. Унитарные предприятия - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. (1 ст. 113 ГК).
Унитарные предприятия могут учреждаться только Российской Федерацией, субъектами федерации или муниципальными органами, которые являются собственниками закрепленного за унитарными предприятиями имущества.
Унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью.
2. Выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Различия между ними следующие:
. казенное предприятие может быть создано только Российской Федерацией;
. субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия несет Российская Федерация;
. казенное предприятие не может быть признано банкротом;
. казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной продукцией (если иное не установлено законом или иными правовыми актами);
. собственник закрепленного за казенным предприятием имущества в праве изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.
Собственник закрепленного за унитарным предприятием имущества вправе:
. создавать, ликвидировать предприятие;
. определять цели деятельности и утверждать устав предприятия;
. назначать органы управления предприятия;
• получать установленную часть доходов предприятием.
Правовое положение унитарных предприятий Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК). Особенности унитарного предприятия: имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества; унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Собственник имущества не отвечает по долгам предприятия, за исключением казенного предприятия, по обязательствам которого отвечает казна. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается собственником имущества либо уполномоченным им органом и является гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия. Устав предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается учредителем предприятия, а устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), утверждается Правительством Республики Беларусь. Устав унитарного предприятия должен содержать, кроме общих сведений, также данные о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (п. 1 ст. ИЗ ГК). Следовательно, правоспособность унитарного предприятия является специальной. Унитарные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только теми видами хозяйственной деятельности, которые определены их собственником в уставе. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен. Руководитель действует в этом качестве на основе единоначалия и представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему законом полномочий. Имущественная ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от объема, характера прав на имущество, переданных собственником предприятию и закрепленных за ним. Долевая собственность на унитарное предприятие не допускается. В случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского хозяйства, а также перехода права собственности на имуществе унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемстве либо иными способами к 2 и более лицам: унитарное предприятие может быть реорганизовано путем разделения (выделения) либо преобразования в хозяйственное товарищество или общество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон; имущество унитарного предприятия переходит в собственность одного юридического или физического лица (совместную собственность супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) с выплатой другим лицам компенсации соответственно их доле в общей собственности, определенной по правилам, установленным для имущества, в отношении которого долевая собственность допускается; унитарное предприятие подлежит ликвидации в порядке, установленном законодательством, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица противоречат законодательству либо невозможны по иным причинам. Государственное унитарное предприятие, относящееся к республиканской собственности, создается органами Республики Беларусь, уполномоченными управлять государственным имуществом. Государственное предприятие, относящееся к коммунальной собственности, создается местным Советом депутатов или уполномоченными им местными органами управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается по решению собственника его имущества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем унитарного предприятия. До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия. В случае принятия учредителем унитарного предприятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Кредитор унитарного предприятия вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков. К казенным предприятиям относятся предприятия, созданные на основе республиканской собственности по решению Правительства Республики Беларусь. Имущество казенному предприятию предается на праве оперативного управления, т.е. предприятию передается право пользования имуществом в пределах, определенных Правительством Республики Беларусь, которые оговариваются в уставе унитарного предприятия, утверждаемом Правительством Республики Беларусь в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 48 ГК. В фирменном наименовании унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержаться указание на принадлежность предприятия к казенным (п. 3 ст. 115 ГК). У казенного предприятия объем правомочий по распоряжению имуществом уже, чем у предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, следовательно, оно имеет и меньше правомочий в хозяйственной деятельности. Правомочия собственника имущества, переданного в оперативное управление предприятию, по распоряжению им значительно шире. Собственник имеет право: устанавливать задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом предприятия (п. 1 ст. 277 ГК); изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 277 ГК); определять порядок распределения доходов предприятия (п. 2 ст. 278 ГК) и др. Казенное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Республика Беларусь несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности имущества казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК). Особенностъю казенного предприятия является то, что оно не может быть признано банкротом (п. 1 ст. 61 ГК). Реорганизовано или ликвидировано казенное предприятие может быть только по решению Правительства Республики Беларусь (п. 6 ст. 115 ГК). Согласно ст. ИЗ ГК в форме унитарных предприятий могут создаваться частные унитарные предприятия. Учредителями таких предприятий могут быть как физические, так и юридические лица Имущество частного унитарного предприятия находится в собственности создавшего его лица и принадлежит такому предприятию. на праве хозяйственного ведения. Частные унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на основании устава, который должен содержать указание на размер, порядок и источник формирования уставного фонда. Уставный фонд частного унитарного предприятия формируется создавшим его физическим или юридическим лицом (лицами). Из вышеизложенного следует, что формирование уставного фонда за счет имущества учредителя (физического лица) возможно исходя из отсутствия запрета на это в действующем законодательстве.
3. Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан по принципу членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Подробная регламентация статуса производственных кооперативов содержится в Федеральных законах "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 года и "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года (с изм. на 18 февраля 1999 года). При управлении кооперативом каждый член имеет один голос, вне зависимости от размера паевого взноса. Прибыль и оставшееся после ликвидации кооператива имущество делится между участниками обычно в зависимости от трудового участия. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по долгам кооператива. Возможно участие в производственном кооперативе только капиталом (без трудового участия). Однако такое участие не может быть более 25% паевого фонда кооператива. Члены производственного кооператива имеют право преимущественной покупки пая в имуществе кооператива.
Высший орган кооператива - общее собрание членов, орган текущего управления - правление и (или) председатель. В кооперативах с числом членов больше 50 создается наблюдательный совет.
Производственный кооператив может быть преобразован по единогласному решению его членов в хозяйственное товарищество или общество.
37. Правовое положение некоммерческих организаций (общая характеристика).
Некоммерческие организациисоздаются для управленческих, учебных, благотворительных и иных целей, осуществляют предпринимательскую деятельность не для получения прибыли, а лишь для достижения уставных целей.
Некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Некоммерческая организация имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Некоммерческая организация создается в следующих формах:
1. потребительских кооперативов (добровольных объединений граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемых путем объединения его членами имущественных паевых взносов);
2. товариществ собственников жилья (объединения лиц собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума));
3. общественных объединений (добровольных объединений граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей);
4. религиозных организаций (объединений граждан, имеющих основной целью совместное исповедание и распространение веры);
5. фондов (не имеющих членства некоммерческих организаций, учрежденных гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели);
6. учреждений (организаций, созданных собственником для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемых полностью или частично за счет средств собственника);
7. автономных некоммерческих организаций (учрежденных на основе добровольных имущественных взносов некоммерческих организаций, имеющих целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам);
8. ассоциаций (союзов) (союзов некоммерческих организаций, при которых их члены — самостоятельные юридические лица).
В зависимости от формы некоммерческой организации ее учредительными документами выступает:
1. устав, утвержденный учредителями (участниками) (для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации);
2. учредительный договор, заключенный ее членами, и устав, утвержденный ими (для ассоциации или союза);
3. решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником (для учреждения). Законодательство дает право некоммерческим организациям создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации.
Управление некоммерческими организациями осуществляют высший орган (коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации или общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза)) и исполнительный орган (руководитель некоммерческой организации).
Некоммерческими являются организации, которые: 1) в качестве основной цели своей деятельности не имеют извлечения прибыли и 2) не распределяют прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК). Следует сразу отметить, что это не предполагает полного запрета на осуществление названными лицами хозяйственной деятельности и каких-либо выплат участникам*(291). Так, члены некоммерческого партнерства, потребительского кооператива при прекращении отношений членства имеют право на выплату стоимости своего пая, доли. Однако, как правило, имущество и доходы некоммерческой организации используются исключительно для реализации ее целей.
Некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Однако нельзя согласиться с тем, что эти лица не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота*(292). Действительно, они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с предпринимателями*(293).
По данным МНС России, на 1 января 2005 г. в России в реестре юридических лиц числилось около 480 тыс. некоммерческих организаций. Это чуть более 20% от общего числа существующих юридических лиц. Наиболее распространены общественные организации (более 20% от общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций), учреждения (почти 13%), потребительские кооперативы (9,4%) и близкие им по целям деятельности садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества (5,40%)*(294).
Некоммерческие организации могут создаваться только в формах, предусмотренных законодательством, однако Гражданский кодекс (ст. 116-123) не содержит их исчерпывающего перечня.
Законодательство о некоммерческих организациях весьма объемно и достаточно бессистемно*(295). К некоммерческим организациям в полной мере применимы положения § 1 гл. IV ГК (общие положения о юридических лицах). Статьи 116-123 ГК определяют основы правого статуса лишь пяти отдельных форм организаций, а именно: потребительского кооператива, общественной и религиозной организации (объединения), фонда, учреждения и ассоциации (союза). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, среди которых в первую очередь следует отметить Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с послед. изм. и доп.)*(296) и от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с послед. изм. и доп.)*(297).
Нормы, регулирующие правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций, содержатся и во многих иных нормативных актах*(298). Так, особенности правового положения образовательных организаций установлены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 125-ФЗ "Об образовании" (с послед. изм. и доп.)*(299), а организаций культуры - Основами законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. (с послед. изм. и доп.)*(300).
Учредительные документы некоммерческих организаций. Большинство некоммерческих организаций имеет единственный учредительный документ - устав, и лишь некоторые, кроме того, - учредительный договор. Учреждения и государственные органы зачастую функционируют на основании положений, которые также отнесены Гражданским кодексом к учредительным документам. Наконец, статус отдельных организаций, в частности Центрального банка РФ и государственных корпораций, определяется специальными федеральными законами. Учредительных документов такие государственные юридические лица могут и не иметь*(301).
