Под исследовательским процессом понимается один из видов целенаправленной деятельности, отличающийся от других видов тем, что: содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами; устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, которые в итоге выступают как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов; исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке; исследователь поставлен в положение, когда он оказывается перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
А созданные до него средства исследования не являются адекватными проблеме. Это противоречие – источник творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска. Каково же смысловое значение термина «структура» как философской, общенаучной категории? Функциональное значение структуры ограничено в названии раздела – «структура исследовательского процесса». Мы следуем толкованию, данному в Философской энциклопедии: «Структура (лат. struktura– строение, расположение, порядок) – относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, инвариантный аспект системы». Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под влиянием особенностей предшествующего опыта работы, ассоциативных связей, обусловленных научной средой, состоянием разработанности проблемы. Однако всякого рода отклонения только оттого и допустимы (как поиск нетривиальных решений), что научный работник имеет возможность не упускать из виду главные вехи научно-исследовательского процесса. Структурные компоненты исследовательского процесса в оптимальном варианте выстраиваются следующим образом
Этап I. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ
На этом этапе устанавливается уровень ее разработанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потребности общества в знании по данной проблеме. Соотношение темы и проблемы – важный вопрос в методологии. Тема исследования не является частью проблемы. По отношению к теме наиболее общим понятием является «направление», представляющее собой связку однородных тем. Существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и достаточно быстрой смены одного или нескольких проблемных аспектов исследовательской темы. Тема живет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социального прогресса, и под влиянием изменения мировоззренческих взглядов на природу изучаемого явления.
Этап II. Формулирование целей исследования
Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние – результат преодоления противоречия между должным и сущим. Помимо формулирования общей цели формируются частные, промежуточные цели. Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом. Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контекст связей более общей системы. Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графа (или дерева целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательских операций и всевозможных работ для достижения конечной цели.
Этап III. Разработка гипотезы исследования
Гипотеза исследования становится прообразом будущей теории в том случае, если последующим ходом работы она будет подтверждена. Поэтому при разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории. Поскольку речь идет о построении гипотезы как теоретической конструкции, истинность которой должна быть доказана экспериментально или массовым, организованным, контролируемым опытом, она уже в качестве проекта должна выполнять соответствующие функции в границах предмета исследования – описательную, объяснительную, прогностическую. Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза описывает структурную композицию предмета исследования как проявления качества единства целого. Тем самым в руки исследователя даются средства и методы управления процессом экспериментального преобразования действительности, гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования. Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь особенно велика роль аналогий, уровня развития ассоциативного мышления научного работника. Возможны и другие конструктивные способы построения гипотез: разработка множества вероятных «траекторий» движения объекта исследования, в результате чего последний приобретает качества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.
Этап IV. Постановка задач исследования. Констатирующий эксперимент
Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т. е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулированию задач исследования. Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков заданий, устремленных на оптимизацию, варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объективной закономерности. В процессе формулирования исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении констатирующего эксперимента для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Таким образом, констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.
Этап V. Вид преобразующего эксперимента и его организация
Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач. Должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию. Из этого описания становится ясным вид, содержание, набор средств направленного преобразования объекта (процесса, явления) с целью формирования у него заранее заданных качеств. Программа экспериментальной работы (т. е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств. Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.
Этап VI. Организация и проведение эксперимента
Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки – внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающими внимание от центральных вопросов проблемы.
Экспериментальный процесс – наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть научного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо незапланированных пауз. В процессе эксперимента исследователь обязан: 1) непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; 2) варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению; 3) систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики; 4) параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.
Этап VII. Обобщение и синтез экспериментальных данных
На предшествующих этапах аналитическая стадия исследования закончилась. На этапе обобщения и синтеза экспериментальных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений и на этой основе экспериментально преобразованного. Накопленный достаточный фактический материал, частично уже систематизированный в процессе эксперимента, переходит во внутреннюю лабораторию ученого, в которой логические и формализованные методы исследования экспериментального материала приобретают первостепенное значение. Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качеств объекта экспериментального воздействия и исследования. Индуктивные и дедуктивные обобщения фактического материала строятся в соответствии с требованиями репрезентативности, валидности и релевантности.
