Система рынков и инфраструктура рынка. Типы рынков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система рынков – единая совокупность множества рынков функционального назначения.

В современной системе рынков выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:

рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);

рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);

рынок валют (национальные и международные учреждения через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Инфраструктура рынка – учреждения, фирмы, компании всех видов собственности, обеспечивающие взаимодействия между субъектами рыночных отношений.

Инфраструктура товарного рынка – включает предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарка, торговые биржи, торговые дома, посреднические фирмы, системы связи, специальные государственные органы регулирования рынка (антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценными бумагами).

 

I. По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли:

· Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю.

· Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю.

II. В зависимости от видов оплаты товаров выделяют следующие формы торговли.

1. Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товаров на другие.

2. Продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке.

3. Реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.

4. Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу).

5. Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов.

6. Предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

III. С учетом объема продаж различают такие формы торговли.

1. Оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.

2. Розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа:

1.Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании.

· Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене.

· Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими "правил игры" этот тип рынка получил нелестные названия - "дикий", "блошиный", "нецивилизованный ".

2.Нелегальный рынок — близок по характеру поведения его субъектов к первому типу.

Нелегальный рынок включает в себя две разновидности:

 — теневой рынок – торговля здесь ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате сборов, налогов и т.п.).

черный рынок - на нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие, порнография).

Такое положение было характерно для производства и рыночного обмена XV — XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

3.Регулируемый рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

Переход в XX в. к этому типу рынка обусловлен объективными причинами, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости рыночных связей.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.