Анализ законодательства позволяет вывести общие требования к учредительным документам некоммерческих организаций любых видов. Они должны предусматривать (помимо положений, общих для всех юридических лиц) местонахождение, полное наименование и организационно-правовую форму такого юридического лица, состав (структуру), компетенцию и порядок формирования органов управления. Поскольку все некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, учредительные документы обязательно должны содержать цели их деятельности. Учредительные документы объединений, основанных на членстве, должны определять условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов.
Имущественное положение некоммерческих организаций. Как и любое юридическое лицо, некоммерческие организации имеют обособленное имущество. В большинстве случаев законодательство не устанавливает для этих организаций минимального размера активов (уставного или складочного фонда, капитала), а также возможности банкротства (за исключением потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, автономных учреждений и некоторых иных форм). Это объясняется тем, что объем хозяйственных операций этих организаций как участников гражданского оборота незначителен и связан в основном с приобретением товаров и услуг для собственных нужд.
Наименование и местонахождение некоммерческих организаций. Некоммерческие организации выступают в гражданском обороте под собственным наименованием (полным или сокращенным) и имеют исключительное право на его использование. Наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму организации и характер ее деятельности, а также отвечать некоторым дополнительным требованиям. В частности, наименование общественных объединений должно включать территориальную сферу их деятельности; наименование благотворительных организаций - содержать соответствующее указание на характер их деятельности; наименование учреждения должно включать указание на собственника имущества. Наименование не может заключать в себе информацию (понятия), оскорбляющую нравственные, религиозные и национальные чувства.
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. Таким образом, местом нахождения считается не конкретный адрес, а в целом субъект Федерации, в котором зарегистрирован головной орган организации. Закон также требует предоставления в регистрирующий орган сведений об адресе, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.
Права и обязанности членов, их ответственность по обязательствам организации. По общему правилу учредителями и участниками*(302) некоммерческих организаций могут выступать любые субъекты права (п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). Однако на самом деле законодательство подходит к субъектному составу участников некоммерческой организации весьма избирательно.
Так, граждане, неявляющиеся предпринимателями, не могут состоять членами ассоциаций и союзов, торгово-промышленных палат, государственных корпораций и бирж. Для юридических лиц закрыто участие в общественных объединениях (за исключением юридических лиц, созданных в форме общественных объединений), нотариальных палатах, коллегиях и бюро адвокатов, национально-культурных автономиях, общинах малочисленных народов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона об общественных объединениях). Кроме того, органы местного самоуправления не могут выступать учредителями благотворительной организации независимо от того, в какой форме она создается (ст. 8 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с послед. изм. и доп.)*(303).
Членство в некоторых организациях обусловлено наличием определенного имущества или статуса. Так, членами товарищества собственников жилья могут быть только собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, а садоводческого товарищества - владельцы участков. С утратой права собственности на имущество прекращается и членство в организации. В адвокатских образованиях могут состоять исключительно адвокаты, в нотариальных палатах - нотариусы.
Члены некоммерческих организаций несут обязанности, предусмотренные учредительными документами. В первую очередь это обязанность вносить паевые и членские взносы, соблюдать устав, выполнять решения органов управления и органов контроля. В некоторых случаях на участников также возлагается обязанность участвовать в деятельности соответствующего образования. Так, члены потребительского кооператива (общества) обязаны участвовать в его хозяйственной деятельности (ст. 12 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.)*(304)).
Как правило, члены некоммерческой организации не несут ответственности по ее обязательствам. Исключение представляют бюджетные и частные учреждения (включая государственные органы), союзы и ассоциации и потребительские кооперативы.
Движение материальных благ в отношениях участник - организация имеет одностороннюю направленность - от участника к организации. В большинстве случаев участники не сохраняют каких-либо прав на переданное организации имущество и не могут претендовать на ее активы ни в случае выхода из организации, ни в случае ее ликвидации. Так, участники общественных объединений, религиозных организаций, фондов, а также объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), автономных некоммерческих организаций не имеют в отношении этих организаций (и их имущества) никаких вещных или обязательственных прав*(305). Иным образом регулируются отношения собственника-учредителя и учреждения, некоммерческого партнерства, потребительского кооператива и их членов.
Основанием для приема в члены служит волеизъявление кандидата. Согласно ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Из этого правила следует и принцип свободы выхода по своему усмотрению в любое время. Основаниями для исключения могут быть: 1) действия (бездействие) участника, которые делают невозможной или существенно затрудняют деятельность организации, противоречат ее целям, либо 2) грубое нарушение им своих обязанностей, например невнесение имущественного вклада, систематическая неуплата членских взносов, несоблюдение требований устава.
38. Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права.
Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.
Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.
Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения^ Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.
Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).
Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.
Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).
Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.
Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.
Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.
Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.
Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).
Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.
Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).
Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.
Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно соторому особенности ответственности РФ , ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются даконом об иммунитете государства и его собственности.
Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.