На основе объективно познанных закономерностей проводятся: – ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода ее в ранг теории, в той ее части, в которой она оказалась состоятельной; – формулирование общих и частных следствий в этой теории, допускающих контрольную ее проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в ином месте другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента; – оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологического знания и включения его в общую систему методологии науки; – разработка прикладной части теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики. Придерживаясь данных рекомендаций, научный работник получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации исследовательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой, доказательностью и прикладными качествами.
Лекция 11
Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы
Общие требования к научно-исследовательской работе
Все материалы, полученные в процессе исследования, разрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Это документ, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе.
Общие требования к научно-исследовательской работе: четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы; обоснованность рекомендаций и предложений.
Структура научно-исследовательской работы:
— титульный лист;
— список исполнителей;
— реферат;
— содержание;
— перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов;
— введение;
— основная часть;
— заключение;
— список использованных источников;
— приложения.
Реферат должен содержать:
— сведения об объеме;
— количестве иллюстраций;
— количестве таблиц;
— количестве книг работы;
— использованных источниках;
— перечень ключевых слов;
— текст реферата.
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание реферируемого исследования. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые.
Текст реферата должен отражать: объект исследования, цель работы, метод исследования и аппаратуру, полученные результаты и их новизну, степень внедрения, рекомендации по внедрению работы, эффективность, область применения, основные конструктивные и технико-эксплуатационные характеристики.
Оптимальный объем текста реферата 1200 знаков, но не более 2000 знаков.
Введение работы должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-исследовательской проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости выполнения работы. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими НИР.
Основная часть должна включать:
— выбор направления исследований;
— теоретические и (или) экспериментальные исследования;
— обобщение и оценку результатов исследований.
В НИР должны быть отражены:
— обоснование выбора принятого направления исследования, методы решения задачи и их сравнительные оценки, разработка общей методики проведения исследования, анализ и обобщение существующих результатов;
— характер и содержание выполненных теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, для экспериментальных работ — обоснование необходимости проведения экспериментальных исследований, принцип действия разработанной аппаратуры, характеристики этой аппаратуры, оценка погрешностей измерений, полученные экспериментальные данные;
— оценка полноты решения поставленной задачи, соответствие выполненных исследований программе, оценка достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной НИР или отдельных ее этапов, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку технико-экономической эффективности внедрения. В заключении к работе, для которой определение технико-экономического эффекта невозможно, необходимо указывать народнохозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы.
В приложения следует включать отчет о патентных исследованиях, если они проводились при выполнении НИР, и перечень библиографических описаний публикаций, авторских свидетельств, патентов, если они были опубликованы или получены в результате выполнения НИР.
При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал в целях полноты отчета:
— промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
— таблицы вспомогательных цифровых данных;
— протоколы и акты испытаний;
— описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
— инструкции и методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения НИР;
— иллюстрации вспомогательного характера;
— копию решения ученого (научно-технического) совета;
— акты о внедрении результатов исследований.
Правила оформления научно-исследовательской работы
Общие требования. Работа должны быть отпечана машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата A4 через полтора межстрочных интервала. Допускается печатать работу через два межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм.
Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата не более А2.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое
— не менее 10 мм, вернее — не менее 15 мм, нижнее
— не менее 20 мм.
Шрифт машинки должен быть четким, лента — черного цвета средней жирности. Плотность текста работы должна быть одинаковой.
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным способом или черной тушью, рукописным способом.
В НИР следует использовать сокращения слов и словосочетаний.
Распечатки с ЭВМ должны соответствовать формату A4 (должны быть разрезаны). Они включаются в общую нумерацию страниц работы и помещаются после заключения, а при наличии иллюстраций формата более A4 — после них.
Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты.
Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит их двух предложений, из разделяют точкой. Абзацы в тексте равны пяти ударам пишущей машинки (15... 17 мм).
Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами ("СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ",
"РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ"), должны служить заголовками соответствующих структурных частей отчета.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3—4 интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается.
Каждый раздел следует начинать с новой страницы.
Нумерация. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номера проставляют в правом верхнем углу.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и должны обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.
Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела.! Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела должна быть точка, например: "2.3." (третий подраздел второго раздела).
Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: "1.1.2" (второй пункт первого подраздела первого раздела).
Если работа состоит из двух или более частей (книг), то номер каждой части (книги) проставляют римскими цифрами. Номер части (книги) проставляют на титульном листе под указанием вида работы.
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах отчета, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого превышают формат A4, учитывают как одну страницу. Листы формата более A4 помещают в конце отчета после заключения в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении.
Номер иллюстрации (за исключением таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: "Рис. 1.2" (второй рисунок первого раздела).
Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись "Таблица" с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: "Таблица 1.2" (вторая таблица первого раздела).
Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица" и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы; над другими частями пишут слово "Продолжение". Если в отчете несколько таблиц, то после слова "Продолжение" указывают номер таблицы, например: "Продолжение табл. 1.2".
Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).
Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно арабскими цифрами. Если примечаний несколько, то после слова "Примечания" ставят двоеточие, например:
Примечания:
1. ...
2.
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова "Примечание" ставят точку.
Иллюстрации. Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (электрографическое копирование, микрофильмирование и т. п.). Рисунки должны быть выполнены черной тушью или черными чернилами на белой непрозрачной бумаге.
Лекция 12
Общие требования к учебно-исследовательской работе
Рукопись учебно-исследовательской работы – это окончательная форма ее представления. В ней выделяются два основных блока требований:
1-Методические требования, связанные с логикой, умениями и навыками формулирования и обоснования избранной темы, постановкой целей и задач для ее успешного выполнения, представления круга источников и методов их изучения, умениями формулировать промежуточные и основные выводы.
2-Оформительские требования, связанные с соблюдением государственных стандартов по оформлению титульного листа, структуры (содержания) работы, библиографических сносок и ссылок на литературу и источники, список литературы и стандарты на оформление различных приложений.
Составляющие этих блоков являются основой дифференцированных оценок жюри, определяющих в конкурсных соревнованиях место данной работы среди других, а, в конечном счете - само качество выполненной исследовательской работы.
Рукопись работы – это «отражение» лица исследователя и, в том числе, его научного руководителя. Ее логичная и выдержанная форма зависит от методики эффективной организации исследовательского труда.
Исследование всегда имеет конкретную цель, прийти к выполнению которой можно многими путями и решением разных задач. После выбора темы и определения ее актуальности и значимости, необходима работа по созданию дерева целей и графа соподчиненных частных задач, определяющих алгоритм работы (включая выбор оптимальных методов исследования). На начальной стадии создания такого дерева целей и задач будет много лишнего, что в дальнейшей работе обязательно уточнится. Главное, что составление такого рода дерева целей поможет вам выработать четкую логичную и обоснованную структуру исследования (рукописи), в котором будут не надуманные, а реальные цели, задачи и соответствующие всей логике исследования разделы.
1. Дерево целей – систематизированный перечень того, что надо установить. В дальнейшем, после обзора и анализа альтернатив в нем останется то, что неизбежно придется исследовать.
2. План работы. Он состоит из двух важных составляющих - программы (что нужно сделать) и календарного плана (что и к каким срокам сделать). Подготовка плана это большая работа, от качества которой зависит многое и, в конечном счете – ее обозримый итог. План, написанный за короткое время, нередко можно уточнять весь год.
3. Обзор литературы. Это обязательная часть всякого исследования, в том числе и учебно-исследовательских работ.
Цель и задачи обзора:
а) оценка достижений в данной теме – что сделано до вас,
б) ориентация в выборе вами пути и средств достижения поставленной цели,
в) выявление противоречивых выводов, сделанных исследователями на основе одних и тех же источников.
В целом, из анализа специальной литературы должно быть видно, что в исследуемой вами теме достоверно, что сомнительно и спорно, а также – какие задачи в вашем исследовании первоочередные. Хороший обзор – исчерпывающе полный, критический и обобщающий. В заключение обзора должны быть обоснованы выбор цели и метода (методов) исследования.
