Тема 1. Определение ФФН. Особенности проявлений ФФН.
План:
1. Педагогическая классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной.
2. Определение ФФН.
3. Понятие о фонематическом слухе и фонематическом восприятии.
4. Особенности проявлений ФФН в различных возрастных группах.
Недостатки звукопроизношения при ФФН |
Замена звуков более простыми по артикуляции | Искаженное произношение звуков | Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков | Нестабильное использование звуков в различных формах речи |
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Педагогическая классификация речевых нарушений ( по Р.Е. Левиной).
Первая группа нарушений – нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Вторая группа нарушений – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание.
Тема 6. Периодизация ОНР.
План:
1. Речевая и неречевая характеристика детей с ОНР I уровня.
2. Речевая и неречевая характеристика детей с ОНР II уровня.
3. Речевая и неречевая характеристика детей с ОНР III уровня.
4. Речевая и неречевая характеристика детей с ОНР IV уровня.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.
Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.
Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается.
Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений.
Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры.
У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.
Тема 1. Определение ФФН. Особенности проявлений ФФН.
План:
1. Педагогическая классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной.
2. Определение ФФН.
3. Понятие о фонематическом слухе и фонематическом восприятии.
4. Особенности проявлений ФФН в различных возрастных группах.
Недостатки звукопроизношения при ФФН |
Замена звуков более простыми по артикуляции | Искаженное произношение звуков | Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков | Нестабильное использование звуков в различных формах речи |
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Педагогическая классификация речевых нарушений ( по Р.Е. Левиной).
Первая группа нарушений – нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Вторая группа нарушений – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.