных……………………………………………………………………38

Ø Охрана насекомых……………………………………………………………………………………39

Ø Охрана рыб…………………………………………………………………………………………….40

Ø Охрана земноводных и пресмыкающих……………………………………………………………41

Ø Охрана млекопитающих……………………………………………………………………………...42

c) Правовая охрана животного мира…………………………………………………………..43

8) ОХРАНА ЛАНДШАФТОВ…………………………………………………………………………...44

a) Определение ландшафтов. Их классификация……………………………………………44

b) Особо охраняемые территории………………………………………………………………44

9) ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РОССИИ…………………………………………………………………………………………………46

10) МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ………………………………………………48

a) Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения……………………50

b) Роль международных организаций в охране природы…………………………………...51



ВВЕДЕНИЕ

Противоречия во взаимоотношениях общества и природы во второй половине ХХ столетия стали угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение озонового экрана, кислотные дожди, химическое и радиоактивное загрязнения среды. Стало понятным, что как биологический вид человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает на природу труд человека. По мнению В. И. Вернадского, человеческая деятельность превратилась в мощную преобразующую Землю силу, сопоставимую с геологическими процессами.

Преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, развития научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Человек — относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3,5 млн. лет назад. Вначале воздействие человека на окружающую среду было незначительным, так как численность людей была небольшой по сравнению с другими видами животных и растений. Около 1,5 млн. лет назад численность наших предков не превышала 500 тыс. особей, и рост ее шел медленно. Сейчас, когда число жителей Земли достигло б млрд. человек (июль 1999), рост численности землян идет по экспоненте.

Как известно, весь окружающий нас мир, населенный живыми организмами, который называется биосферой, прошел длительное историческое развитие. Сами люди порожденные биосферой, являются ее частью и подчиняются ее законам. В отличие от всего остального живого мира человек обладает разумом. Он способен оценить современное состояние природы и общества, познать законы их раз вития.

По мнению академика Н. Н. Моисеева (1998), человек познал за коны, позволившие ему создавать современные машины, но пока он не научился понимать, что существуют и другие законы, которые, возможно, он еще и не знает, что в его взаимоотношениях с

природой «существует запретная черта, которую человек не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах... существует система запретов, нарушая которые он разрушает свое будущее». да же открытые уже законы развития биосферы, общества, взаимоотношений природы и общества человек постоянно нарушает в угоду сиюминутной выгоде, вызывая многочисленные локальные и региональные катастрофы, приближая глобальный экологический кризис.

«Совершенно ясно, однако, что никаких очевидных способов исправить нанесенный природе вред не существует, да и обвинение, предъявляемое человеку за его возмутительное отношение к среде, следует строить не на столь очевидных фактах, как сбрасывание в реки сточных вод, опрыскивание посевов пестицидами, ружья и гарпуны охотников, выхлопные газы автомашин, расползающиеся во все стороны пригороды. Человеку следует предъявить обвинение в том, что он не сумел отнестись с должным вниманием к законам, лежащим в основе экономики природы» (Риклефс, 1976).

Необходимость заботиться об окружающей среде люди поняли очень дав но. Сведения об особо охраняемых «священных» рощах, «заколдованных» озерах, религиозные табу на вылов рыбы и добычу животных дошли до нас из глубокой древности. Именно на местах священных рощ, монастырских владений воз первые заповедники (резерваты). Издавна особо охранялись места княжеских и царских охот, и во времена княжеской раздробленности таких своеобразных заповедников существовало очень много. Считается, что пер вый в мире государственный Йеллоустонский национальный парк был создан в США в 1872 г. В дальнейшем заповедники, заказники, резерваты, национальные и природные парки были организованы во всех странах мира, особенно активно после Второй мировой войны. Однако локальные, хотя и строго охраняемые участки биосферы не решают проблем, связанных с общим ухудшением окружающей природной среды.

Стало ясным, что сохранение резкого роста населения Земли, быстрая антропогенная трансформация естественных природных экосистем, дальнейшее загрязнение окружающей среды приводят к катастрофическим последствиям вплоть до гибели человеческих популяций. Понимание общих причин деградации биосферы пришло только в самое последнее время и в полной мере осознано далеко не всеми. Трудности заключаются в том, что последствия антропогенного воздействия на природу не всегда очевидны и часто проявляются через десятилетия, а теоретические основы охраны природы усилиями многих ученых из разных стран были разработаны лишь к середине ХХ столетия.

Естественно-научной основой охраны природы служат законы экологии, в частности учение о биосфере, основоположником которого является выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863—1945). Идеи, положенные в основу учения о биосфере, он изложил в статьях, объединенных затем общим названием «Биосфера» (1926). В. И. Вернадский рассматривал биосферу не как простую совокупность живых организмов, а как единую термодинамическую оболочку, в которой сосредоточена жизнь и осуществляется постоянное взаимодействие живых организмов с неорганической средой посредством обмена веществ и потоков энергии.

Биосфера — это окружающее Землю пространство, в котором живое вещество действует как геологическая сила, формирующая лик Земли. Как известно, границы биосферы охватывают гидросферу (до глубины примерно 12 км), нижний слой атмосферы (до высоты 15—18 км) и верхний слой литосферы (до глубины 5 км). В. И. Вернадский считал, что биосфера состоит из нескольких компонентов, важнейшие из которых следующие: 1) живое вещество — растения, животные, микроорганизмы; 2) биогенное вещество — органические и органоминеральные продукты, созданные живыми организмами на протяжении геологической истории: каменный уголь, горючие сланцы, торф, нефть и др.; З) косное вещество — горные по роды неорганического происхождения и вода, представляющие субстрат или среду обитания живых организмов; 4) биокосное вещество — результат взаимодействия живого и неживого (косного) вещества: осадочной породы, кора выветривания, почвы, ил на дне водоемов и др.

Одним из важнейших условий успешного развития охраны при роды в нашей стране является эффективное эколого-природоохранное образование. К пониманию этого Россия прошла непростой путь. Еще в 1950-х годах на людей, заботящихся о сохранении муравьев, привлечении птиц, чистоте речек и родников, смотрели как на чудаков. После принятия в 1960 г. Верховным Советом РСФСР Закона «Об охране природы» был введен курс «Охрана природы» в учебные планы вузов, готовящих студентов по биологическим, географическим, сельскохозяйственным специальностям. С этого же времени введены разделы по охране природы в программы и учебники по биологии, географии, химии для средней школы. В средней школе, в профессионально-технических, педагогических и других училищах, техникумах, вузах появились факультативные и специальные курсы природоохранного содержания.

Однако общая экологическая культура населения в нашей стране остается пока очень низкой. Она зависит в первую очередь от уровня эколого-природоохранной подготовки всего населения, его убежденности в необходимости совершенствования знаний, широкого эколого-природоохранного просвещения, в том числе через средства массовой информации. Важное значение имеет экологоприродоохранная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений (ССУЗ), которым адресована эта книга. В своей профессиональной деятельности выпускники ССУЗ связаны с разведкой, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов. От их компетентности во многом зависит состояние окружающей среды.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 373.