К сказанному добавим, что в небольших учебно-исследовательских работах целесообразно вводить и раздел «обзор источников» или, что логичнее – «обзор источников и литературы».
Надо помнить, что по обзору можно судить об уровне знаний и общей культуре исследователя.
Встает вопрос – как же вести поиск литературы? Надо признать, что большинство работ школьников основаны на анализе литературных данных или же опубликованных источников. Существует известный алгоритм. Поиск необходимой для вас литературы и опубликованных источников по теме начинается из известных монографий, библиографических справочников (интернет ресурсов), периодических изданий. Наиболее четкую профессиональную практическую помощь в данном направлении обеспечивают сотрудники областной библиотеки им. И.С. Никитина (отдел краеведения), зональной научной библиотеки ВГУ (библиографический отдел), библиотеки ВГПУ.
Алгоритм самого поиска следующий. Отбираете круг литературы, в которой есть интересующие вас вопросы и заводите на каждую публикацию карточку – удобнее электронную. В ней пишется Ф.И.О. автора статьи или другой публикации полностью, а также и полные данные на всех соавторов, далее указываете полные библиографические данные (место издания и год, название издательства, общее количество страниц для монографии и начальную – конечную страницы в сборниках статей).
В каждой карточке сначала указывается и суть интересующего вас вопроса. Такие карточки, собранные в папку или в папки по более частным вопросам общей темы готовы стать оболочками для наполнения их расширенным содержанием, после соответствующего прочтения публикаций. Т.е. дальше в карточку заносится краткая информация по интересующим вас вопросам с пометкой страниц, из которых она взята. Фактически карточка должна содержать ваш краткий конспект прочтенной и проанализированной публикации, снабженный вашими комментариями, рассуждениями и выводами.
О сути конспекта. Цель конспектирования – записать, предварительно обработать и проанализировать основные факты и аргументы автора (авторов) и привести их к виду, сопоставимому с другими фактами. При этом необходимо критическое восприятие того, что сделано. Удобно писать не вывод автора, а логическую схему, по которой он приходит к выводу. При конспектировании все методики, разбросанные в анализируемом тексте необходимо собрать в одну схему и полностью ее изложить в начале конспекта. При конспектировании также необходимо скопировать нужные для вашего исследования иллюстрации (схемы, чертежи, графики, рисунки и т.д.) с их подписями и пометками из какой работы и у какого автора они взяты. При использовании чужих иллюстраций в вашей работе, во избежание плагиата, необходимо указывать их авторство! Например, Рис.1 Карта археологических памятников по р. Ведуга (по В.Н. Ковалевскому).
Сгруппированные по папкам карточки-конспекты служат вам для написания разделов работы или разделов обзора литературы по разным аспектам исследуемой вами темы.
Написание всего текста исследовательской работы связано с группировкой материала ваших конспектов в соответствии с разделами (введение, разделы или главы, заключение), определяемыми темой исследования и поставленными для ее выполнения целями и задачами. Кроме того, необходима группировка материала внутри каждого раздела и на более высоком уровне, т.е. синтез его.
В ходе подготовки работы необходимо формулировать промежуточные и основные выводы как для каждого из главных разделов работы, так и для заключения. В заключение работы на основе частных выводов формулируются наиболее общие выводы. Часто встречаемая ошибка - это повторение выводов из глав. Надо помнить, что в логике всего исследования должна выстраиваться линия, идущая от частных выводов - к общим. Общие выводы наиболее тесно связаны с названием вашего исследования.
В заключение, кроме общих выводов по работе вами могут быть представлены и перспективы дальнейшего исследования по данной теме, что обозначилось в процессе работы над темой и явилось следствием вашего «погружения» в исследование.
