Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания.

Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.

Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Упражнения, способствующие этому, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста.

У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

Различные виды деятельности вызывают различное утомление - умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое.

Любая деятельность может вызвать в какой-то степени соответствующие компоненты утомления, однако в процессе физического воспитания наибольшее значение имеет физическое утомление, связанное с мышечной деятельностью. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. - М, 1955.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает постепенное воспитание общей выносливости путем увеличения в каждой группе объема, интенсивности и длительности упражнений, выполняемых в умеренном и равномерном темпе (ходьба, бег, прыжки и т. д.), в подвижных играх - постепенным увеличением их продолжительности, усложнением двигательных заданий.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости.

Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности.

По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков.

Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры.

В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание).

Отмечается значительный рост выносливости в возрасте от 3 до 5 лет и от 6 до 7 лет у мальчиков.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста из всех названных выше видов гимнастики применяются: основная гимнастика, лечебная (корригирующая) и массаж как вид основной гимнастики.

Значение основной гимнастики заключается в ее эффективности для всестороннего физического развития, улучшения функциональных процессов в организме, укрепления здоровья детей. Упражнения, входящие в основную гимнастику, влияют на формирование правильной осанки, двигательных навыков, общей координации движений и развитие физических качеств.

Содержание основной гимнастики составляют следующие движения:

1. Основные - ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и упражнения, развивающие способность поддерживать равновесие. Все эти упражнения могут проводиться в зависимости от задач с использованием мелких и крупных физкультурных пособий (обручи, скакалки, мячи и др., трибуны для лазанья, цели для метания, стойки для прыжков и др.).

2. Общеразвивающие - используются в целях развития и укрепления отдельных групп мышц, воспитания правильной осанки. Упражнения оказывают общефизиологическое воздействие на организм и способствуют совершенствованию координации движений и ориентировки в пространстве. Они выполняются с предметами (флажками, палками, обручами, лентами) и без них.

3. Строевые упражнения - различные построения в круг, колонну по одному, шеренгу, перестроения - из колонны по одному в колонну по два, по три и так далее, размыкания, смыкания и повороты.

Все эти упражнения содействуют воспитанию правильной осанки у детей, развитию внимания, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, дисциплины.

Совершенствование основных движений, общеразвивающих и строевых упражнений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, а также на утренней гимнастике.

Материал по гимнастике расположен с учетом особенностей каждого возрастного периода, с постепенным нарастанием трудности как внутри каждой возрастной группы, так и между ними. Этим обеспечивается возможность каждому ребенку своевременно усвоить в течение пребывания в детском саду программный материал, приобрести доступную его возрасту технику движений и быть подготовленным к обучению в школе.

Основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество Мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Регулирующая деятельность нервной системы определяет совершенствование основных движений. В то же время отмечается обратная зависимость - совершенствование деятельности нервной системы под влиянием упражнений.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с воспитанием психических процессов: познавательных - внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых - собранности внимания, целенаправленности осознанных ребенком действий, умения согласовывать свои движения в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных - повышения общего жизненного настроения, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.

Основные движения содействуют воспитанию у ребенка различных ориентировок: в пространстве - ориентировка в направлении движения, удаленности и местоположении предмета, пространственных отношений между предметами, развития глазомерных оценок; во времени - длительность выполнения упражнений и последовательность их отдельных фаз, выполнение движений в заданном или индивидуальном темпе; ориентировка при движении в коллективе - нахождение своего места при перестроении и построении всей группы, среди детей при движении врассыпную; ориентировка в различных изменяющихся условиях совместной деятельности.

Все это способствует воспитанию умения учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Основные движения имеют значение и в воспитании эстетических чувств; они содействуют формированию красивой, правильной осанки, четкости, выразительности и координации движений, умению действовать в коллективе и полностью использовать пространство.

Основные движения - сложные условные рефлексы, постепенно образующиеся в процессе воспитания и обучения. В течение всего дошкольного возраста основные движения развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы.

Многократное повторение движений в определенной последовательности, например при упражнениях в ходьбе, беге, метании и т. д., образуют между отдельными элементами каждого из этих движений временные связи. Суставно-мышечная сигнализация, начинающаяся от выполнения начального движения, непосредственно вызывает все последующие, которые закрепляются в систему, автоматизируются. Образовавшиеся при этом динамические стереотипы у детей обладают большой устойчивостью.

Однако в процессе обучения и развития основных движений у детей особого внимания требует постепенное формирование гибкого динамического стереотипа, способности быстрой перестройки, приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов, упражнений, изменения заданий, темпа движений, условий, в которых они выполняются.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. Характерной особенностью первых является постоянное выполнение однообразных циклов (круг), когда все тело и его отдельные части непрерывно возвращаются в исходное положение (например, ходьба, бег).

Движения циклического типа быстрее усваиваются и автоматизируются. Это объясняется регулярным повторением циклов, закрепляющим в систему последовательность двигательных элементов данного цикла.

Повторяющаяся последовательность циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

Движения ациклического типа не имеют повторных циклов (метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себе определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения отдельных фаз.

