Лекция 12 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Марина Кулаченко,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Орловского государственного университета,
руководитель учебно-методического подразделения «Школа вожатого» Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов
Воспитательная работа с молодежью является частью государственной молодежной политики. Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Молодость – неповторимый период, когда надо многое успеть познать, сделать как можно больше. Проживая такую прекрасную, неповторимую и непростую пору, все молодые люди сталкиваются с проблемой выбора своего места в обществе, выработкой жизненных ценностей, способов познания себя и окружающего мира. Для молодежи характерно стремление стать независимыми, развивать и совершенствовать свои умения и навыки, активно накапливать знания и жизненный опыт.
В современной России молодежная безработица является острейшей проблемой. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя наполняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Одним из путей воспитательной работы с молодежью, ее социальной защиты является дополнительная профессиональная подготовка молодых людей с последующим их трудоустройством, включение студентов в социально полезную деятельность, в частности, в педагогическую деятельность в качестве вожатого детского оздоровительного лагеря.
Социальный заказ на подготовку современного вожатого обусловлен действующими президентскими программами «Молодежь России» и «Дети России», по обеспечению защиты прав детей и молодежи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастаю-щего поколения нации, федеральной целевой программой «Организация летнего отдыха детей», постановлением Правительства Российской федерации «О государственной поддержке студенческих отрядов в Российской Федерации».
Сегодня в Орловской области функционирует сеть разнообразных оздоровительно-образовательных учреждений для детей и подростков. У данных учреждений есть потребность (особенно в летний период) в высококва-лифицированных педагогических кадрах, способных эффективно работать с различным контингентом детей и подростков, нуждающихся не только в медицинском, но и психолого-педагогическом оздоровлении. Обнаруживается противоречие между наличием потребности в специально подготовленных кадрах (вожатых) и отсутствием в Классификаторе направлений и специальностей высшего (среднего) профессионального образования специальности «Вожатый». Подготовка (обучение) вожатых для детских оздоровительно-образовательных учреждений обычно осуществляется «методом проб и ошибок» в ходе практической трудовой деятельности работника (вожатого). Решить проблему подготовки кадров для детских загородных оздоровительных лагерей (санаториев) может научно обоснованная методика и технология подготовки вожатых в системе вузовского дополнительного образования.
Мы поставили перед собой задачу разработки методики эффективной психолого-педагогической подготовки студентов к процессу целостного выполнения функций вожатого детского оздоровительно-образовательного учреждения, которая позволит:
1) придать процессу подготовки вожатых целостность, системность, комплексность, преемственность, последовательность;
2) сформировать у будущих вожатых теоретические знания, практические умения и навыки, необходимые для работы с различным (возраст, пол, социальная адаптация, социальный статус и др.) контингентом детей и подростков;
3) четко выделить особенности работы с детьми в оздоровительно-образовательном учреждении и на этой основе определить специфику психолого-педагогической подготовки вожатого;
4) обеспечить вариативность решения кадрового обеспечения детских оздоровительно-образовательных учреждений (вожатый, старший вожатый, методист, руководитель кружка и т.д.);
5) расширить спектр педагогических специальностей для молодежи и обеспечить возможность сезонного временного трудоустройства молодых людей.
Для решения поставленных задач в Орловском государственном университете при поддержке Управления по делам молодежи и физической культуре и Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов создано учебно-методическое подразделение по подготовке вожатских кадров, которое является структурной единицей комиссии по воспитательной работе во внеучебной деятельности студентов ОГУ. Учебно-методическое подразделение действует на основании Положения «О студенческом педагогическом отряде в Орловском государственном университете», Положения «Об учебно-методическом подразделении Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном универси-тете», Договора о творческом сотрудничестве Орловского государственного университета, Управления по делам молодежи и физической культуре, Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов (См.: Приложение), а также других нормативных актов, регламентирующих деятельность учебно-методического подразделения.
В основу создания и деятельности учебно-методического подразделения положены следующие задачи:
Ø участие в реализации государственной молодежной политики в Орловской области (Областная комплексная Программа «Молодежь Орловщины (2001-2005 годы)»;
Ø интеграция деятельности и содействие развитию движения студенческих педагогических отрядов (Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке студенческих отрядов в Российской Федерации»);
Ø повышение качества психолого-педагогической и методической подготовки вожатых и их общественное воспитание;
Ø содействие развитию и реализации личностного, творческого, интел-лектуального и социального потенциала молодежи.
Учебно-методическое подразделение координирует свою деятельность с Орловской областной Ассоциацией студенческих педагогических отрядов (ООАСПО), а через нее с администрацией учреждений оздоровления и отдыха детей и подростков, предоставляющих рабочие места для вожатых.
В компетенцию учебно-методического подразделения входит:
Ø осуществление подготовки вожатых, оказание помощи в повышении уровня вожатского мастерства участников студенческих педагогических отрядов;
Ø рецензирование программ разных направлений воспитательной деятель-ности с детьми и подростками в детских оздоровительно-образовательных учреж-дениях;
Ø создание и руководство работой экспериментальных площадок по совершенствованию организации досуга детей и подростков в детских загоро-дных оздоровительных лагерях.
Учебно-методическое подразделение наделяется следующими функциями:
1) учебная: подготовка вожатых к осуществлению педагогической деятель-ности в оздоровительно-образовательных учреждениях Орловской области и других регионов; повышение уровня вожатского мастерства участников студен-ческих педагогических отрядов;
2) воспитательная: приобщение молодежи к здоровому образу жизни, формирование активной жизненной позиции, содействие повышению общекуль-турного и нравственного уровня развития молодежи;
3) научно-методическая: оказание квалифицированной помощи студенческим педагогическим отрядам в разработке проектов программ смены в детском оздоровительном лагере; вариативных программ и пилотных проектов организации досуга детей и подростков в оздоровительно-образовательных учреждениях для участия в конкурсах программ разного уровня; программ разных направлений воспитательной деятельности, в соответствии с заказом оздоровительно-образовательного учреждения, представляющего отряду место работы;
4) оказание помощи вожатым в планировании смены в лагере; в разработке сценариев досуговых дел; программно-методическое обеспечение образователь-ной подготовки различных категорий участников педагогического отряда; разработка и издание методических материалов и учебных программ по направлениям деятельности вожатых; разработка системы сопровождения деятельности студенческих педагогических отрядов;
5) посредническая: оказание студентам помощи в личностном самоопре-делении, трудовой и социальной адаптации; оказание содействия в реализации социальных и трудовых инициатив молодежи; приобщение молодых людей к профессиональной, управленческой, исследовательской деятельности; создание условий для реализации творческого потенциала молодежи;
6) охранно-защитная: использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов студенческого педагогического отряда в целом и отдельных его участников.