Требования по оформлению учебно-исследовательской работы
Самое главное – любая исследовательская, в том числе и учебно-исследовательская работа (начиная с самой простой реферативной формы), должна оформляться в соответствии с существующими государственными стандартами. К ним относится оформление списка источников и литературы, которыми снабжаются все исследовательские работы, оформление ссылок. Сведения по оформлению имеются во всех библиографических отделах фундаментальных библиотек – применительно к Воронежской области, например в Областной библиотеке им. И.С. Никитина, Зональной научной библиотеке ВГУ или научной библиотеке ВГПУ. Кроме того, эти сведения можно найти и в интернете на сайтах библиотек и государственных стандартов. Один из принятых стандартов приведен и на нашем сайте http: /www. Patriotvrn.ru/.
Существуют и принятые к употреблению в таких работах шрифты (обычно Times New Roman, размер шрифта кегль 14), межстрочный интервал – 1,5. Чаще всего принимаются и размеры верхнего, нижнего, и правого полей – 1,5-2 см и левого – 2,5-3см.
Принято, что каждая новая мысль начинается с абзаца (отступ слева в 4 знака).
Замечу, что все ваши мысли, которые формируются и излагаются на основе «чужих» – взятых из специальной литературы, должны быть подкреплены сносками и ссылками на источники их происхождения, включая указание не только самой работы, но и конкретной страницы откуда вы их взяли. В компьютерной программе вы можете выбирать (если это не оговаривается специальными требованиями) форму подстраничных сносок и ссылок или же ссылок, помещаемых в конце раздела (например, после введения, после каждой из глав или разделов и заключения).
В небольших по объему и структуре учебно-исследовательских работах удобнее подстраничные сноски. Сноски удобно обозначать номерами, а их последовательность ставится на компьютере автоматически. Сноски также оформляются по государственным стандартам (библиографическим правилам). На одной странице, если делаются сноски на уже представленную по библиографическим правилам книгу или статью, второй раз указываются ссылки на ту же работу с сокращениями. Например, если издание с автором (авторами), то пишется вместо авторства – Он же. (Они же.) и далее название работы и номер страницы, не указывая второй и последующие разы год издания и издательство. Если вы ссылаетесь подряд на одну и ту же работу, то после полного библиографического оформления ее, в последующих на нее ссылках пишете – Там же. С.3.
Основные структурные составляющие текста учебно-исследовательской работы:
1.Титульный лист оформляется по стандартам и принятым в дополнительном образовании к конкурсным работам на разных уровнях их представления формам.
Ниже верхнего поля страницы по центру пишется сверху - вниз в такой последовательности: Министерство образования и науки, Департамент науки, образования и молодежной политики области, учреждение, где выполняется работа. Затем указывается название конкурса или название конференции. Еще ниже справа пишется– номинация или секция. Далее – ниже и по центру пишется название работы. Ниже названия, справа со слов подготовил (ла): указываются Ф.И.О. исполнителя полностью, учащийся (яся) класса, школы или объединения, почтовый индекс, адрес, телефон, e-mail. Ниже и также справа после слова руководитель: указываются те же данные и плюс должность. В самом низу титульного листа по центру указывается населенный пункт и год выполнения работы. Подчеркну, что титульный лист не нумеруется, но предполагается, что ему соответствуют две страницы.
2. Выделяется отдельная страница с планом и структурой вашей работы именуемая «СОДЕРЖАНИЕ» или «ОГЛАВЛЕНИЕ». С этой третьей страницы идет сплошная нумерация страниц вашего текста, включая приложения. После слова «СОДЕРЖАНИЕ» слева в столбик пишутся типичные структурные составляющие любой исследовательской работы – введение, глава 1 и ее название, номера параграфов главы, если у вас в главе множество подразделов. Обычно же в небольшой по объему работе (до 23 страниц) чаще всего выделяется не более 3-х глав, а для еще менее объемных, к которым относятся учебно-исследовательские работы школьников, включающие до 10 страниц основного текста и 10 страниц приложений, логично выделение 2-х глав. После названий глав в содержании в следующей последовательности обязательно указывается: «заключение», «список источников и литературы», «список принятых сокращений» «приложения».
