МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Кафедра Экономического анализа и статистики
Одобрено кафедрой:
Протокол №
« » 201 г.
Зав. Кафедрой__________
Лунева М.Н.
Институциональная экономика
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
(модуля)
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Профиль подготовки / Магистерская программа Финансы и кредит, Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Пермь – 201
В методических указаниях представлены общие рекомендации по изучению курса «Институциональная экономика»: тематический план дисциплины; задания для самостоятельной работы; требования к содержанию и оформлению контрольной работы; вопросы для подготовки к зачёту; список рекомендуемой к изучению литературы. Методические указания разработаны в соответствии с учебными планами и рабочей программой дисциплины.
Составитель / составители:
Одобрено на заседании Методической секции кафедры ________________________ протокол № _____ от «_____» ________________ 201__ г.
Председатель Методической секции __________________ /
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………4
1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………...…………………. 6
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……….12
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………..20
5. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ЭКЗАМЕНУ………………………………………………….24
6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………...28
7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..49
ВВЕДЕНИЕ
Курс Институциональной экономики расширяет область применения экономического анализа на феномены социального, политического и юридического устройства общества.
Курс Институциональной экономики призван дать студентам теоретические основы знаний о природе экономических институтов и организаций в их взаимосвязи, изменении институциональной среды и институциональной культуры, о значении теории транзакционных издержек и теории игр, привить навыки элементарного анализа институционального устройства организаций, институциональных правил индивидуального и группового поведения.
В результате изучения дисциплины студент должен знать основные концепции институциональной экономической теории, уметь применять полученные теоретические и прикладные знания при анализе проблем, возникающих в процессе функционирования институтов российской экономики, иметь представление о характере развития институционального анализа.
ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – расширить представление студентов об альтернативных направлениях экономической теории; изучить базовые концепции основных направлений институционализма, методы институциональной экономики; сформировать умения анализировать экономическую политику государства; выработать навыки работы с соответствующим инструментарием для решения практических проблем.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
· умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно – управленческие модели.
Задачи дисциплины:
· изучение основных теорий, существующих в рамках институциональной экономики; анализ сравнительных возможностей этих теорий;
· предоставление инструментария количественного и качественного анализа;
· выработка у студентов навыка анализа реальных экономических ситуаций с использованием инструментария институциональной экономики.
1.2. Предмет освоения дисциплины
Предметом освоения дисциплины являются:
· экономическое поведение человека, участвующего в общественном воспроизводстве;
· институты, как механизмы, способы экономического взаимодействия между людьми.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план дисциплины
Тема 5. Рынок и фирма
Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений. Понятие контракта. Типы контрактов. Основные изменения экономической теории контрактов. Совершенные и несовершенные контракты. Проблемы, обусловленные неполнотой реальных контрактов. Рынок как институциональное соглашение. Фирма как институциональное соглашение. Контрактная природа фирмы. Различные подходы к анализу фирмы. Неоклассическая теория фирмы: основные положения, направления критики. Контрактные теории фирмы. Подход к фирме как к ядру контрактов. Роль специфичности активов в формировании фирмы (подход Уильямсона). Подход к фирме с точки зрения теории прав собственности.
Различные типы организации деятельности: ИЧП, партнёрства, открытые и закрытые корпорации, общества, основанные на взаимности, некоммерческие организации. Анализ с точки зрения прав собственности и теории трансакционных издержек. Проблемы регулирования деятельности организаций различных организационных форм. Взаимодействие институциональных соглашений.
Литература:
Основная:
1.Институциональная экономика (второе издание). Под ред. А.А.Аузана. М.: Инфра-М, 2011, гл.6,7,8.
2.Коуз Р. Теория фирмы. В: Фирма, рынок и право, М.: Дело, 1993
3.Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юдкевич М Курс институциональной экономики. М., Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006, гл. 5.
4.Коуз, Р. Природа фирмы // Природа фирмы, под ред. Уильямсона,
О.И., Уинтера, С.Дж., М.: Дело, 2001, стр. 35
Дополнительная:
1.Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории. Спб. Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005, гл. 7.
2.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2009, Четвертое издание, гл. 14.
3.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001, гл. 6,7
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Титульный лист
Содержание (оглавление) включает перечень всех глав и подразделов с соответствующей нумерацией.
Введение предполагает постановку проблемы (1 стр.). Что привлекло к анализу данной проблемы, какой вопрос исследуется, какова основная идея. Четко формулируются цель работы и задачи исследования.
Основная часть (8 - 10 стр.) должна быть структурирована, содержать теоретическую проработку темы, обзор литературы по выбранной теме, определение основных понятий, используемых в исследовательской работе. Теоретическим аспектам проблемы посвящается первая глава работы. Вторая глава предполагает построение модели, это может быть формальная модель, позволяющая решить обозначенную проблему, дополненная примером из реальной (желательно российской) практики или вербальная модель (цепочка взаимосвязанных логических рассуждений в рамках выбранной теории), позволяющая решить обозначенную проблему, дополненная примером из реальной (желательно российской) практики.
Заключение (1 стр). В заключении работы делаются обобщающие выводы.