Основными формами обучения и повышения вожатского мастерства являются:
Ø лекционно-практические занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» Института эстетического образования ОГУ;
Ø инструктивно-методический сбор;
Ø методические консультации;
Ø участие студенческих педагогических отрядов в Ярмарках инициатив и туристических путевок, слетах, фестивалях, выставках, съездах студенческих педагогических отрядов;
Ø стажировка вожатых в центрах детского отдыха федерального и регионального значения.
Программа подготовки студентов к выполнению функций вожатого детского оздоровительного лагеря состоит из трех взаимосвязанных компонентов: теоретико-практический; учебно-технологический; учебно-ме-тодический.
Теоретико-практический компонент. Теоретическая подготовка представляет собой аудиторные лекционно-практические занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» по программе «Технология организации летнего отдыха школьников», рассчитанной на два года обучения. На освоение теоретического курса отводится 60 часов лекционно-практических занятий. Учебно-тематический план курса включает 3 раздела и 24 темы.
Первый раздел «Общие подходы к организации летнего отдыха школьников» знакомит студентов с понятиями: «летний отдых», «досуг ребенка», нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность оздоровительно-образовательного учреждения и вожатого, социальным и возрастным портретом современных детей и подростков и особенностями работы с ними.
Второй раздел «Организация жизнедеятельности временного детского объединения в условиях оздоровительного лагеря» раскрывает специфику программ воспитательной работы в лагере, основные методы, приемы и формы работы с детским объединением на организационном, основном и заключительном периодах смены, знакомит студентов с методикой планирования деятельности.
Третий раздел «Психолого-педагогическое сопровождение временного детского объединения в лагере» знакомит студентов с механизмами организации, управления, взаимодействия вожатого с воспитанниками, методиками и технологиями деятельности вожатого.
Результатом теоретической подготовки выступает: знание студентами структуры смены в лагере, основных приемов организации досуговой деятельности детей и подростков, владение процедурой планирования жизнедеятельности отряда на смену, умение целенаправленно работать с методической литературой (подбирать игры, конкурсные задания, вопросы для викторины и т.п.).
Практическая подготовка является логическим продолжением подготовки теоретической и представляет собой инструктивно-методический сбор на базе детского загородного оздоровительного лагеря или семинар-практикум на базе Ассоциации студенческих педагогических отрядов. Учеба вожатых, участников инструктивно-методического сбора, проводится в виде сюжетно-ролевой игры, в которой студенты включаются в массовые творческие дела, работают в учебных студиях (спортивная, туристическая, игровая, танцевальная, песенная, экологическая, коммуникативная, медицинская, декоративно-прикладная и др.), организуют жизнедеятельность своего отряда. Массовыми творческими делами обычно бывают: торжественное открытие и закрытие сбора-смены, большой костер, смотр утренней зарядки, изготовление отрядного уголка, краткий туристический маршрут, вожатский концерт «Кто во что горазд», командно-спортивные встречи, творческие конкурсы и т.д. Результатом практического этапа обучения являются: знание методики организации разнообразных досуго-вых дел, умение организовывать различные формы работы с детьми и подрост-ками, пополнение педагогической копилки вожатого интересными сценариями, разработка конкретных дел.
Учебно-технологический компонент подготовки предполагает некоторый опыт практической деятельности студентов в роли вожатого временного детского объединения. Формой работы со студентами являются лекционно-практические занятия, раскрывающие методику и технологию психолого-педагогического сопровождения смены, и клубные встречи дискуссионного характера, в ходе которых обсуждаются острые вопросы, проблемы работы вожатого и пути их решения. Дискуссионные семинары-практикумы дают возможность вожатым поделиться опытом, педагогическими находками, получить ответы на интересу-ющие вопросы. Конкретное содержание семинара-практикума «Новые техноло-гии в сфере молодежного и детского отдыха и досуга» диктуется насущными потребностями и реальными проблемами вожатской деятельности и студенчес-кого педотрядовского движения. Методика проведения семинара-практикума включает: общее знакомство с проблемой, постановку исследовательской задачи, коллективный поиск путей решения, оценку и анализ вариантов.
Данный двухгодичный цикл обучения завершается вручением студентам Удостоверений установленного образца, подтверждающих их профессиональную подготовку (наличие дополнительной специальности) и закрепляющих за ними право трудоустраиваться в должности вожатого отряда детей и подростков (педагога-организатора) в детском оздоровительном лагере.
Учебно-методический компонент подготовки рассчитан на студентов, которые стремятся повысить свою вожатскую квалификацию, расширить свои умения для выполнения функций старшего вожатого или методиста (художественного руководителя) детского оздоровительного лагеря. Для них организуются специальные (индивидуальные или групповые) методические консультации по программному обеспечению жизнедеятельности смены в загородном оздоровительном лагере с учетом его специфики (санаторий, лесной, морской, профильный лагерь и др.).
Система подготовки вожатых включает несколько этапов: информационно-ориентировочный, учебный 1-ой ступени, организационно-методический, производственный, учебный 2-ой ступени, заключительный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, формы реализации, методическое обеспечение, содержание и предполагаемые результаты. Рассмотрим этапы подготовки вожатых.
1.Информационно-ориентировочныйэтап (сентябрь).
Форма реализации. Собеседование. Обзорная лекция.
Методическое обеспечение. Нормативно-правовые документы, регламентирую-щие деятельность учебно-методического подразделения, студенческого педагоги-ческого отряда.
Содержание деятельности. Знакомство студентов с движением педагогических отрядов в России и Орловской области, планом работы отделения «Основы вожатского мастерства» и Ассоциации СПО.
Ожидаемые результаты. Вовлечение студентов в движение студенческих педагогических отрядов.
2. Учебный этап 1-ой ступени (октябрь-апрель).
Форма реализации. Занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» на базе Института эстетического образования ОГУ.
Методическое обеспечение. Лекционно-практические занятия учебного курса «Технология организации летнего отдыха школьников» (1,2 разделы).
Содержание деятельности: 1) знание структуры смены, основных приемов организации досуговой деятельности детей и подростков, возрастных и социальных особенностей воспитанников, нормативно-правовых документов, регламентирующих работу вожатого, приемы планирования жизнедеятельности отряда; 2) умение разработать план-сетку работы отряда на смену, подобрать из методической литературы игры, конкурсные задания, эстафеты, викторины и т.п.
Ожидаемые результаты. Теоретико-практическая подготовка студентов к выполнению функций вожатого детского оздоровительного лагеря. Создание индивидуальной педагогической копилки, включающей разнообразные формы отрядных дел.
3. Организационно-методическийэтап (апрель-май).
Форма реализации. Образование нового студенческого педагогического отряда или вступление студента в действующий педагогический отряд.
Методическое обеспечение. Нормативно-правовые документы, регламен-тирующие деятельность студенческого педагогического отряда.
Содержание деятельности: 1) оказание вновь образованному отряду консультативной и посреднической помощи; 2) организация кураторства; 3) посредническая деятельность при вступлении в отряд нового участника; 4) участие отряда в различных акциях, проектах, семинарах-практикумах, ярмарках, инструктивно-методическом сборе.