Несколько слов о приложении
В приложении обычно помещаются связанные с текстом работы иллюстрации, состоящие из рисунков, схем, чертежей, карт, фотографий, таблиц и др. Замечу, что иллюстрации должны иметь порядковый номер и обязательные краткие подписи, раскрывающие суть представленной на них информации. Иллюстрации обязательно должны быть согласованы с текстом работы, т.е. их изначальная группировка и последовательность в приложении определяется планом и структурой основного текста работы. В тексте должны быть ссылки на приведенные в приложении иллюстрации по порядку возрастания номеров, например (рис.1), (Рис.2) и т.д. Если вам необходимо вернуться к уже упоминаемой в тексте ссылке на рисунок, то обычно перед его указанием ставится сокращение слова смотри, например (См. рис.1).
Несколько слов о наиболее логичной и принятой структуре разделов учебно-исследовательской работы
Введение. Отражает актуальность и значимость выбранной темы, обоснование логики и структуры вашего исследования, т.е. о чем речь пойдет во введении, каждой из глав и заключении. Если в структуре работы не выделяется специальный раздел по анализу сделанного до вас (обычно имеющий в гуманитарных направлениях названия – «история исследования, историография» или в естественнонаучных работах «обзор литературы»), то такого рода раздел необходим во введении.
Главы. Название каждой главы должно отражать главную суть их содержания. Желательно небольшое введение, раскрывающее логику и методы, которыми оперирует исследователь в реализации исследуемых в главе вопросов. Удачно и методически верно написаны главы, где отражена исследовательская «кухня» (логика, критический разбор источников их анализ, обсуждение выявленных спорных моментов и возможные уточнения). В главах целесообразно делать небольшие промежуточные выводы, которые помогут четче сформулировать и поместить в конце главы обязательный общий вывод.
Заключение. Важный раздел, в котором представляются самые общие выводы, которые были получены из итогов работы над исследованием. В заключение также целесообразно показать, что еще можно сделать в дальнейшем по данной теме. Обычно такая эрудиция возникает из добротного исследования и отражает «лицо» исследователя и его научного руководителя.
Лекция 13
Правила оформления научно-исследовательской работы
Общие требования. Работа должны быть отпечана машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата A4 через полтора межстрочных интервала. Допускается печатать работу через два межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм.
Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата не более А2.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое
— не менее 10 мм, вернее — не менее 15 мм, нижнее
— не менее 20 мм.
Шрифт машинки должен быть четким, лента — черного цвета средней жирности. Плотность текста работы должна быть одинаковой.
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным способом или черной тушью, рукописным способом.
В НИР следует использовать сокращения слов и словосочетаний.
Распечатки с ЭВМ должны соответствовать формату A4 (должны быть разрезаны). Они включаются в общую нумерацию страниц работы и помещаются после заключения, а при наличии иллюстраций формата более A4 — после них.
Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты.
Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит их двух предложений, из разделяют точкой. Абзацы в тексте равны пяти ударам пишущей машинки (15... 17 мм).
Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами ("СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ",
"РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ"), должны служить заголовками соответствующих структурных частей отчета.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3—4 интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается.
Каждый раздел следует начинать с новой страницы.
Нумерация. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номера проставляют в правом верхнем углу. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и должны обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.
Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела должна быть точка, например: "2.3." (третий подраздел второго раздела).
Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: "1.1.2" (второй пункт первого подраздела первого раздела).
Если работа состоит из двух или более частей (книг), то номер каждой части (книги) проставляют римскими цифрами. Номер части (книги) проставляют на титульном листе под указанием вида работы.
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах отчета, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого превышают формат A4, учитывают как одну страницу. Листы формата более A4 помещают в конце отчета после заключения в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении.
Номер иллюстрации (за исключением таблиц) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: "Рис. 1.2" (второй рисунок первого раздела).
Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись "Таблица" с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: "Таблица 1.2" (вторая таблица первого раздела).
Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица" и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы; над другими частями пишут слово "Продолжение". Если в отчете несколько таблиц, то после слова "Продолжение" указывают номер таблицы, например: "Продолжение табл. 1.2".
Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).
Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно арабскими цифрами. Если примечаний несколько, то после слова "Примечания" ставят двоеточие, например:
Примечания:
1. ...