Движения ациклического типа требуют большей постепенности усвоения, чем циклические. При их выполнении необходима более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие.

Ходьба - основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений.

И.М. Сеченов раскрыл весь сложный акт механизма ходьбы. Непосредственным регулятором движений являются конкретные кожно-мышечные ощущения, первосигнальные раздражители. «В течение каждого шага есть момент, когда обе ноги касаются пола, и чувствование в этот момент опоры служит для сознания сигналом отслаивать от пола подошву одной ноги и прислаивать другую - сигналом, регулирующим правильное чередование деятельности обеих ног во времени и пространстве».

Задачей упражнений, формирующих правильный навык ходьбы, является воспитание у ребенка правильной осанки, легкого, устремленного вперед шага, согласованности движений рук и ног, содействующей уравновешиванию всего тела, формированию свода стопы.

При обыкновенной ходьбе передвигаемая вперед нога становится на почву пяткой, а затем при передвижении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стопы. При ходьбе ребенка необходимо наблюдать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию».

Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ. Несмотря на активную работу мышц, ходьба при условии определенной дозировки не утомляет ребенка. Это объясняется ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием в работе мышц моментов сокращения и расслабления, оптимальностью работы нервной системы. В то время как опорная нога выдерживает тяжесть всего тела и работает, другая, отделяясь от земли, производит маятнико-образное движение, и в работе ее участие незначительно.

Спокойная ходьба, возникающая при замедлении темпа, способствует постепенному снижению физической нагрузки после интенсивных движений - бега, прыжков и приводит в норму повышенный пульс.

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого года жизни. В этом возрасте и на втором году жизни еще слабо развиты автоматизм и координация движений. Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх. Это связано с необходимостью сохранить равновесие: при вертикальном положении тела центр тяжести у ребенка находится относительно выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает. Делая шаги, ребенок неполностью выпрямляет ноги, они остаются немного согнутыми в коленях и тазобедренных суставах, стопы ставит параллельно или даже слегка повернутыми носками внутрь. Ступая, ребенок шлепает всей ступней без переката с пятки на носок. Многие дети раскачиваются из стороны в сторону, прижимают руки к туловищу или слегка помахивают только одной рукой, плохо поднимают ноги от пола (шаркают).

Наблюдается неравномерный темп движения: ребенок то идет быстро, почти бежит, то замедляет шаг. На втором году жизни каждый ребенок ходит в удобном для себя темпе. Содружественные движения рук и ног наблюдаются примерно у 25% детей в возрасте 2,5-3 лет, к 4 годам они отмечаются более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной. Дети могут ходить друг за другом, в колонне, соблюдая направление на указанный ориентир, в парах, по кругу. Они хорошо воспринимают двигательные задания и стремятся к самостоятельному выполнению. Возросшая сознательность позволяет проявлять правильную двигательную реакцию на задания - ходить врассыпную, друг за другом, ориентироваться среди разложенных предметов, обходя их, перешагивая, держа в руках. Дети приучаются быть водящими, воспринимать пространственную перспективу и сознательно ориентироваться при ходьбе на указанный предмет (стул, флажок, игрушка).

Ребенок пятого года жизни, особенно во второй половине, постепенно приобретает в процессе обучения навык правильной осанки, большую согласованность движений рук и ног, большую свободу ориентировки в пространстве, изменении направления.

Правильная обычная походка характеризуется следующими признаками: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи развернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль пути на 2-3 м от ног). Дыхание ритмичное, спокойное, через нос. Шаги равные, в определенном направлении и ритме, координация движений рук и ног правильная.

Учитывая возрастные возможности детей, воспитатель предъявляет более высокие требования к качеству движений. Закрепляются и совершенствуются навыки ходьбы, приобретенные в предыдущей группе; чередуется ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. п. Все дети уже могут быть ведущими и ориентироваться в пространстве по заданию воспитателя и самостоятельно.

У детей шестого года жизни ходьба характеризуется более устойчивым и медленным темпом, большей шириной шага. Воспитатель обращает внимание на соблюдение каждым ребенком правильной осанки, координации рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага - глубокий, через нос, вдох; 4 шага - длительный выдох) и уверенную спокойную манеру ходьбы с изменением ее приемов (не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена и т. д). Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1986.

Дети седьмого года жизни при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, координацию движений, ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы.

В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия при обучении детей используется ряд специальных упражнений.

Ходьба на носках выполняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, тем самым укрепляя свод стопы. Это упражнение вызывает короткий шаг и меньший взмах руки и способствует выпрямлению позвоночника. Ходьба на наружном крае стопы («косолапый мишка»). Ходьба крадучись, на полусогнутых ногах. Ходьба босиком по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок.

В старшем возрасте применяется ходьба с высоким подниманием бедра, укрепляющая мышцы спины, брюшного пресса и ног, требующая сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса, укреплению связочного и суставного аппарата; ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость; ходьба приставным шагом; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономности движений.

Ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взмахом рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, ног, стопы. Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага с 39-40 см у детей 4 лет до 51-53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170-180 до 150.

Бег - движение циклического типа. Как и ходьба, он характерен повторностью циклов, чередованием моментов опоры на плоскость, поочередным перенесением ног вперед, согласованностью движений рук. Однако у бега имеется и существенное отличие от ходьбы.