Ожидаемые результаты. Создание атрибутов и символов отряда. Регистрация отряда в Ассоциации СПО. Презентация отряда. Создание методического фонда отряда. Становление отряда как коллектива. Расширение и углубление знаний, умений и навыков вожатого. Обмен опытом педагогической деятельности.
4.Производственный этап (июнь-август и т.д.).
Форма реализации. Практическая деятельность отряда.
Методическое обеспечение. Индивидуальная копилка отрядного вожатого. Курс лекций по технологии организации летнего отдыха школьников. Методический фонд отряда.
Содержание деятельности. Выполнение функциональных обязанностей отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере согласно должностной инструкции.
Ожидаемые результаты. Приобретение опыта педагогической работы с детьми и подростками, развитие педагогических умений. Реализация теоретических знаний и самореализация личности. Развитие организаторских, коммуникативных и других умений и навыков.
5.Учебный этап 2-ой ступени (октябрь-декабрь).
Форма реализации. Занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» на базе Института эстетического образования ОГУ.
Методическое обеспечение. Лекционно-практические занятия учебного курса «Технология организации летнего отдыха школьников» (3 раздел).
Содержание деятельности: 1) помощь в разработке сценариев культурно-досуговых дел; 2) консультирование по вопросам составления программ жизнедеятельности смены в лагере; 3) самостоятельная работа по специализации.
Ожидаемые результаты: 1) знание методики и технологии организации дел на каждом периоде смены, владение методиками организации разнообразных форм досуговой деятельности детей и подростков, диагностическими методиками; 2) умение конструктивно подойти к решению педагогических ситуаций, анализировать собственную педагогическую деятельность, прогнозировать ее результаты.
(февраль-апрель)
Форма реализации. Методические консультации отрядов, стажировка членов отряда по специализациям.
Методическое обеспечение. Индивидуальная программа методической помощи отрядам. Индивидуальная программа по специализации.
Содержание деятельности: 1) выставка атрибутики педагогических отрядов и методических копилок; 2) обсуждение актуальных проблем организации детского, подросткового и молодежного досуга.
Ожидаемые результаты. Теоретико-практическая и психолого-педагогическая готовность вожатого к работе с детьми и подростками в ДОЛ. Разработка сцена-риев коллективных творческих дел, пополнение педагогической копилки вожа-того. Участие отрядов в конкурсе методических материалов. Получение серти-фиката по специализации.
(май)
Форма реализации. Научно-практическая конференция «Технологии организации детского, подросткового и молодежного досуга».
Содержание деятельности. Конкурс методических материалов СПО. Пленарные выступления участников конференции.
Ожидаемые результаты. Издание сборника методических материалов по итогам конференции. Участие в конкурсах методических программ и пилотных проектов. Получение удостоверения педагога-организатора детского оздоровительного лагеря.
6. Заключительный этап (летняя кампания и трудоустройство в течение года).
Форма реализации. Практическая профессиональная деятельность.
Методическое обеспечение. Методическая копилка СПО, личная библиотечка вожатого.
Содержание деятельности. Выполнение должностных обязанностей вожатого, кружковода и др., согласно документам, подтверждающим право занимать ту или иную должность в лагере.
Ожидаемые результаты. Профессиональный рост вожатого. Повышение уровня вожатского мастерства. Личностное самоопределение. Творческая самореали-зация.
_____________________________
Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 04-06-00219а
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОГОВОР
о творческом сотрудничестве Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», Управления по делам молодежи и физической культуре, Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», именуемый в дальнейшем УНИВЕРСИТЕТ, в лице ректора Авдеева Ф.С. с одной стороны, Управления по делам молодежи и физической культуре, в лице Агибалова В.В., Орловская областная Ассоциация студенческих педагогических отрядов, именуемая в дальнейшем АССОЦИАЦИЯ СПО, в лице председателя Черняковой И.Л. с другой стороны, заключили настоящий Договор о творческом сотрудничестве.
1. Предмет договора
Предметом настоящего Договора является сотрудничество сторон с целью содействия студентам в реализации системы социально-значимых форм занятости молодежи в учебное и внеучебное время, получения знаний, умений и навыков работы по различным специальностям в детских оздоровительных лагерях, прохождения различных видов практик и выпускникам Университета в трудоустройстве, посредством использования возможностей банка вакансий Ассоциации СПО.
2. Обязательства сторон
2.1. Ассоциация СПО:
- информирует руководство Университета об областных, региональных, всероссийских и международных молодежных проектах, которые организует, проводит и в которых участвует Ассоциация СПО;
- осуществляет специальную подготовку и переподготовку студентов к работе в детском оздоровительном лагере;
- оказывает содействие в трудоустройстве студентов, студенческих педагогических отрядов Университета в детские оздоровительные учреждения в учебное и внеучебное время по представлению Университета;
- трудоустраивает студентов Университета в детские оздоровительные учреждения для прохождения различных видов практик по представлению Университета;
- оказывает, в пределах своей компетенции, содействие в трудоустройстве выпускников Университета, являющихся членами Ассоциации СПО;
- информирует руководство Университета об имеющихся в распоряжении Ассоциации СПО вакансий рабочих мест.
2.2. Университет:
- оказывает содействие в участии студентов Университета в молодежных проектах, которые организует, проводит и в которых участвует Ассоциация СПО.
- оказывает содействие Ассоциации СПО в профессиональной подготовке кадров для работы с детьми и подростками в детских оздоровительных учреждениях;
- информирует Ассоциацию СПО о наличии и составе СПО, созданных на базе Университета;
- содействует в создании и развитии методического фонда, организует обмен методическими и справочными материалами, представляющими взаимный интерес;
- участвует в разработке и реализации совместных программ по оздоровлению и отдыху детей и подростков.
3. Взаиморасчеты
Сотрудничество Университета и Ассоциации СПО осуществляется без взаимных финансовых расчетов.
4. Сроки действия договора
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сроком на один год.
4.2. Каждая из сторон имеет право расторгнуть Договор, предупредив об этом другую сторону не позднее, чем за месяц до предполагаемой даты расторжения.
4.3. По окончании срока действия договора, если ни одна из сторон не будет иметь претензий друг к другу по несоблюдению обязательств сторон, их изменению или предложений по их изменению, Договор пролонгируется на следующий год автоматически.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТУДЕНЧЕСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Введение
1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и организации деятельности студенческих педагогических отрядов /далее СПО/ в Орловском государственном университете /далее ОГУ/.
1.2. Студенческий педагогический отряд – форма организации студентов образовательного учреждения высшего профессионального образования различных форм обучения /дневной, заочной, вечерней/, добровольно изъявивших желание участвовать в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности в свободное от учёбы или основной работы время.
СПО создаются с целью общественного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодёжи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодёжи.