2.
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова "Примечание" ставят точку.
Иллюстрации. Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (электрографическое копирование, микрофильмирование и т. п.). Рисунки должны быть выполнены черной тушью или черными чернилами на белой непрозрачной бумаге.
В работе следует применять только штриховые рисунки и подлинные фотографии.
Фотографии размером меньше A4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота отчета или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них.
Иллюстрации должны иметь наименование. При необходимости их снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные — под ней.
Таблицы. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц (рис. 1).
Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово "Таблица" начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают.
Рис. 1. Пример построения таблицы
Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки — со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Делить головки таблицы по диагонали не допускается. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Графу "№ п. п." в таблицу включать не следует.
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат таблицы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае — боковик.
Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит их одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Формулы. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова "где" без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков (+), минус (-), умножение (х) и деление (:).
Ссылки в тексте на литературные источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников, выделенный двумя косыми чертами.
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например, рис. 1.2.
Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках, например "... в формуле (2.1)".
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово "Таблица" в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно — если имеет номер, например: "... в табл. 1.2).
В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово "смотри", например: см. табл. 1.3".
Титульный лист является первым листом работы и заполняется по форме, приведенной на рис. 2.
Рис. 2. Форма заполнения титульного листа
Поле 1 — наименование министерства, университета, института.
Поле 2 — в левой части поля — индекс УДК и номер государственной регистрации, проставляемые организацией-исполнителем, а также инвентарный номер работы (организацией-исполнителем не проставляется). Эти данные размещаются одно под другим. Правая часть предназначена для специальных отметок.
Поле 3 — в левой части поля должен быть помещен гриф согласования, состоящий из слова "СОГЛАСОВАНО", наименования должности с указанием наименования организации, ученой степени, ученого звания лица, с которым согласовывается работа, его личной подписи, ее расшифровки, даты согласования. Здесь же проставляется печать организации, согласовавшей работу.
В правой части поля помещают гриф утверждения, состоящий из слова "УТВЕРЖДАЮ", наименования должности с указанием наименований организации, ученой степени, ученого звания лица, утвердившего работу, личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения работы. Здесь же проставляется печать организации, утвердившей работу.
Подписи и даты подписания должны быть выполнены только черными чернилами. Дату следует записывать арабскими цифрами в следующей последовательности элементов: год, месяц, день месяца.
В поле 4 прописными буквами указывают наименование работы.
Поле 5 — должности, ученые степени, ученые звания руководителей, консультантов. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию лица, подписавшего работу, ниже — дату подписания.
Поле 6 — город и год выпуска работы, например, "Киев 1999".
Если на титульном листе не размещаются все необходимые подписи, то допускается перенос их на следующую страницу. На эту же страницу переносятся и сведения с поля 6.
Список исполнителей. В список должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей (авторов работы), принимавших творческое участие в выполнении работы. Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей.
Справа от подписей указывают (без скобок) инициалы и фамилии исполнителей и соисполнителей. Возле каждой фамилии исполнителя и соисполнителя следует в скобках указать номер раздела (подраздела) работы подготовленного по выполненному им этапу НИР, наименование организации-соисполнителя.
Если работа выполнена одним исполнителем, его фамилию и подпись помещают на титульном листе.
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материалов разделов (подразделов, пунктов).
Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов. Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа — его детальную расшифровку.
Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
Список использованных источников должен содержать перечень книг, статей, различных документов, исследований других авторов и т. п., использованных при выполнении работы.
Источники следует располагать в порядке появления ссылок в тексте работы.
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих его страницах или в виде отдельной части (книги), располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение начинается с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", напечатанного прописными буквами, и имеет содержательный заголовок.
Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д.
При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово "ПРИЛОЖЕНИЯ".
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на подразделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения, перед ними ставится буква "П", например "П. 1.2.3" (третий пункт второго подраздела первого приложения).
Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: "Рис. П. 1.1" (первый рисунок первого приложения); "Табл. П. 1.1" (первая таблица первого приложения).
Лекция 14
Дата: 2019-02-02, просмотров: 263.