Объем контрольной работы 12-15страниц, формат А4. Текст выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14, с полуторным межстрочным интервалом.
Список литературы. Обязательно нужно указать список использованных источников (не менее 5 источников) и сделать на них ссылки в тексте работы в квадратных скобках с указанием страниц, обязательно привлечение статейного материала (не менее 2 статей из периодических профессиональных изданий).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
1.Каковы исторические корни институционализма, его сильные и слабые стороны? Перечислите основные этапы развития институционализма.
2.Какие программы научных исследований конкурируют в современной экономической теории? Что послужило основой для развития неоинституциональной экономической теории?
3.В чем заключаются основные отличия «старого» и «нового» институционализма? Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе двух подходов.
4.Назовите утверждения, образующие «жесткое ядро» неоклассики. В чем заключается их опровержение, которое предлагают представители «новой институциональной экономики»?
5.Какими свойствами обладает поведение индивида, являющегося совершенно рациональным? В чем идея принципа оптимизации в поведении индивида?
6.Сравните понятия полной и ограниченной рациональности. На основе каких правил фирмы могут определять цены на свои товары? Согласуется ли поведение фирм в данном случае с концепцией ограниченной рациональности?
7.Как, с помощью каких исследовательских процедур можно выделить среди различных наблюдаемых регулярностей в поведении людей те, которые обусловлены существованием институтов?
8.Являются ли институты общественными благами? Если являются, в чем для них заключается общий эффект недопроизводства общественных благ?
9.Как формируется система неформальных институтов в обществе (согласно концепциям Т. Веблена и Ф. Хайека)? Свяжите процесс формирования институтов с их устойчивостью.
10.Как могут соотноситься между собой формальные и неформальные правила в статике и динамике? Как государство может влиять на изменение неформальных правил?
11.Совпадает ли деление правил на возникающие спонтанно и навязанные извне с делением на неформальные и формальные правила? Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы взаимодействия между формальными и неформальными правилами.
12.В чем отличие институтов от организаций? Проиллюстрируйте ваши рассуждения на конкретном примере.
13.Понимание института согласно старого институционализма, неоинституциональной экономики и нового институционального подхода.
14.Чем отличаются подходы к понятию института, предложенные Д. Нортом и А Шоттером? На анализ каких институтов направлен каждый из них?
15.Почему институциональная теория «говорит» на языке теории игр, а не традиционного для неоклассики математического аппарата? Какие основные проблемы взаимодействия моделируются с помощью теории игр?
16.Какую форму принимают институциональные рамки в моделях теории игр? Приведите пример рассмотрения института с помощью аппарата теории игр.
17.Как решение одной и той же координационной проблемы в различных обществах или группах может обусловливать возникновение различных соглашений? Приведите примеры.
18.Что такое фокальная точка? Приведите примеры фокальных точек. Какие культурные стереотипы и факторы способствовали их закреплению?
19.Приведите пример «дилеммы заключенных» в различных ситуациях. С помощью каких механизмов решаются проблемы отсутствия кооперации в каждом из приведенных вами примеров?
20.В чем идея типологии трансакций Карла Поланьи? Приведите примеры трансакций каждого типа по его классификации.
21.В чем сложность качественного определения категории «трансакционные издержки»? Как определяют данную категорию теоретики институциональной экономики? Какое определение вы считаете наиболее удачным?
22.Почему именно в 1950–1960 годы стала активно развиваться теория трансакционных издержек? В современном мире с развитыми формами отношений собственности и сложными контрактными отношениями структура трансакционных издержек меняется. Доля каких видов издержек и почему становится преобладающей?
23.Как влияет неопределенность на структуру механизмов управления сделками при сохранении неизменными остальных характеристик трансакций, в том числе и степени специфичности активов. Сравните трансакционные издержки, возникающие при заключении контракта между участниками конкурентного и олигополистического рынков.
24.Каковы методы эмпирической оценки трансакционных издержек и проблемы, связанные с использованием этих методов? «Увеличение доли трансакционного сектора в ВВП является следствием снижения эффективности функционирования экономики». Прокомментируйте данное суждение.
25.Приведите аргументы «за» и «против» тезиса о том, что институциональное доверие снижает трансакционные издержки.
26.Какие методики можно предложить для количественного измерения трансакционных издержек в переходных экономиках? Какие процессы, соответствующие переходу от плановой экономики к рыночной, обусловливают наиболее значимые ТАИ?
27.В каких ситуациях возникают издержки защиты контрактов от государства? Чем они обусловлены? Как их можно оценить количественно?
28.Почему сторонники институционального подхода говорят об «исключительных», а не об абсолютных правах собственности? Представьте, что вы адвокат и ваша задача привести аргументы в защиту исключительных прав собственности. Какие доводы вы приведете в своей речи?
29.Какие права входят в пучок прав собственности тех лиц, которые пользуются общедоступной собственностью, и какого права в этом пучке нет?
30.Какие две основные проблемы должны решить совладельцы при коллективной собственности и почему? Какие проблемы могут возникнуть при коллективной собственности и почему? Какие факторы влияют на оптимальный размер группы при коллективной собственности?