СПО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, обозначенных в абзаце 2 пункта 1.2. настоящего Положения.
1.3. В зависимости от периода функционирования СПО подразделяются на постоянные и временные (например, педагогические отряды, выезжающие на летнюю педагогическую практику в оздоровительные учреждения).
1.4. Органом, координирующим деятельность студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном университете, является Совет по воспитательной работе ОГУ. Он осуществляет реализацию комплекса мероприятий по организационной, юридической, методической, материальной и другой поддержке деятельности движения студенческих педагогических отрядов.
1.5. Педагогический отряд является структурным звеном учебно-методического подразделения Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном университете (далее УМП ООАСПО в ОГУ).
1.6. Студенческий педагогический отряд координирует свою деятельность с Орловской областной Ассоциацией студенческих педагогических отрядов, в компетенцию которой входит координация деятельности всех СПО, действующих на территории данного субъекта Федерации независимо от места их создания, трудоустройство СПО и отдельных его членов.
1.7. Студенческий педагогический отряд создаётся в части, не противоречащей Уставу ОГУ.
Общие положения
2.1. Студенческие педагогические отряды – общественные объединения студенческой молодёжи, созданные по инициативе граждан.
СПО действуют на основании Закона «Об общественных объединениях», Постановления правительства РФ «О государственной поддержке студенческих отрядов в Российской Федерации» /2001/,Областной комплексной Программы «Молодежь Орловщины (2001-2005 годы)», а также настоящего Положения и в соответствии с Уставом СПО.
2.2. Членами студенческих педагогических отрядов могут быть:
- студенты Орловского государственного университета;
- выпускники ОГУ, ранее принимавшие участие в деятельности студенческого педагогического отряда;
в порядке исключения:
- другие категории граждан, практический опыт и знания которых способствуют повышению эффективности выполняемой отрядом деятельности (работа с детьми и подростками во внеучебное время);
- несовершеннолетние граждане, достигшие 14-летнего возраста, в качестве резерва отряда до наступления возраста 18 лет.
Решение о зачислении в отряд представителей данных категорий принимает постоянно действующий руководящий орган отряда (Общее собрание п.4.1.)
2.3. Все участники педагогического отряда должны признавать настоящее Положение, иметь соответствующую психолого-педагогическую и методическую подготовку, не иметь медицинских противопоказаний для выполняемых отрядом видов деятельности.
2.4. Организационно-правовой формой СПО является учебно-методическое подразделение ООАСПО в ОГУ.
2.5. Деятельность СПО основывается на принципах добровольного участия, равноправия, гласности, самоуправления, законности. Цели, задачи, структура управления, виды деятельности СПО определяются его Уставом.
2.6. Устав СПО утверждается высшим руководящим органом СПО (Общим собранием п.4.1.) и должен предусматривать:
1/наименование СПО;
2/организационно-правовую форму СПО;
3/цели, задачи, основные виды деятельности СПО (компетенция СПО);
4/структуру управления;
5/условия и порядок приобретения и утраты членства;
6/права и обязанности участников СПО.
Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения его на заседании Научно-методического совета Орловского государственного университета и подписания Председателем НМС.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Общие положения
1.1.Учебно-методическое подразделение Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном университете (далее УМП ООАСПО в ОГУ) является координационным звеном Орловского государственного университета (далее ОГУ) и Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов (далее ООАСПО).
1.2. Учебно-методическое подразделение действует на основании Положения "О студенческих педагогических отрядах в ОГУ", нормативно-правовых документов ООАСПО, настоящего Положения об учебно-методическом подразделении ООАСПО в ОГУ.
1.3. УМП создано с целью координирования деятельности студенческих педагогических отрядов Орловского государственного университета, являющихся членами ООАСПО.
1.4. Учебно-методическое подразделение призвано решать следующие задачи:
- повышение качества профессиональной подготовки вожатых СПО и их общественного воспитания;
- содействие развитию и реализации личностного, творческого, интеллектуального и социального потенциала участников СПО;
- интеграция деятельности и содействие развитию движения студенческих педагогических отрядов в ОГУ;
- участие в реализации государственной молодежной политики в Орловской области.
1.5.Учебно-методическое подразделение самостоятельно определяет направ-ления деятельности в пределах своей компетенции (Ч.2. настоящего Положения).
1.6. УМП ООАСПО ОГУ координирует свою деятельность с Орловской областной Ассоциацией СПО, а через нее с администрацией учреждений оздоровления и отдыха детей и подростков, предоставляющих рабочие места для СПО.
1.7. В состав учебно-методического подразделения входят:
- проректор по воспитательной работе в ОГУ;
- председатель Ассоциации СПО;
- руководитель УМП;
- кураторы СПО ОГУ;
- командиры СПО ОГУ;
- участники СПО вуза.
1.8. Учебно-методическое подразделение ООАСПО функционирует на базе Института эстетического образования ОГУ.
1.9.Учебно-методическое подразделение создается в части не противоречащей Уставу ОГУ, нормативно-правовым документам Орловской областной Ассоциации СПО, Положению "О студенческих педагогических отрядах ОГУ".
2. Компетенция учебно-методического подразделения
2.1. Учебно-методическое подразделение предназначено:
- оказывать помощь в профессиональной подготовке и повышении уровня профессионального мастерства членам ООАСПО;
- участвовать в разработке и рецензировании программ разных направлений воспитательной деятельности с детьми и подростками в детских оздоровительно-образовательных учреждениях;
- создавать программы экспериментальных площадок по совершенство-ванию организации досуга детей и подростков в детских оздоровительно-образовательных учреждениях и принимать участие в их реализации.
2.2. УМП в ОГУ осуществляет следующие виды деятельности:
- способствует развитию информационного пространства деятельности ООАСПО в ОГУ;
- содействует созданию банка информации о деятельности СПО ОГУ, являющихся членами ООАСПО;
- осуществляет информационное обслуживание участников СПО ОГУ;
- обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности СПО ОГУ;
- оказывает квалифицированную помощь членам ООАСПО в овладении психолого-педагогическими знаниями и прикладными умениями и навыками практической деятельности;
- создает системы подготовки вожатых и повышения уровня профес-сионального мастерства вожатых;
- участвует в обмене опытом работы СПО, являющихся членами ООАСПО;
- представляет и защищает законные интересы участников СПО в ОГУ и в ООАСПО;
- принимает участие в местных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных молодежных проектах;
- проводит лекции и семинары по вопросам своей деятельности, участвует в конкурсах на получение грантов, а также в иных мероприятиях, содействующих осуществлению целей и задач УМП;
- разрабатывает нормативно-правовую базу деятельности СПО в ОГУ;
- подготавливает методические материалы по проблемам воспитания и развития детей и подростков к печати.