Во время бега есть фаза полета, когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от почвы. Момент полета усиливает быстроту передвижения человека, увеличивает длину шага, придавая возможность двигаться вперед по инерции с расслабленными мышцами. В силу возникающего при этом торможения в деятельности работающих нервных центров обеспечивается восстановление их работоспособности, а также и всей нервно-мышечной системы.

Задачей упражнений при обучении бегу является выработка легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и ног. В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. При беге резко возрастает расход энергии, поэтому увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения, газообмен. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию, совершенствованию функции центральной нервной системы, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Быстрый, интенсивный бег должен заканчиваться постепенным снижением физической нагрузки - переходом на ходьбу с последующим замедлением, что содействует приведению пульса к норме. Резкий переход от быстрого движения к статике (стоянию или сидению) в силу недостаточной тренированности сердечно-сосудистой системы вызывает нездоровые явления, что необходимо учитывать в работе с детьми.

Бег формируется в конце второго года жизни и совершенствуется на третьем году.

Для бега ребенка 2,5-3 лет характерен мелкий, семенящий шаг. Многие дети плохо отталкиваются от почвы и бегут на всей ступне. В этом возрасте дети охотнее бегают, чем ходят. В начале освоения навыка они бегают не ритмично, тяжело ступая, плохо соблюдают направление. По мере обучения закрепляются признаки правильного бега: полетность - корпус слегка наклонен вперед, голова приподнята, руки согнуты в локтях, движения рук и ног согласованы.

По данным С.Я. Лайзане, фаза полета отмечалась у 30% детей в возрасте от года 10 месяцев до 2 лет 8 месяцев, а через 8 месяцев целенаправленных занятий фаза полета была зафиксирована у 92% детей.

Обучение детей бегу осуществляется в подвижных играх, игровых упражнениях (бег в прямом направлении, а позднее - врассыпную и друг за другом).

Хорошая координация движения рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: у 30% детей 3 лет, у 70-75% - 4 лет и у 90% - 7 лет.

У детей от 4 до 7 лет значительно изменяется скорость бега. Согласно полученным данным время бега на дистанцию 30 м неуклонно сокращается.

Специальные исследования дали возможность рассмотреть динамику двух основных компонентов бега, влияющих на его скорость, длины шагов и их частоты (темпа).

У детей от 4 до 7 лет отмечается последовательное увеличение длины беговых шагов на 28-30%. Частота беговых шагов в дошкольном возрасте изменяется мало: у мальчиков 4 лет темп бега равен 4,45 шаг/сек, у девочек - 4,18 шаг/сек, в 7 лет соответственно 4,26 шаг/сек и 4,24 шаг/сек. Эти данные дают основание считать, что прирост скорости бега у детей дошкольного возраста происходит в значительной мере за счет увеличения длины беговых шагов.

К 4 годам под влиянием упражнений улучшается координация движений рук и ног в беге, совершенствуются полетность, ритмичность. Однако ребенок не имеет еще достаточной длины шага. Поэтому детям дают упражнения в беге через начерченные линии, кружки, а также в быстром беге с увертыванием и ловлей.

Ребенок 5 лет в основном овладевает техникой бега, хотя в деталях не достигает достаточной четкости. При обучении внимание обращается на совершенствование деталей техники бега, его легкости и скорости.

В возрасте 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, стремительно, равномерно, с хорошей координацией движений, полетностью, соблюдением направления. При обучении основное внимание обращается на совершенствование бега, развитие его скорости (дистанция 30 м). Дети упражняются в выполнении различных заданий, в беге с увертыванием. Михайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. - М.: Медицина, 1991.

В целях совершенствования качества бега у детей, как и при ходьбе, целесообразно использовать различные виды: бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и легкости движений; бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве; бег наперегонки; бег с увертыванием и ловлей, врассыпную, служащий хорошим упражнением для ориентировки в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке. Воспитательное значение упражнений в беге состоит в приобретении детьми многообразных, полезных ориентировок.

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть различны. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых психических и физических усилий, для более старших детей одинаково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности.

А.В. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий». В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражнений на занятиях в смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой - найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

Рассмотрим возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

Начинаться занятие может по разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя.

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими иногда может быть проведена и общая для всех игра, воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть, этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, разместить игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе. Богданов Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости и быстроты в беге // Физкультура в школе. - 1977. - № 8. - С.15-20.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наоборот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети -самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

15.Физкультурные занятия. Значения, задачи, структура и содержание. Методика проведения физкультурных заняти

Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.

Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части: вводную, основную и заключительную.

В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями), бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, на месте с продвижением), подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание («Найди себе пару», «Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»). Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы) сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.

В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных видов движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Физкультурные занятия:

  • Традиционные;
  • Музыкально – ритмическая гимнастика;
  • Прогулки – походы;
  • Занятия по типу круговой тренировки;
  • Самостоятельные занятия;
  • Занятия, построенные на танцевальном материале;
  • Сюжетно – ролевые занятия;
  • Игровые занятия; и др.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.