31.Как наивная теория прав собственности объясняет возникновение исключительных прав? В чем на ваш взгляд состоят сильные и слабые стороны этой теории?
32.Рассмотрите отличия контрактов купли-продажи, аренды, трудового и кредитного. Покажите их различие по основным параметрам.
33.Какие отличия наиболее существенны в классическом, неоклассическом и отношенческом контрактах?
34.Опишите суть проблемы «принципал-агент», виды и способы возможного проявления оппортунизма, механизмы борьбы с ним для отношений «адвокат-клиент», «врач-пациент».
35.Какие гарантии против оппортунистического поведения в форме вымогательства существуют в рамках различных механизмов управления трансакциями?
36.Почему для разрешения диспутов, возникающих в ходе реализации имплицитного контракта, нет необходимости к привлечению третьей стороны? Иными словами, в чем причина самодостаточности имплицитного контракта по сравнению с другими видами контрактов?
37.В каких основных формах проявляется оппортунизм менеджеров на российских предприятиях? Для каких моделей корпоративного управления наиболее характерно оппортунистическое поведение менеджеров?
38.Что такое государство? Это организация или институт? Дайте характеристику целей государства, используя разные теоретические обоснования.
39.Сравните два крайних типа государства. Черты какого государства, по вашему мнению, преобладают в современной России?
40.С каким из экономических институтов, возникших в результате импорта, вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни? Как происходит развитие этого института?
41.Государство как агентство по производству общественных благ.
42.Этапы и движущие силы эволюции реального государства.
43.Механизм институциональных изменений.
44.Влияние государства на процесс формирования институтов.
45.Виды институциональных изменений в условиях переходной экономики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Кафедра Экономического анализа и статистики
Одобрено кафедрой:
Протокол №
« » 201 г.
Зав. Кафедрой__________
Лунева М.Н.
Институциональная экономика
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
(модуля)
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Профиль подготовки / Магистерская программа Финансы и кредит, Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Пермь – 201
В методических указаниях представлены общие рекомендации по изучению курса «Институциональная экономика»: тематический план дисциплины; задания для самостоятельной работы; требования к содержанию и оформлению контрольной работы; вопросы для подготовки к зачёту; список рекомендуемой к изучению литературы. Методические указания разработаны в соответствии с учебными планами и рабочей программой дисциплины.
Составитель / составители:
Одобрено на заседании Методической секции кафедры ________________________ протокол № _____ от «_____» ________________ 201__ г.
Председатель Методической секции __________________ /
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………4
1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………...…………………. 6
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……….12
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………..20
5. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ЭКЗАМЕНУ………………………………………………….24
6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………...28
7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..49
ВВЕДЕНИЕ
Курс Институциональной экономики расширяет область применения экономического анализа на феномены социального, политического и юридического устройства общества.
Курс Институциональной экономики призван дать студентам теоретические основы знаний о природе экономических институтов и организаций в их взаимосвязи, изменении институциональной среды и институциональной культуры, о значении теории транзакционных издержек и теории игр, привить навыки элементарного анализа институционального устройства организаций, институциональных правил индивидуального и группового поведения.
В результате изучения дисциплины студент должен знать основные концепции институциональной экономической теории, уметь применять полученные теоретические и прикладные знания при анализе проблем, возникающих в процессе функционирования институтов российской экономики, иметь представление о характере развития институционального анализа.
ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – расширить представление студентов об альтернативных направлениях экономической теории; изучить базовые концепции основных направлений институционализма, методы институциональной экономики; сформировать умения анализировать экономическую политику государства; выработать навыки работы с соответствующим инструментарием для решения практических проблем.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
· умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно – управленческие модели.
Задачи дисциплины:
· изучение основных теорий, существующих в рамках институциональной экономики; анализ сравнительных возможностей этих теорий;
· предоставление инструментария количественного и качественного анализа;
· выработка у студентов навыка анализа реальных экономических ситуаций с использованием инструментария институциональной экономики.
1.2. Предмет освоения дисциплины
Предметом освоения дисциплины являются:
· экономическое поведение человека, участвующего в общественном воспроизводстве;
· институты, как механизмы, способы экономического взаимодействия между людьми.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план дисциплины
Тема 1. Введение в институциональный анализ
Предмет курса и его место в системе других наук.
Пределы применимости неоклассического подхода: полнота информации, совершенная конкуренция, экономический человек (homo economicus). Поведенческие предпосылки неоинституциональной теории. Институционализм. Старый институционализм. Неоинституционализм.
Литература:
Основная:
1.Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юдкевич М. Курс институциональной экономики. М., Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006, Гл.1, п. 1.2, 1.3-1.5.
2.Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика. Курс лекций. НФПК. Лекция 2, 3
3.Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. М., Инфра-М, 2007, Лекция 1., Лекция 2 (п. 2.3).
4.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., Начала, 1997. Гл.1, 3.
Дополнительная:
1.Американский институционализм. http://www.rus-lib.ru/book/35/eb/26/312-329.html
2.Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984
3.Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
4.Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 339.