2.3. УМП принимает участие в реализации Программы ООАСПО, включаю-щей:
- подготовку и переподготовку вожатских кадров;
- оказание методической помощи СПО;
- проведение научно-исследовательской работы в детской, подростковой и молодежной средах;
- представление интересов СПО в различных административных органах;
- публикацию методических материалов;
- правовое обеспечение деятельности СПО и др.
2.4.Инициаторами внесения предложений о деятельности учебно-методического подразделения могут быть:
- ректорат ОГУ;
- Совет по воспитательной работе ОГУ;
- Председатель областной ассоциации СПО;
- руководитель УМП;
- кураторы и участники СПО ОГУ.
2.5. В соответствии с п.1.6. Положения «О студенческом педагогическом отряде в ОГУ» и Договора о творческом сотрудничестве ОГУ, Управления по делам молодежи и физической культуре, ООАСПО руководитель УМП, СПО и отдельные его участники не имеют права заключать трудовые соглашения (контракты) с оздоровительно-образовательными учреждениями, базами отдыха детей, подростков, молодежи и иными учреждениями, организациями и объединениями.
Финансовое обеспечение
4.1. Деятельность УМП в ОГУ финансируется из средств:
- администрации ОГУ;
- студенческой профсоюзной организации;
- региональных и федеральных программ и грантов и других источников.
Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения проректором по воспитательной работе ОГУ и председателем ООАСПО.
Сведения об авторе
Кулаченко Марина Петровна – доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Орловского государственного университета, кандидат педагогических наук.
Домашний адрес: 302025, г.Орел, ул.Московское шоссе, д.163а, кв.35
Паспорт: 54 02 242340 выдан 09.03.2002г. Северным РОВД г.Орла.
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования: 017-253-595-43
ИНН: 575400353872
Дата рождения: 07.09.1960г.
Лекция 12 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Марина Кулаченко,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Орловского государственного университета,
руководитель учебно-методического подразделения «Школа вожатого» Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов
Воспитательная работа с молодежью является частью государственной молодежной политики. Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Молодость – неповторимый период, когда надо многое успеть познать, сделать как можно больше. Проживая такую прекрасную, неповторимую и непростую пору, все молодые люди сталкиваются с проблемой выбора своего места в обществе, выработкой жизненных ценностей, способов познания себя и окружающего мира. Для молодежи характерно стремление стать независимыми, развивать и совершенствовать свои умения и навыки, активно накапливать знания и жизненный опыт.
В современной России молодежная безработица является острейшей проблемой. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя наполняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Одним из путей воспитательной работы с молодежью, ее социальной защиты является дополнительная профессиональная подготовка молодых людей с последующим их трудоустройством, включение студентов в социально полезную деятельность, в частности, в педагогическую деятельность в качестве вожатого детского оздоровительного лагеря.
Социальный заказ на подготовку современного вожатого обусловлен действующими президентскими программами «Молодежь России» и «Дети России», по обеспечению защиты прав детей и молодежи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастаю-щего поколения нации, федеральной целевой программой «Организация летнего отдыха детей», постановлением Правительства Российской федерации «О государственной поддержке студенческих отрядов в Российской Федерации».
Сегодня в Орловской области функционирует сеть разнообразных оздоровительно-образовательных учреждений для детей и подростков. У данных учреждений есть потребность (особенно в летний период) в высококва-лифицированных педагогических кадрах, способных эффективно работать с различным контингентом детей и подростков, нуждающихся не только в медицинском, но и психолого-педагогическом оздоровлении. Обнаруживается противоречие между наличием потребности в специально подготовленных кадрах (вожатых) и отсутствием в Классификаторе направлений и специальностей высшего (среднего) профессионального образования специальности «Вожатый». Подготовка (обучение) вожатых для детских оздоровительно-образовательных учреждений обычно осуществляется «методом проб и ошибок» в ходе практической трудовой деятельности работника (вожатого). Решить проблему подготовки кадров для детских загородных оздоровительных лагерей (санаториев) может научно обоснованная методика и технология подготовки вожатых в системе вузовского дополнительного образования.
Мы поставили перед собой задачу разработки методики эффективной психолого-педагогической подготовки студентов к процессу целостного выполнения функций вожатого детского оздоровительно-образовательного учреждения, которая позволит:
1) придать процессу подготовки вожатых целостность, системность, комплексность, преемственность, последовательность;
2) сформировать у будущих вожатых теоретические знания, практические умения и навыки, необходимые для работы с различным (возраст, пол, социальная адаптация, социальный статус и др.) контингентом детей и подростков;
3) четко выделить особенности работы с детьми в оздоровительно-образовательном учреждении и на этой основе определить специфику психолого-педагогической подготовки вожатого;
4) обеспечить вариативность решения кадрового обеспечения детских оздоровительно-образовательных учреждений (вожатый, старший вожатый, методист, руководитель кружка и т.д.);
5) расширить спектр педагогических специальностей для молодежи и обеспечить возможность сезонного временного трудоустройства молодых людей.
Для решения поставленных задач в Орловском государственном университете при поддержке Управления по делам молодежи и физической культуре и Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов создано учебно-методическое подразделение по подготовке вожатских кадров, которое является структурной единицей комиссии по воспитательной работе во внеучебной деятельности студентов ОГУ. Учебно-методическое подразделение действует на основании Положения «О студенческом педагогическом отряде в Орловском государственном университете», Положения «Об учебно-методическом подразделении Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном универси-тете», Договора о творческом сотрудничестве Орловского государственного университета, Управления по делам молодежи и физической культуре, Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов (См.: Приложение), а также других нормативных актов, регламентирующих деятельность учебно-методического подразделения.
В основу создания и деятельности учебно-методического подразделения положены следующие задачи:
Ø участие в реализации государственной молодежной политики в Орловской области (Областная комплексная Программа «Молодежь Орловщины (2001-2005 годы)»;
Ø интеграция деятельности и содействие развитию движения студенческих педагогических отрядов (Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке студенческих отрядов в Российской Федерации»);
Ø повышение качества психолого-педагогической и методической подготовки вожатых и их общественное воспитание;
Ø содействие развитию и реализации личностного, творческого, интел-лектуального и социального потенциала молодежи.
Учебно-методическое подразделение координирует свою деятельность с Орловской областной Ассоциацией студенческих педагогических отрядов (ООАСПО), а через нее с администрацией учреждений оздоровления и отдыха детей и подростков, предоставляющих рабочие места для вожатых.
В компетенцию учебно-методического подразделения входит:
Ø осуществление подготовки вожатых, оказание помощи в повышении уровня вожатского мастерства участников студенческих педагогических отрядов;
Ø рецензирование программ разных направлений воспитательной деятель-ности с детьми и подростками в детских оздоровительно-образовательных учреж-дениях;
Ø создание и руководство работой экспериментальных площадок по совершенствованию организации досуга детей и подростков в детских загоро-дных оздоровительных лагерях.
Учебно-методическое подразделение наделяется следующими функциями:
1) учебная: подготовка вожатых к осуществлению педагогической деятель-ности в оздоровительно-образовательных учреждениях Орловской области и других регионов; повышение уровня вожатского мастерства участников студен-ческих педагогических отрядов;
2) воспитательная: приобщение молодежи к здоровому образу жизни, формирование активной жизненной позиции, содействие повышению общекуль-турного и нравственного уровня развития молодежи;
3) научно-методическая: оказание квалифицированной помощи студенческим педагогическим отрядам в разработке проектов программ смены в детском оздоровительном лагере; вариативных программ и пилотных проектов организации досуга детей и подростков в оздоровительно-образовательных учреждениях для участия в конкурсах программ разного уровня; программ разных направлений воспитательной деятельности, в соответствии с заказом оздоровительно-образовательного учреждения, представляющего отряду место работы;
4) оказание помощи вожатым в планировании смены в лагере; в разработке сценариев досуговых дел; программно-методическое обеспечение образователь-ной подготовки различных категорий участников педагогического отряда; разработка и издание методических материалов и учебных программ по направлениям деятельности вожатых; разработка системы сопровождения деятельности студенческих педагогических отрядов;
5) посредническая: оказание студентам помощи в личностном самоопре-делении, трудовой и социальной адаптации; оказание содействия в реализации социальных и трудовых инициатив молодежи; приобщение молодых людей к профессиональной, управленческой, исследовательской деятельности; создание условий для реализации творческого потенциала молодежи;
6) охранно-защитная: использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов студенческого педагогического отряда в целом и отдельных его участников.
Основными формами обучения и повышения вожатского мастерства являются:
Ø лекционно-практические занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» Института эстетического образования ОГУ;
Ø инструктивно-методический сбор;
Ø методические консультации;
Ø участие студенческих педагогических отрядов в Ярмарках инициатив и туристических путевок, слетах, фестивалях, выставках, съездах студенческих педагогических отрядов;
Ø стажировка вожатых в центрах детского отдыха федерального и регионального значения.
Программа подготовки студентов к выполнению функций вожатого детского оздоровительного лагеря состоит из трех взаимосвязанных компонентов: теоретико-практический; учебно-технологический; учебно-ме-тодический.
Теоретико-практический компонент. Теоретическая подготовка представляет собой аудиторные лекционно-практические занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» по программе «Технология организации летнего отдыха школьников», рассчитанной на два года обучения. На освоение теоретического курса отводится 60 часов лекционно-практических занятий. Учебно-тематический план курса включает 3 раздела и 24 темы.
Первый раздел «Общие подходы к организации летнего отдыха школьников» знакомит студентов с понятиями: «летний отдых», «досуг ребенка», нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность оздоровительно-образовательного учреждения и вожатого, социальным и возрастным портретом современных детей и подростков и особенностями работы с ними.
Второй раздел «Организация жизнедеятельности временного детского объединения в условиях оздоровительного лагеря» раскрывает специфику программ воспитательной работы в лагере, основные методы, приемы и формы работы с детским объединением на организационном, основном и заключительном периодах смены, знакомит студентов с методикой планирования деятельности.
Третий раздел «Психолого-педагогическое сопровождение временного детского объединения в лагере» знакомит студентов с механизмами организации, управления, взаимодействия вожатого с воспитанниками, методиками и технологиями деятельности вожатого.
Результатом теоретической подготовки выступает: знание студентами структуры смены в лагере, основных приемов организации досуговой деятельности детей и подростков, владение процедурой планирования жизнедеятельности отряда на смену, умение целенаправленно работать с методической литературой (подбирать игры, конкурсные задания, вопросы для викторины и т.п.).
Практическая подготовка является логическим продолжением подготовки теоретической и представляет собой инструктивно-методический сбор на базе детского загородного оздоровительного лагеря или семинар-практикум на базе Ассоциации студенческих педагогических отрядов. Учеба вожатых, участников инструктивно-методического сбора, проводится в виде сюжетно-ролевой игры, в которой студенты включаются в массовые творческие дела, работают в учебных студиях (спортивная, туристическая, игровая, танцевальная, песенная, экологическая, коммуникативная, медицинская, декоративно-прикладная и др.), организуют жизнедеятельность своего отряда. Массовыми творческими делами обычно бывают: торжественное открытие и закрытие сбора-смены, большой костер, смотр утренней зарядки, изготовление отрядного уголка, краткий туристический маршрут, вожатский концерт «Кто во что горазд», командно-спортивные встречи, творческие конкурсы и т.д. Результатом практического этапа обучения являются: знание методики организации разнообразных досуго-вых дел, умение организовывать различные формы работы с детьми и подрост-ками, пополнение педагогической копилки вожатого интересными сценариями, разработка конкретных дел.
Учебно-технологический компонент подготовки предполагает некоторый опыт практической деятельности студентов в роли вожатого временного детского объединения. Формой работы со студентами являются лекционно-практические занятия, раскрывающие методику и технологию психолого-педагогического сопровождения смены, и клубные встречи дискуссионного характера, в ходе которых обсуждаются острые вопросы, проблемы работы вожатого и пути их решения. Дискуссионные семинары-практикумы дают возможность вожатым поделиться опытом, педагогическими находками, получить ответы на интересу-ющие вопросы. Конкретное содержание семинара-практикума «Новые техноло-гии в сфере молодежного и детского отдыха и досуга» диктуется насущными потребностями и реальными проблемами вожатской деятельности и студенчес-кого педотрядовского движения. Методика проведения семинара-практикума включает: общее знакомство с проблемой, постановку исследовательской задачи, коллективный поиск путей решения, оценку и анализ вариантов.
Данный двухгодичный цикл обучения завершается вручением студентам Удостоверений установленного образца, подтверждающих их профессиональную подготовку (наличие дополнительной специальности) и закрепляющих за ними право трудоустраиваться в должности вожатого отряда детей и подростков (педагога-организатора) в детском оздоровительном лагере.
Учебно-методический компонент подготовки рассчитан на студентов, которые стремятся повысить свою вожатскую квалификацию, расширить свои умения для выполнения функций старшего вожатого или методиста (художественного руководителя) детского оздоровительного лагеря. Для них организуются специальные (индивидуальные или групповые) методические консультации по программному обеспечению жизнедеятельности смены в загородном оздоровительном лагере с учетом его специфики (санаторий, лесной, морской, профильный лагерь и др.).
Система подготовки вожатых включает несколько этапов: информационно-ориентировочный, учебный 1-ой ступени, организационно-методический, производственный, учебный 2-ой ступени, заключительный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, формы реализации, методическое обеспечение, содержание и предполагаемые результаты. Рассмотрим этапы подготовки вожатых.
1.Информационно-ориентировочныйэтап (сентябрь).
Форма реализации. Собеседование. Обзорная лекция.
Методическое обеспечение. Нормативно-правовые документы, регламентирую-щие деятельность учебно-методического подразделения, студенческого педагоги-ческого отряда.
Содержание деятельности. Знакомство студентов с движением педагогических отрядов в России и Орловской области, планом работы отделения «Основы вожатского мастерства» и Ассоциации СПО.
Ожидаемые результаты. Вовлечение студентов в движение студенческих педагогических отрядов.
2. Учебный этап 1-ой ступени (октябрь-апрель).
Форма реализации. Занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» на базе Института эстетического образования ОГУ.
Методическое обеспечение. Лекционно-практические занятия учебного курса «Технология организации летнего отдыха школьников» (1,2 разделы).
Содержание деятельности: 1) знание структуры смены, основных приемов организации досуговой деятельности детей и подростков, возрастных и социальных особенностей воспитанников, нормативно-правовых документов, регламентирующих работу вожатого, приемы планирования жизнедеятельности отряда; 2) умение разработать план-сетку работы отряда на смену, подобрать из методической литературы игры, конкурсные задания, эстафеты, викторины и т.п.
Ожидаемые результаты. Теоретико-практическая подготовка студентов к выполнению функций вожатого детского оздоровительного лагеря. Создание индивидуальной педагогической копилки, включающей разнообразные формы отрядных дел.
3. Организационно-методическийэтап (апрель-май).
Форма реализации. Образование нового студенческого педагогического отряда или вступление студента в действующий педагогический отряд.
Методическое обеспечение. Нормативно-правовые документы, регламен-тирующие деятельность студенческого педагогического отряда.
Содержание деятельности: 1) оказание вновь образованному отряду консультативной и посреднической помощи; 2) организация кураторства; 3) посредническая деятельность при вступлении в отряд нового участника; 4) участие отряда в различных акциях, проектах, семинарах-практикумах, ярмарках, инструктивно-методическом сборе.
Ожидаемые результаты. Создание атрибутов и символов отряда. Регистрация отряда в Ассоциации СПО. Презентация отряда. Создание методического фонда отряда. Становление отряда как коллектива. Расширение и углубление знаний, умений и навыков вожатого. Обмен опытом педагогической деятельности.
4.Производственный этап (июнь-август и т.д.).
Форма реализации. Практическая деятельность отряда.
Методическое обеспечение. Индивидуальная копилка отрядного вожатого. Курс лекций по технологии организации летнего отдыха школьников. Методический фонд отряда.
Содержание деятельности. Выполнение функциональных обязанностей отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере согласно должностной инструкции.
Ожидаемые результаты. Приобретение опыта педагогической работы с детьми и подростками, развитие педагогических умений. Реализация теоретических знаний и самореализация личности. Развитие организаторских, коммуникативных и других умений и навыков.
5.Учебный этап 2-ой ступени (октябрь-декабрь).
Форма реализации. Занятия на отделении «Основы вожатского мастерства» на базе Института эстетического образования ОГУ.
Методическое обеспечение. Лекционно-практические занятия учебного курса «Технология организации летнего отдыха школьников» (3 раздел).
Содержание деятельности: 1) помощь в разработке сценариев культурно-досуговых дел; 2) консультирование по вопросам составления программ жизнедеятельности смены в лагере; 3) самостоятельная работа по специализации.
Ожидаемые результаты: 1) знание методики и технологии организации дел на каждом периоде смены, владение методиками организации разнообразных форм досуговой деятельности детей и подростков, диагностическими методиками; 2) умение конструктивно подойти к решению педагогических ситуаций, анализировать собственную педагогическую деятельность, прогнозировать ее результаты.
(февраль-апрель)
Форма реализации. Методические консультации отрядов, стажировка членов отряда по специализациям.
Методическое обеспечение. Индивидуальная программа методической помощи отрядам. Индивидуальная программа по специализации.
Содержание деятельности: 1) выставка атрибутики педагогических отрядов и методических копилок; 2) обсуждение актуальных проблем организации детского, подросткового и молодежного досуга.
Ожидаемые результаты. Теоретико-практическая и психолого-педагогическая готовность вожатого к работе с детьми и подростками в ДОЛ. Разработка сцена-риев коллективных творческих дел, пополнение педагогической копилки вожа-того. Участие отрядов в конкурсе методических материалов. Получение серти-фиката по специализации.
(май)
Форма реализации. Научно-практическая конференция «Технологии организации детского, подросткового и молодежного досуга».
Содержание деятельности. Конкурс методических материалов СПО. Пленарные выступления участников конференции.
Ожидаемые результаты. Издание сборника методических материалов по итогам конференции. Участие в конкурсах методических программ и пилотных проектов. Получение удостоверения педагога-организатора детского оздоровительного лагеря.
6. Заключительный этап (летняя кампания и трудоустройство в течение года).
Форма реализации. Практическая профессиональная деятельность.
Методическое обеспечение. Методическая копилка СПО, личная библиотечка вожатого.
Содержание деятельности. Выполнение должностных обязанностей вожатого, кружковода и др., согласно документам, подтверждающим право занимать ту или иную должность в лагере.
Ожидаемые результаты. Профессиональный рост вожатого. Повышение уровня вожатского мастерства. Личностное самоопределение. Творческая самореали-зация.
_____________________________
Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 04-06-00219а
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОГОВОР
о творческом сотрудничестве Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», Управления по делам молодежи и физической культуре, Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет», именуемый в дальнейшем УНИВЕРСИТЕТ, в лице ректора Авдеева Ф.С. с одной стороны, Управления по делам молодежи и физической культуре, в лице Агибалова В.В., Орловская областная Ассоциация студенческих педагогических отрядов, именуемая в дальнейшем АССОЦИАЦИЯ СПО, в лице председателя Черняковой И.Л. с другой стороны, заключили настоящий Договор о творческом сотрудничестве.
1. Предмет договора
Предметом настоящего Договора является сотрудничество сторон с целью содействия студентам в реализации системы социально-значимых форм занятости молодежи в учебное и внеучебное время, получения знаний, умений и навыков работы по различным специальностям в детских оздоровительных лагерях, прохождения различных видов практик и выпускникам Университета в трудоустройстве, посредством использования возможностей банка вакансий Ассоциации СПО.
2. Обязательства сторон
2.1. Ассоциация СПО:
- информирует руководство Университета об областных, региональных, всероссийских и международных молодежных проектах, которые организует, проводит и в которых участвует Ассоциация СПО;
- осуществляет специальную подготовку и переподготовку студентов к работе в детском оздоровительном лагере;
- оказывает содействие в трудоустройстве студентов, студенческих педагогических отрядов Университета в детские оздоровительные учреждения в учебное и внеучебное время по представлению Университета;
- трудоустраивает студентов Университета в детские оздоровительные учреждения для прохождения различных видов практик по представлению Университета;
- оказывает, в пределах своей компетенции, содействие в трудоустройстве выпускников Университета, являющихся членами Ассоциации СПО;
- информирует руководство Университета об имеющихся в распоряжении Ассоциации СПО вакансий рабочих мест.
2.2. Университет:
- оказывает содействие в участии студентов Университета в молодежных проектах, которые организует, проводит и в которых участвует Ассоциация СПО.
- оказывает содействие Ассоциации СПО в профессиональной подготовке кадров для работы с детьми и подростками в детских оздоровительных учреждениях;
- информирует Ассоциацию СПО о наличии и составе СПО, созданных на базе Университета;
- содействует в создании и развитии методического фонда, организует обмен методическими и справочными материалами, представляющими взаимный интерес;
- участвует в разработке и реализации совместных программ по оздоровлению и отдыху детей и подростков.
3. Взаиморасчеты
Сотрудничество Университета и Ассоциации СПО осуществляется без взаимных финансовых расчетов.
4. Сроки действия договора
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сроком на один год.
4.2. Каждая из сторон имеет право расторгнуть Договор, предупредив об этом другую сторону не позднее, чем за месяц до предполагаемой даты расторжения.
4.3. По окончании срока действия договора, если ни одна из сторон не будет иметь претензий друг к другу по несоблюдению обязательств сторон, их изменению или предложений по их изменению, Договор пролонгируется на следующий год автоматически.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТУДЕНЧЕСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ В ОРЛОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Введение
1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и организации деятельности студенческих педагогических отрядов /далее СПО/ в Орловском государственном университете /далее ОГУ/.
1.2. Студенческий педагогический отряд – форма организации студентов образовательного учреждения высшего профессионального образования различных форм обучения /дневной, заочной, вечерней/, добровольно изъявивших желание участвовать в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности в свободное от учёбы или основной работы время.
СПО создаются с целью общественного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодёжи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодёжи.
СПО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, обозначенных в абзаце 2 пункта 1.2. настоящего Положения.
1.3. В зависимости от периода функционирования СПО подразделяются на постоянные и временные (например, педагогические отряды, выезжающие на летнюю педагогическую практику в оздоровительные учреждения).
1.4. Органом, координирующим деятельность студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном университете, является Совет по воспитательной работе ОГУ. Он осуществляет реализацию комплекса мероприятий по организационной, юридической, методической, материальной и другой поддержке деятельности движения студенческих педагогических отрядов.
1.5. Педагогический отряд является структурным звеном учебно-методического подразделения Орловской областной Ассоциации студенческих педагогических отрядов в Орловском государственном университете (далее УМП ООАСПО в ОГУ).
1.6. Студенческий педагогический отряд координирует свою деятельность с Орловской областной Ассоциацией студенческих педагогических отрядов, в компетенцию которой входит координация деятельности всех СПО, действующих на территории данного субъекта Федерации независимо от места их создания, трудоустройство СПО и отдельных его членов.
1.7. Студенческий педагогический отряд создаётся в части, не противоречащей Уставу ОГУ.
Общие положения
2.1. Студенческие педагогические отряды – общественные объединения студенческой молодёжи, созданные по инициативе граждан.
СПО действуют на основании Закона «Об общественных объединениях», Постановления правительства РФ «О государственной поддержке студенческих отрядов в Российской Федерации» /2001/,Областной комплексной Программы «Молодежь Орловщины (2001-2005 годы)», а также настоящего Положения и в соответствии с Уставом СПО.
2.2. Членами студенческих педагогических отрядов могут быть:
- студенты Орловского государственного университета;
- выпускники ОГУ, ранее принимавшие участие в деятельности студенческого педагогического отряда;
в порядке исключения:
- другие категории граждан, практический опыт и знания которых способствуют повышению эффективности выполняемой отрядом деятельности (работа с детьми и подростками во внеучебное время);
- несовершеннолетние граждане, достигшие 14-летнего возраста, в качестве резерва отряда до наступления возраста 18 лет.
Решение о зачислении в отряд представителей данных категорий принимает постоянно действующий руководящий орган отряда (Общее собрание п.4.1.)
2.3. Все участники педагогического отряда должны признавать настоящее Положение, иметь соответствующую психолого-педагогическую и методическую подготовку, не иметь медицинских противопоказаний для выполняемых отрядом видов деятельности.
2.4. Организационно-правовой формой СПО является учебно-методическое подразделение ООАСПО в ОГУ.
2.5. Деятельность СПО основывается на принципах добровольного участия, равноправия, гласности, самоуправления, законности. Цели, задачи, структура управления, виды деятельности СПО определяются его Уставом.
2.6. Устав СПО утверждается высшим руководящим органом СПО (Общим собранием п.4.1.) и должен предусматривать:
1/наименование СПО;
2/организационно-правовую форму СПО;
3/цели, задачи, основные виды деятельности СПО (компетенция СПО);
4/структуру управления;
5/условия и порядок приобретения и утраты членства;
6/права и обязанности участников СПО.
Порядок создания и ликвидации студенческого отряда
3.1. СПО создаются по инициативе их учредителей. В качестве учредителей СПО могут выступать не менее 3-х физических лиц, достигших 18-лет. В состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица – общественные объединения.
3.2. Количественный состав участников педагогического отряда строго не регламентируется. Отряд может состоять, как из трёх человек, имеющих склонность к педагогической деятельности, так и из 50 и более человек (СПО отдельного факультета или вуза в целом).
3.3. Правоспособность СПО как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. До государственной регистрации СПО действуют как общественные объединения без прав юридического лица.
3.4. Зачисление в СПО производится на основании собеседования, личного заявления студента при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к выполнению осуществляемых отрядом видов деятельности (работ).
Невыполнение учебной программы в вузе, программы подготовки к работе вожатым, наличие медицинских противопоказаний могут служить основанием для отказа в зачислении в состав отряда.
Решение о зачислении новых членов СПО принимает его постоянно действующий руководящий орган.
В случае нарушения членом отряда положений нормативных документов, регулирующих деятельность СПО, общественной и / или/ производственной дисциплины к нему могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, вплоть до отчисления из состава СПО.
3.5. Реорганизация и ликвидация СПО осуществляется в порядке, предусмотренном его Уставом и Федеральным Законом «Об общественных объединениях».
3.6. Созданный СПО должен быть зарегистрирован как общественная организация. Процедура регистрации СПО включает:
- письменное заявление участников СПО на имя проректора по воспитательной работе ОГУ с просьбой разрешить создание на базе факультета или вуза педагогического отряда;
- письменное заявление участников СПО в Орловскую областную ассоциацию студенческих педагогических отрядов на имя Председателя ассоциации;
- изготовление атрибутики отряда. Минимальным набором символов считается: название, девиз, эмблема, галстук, песня, проспект отряда, в котором отражена основная идея создания отряда, его количественный и качественный состав, место постоянной дислокации, контактные телефоны, направления деятельности и другая полезная информация, Устав СПО.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.